Работа 1. Определение порогов различения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа 1. Определение порогов различения



Под порогом различения подразумевают воспринимаемый субъективно наименьший прирост или наименьшая убыль интенсивности раздражения (Э.Вебер, 1834). Так, усиление ощущения давления на кожу руки возникает лишь в том случае, когда накладывают дополнительный груз, составляющий определенную часть положенного ранее.

Оснащение: предметное стекло, гири, разновесы.

Цель работы: определить зависимость ощущения приращения тяжести от изменения силы раздражителя.

Ход работы: Испытуемый кладет руку с выпрямленными пальцами на стол ладонью кверху и закрывает глаза. Экспериментатор кладет на кончики пальцев предметное стекло, ставит на него гирьку определенного веса и постепенно увеличивает груз до тех пор, пока испытуемый не сообщит, что чувствует прибавку веса. Опыт проводят несколько раз при разных исходных нагрузках (50, 100, 200,300, 400 г).

Оформление работы: Результаты работы представить в виде таблицы 1.

Таблица 1

Исходная величина груза (I) Величина прибавки в г (∆ I) Константа const =∆ I / I
50 г    
100 г    
200 г    
300 г    
400 г    

 

   В выводах отметить: какова количественная зависимость величины ощущения от силы раздражения и как зависит ощущение от величины исходной нагрузки. Сравнить между собой величины констант.

Работа 2. Исследование слуховой усталости и адаптации у человека

  При продолжительном воздействии (минуты, часы) звукового стимула на орган слуха, слуховые ощущения, вызванные другими звуковыми стимулами, существенно изменяются в течение некоторого времени. Наиболее изучены изменения порога слышимости. Явление увеличения порога слышимости одного звукового сигнала после действия другого называют временным сдвигом порога (ВСП). Если ВСП исчезает через несколько секунд, то такой сдвиг называют остаточной маскировкой. Если ВСП исчезает в течение минуты, то его называют слуховой адаптацией. Если ВСП сохраняется больше минуты, то это слуховая усталость или слуховое утомление.

Оснащение: аудиометр, наушники.

Цель работы: исследовать изменение порога слышимости при разной длительности действия «утомляющего» стимула.

Ход работы: С помощью аудиометра на орган слуха испытуемого действуют звуковым сигналом («утомляющий» стимул) с частотой 400 Гц и уровнем громкости 40 дБ в течение 8 минут. После окончания действия утомляющего стимула на 1-ой, 2-ой, 4-ой и 8-ой минутах определяют пороги слышимости на той же частоте. Опыт повторяют при длительности утомляющего стимула

в 4, 2 и 1 минуту.

Оформление работы: записать результаты измерений порогов слышимости в таблицу 2.

 Таблица 2.

Длительность «утомляющего» стимула

Время после окончания «утомляющего» стимула

1-ая минута 2-ая минута 4-ая минута 8-ая минута
8 минут        
4 минуты        
2 минуты        
1 минута        

 

В выводах отметить, как изменяется порог слышимости при действии утомляющего стимула различной длительности.

 

Работа 3. Опыт Аристотеля

В процессе неоднократных воздействий на человека комплексных раздражителей в ЦНС формируется интегральный сенсорный образ этих раздражителей. Например, при взятии рукой карандаша его сенсорный образ формируется в результате сочетанного поступления в ЦНС зрительной, тактильной и проприоцептивной информации. В последующем человек обучается быстро выделять знакомые комплексы раздражителей даже в ситуации ограничения сенсорного поступления возбуждений в ЦНС. Но идентификация свойств предметов при ограничениях объема сенсорного воздействия должна протекать в условиях стандартного, т.е. обычного, воздействия предмета на органы чувств, иначе возможны ошибки, что иллюстрируется опытом Аристотеля.

Оснащение: металлическийшарик диаметром 5-7 мм.

Цель работы: повторить опыт Аристотеля, доказывающий, что при ограничении сенсорного поступления информации, раздражение разных рецептивных полей одного анализатора, приводит к ошибочным ощущениям.

Ход работы: Закройте глаза, зажмите маленький шарик между указательным и средним пальцами. При этом возникает ощущение воздействия на кожу пальцев одного шарика. Перекрестите пальцы, положив средний палец на указательный так, чтобы шарик был зажат между медиальной стороной указательного пальца и латеральной стороной среднего пальца (рис.2). Создается ощущение воздействия на кожу пальцев двух шариков. Это связано с тем, что обращенные друг к другу кожные поверхности перекрещенных пальцев в обычных условиях одновременно раздражаются разными предметами, что приводит к образованию в ЦНС соответствующей ассоциативной связи.

 

Рис. 2. Опыт Аристотеля

Оформление работы: опишите свои ощущения при проведении опыта Аристотеля, дав физиологическое объяснение данному явлению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.217.41 (0.006 с.)