Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Информационная безопасность Республики БеларусьВ ходе информационного противоборства, информационных войн актуализируется проблема информационной безопасности. Большинство развитых стран обладают мощным информационным потенциалом, который при определенных условиях может подвергнуться опасности и рискам. В полной мере это относится к Республике Беларусь, находящейся в состоянии гибридной войны со своими внутренними и внешними противниками. Национальная безопасность существенно зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет только расти. Определений информационной безопасности на сегодня существует достаточно много: в нормативных документах и в научной литературе их насчитывается шестнадцать. Единого мнения о том, что такое информационная безопасность не существует. Однако выделение информационной сферы как отдельной сферы национальной безопасности позволяет сформировать целостное представление о состоянии, проблемах, основных тенденциях информационной безопасности страны. В этой сфере необходимо решать вопросы, связанные с определением природы различных видов информационных опасностей (угроз), механизмов их воздействия на объекты информационной безопасности, возможных последствий этих воздействий, путей и методов их нейтрализации или уменьшения, защита информации. Наиболее важные из них: - потребности граждан, общества, государства и мирового сообщества; - их уязвимость и зависимость от цифровых технологий; - широкий спектр угроз и опасностей, требующих управления системой информационной безопасности. В настоящее время существует недостаточное количество, по сравнению с масштабами информационных войн, нормативно-правовых актов, которые регулируют информационную сферу общественной жизни. Резолюция ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» определяет специальные нормы и принципы, которые непосредственно регламентируют вопросы международного обмена информацией и организуют сотрудничество в информационной сфере: - вопросы зарубежного распространения информации должны регулироваться международными документами; - СМИ могут правомерно использоваться для международного распространения демократических идей; - государства должны предупреждать использование СМИ для распространения идей, запрещенных международным сообществом; - государства несут международную политическую ответственность за соответствие международной деятельности национальных СМИ общепризнанным нормам международного права [16, с. 320]. Действия, связанные с обеспечением информационной безопасности, должны включать: - наблюдение, анализ, оценку и прогноз угроз и опасностей, критической инфраструктуры, степени национальной уязвимости; - отработка стратегии и тактики, планирование предупреждения нападения, укрепление потенциальных связей, выравнивание ресурсов обеспечения информационной безопасности; - действия по обеспечению информационной безопасности; - управление последствиями инцидента (кибератаки, информационные операции информационной войны). Очевидно, что система обеспечения информационной безопасности должна быть межведомственной и иерархически организованной, её структура и организация должна соответствовать структуре государственного управления с четкой координацией действий отдельных сегментов. Организация эффективной системы обеспечения информационной безопасности предусматривает централизованное управление с конкретными ведомственно-распорядительными функциями, которые обеспечивают мониторинг и контроль за всеми компонентами национального информационного пространства. Система обеспечения информационной безопасности должна быть в любых ситуациях скоординированной многосторонней и многоаспектной информационной операции, обладать способностью, сохранять важные параметры своего функционирования [29, с. 37]. В настоящее время в РБ вопросы, связанные с информационной безопасностью государства и противодействием информационным войнам в правовом отношении регулируются Концепцией информационной безопасности Республики Беларусь, принятой в 2019 г. В ней вводится в научный и политический оборот понят «деструктивное информационное воздействие», которое определяется как «осуществление информационного влияния на политические и социально-экономические процессы, а также на физических и юридических лиц в целях ослабления обороноспособности государства, нарушения общественной безопасности, принятия и заключения заведомо невыгодных решений и международных договоров, ухудшения отношений с другими государствами, создания социально-политической напряженности, формирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, разрушения традиционных духовных и нравственных ценностей, создания препятствий для нормальной деятельности государственных органов, причинение иного ущерба национальной безопасности» [20]. По сути дела речь идет о содержании информационных атак политического противника, требующих противодействия со стороны государства и гражданского общества. Для этого предполагается создание системы правовых, политических и технических инструментов по локализации и ликвидации этих угроз. Кроме этого, в Концепции подчеркивается, что интенсивное развитие в современном мире ИКТ, особенно Интернета, способствует появлению все новых источников распространения информации, что объективно снижает в информационном пространстве долю отечественного контента и требует более активной работы органов государственных и общественных структур по его формированию и продвижению на внутренних и внешних информационных рынках. Исходя из подобного понимания, принципиальное значение приобретает принятие на государственном уровне мер по повышению объема, разнообразия и качества национального контента, скорости его предоставления. Очевидно, что по многим параметрам государственные СМИ РБ уступают иностранным масс-медиа, в первую очередь, российским, что создает риски для национальной безопасности страны. В Концепции подчеркивается, что важнейшей целевой установкой обеспечения информационной безопасности является информационный суверенитет РБ», которая отстаивает собственные информационные интересы с использованием различных и имеющихся в ее распоряжении сил и средств [20]. Кроме этого, указывается на то, что «масштабное манипулирование массовым сознанием принимает такую же остроту, как борьба за территории, ресурсы и рынки. Через информационное пространство осуществляется преднамеренная дискредитация конституционных основ государства и их властных структур, размывание национального суверенитета и самобытности, вовлечение людей в экстремистскую и террористическую деятельность, разжигание межнациональной и конфессиональной вражды, формирование радикального и протестного потенциала. Информационный фактор играет все более значительную роль в межгосударственных конфликтах и неявных действиях, направленных на нарушение суверенитета, территориальной целостности стран и снижение темпов их развития» [20]. Отмечается, все большее беспокойство вызывает активное распространение в информационном пространстве фальсифицированной, недостоверной и запрещенной информации. В свою очередь снижение критического отношения потребителей информации к фейковым сообщениям новостных ресурсов, в соц. сетях и других онлайн-платформах создает предпосылки преднамеренного использования дезинформации для дестабилизации общественного сознания в политических, социально-опасных, иных подобных целях. В этом контексте основными источниками информационных угроз и рисков выступает «информационное противоборство между ведущими мировыми центрами силы, целенаправленное формирование внутри и за пределами страны информационных поводов для дискредитации гос. внешней и внутренней политики» [20]. Как же достичь Беларуси политического успеха на поприще информационного противоборства, согласно данной Концепции? Во-первых, в полной мере осознавать содержание главной цели информационной борьбы – обеспечения безопасности всех компонентов информационной сферы, формирование «устойчивого иммунитета против деструктивных информационных воздействий на массовое общественное сознание» []20. Во-вторых, создание эффективного кадрового потенциала, задействованного в области в информационной безопасности. В-третьих, концентрация медийных и иных усилий на сохранении традиционных ценностей белорусского народа, национальной концепции исторического прошлого страны и белорусской модели памяти. В-четвертых, «расширение социальных функций и коммуникативных возможностей белорусского языка, его полноценное и всестороннее развитие вместе с другими элементами национальной культуры», что обеспечивает гуманитарную безопасность государства и общества. В-пятых, особая проблема – уровень доверия населения к официальной информации и, в особенности к государственным СМИ, что настоятельно требует адаптации форм распространения информации к первоочередным информационным потребностям граждан, а также достижению баланса интересов личности, общества и государства. В-шестых, принципиальное значение приобретает конкурентоспособность государственных СМИ, достигаемая в том числе через национальное производство высококачественного контента и формирование современной системы медиаизмерений. В этом контексте целесообразно формирование современных отечественных медийных аналитических, научных и дискуссионных площадок. В-седьмых, Концепция настаивает на необходимости усилить цифровую трансформацию экономики и социально-политической сферы беларусского общества. Для этого предполагается переход электронного правительства от простого предоставления услуг по запросам граждан к проактивной работе с населением.
Заключение Феномен информационной войны имеет длительную историческую ретроспективу и перспективу; он существовал практически во все исторические эпохи. Практически все политические конфликты прошлого века обладали информационной составляющей. Первая и Вторая мировые войны продемонстрировали серьезные возможности пропагандистского воздействия на массовое сознание, которое достигло своего апогея в информационном глобализированном обществе. Информационная война исторически не только обладает самодостаточностью, но традиционно вписана в контекст «горячей», холодной и гибридной войн в качестве холодной силы. Необходимо осознавать тот факт, что информатизация общества, интенсивное развитие ИКТ помимо позитивных эффектов приводит к деструктивным последствиям, которые подрывают культурные ценности, духовные основы общества и создают серьезные угрозы в сфере национальной безопасности. Большинство исследователей под информационной войной понимают информационное противоборство с целью нанесения ущерба важным структурам противника, подрыва его политической и социальных систем посредством распространения специально отобранной и подготовленной информации. В условиях информационных войн объектами разрушения становятся ценностные ориентиры общества, национальный менталитет, общественный идеал. Одним из основных инструментов деструктивного информационного воздействия становятся масс-медиа. Объектом информационной войны выступают разум, сознание и бессознательное тех, кто принимает политические решения, население страны и личный состав вооруженных сил. Идеальная ситуация – создание ситуации, когда политическое руководство вынуждено принимать стратегические и тактические решения, пребывая в контролируемом вами информационном поле. Информационные технологии и атаки позволяют навязать свою волю противника, заставить его руководство отказаться от враждебных действий, передать власть другому политическому лидеру или группе людей. Основными инструментами информационных войн являются социальное манипулирование и пропаганда, которые сфокусированы на внедрении в сознание аудитории идей, которые не декларируются явно и однозначно, влияя, таким образом, на представления и действия социальных масс, а обычно состоит из фактов, аргументов, слухов, полуправды, или лжи с широким использованием различных символов (слова, жесты, плакаты, монументы, действия, музыку и т. д. В данной дипломной работе выявлены основные методы ведения информационной войны. Некоторые из них укоренены в далекое историческое прошлое, а многие рождены уже в условиях информационного постиндустриального общества. Их общее число – огромно. Особое аналитическое внимание отдано кибервойнам. Для обеспечения нормальной и стабильной информационной безопасности любого государства сейчас необходимо создать мощную и действующую систему информационно-психологического обеспечения. В Республике Беларусь приняты два важных государственных документа, регламентирующих в правовом, техническом и политическом отношениях эту сферу: Концепция национальной безопасности и Концепция информационной безопасности. В них дается определение информационной безопасности, четко определяется политический противник, идентифицируются различные информационные угрозы и риски, называются направления информационно-психологического противодействия, отмечается принципиальное значение приобретает конкурентоспособность государственных СМИ, достигаемое в том числе через национальное производство высококачественного контента и формирование современной системы медиаизмерений. В этом контексте целесообразно формирование современных отечественных медийных аналитических, научных и дискуссионных площадок.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.004 с.) |