Экономико-математическое  моделирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономико-математическое  моделирование



Данный метод позволяет одновременно учесть влияние многих факторов на элементы рынка (например, спрос), несмотря на их разнонаправленное и неравноэффективное действие.

При этом основываются на том, что все факторы, влияющие на спрос, образуют системные комплекты, что требует системного подхода при их анализе и прогнозировании.

Важно учесть не все факторы, а выбрать из них главные, определяющие. При этом следует учитывать, что факторы, образующие системный комплекс, влияют не только на спрос, но и воздействуют друг на друга. Например, одним из факторов, оказывающих влияние на спрос, является доход. Однако сам доход определяется другими факторами, такими как профессия, образование, возраст.  

На рис. 3.3 представлен упрощенный системный комплекс спроса и ряда влияющих факторов.

Рис. 3.3. Системный комплекс спроса

и определяющих его факторов

 

Влияние факторов на спрос различно. Одни факторы вызывают его увеличение, другие – уменьшение (рис. 3.4).

Учесть одновременно влияние многих факторов позволяет экономико-математическое моделирование.

Экономико-математическая модель представляет собой многофакторное регрессионное управление, описывающее системный комплекс спроса и факторов. При прогнозировании в данное уравнение подставляются перспективные значения факторов.

Данный метод прогнозирования является самым трудоемким, но и наиболее точным.

 

Рис. 3.4. Зависимость спроса

от определяющих его факторов

 

Структурное моделирование

Структурная модель представляет собой статистическую таблицу, в которой содержится группировка потребителей по какому-либо существенному признаку (например, уровень дохода на одного члена семьи в месяц) и соответствующая группам структура потребления товаров (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Структурная модель спроса населения административного района (в расчете на одного человека)

Данный метод основан на сохранении структуры распределения расходов населения на покупку товаров по группам семей в прогнозируемом году на уровне базисного. При этом учитывается, что изменение структуры потребителей ведет к изменению и среднего потребления (следовательно, спроса).

Метод эффективен при незначительном изменении факторов спроса, иначе возможны существенные ошибки при прогнозировании.

Экспертные оценки

Данный метод используется в том случае, если нет базисной информации на рынке (новый товар) или если она не заслуживает доверия (рынок давно не исследовался).

Метод основан на опросе экспертов, в качестве которых привлекаются достаточно компетентные специалисты (обычно не более 30). Суть метода – каждый эксперт дает свою субъективную оценку о развитии рынка. Полученные оценки усредняются, чем достигается объективность экспертизы в целом.

Чем выше степень согласованности мнения экспертов (чем меньше вариация от средней величины), тем точнее прогноз.

                                ,

где yii -й прогноз; Ni – количество экспертов, давших i -й проноз; n – количество прогнозов.   

 

Одной из разновидностей метода экспертных оценок является метод Дельфи. Особенность данного метода в том, что экспертов опрашивают несколько раз. После первой оценки эксперты знакомятся с усредненными данными с целью возможного изменения своей первоначальной оценки. Затем оценки вновь усредняются и отправляются экспертам и т.д. Предполагается, что после каждой оценки результаты прогноза становятся объективнее.

Также в практике достаточно широко распространен такой метод экспертных оценок, как «мозговой штурм». Сущность метода заключается в том, что эксперты собираются на так называемую «конференцию идей», где каждый высказывает свою точку зрения (первый этап). После перерыва идеи обсуждаются и выбираются те, которые признаются наиболее верными (второй этап).

Достоинством метода экспертных оценок является его относительная простота и возможность для прогнозирования практически любых ситуаций, в том числе и в условиях недостаточности информации. Недостаток – субъективность мнений экспертов.

 

Метод аналогии

Под аналогией понимается перенос знаний об одном предмете или явлении на другой предмет или явление.

Данный метод используется, когда о прогнозируемом явлении или его динамике мало что известно, а возможности сбора базисной информации о развитии рынка и применения более точных методов нет. Например, когда был налажен выпуск минитракторов в России, собрать информацию о потребности в данном товаре в нашей стране было достаточно сложно. Тогда был изучен опыт Японии, Бельгии, Нидерландов, Франции, и выявленные закономерности были перенесены по аналогии в условия России.

Лекция 4. ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 

План

1. Виды потребителей. Основные задачи их изучения.

2. Методы анализа поведения потребителей.

3. Моделирование поведения потребителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.006 с.)