Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа 2. Пробы вертикального и горизонтального письмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(«пишущие» тесты) Расстройства функций вестибулярного аппарата у человека проявляются не только возникновением головокружения, спонтанного нистагма глаз, нистагма головы, изменением тонуса мышц конечностей, но и нарушением субъективной оценки вертикальных и горизонтальных параметров окружающего пространства. Это связано с изменением паттерна проприоцептивной импульсации, которые формируют каналы обратной афферентации в системе функционального обеспечения нормальной позы и локомоции человека. Оснащение: лист бумаги размером 10х15 см; транспортир. Цель работы: оценить состояние вестибулярного аппарата с помощью «пишущего» теста Ход работы: Испытуемый, сидя за рабочим столом, должен написать вертикальный и горизонтальный ряды какого-либо числа (15-25 раз), держа руку на весу. Вначале проба выполняется с открытыми, а затем с закрытыми глазами. Оцените результаты опыта по величине угла отклонения числового ряда от горизонтальной или вертикальной линии. Значимыми считаются отклонения по вертикали более 10º, по горизонтали – более 5º (рис. 26).
Рис. 26. Пробы вертикального и горизонтального письма у человека с нарушениями функций вестибулярного аппарата: I - с открытыми глазами, II - с закрытыми глазами Оформление работы: определите угол отклонения числовых рядов и сделайте вывод о наличии или отсутствии признаков вестибулярной дисфункции.
Ситуационные задачи для проверки уровня знаний. 1. У больного повреждены полукружные каналы внутреннего уха. Может ли он дать отчет о положении головы в пространстве? 2. Почему людей, имеющих высокую чувствительность вестибулярного аппарата, укачивает при поездке в автомобиле, но, как правило, не укачивает при поездке в поезде? 3. Обезьяны, как и люди, чувствительны к возникновению болезни движения (укачиванию). Был проведен эксперимент на трех обезьянах, у которых исходная чувствительность к укачиванию была одинаковой: у первой были разрушены вестибулярные рецепторы эллиптических мешочков, у второй – сферический мешочек, у третьей – вестибулярные рецепторы полукружных каналов. Известно, что наиболее легко болезнь движения вызывают вертикальные колебания с частотой около 12 Гц, которые применили в данном эксперименте до возникновения наиболее яркого симптома укачивания – рвоты. У какой из обезьян этот симптом возник позже и почему?
Ситуационные задачи для самостоятельной работы. 1. Человека усадили в кресло Барани и вращают с частотой 1 оборот в секунду. К какому состоянию это может привести? Опишите его проявления и объясните причину их возникновения. 2. Человека укачало в автобусе. Какие при этом проявляются рефлекторные реакции? В чем они выражаются и какова их причина? 3. Испытуемому проводят пробу Воячека – вращают в кресле Барани с частотой 1 оборот за 2 секунды при наклоне головы кпереди под углом 30º. Функции какой сенсорной системы выясняются указанной пробой?
СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ ВКУСА И ОБОНЯНИЯ СИСТЕМА ВКУСА Система вкуса осуществляет анализ веществ, поступающих в полость рта, обеспечивая распознавание качественных характеристик пищи. Вкус – субъективное ощущение, возникающее при воздействии водорастворимых веществ на вкусовые рецепторы языка. Вкусовые рецепторные клетки относятся к вторичным рецепторам. Они располагаются во вкусовых почках, сосредоточенных в основном в языке, но также в слизистой мягкого неба, глотки, надгортанника и верхней части пищевода, где расположены одиночные вкусовые клетки. Вкусовые почки, расположенные в языке, связаны с тремя типами сосочков (грибовидные, листовидные и желобовидные). На верхушках вкусовых почек имеются вкусовые поры, куда выдаются микроворсинки вкусовых клеток. На них располагаются вкусовые рецепторы, которые разделяют в зависимости от вида возникающего ощущения. Выделяют четыре первичных вкусовых ощущений: сладкое, соленое, кислое и горькое. Рецепторы, воспринимающие данные вещества, имеют определенную локализацию: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка; горькому – основание языка; кислому и соленому – боковые края языка. Остальные вкусовые ощущения возникают в результате сочетаний данных четырех первичных ощущений, а также информации от тактильных, температурных, болевых рецепторов языка (например, вяжущий вкус или вкус горчицы) и обонятельных рецепторов. Вкусовые почки иннервированы: языкоглоточным нервом (задняя треть языка), ветвью лицевого нерва (барабанная струна) (передние две трети языка) и верхнегортанным нервом (часть блуждающего нерва), который иннервирует вкусовые почки в области глотки, надгортанника и гортани (рис.27).
Рис.27. Вкусовые пути. По данным афферентным нервам возбуждение поступает в ядро одиночного пути продолговатого мозга, оттуда к таламусу и далее пути направляются во вкусовую зону коры головного мозга, которая расположена в постцентральной извилине рядом с зоной тактильной чувствительности языка (рис.27). Стволовой отдел вкусовой системы отвечает за первичное реагирование: рефлекторное слюноотделение и выделение желудочного сока, количество и состав которых зависят от вкусовых ощущений. Механизм вкусового восприятия. Чтобы возникло вкусовое ощущение, раздражающее вещество должно находиться в растворенном состоянии. Большинство вкусовых стимулов водорастворимы и нелетучи и бывают или уже растворенными, или растворяются в слюне во время жевания. В ответ на действие стимула во вкусовой клетке происходит процесс деполяризации мембраны, вызывающий генерацию рецепторного потенциала. Но в отличие от многих других рецепторных клеток для вкусовых клеток нет единого (одного) механизма трансдукции на мембране, и различные основные вкусы используют различные ионные механизмы (рис.28): Рис.28. Механизмы передачи возбуждения во вкусовых рецепторах.
· Сладкие вещества через активацию аденилатциклазы увеличивают уровень цАМФ, который открывает цАМФ-зависимый ионный канал, пропускающий внутрь клетки Na+ и Ca2+, а также активирует протеинкиназу А, закрывающую некоторые К+-каналы. · Соленые вещества деполяризуют вкусовые клетки в результате прямой активации специфических амилоридчувствительных Na+–каналов и входящего в клетку Na+-тока. · Кислые вещества за счет своих Н+- ионов блокируют К+– каналы и увеличивают поток Н+ внутрь клетки через амилоридчувствительные Na+– каналы и/или Н+-зависимые катионные каналы. · Горькие вещества возбуждают рецепторы: 1) через активацию фосфолипазы С и образования ИФ3 (инозитолтрифосфат), освобождающего Ca2+ из депо клетки; 2) непосредственную блокаду К+– каналов; 3) модуляцию активности фосфодиэстеразы, вызывающей гидролиз цАМФ и цГМФ. Рецепторный потенциал через синаптический контакт (предполагаемые медиаторы серотонин и норадреналин) генерирует ПД в первом афферентном нейроне. Вкусовое восприятие зависит от функционального состояния организма и ряда других факторов. Чувствительность вкусового анализатора максимальна натощак и значительно снижается после приемы пищи. При длительном контакте вкусовых раздражителей с языком происходит адаптация рецепторов, которая возникает быстрее к сладким и соленым веществам, медленнее — к кислым и горьким. На вкусовое восприятие оказывают влияние различные патологические процессы. Снижение вкусовой чувствительности наблюдается при заболеваниях органов полости рта (стоматиты, глосситы), желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, болезни крови и ЦНС. Восприятие вкуса изменяется и при эмоциональном возбуждении переживаниях и т.п. Минимальная концентрация химического вещества, вызывающая при нанесении на поверхность языка вкусовое ощущение, называется абсолютным вкусовым порогом (табл.5). Величина порога зависит от температуры раствора и максимальна при +37°С. Наименьшая концентрация у горького вещества, что имеет биологический смысл, так как естественные горькие вещества часто ядовиты
Таблица 5. Пороги вкусовой чувствительности.
Встречаются различные расстройствавкусового восприятия: агезвия – потеря; гипогевзия – понижение; гипергевзия – повышение; парагевзия – извращение вкусовой чувствительности; дисгевзия – расстройство тонкого анализа вкусовых ощущений.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.124 (0.009 с.) |