Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Задачи, компоненты и уровни информационных войн
Как отмечает Г. Почепцов, информационное противоборство, являясь неотъемлемой составной политических отношений, выступает одним из основных инструментов политического принуждения в современных условиях. Поэтому не случайно оно пронизывает все формы политической борьбы. Иными словами, информационное противоборство уже не ограничивается широкомасштабным влиянием на население и войска, а активно нацеливается на высшие эшелоны власти и общественное сознание государств-противников и партнеров, на системы принятия государственных решений в различных сферах жизнедеятельности. Политические актеры, находясь в состоянии жесткой конкуренции (или конфликта), непрерывно обмениваются информационными влияниями, которые становятся все более изощренными и опасными [35, c. 25]. Таким образом, информационная война является целенаправленной, организованной деятельностью государства, группы государств в сфере распространения и использования информации, посредством массированного воздействия на информационные системы вероятного противника с целью коммуникативного воздействия на массовое сознание аудитории страны-противника для изменения ее картины мира. Идеальный вариант – дисфункциональность политических структур, принимающих решения. К числу задач информационных войн относятся следующие: а) изменение в нужную сторону сознания социальных масс и элиты; б) дискредитация политических и идеологических доктрин соперника (противника); в) формирование негативного отношения к определенным политическим структурам и процессам; г) дестабилизация политической ситуация в стране (определенной политической среде) и инспирирование акций протеста; д) намеренное искажение информации, предоставление противнику е) создание внутри страны лояльных политических организаций, групп и лидеров мнений; ж) подрыв международного авторитета определенных политических структур, персон и институтов; з) постоянный контроль над информационными и) обеспечение безопасности в информационной сфере, включая эффективное использование информационных ресурсов страны, их защиту и воспроизводство.
Информационная война как правило включает в себя следующие компоненты: а) информационно-экономическую войну, направленную на завоевание экономического пространства, на установление конкурентоспособных моделей бизнеса; б) радиоэлектронную войну, нацеленную на вмешательство в электронные системы управления государства-противника; в) разведывательную войну для выявления слабых сторон в принятии решений противником и его перспективных планов; г) хакерскую войну, направленную на выведение из строя информационных систем противника; д) информационно-психологическую войну как метод воздействия на общественное сознание населения и личного состава вооруженных сил потенциального противника; е) командно-управленческую войну, стремящуюся поразить каналы связи между командованием и исполнителями с последующей дезорганизацией системы управления; ж) кибервойну, т.е. захват компьютерных данных противника. В контексте решения целей и задач данной дипломной работы исследовательское внимание на информационном воздействии, направленном на общественного и обыденное сознание социальных масс и властвующей элиты. В этом случае предметом исследование выступают ряд компонентов. Во-первых, информационно-идеологическое давление с помощью СМИ на враждебное государство стране, разрушения в ней традиционных культурных, нравственных и эстетических ценностей. Во-вторых, манипулятивное воздействие на сознательные и бессознательные психические процессы людей с целью изменить их в направлении, желаемом для инициаторов информационных атак; В-третьих, распространение дезинформации, т.е. недостоверной и/или умышленно-искаженной, направленной на разрушение общественного согласия, дискредитацию политических институтов, предоставление сопернику ложной информации о собственных целях и силах. В-четвертых, организация прямых информационных атак на руководство государства-соперника, его управленческие структуры. В-пятых, электронное нападение (блокировка) на информационно-коммуникационные системы страны-соперника или же политического противника, на его компьютерные системы, сети и организаторов.
Информационная война включает в себя, таким образом,: а) средства коммуникации; б) сбор данных; в) пропаганду и иные способы социального манипулирования; в) саботаж логистики и электроники, г) слежку и другие меры. Среди основных социально-коммуникативных характеристик Кроме этого, не существует общепризнанных юридических, моральных норм ее осуществления; ее способы и ограничены только соображениями эффективности. К тому же информационная война, как правило, ведется на «чужой» Очевидно, что основным средством распространения информации в процессе осуществления информационной войны являются средства массовой Отметим также, чтоинформационная война обладает рядом преимуществ по сравнению с войной обычной. В первую очередь она является недорогой в финансовом и материальном значении. Она связана с меньшим риском для жизни и здоровья ее участников, чем в случае непосредственного военного противоборства; она же ведется дистанционно, а потому ее участники обладают меньшими шансами быть схваченными и подвергнуться наказанию. Информационная война может осуществляться в мирное время – открыто и вполне легально. Например, радиостанция «Голос Америки», вещающая на СССР, или же журнал «Советский Союз», распространяемый в западных государствах. Ей присущи также скрытность использования и способность «подключать» подрывной информационный контент в существующие информационные системы противника, гибкость и адаптивность при решении задач трансформации информационной среды. При этом эффективность информационной войны может быть гораздо выше войны обычной. К примеру, распад СССР и крах мировой системы социализма был обусловлен не военной победой, а победой западных государств в «холодной войне», которая велась преимущественно информационными методами. Для информационной войны по сравнению с традиционной характерно и то, что её участники пытаются получить преимущество над противником, а не победить или полностью уничтожить его. Она может быть как следствием, так и причиной традиционной войны, а также развиваться сама по себе: например, во время выборов или политического кризиса. В информационной войне существует три уровня. Первый уровень – это физических элементов, т.е. техническое состояние СМИ, объем, масштаб и тотальность информационных сообщений. В техническом отношении РБ полностью проигрывает конкуренцию как с российскими, так и с западными СМИ, но это компенсируют через ограничения их распространения на территории Беларуси. При этом важно опережающее других сообщение, поскольку оно обладает наибольшей эффективностью. Новые технологии чрезвычайно важны для победы в информационной войне. Например, твиттер-технологии уже выступили важным инструментом информационной войны. Твиттер – это социальная сеть, построенная на микроблогах, кратких сообщениях, ограниченных, как правило, 140 символами. Эта технология позволяет мгновенно обменяться сообщениями между участниками политических событий, как это произошло во время «арабской весны» в Тунисе и Египет). Широкое распространение в современных информационных войнах получили телеграмм-каналы.
Аналитики отмечают, что отмечает, в частности, что «Интернет породил и феномен Навального. Выход Навального из тени – это выход из тени интернет-юзеров, способных не только пассивно воспринимать информацию, распространяемым по каналам традиционных СМИ, но создающих и распространяющих ее самостоятельно» [27, с. 89]. Второй уровень – это уровень информационного менеджмента, т.е. качество управления информационными процессом. В РБ государственные структуры в соответствие с Концепцией информационной безопасности должны радикально улучшить его качество. Академик Е. Бабосов справедливо пишет «Качество работы госструктур в Интернете является неудовлетворительным. Значительное большинство белорусских масс-медиа отстает от зарубежных по качеству подготовки и подачи материалов» [Цит. по: 22, с. 60]. Третий уровень – уровень принятия решений социальными субъектами, включающий в себя процессы интерпретации и присвоения сообщений, что в свою очередь, зависит от уровня доверия к ним. Как и рекламные кампании, информационные войны отличаются друг от друга по степени воздействия (ровные, нарастающие и нисходящие), направленности (целевые и общественные) и охвату (региональные, национальные и международные). Иногда информационные войны ведутся импульсно, с периодическими всплесками активности. В последние десятилетия в информационную войну активно включились и различные террористические организации, прежде всего мусульманские. ИГИЛ и другие террористические организации очень грамотно использует интернет для ведения пропаганды и вербовки новых членов. Кроме обычной агитации (статьи, видеоролики, подача новостей в нужном для себя ключе), игиловцы весьма умело работают в социальных сетях, привлекая для этой работы профессиональных психологов. В конечном счете схема современной информационной войны выглядит следующим образом:
1. Поле боя информационной войны: информационное пространство. 2. Ее задачи:осуществление скрытого информационного влияния на поведение противника, стремясь к тому, чтобы он принимал решения или действовал таким образом, которые противоречат его намерениям или максимально усложняют их выполнение. 3. Объект информационной войны: разум, сознание и бессознательное тех, кто принимает ключевые решения войны и мира, населения страны и личного состава вооруженных сил, использование возможностей и потенциала стратегического развития страны, а также граждан конкретного государства. Создание для руководства противника ситуации, когда оно вынуждено принимать стратегические и тактические решения, пребывая в контролируемом вами информационном поле. 4. Цель информационной войны: захват и контроль над информационными каналами и потоками противника с целью принуждения его руководства и других субъектов политики к принятию определенных (заданных извне) решений и осуществление действий, подмена истинных национальных ценностей и интересов ошибочными. 5. Методы и способы влияния: кроме обычных радиоэлектронных средств, сегодня агрессивно используются средства физического влияния (противорадиолокационные ракеты, генераторы магнитных импульсов и т.п.), психологического влияния (современные электронные СМИ и глобальные социальные сети), способы создания и уничтожения баз данных, а также способы, которые позволяют нарушать или парализовать работу управления инфраструктурнымиобъектами (вирусные атаки на компьютерные системы управления объектами энергетики, аэропортов и т.д.) [31, с. 51].
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.033 с.) |