Реализация комплексной экспериментальной программы по выявлению особенностей памяти в учебной деятельности младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация комплексной экспериментальной программы по выявлению особенностей памяти в учебной деятельности младших школьников



 

Упражнения, направленные на развитие памяти младших школьников посредством мнемических приемов запоминания.

      После проведения методик, направленных на определение уровня развития памяти детей младшего школьного возраста, мы получили результаты, которые отчасти требуют проведения коррекционно-развивающей работы. В связи с этим нами была разработана система развивающих занятий, направленных на развитие памяти посредством мнемических приемов запоминания. Наиболее приемлемым способом развития память младших школьников является использование на уроках мнемических приемов. Применяя их, педагог не только преподает детям новую информацию, но и учит их усваивать новую информацию по средствам ассоциативного восприятия.

Итак, приведем примеры использования мнемических приемов на занятиях для развития памяти младших школьников:

1) «Ищи безостановочно» Данная методика нацелена на развитие внимательности и кругозора младших школьников. Ребенку необходимо дать следующие указания: в течение двадцати секунд вокруг себя нужно увидеть как можно больше предметов одного цвета или формы на усмотрение проводящего исследование и перечислить их.

Данное упражнение можно повторять с одним и тем же ребенком многократно, меняя только показатели предмета (цвет, форму и т.д.).

2) «Запоминай порядок» В данном задании можно проиграть несколько вариантов: а) запомнить порядок определенных предметов (баночек, игрушек, книжек, счетных палочек 37 и т.д.) и воспроизвести его. б) Учащиеся становятся в ряд, отвечающий должен запомнить кто, где стоит, отвернуться и назвать всех по порядку (сначала справа налево, а затем наоборот).

3) «Увлекательная математика» Детям предлагается несколько математических загадок, в которых решение не зависит от вычисления. Эти задачки заставляют думать логически и помогают обучаться сравнительному анализу.

Например: 

-Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (3 кг) 

-Что легче – 1 кг пуха или 1 кг железа? (Одинаково) 

-Кто в году 4 раза переодевается? (Земля) 

-Четверо играли в домино четыре часа. Сколько играл каждый? (4 часа) 

-Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько минут варить 5 яиц? (4 минуты)

 

4) «Алфавит» Данное задание нацелено на то, чтобы дети могли запомнить и безошибочно воспроизводить алфавит. Такое задание подойдет как для уроков русского языка, так и для уроков иностранного (с использованием алфавита изучаемого языка). Как вариант, подобные стишки (песенки) можно воспроизводить в форме песни. 

-АБВГДЕЁ – постираем всѐ бельѐ. 

-ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.

-НОПРСТУ – погуляем по мосту.

- ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща! 

-ЪЫЬ – не запомнятся никак. 

-ЭЮЯ – вот и всѐ, друзья!

 

5) «Употребление слов «одеть» и «надеть» Данное упражнение помогает предотвратить одну из самых распространенных ошибок речи, с которой мы часто встречаемся в современном обществе.

 Надеваю одежду, одеваю – Надежду.

Лучше скушать вИнЕгрет, чем автобусный бИлЕт.

В последнем примере запоминание правописания слова происходит за счет сравнения созвучных рифмующихся слов.

 6) «Слова с буквой «ы» после «ц» Данное упражнение знакомит младших школьников со всеми словами исключениями, в которых после буквы Ц пишется буква Ы. Цыган на цыпочках цыкнул цыплѐнку: «Цыц». Хорошо, когда теория сопровождается визуальным подтверждением (см. Приложение 2).

7) «Падежи русского языка» Падежи будут легче запоминаться, если очередность первых букв падежей будет выстроена в ассоциативный ряд. Например: «Иван рубил дрова, велел тащить пилу». Аналогию можно провести и с довольно распространенным выражением о цветах радуги – Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

8) «Пароль-отзыв» На сегодняшний день обучение иностранным языкам начинается уже в начальной школе. Конечно же, детям сложно запоминать новые слова. Тем не менее, изучение иностранного языка начинается с изучения простых слов. Но и их довольно часто тяжело запомнить. На помощь может прийти простая игра «пароль-отзыв», где «пароль» – изучаемое иностранное слово, а отзыв – найденная ассоциация в родном, хорошо знакомом, языке. Например, английское "apple" (яблоко) вполне созвучно слову "аппликация, и из пары "АППЛикация" и "яблоко" можно составить фразу "Я вырезаю из бумаги АППЛикацию с яблоком" (см. Приложение 3).

9) «Что на карточках?» Необходимо разложить на столе карточки с различными изображениями. Это могут быть предметы, цифры, буквы или даже просто цвета. Затем нужно  дать ребѐнку достаточно времени, чтобы их запомнить. После этого нужно перевернуть карточки изображением вниз. Ребенок называет, что и где. Задание со временем постепенно усложняется: увеличивается количество карточек и уменьшается количество времени на запоминание.

10) «Что изменилось?» На парте разложено несколько предметов. Ребѐнок должен запомнить, что и где находится. Спустя некоторое время требуется убрать несколько предметов, поменять их местами или заменить на другие. Задача учащегося – понять, что изменилось. Другой вариант этой игры. Необходимо предложить ребѐнку внимательно посмотреть на любого из своих одноклассников и запомнить внешний вид. Затем испытуемый выходит из комнаты, а одноклассник меняет что-нибудь в своем внешнем виде. От первого требуется понять, что не так.

11) «Запомни и повтори» Медленно продиктуйте ребѐнку цифры, слова или фразы (от 4 до 10 и более) и попросите повторить их в том же или обратном порядке. Разрешите ему к каждому слову или фразе сделать схематичный рисунок. Это позже поможет вспомнить слова. На следующий день снова попросите ребѐнка повторить слова, глядя на свои записи. Важно проследить, чтобы ребенок не записал сами слова и не заучил их дома. Регулярные занятия с ребѐнком помогут ему развить и использовать все виды памяти. Память ребѐнка прекрасно развивают также разгадывание загадок, головоломок и ребусов.

12) «Снежный ком» Играть в такую игру лучше всего в большой группе. Дети выстраивают ассоциативный ряд по заданной педагогом ситуации. Такое задание лучше всего использовать при изучении новой терминологии на уроках иностранного языка.

13) Кроссворды, ребусы, головоломки, лабиринты.  Все указанные мнемические приемы способствуют закреплению навыка правописания слов с непроверяемой гласной, знание лексического значения слов, вызывают интерес к работе. Кроссворды дети получают на карточках. Работать можно как индивидуально, так и в парах (Приложение 4). Данные упражнения проводились в рамках системы занятий и были ориентированы на развитие памяти учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.005 с.)