Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация и методы исследования. Результаты первичной диагностики.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Возрастной особенностью развития памяти младших школьников является то, что произвольное внимание у них развито сравнительно слабо, в отличие от непроизвольного. А вот сосредоточиться учащемуся начальных классов крайне трудно, особенно если работа однообразна и неинтересна. Со временем память становится произвольной и управляемой. Ведущие виды памяти у детей – образная и эмоциональная. Первоклассник или второклассник в первую очередь запомнит то, что кажется ему ярким и неожиданным, вызовет у него эмоциональный отклик. Однако не стоит полагаться на эмоциональную память полностью. Например, на контрольной, которая является для ребенка сильным потрясением, эмоциональная память может быть ослаблена. Детям легче запомнить конкретные предметы, события и лица, чем описания, объяснения и определения. Тем не менее, образная память имеет определенные ограничения. Нередко в памяти ребенка некоторые детали могут быть опущены, а некоторые – преувеличены. Традиционно хорошая память связывается с памятью на слова, а младшие школьники при запоминании словесной информации больше склонны к механическому запечатлению материала. Поскольку, с точки зрения взрослых, близкое к тексту воспроизведение информации – результат добросовестного выполнения ребенком домашней работы, школьник старается заучивать материал наизусть. Стоит также упомянуть, что учащиеся младших классов еще не владеют развернутой речью, поэтому и прибегают к дословному воспроизведению. Произвольное внимание ребенка – это скорее результат общения со взрослыми, поэтому оно формируется в социальном контакте. И если сначала, вследствие определенных особенностей развития памяти, младшие школьники могут реализовывать только те задачи, которые ставят перед ними взрослые, постепенно у детей развивается способность самостоятельно работать над запоминанием материала. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор, составление плана и др. Процесс развития логической памяти у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству – повторению. Совершенствование памяти у детей младшего школьного возраста в первую очередь обусловлено приобретением во время учебной деятельности разнообразных способов запоминания, которые связаны с организацией и обработкой материала. Педагоги для развития памяти младших школьников проводят специальные упражнения, игры, диагностики и мониторинги, с помощью которых повышается успеваемость детей и их учебная мотивация. Средний возраст обследуемых составляет 9 лет. Степень успешности занятий учащихся различна, но отстающих детей нет. Диагностика проводилась в первой учебной четверти. Для диагностики уровня развития памяти младших школьников необходимо соблюдать все соответствующие условия при проведении психологической диагностики. В экспериментальной работе нами были использованы: методика «Запомни рисунки» и «Методика исследования типов памяти». Приведем краткую характеристику диагностических методик. Методика «Запомни рисунки» Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимульного материала получают картинки (Приложение 1). По желанию педагога они могут быть представлены, как в цветном, так и в черно-белом формате. Для эксперимента данная деталь не имеет никакого значения. Перед началом проведения исследования детям дается инструкция примерно следующего содержания: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок». Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 секунд. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин. Оценка результатов осуществляется следующим образом: «10 баллов – ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 секунд. 8-9 баллов – ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 секунд. 6-7 баллов – ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 секунд. 4-5 баллов – ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 секунд. 2-3 балла – ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 секунд. 0-1 балл – ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 секунд и более». На основании полученных показателей определяется уровень развития кратковременной зрительной памяти: 10 баллов – очень высокий, 8-9 баллов – высокий, 4-7 баллов – средний, 2-3 балла – низкий, 0-1 балл – очень низкий.
«Методика исследования типов памяти» «Методика исследования типов памяти» предназначена для определения уровня развития различных видов памяти. Для того, чтобы результаты исследования были эффективными необходимо проводить исследование абсолютно идентично для каждого из младших школьников, не делать исключений и послаблений, если кто-то из детей что-то не успел запомнить, ведь главная задача данного исследования – выявить уровень памяти учащихся. Цель методики: исследование уровня и особенностей развития различных видов памяти у младших школьников – зрительной, слуховой, моторной. Оборудование: тестовые наборы слов для запоминания. Младшим школьникам предлагаются поочередно четыре группы слов для запоминания. Пробы отличаются характером предъявления и формами организации процесса запоминания. Инструкция и порядок работы. Инструкция: «Сейчас я буду вам зачитывать ряд слов. Вам необходимо внимательно прослушать и после предъявления всех слов записать запомнившиеся слова». Первый набор слов экспериментатор читает с интервалом 4-5 секунд между словами. После 10-секундного перерыва ученик записывает запомнившиеся слова. Через некоторое время (не менее 10 минут) младшим школьникам предлагается второй набор слов для зрительного запоминания. Инструкция: «Сейчас ты внимательно прочитаешь слова, написанные на доске (на карточке), а потом по памяти их запишешь». Третья проба – моторно-слуховое запоминание. Инструкция: «Сейчас я буду читать вслух слова, а ты вслед за мной будешь (будете) записывать их пальцем в воздухе. После предъявления всех слов надо будет записать на листе те слова, которые запомнились». После очередного 5-10-минутного перерыва предъявляются слова для зрительно-моторно-слухового запоминания. Инструкция: «Сейчас я буду вам читать слова, а вы при этом будете следить по карточке и шепотом повторять каждое слово. Затем запишете слова, которые запомнили». Обработка полученных данных: прежде всего, подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в каждой пробе. Затем для каждой пробы вычисляется коэффициент типа памяти по следующей формуле: С – п / 10, где С – коэффициент типа памяти, п – количество правильно воспроизведенных слов. Представление и анализ индивидуальных данных. Индивидуальные данные составляют отдельную строку в групповой таблице, в которой фиксируются четыре коэффициента типа памяти в соответствии с 4 проведенными пробами. При анализе важно обратить внимание, как на абсолютные значения коэффициента, так и на их соотношение друг с другом: Чем ближе абсолютные значения коэффициентов к единице, тем лучше развит у ребенка данный тип памяти. В норме коэффициент должен быть равен 0,6-0,8. При сравнении коэффициентов между собой можно определить ведущий тип 32 памяти; а также ту форму запоминания, которая удается школьнику хуже всего. Полученные данные можно рассматривать и как некоторую характеристику индивидуальных психических особенностей ребенка (и в процессе обучения учитывать мнемонические предпочтения ребенка), и как некоторую информацию для построения психолого-педагогической развивающей работы. В этом случае можно определить, какой тип памяти нужно развивать у ребенка. Основные линии анализа групповых данных: какой тип памяти преобладает у учеников данного класса? Какой тип памяти наименее хорошо развит? Есть ли индивидуальные результаты, сильно отличающиеся от среднегрупповых, и по каким типам памяти? Стимульный материал к методике исследования типов памяти: Слуховое предъявление: перо, гора, дерево, замок, палка, картон, чернила, пчела, капуста, стекло. Зрительное предъявление: поле, коса, море, камень, кора, сарай, звонок крыса, кустарник, сказка. Моторно-слуховое предъявление: тело, пуля, невод, песок, книга, ветка, балкон лампа, собака, загадка. Зрительно-моторно-слуховое предъявление: река, сажа, телега, козел, учитель, апельсин трава, волк, карта, гриб. Результаты первичной диагностики детей младшего школьного возраста по методике «Запомни рисунки» представлены в таблице 1. Таблица 1 – Результаты первичной диагностики объема кратковременной зрительной памяти младших школьников
Исходя из результатов проведенной методики, можно сказать, что объем кратковременной зрительной памяти у младших школьников не равнозначен. У 11,1 % (4 чел.) младших школьников выявлен низкий уровень объема кратковременной зрительной памяти; для 52,8 % (19 чел.) характерен средний уровень; у 36,1% (13 чел.) диагностирован высокий уровень объема кратковременной зрительной памяти. Несмотря на то, что основная часть ребят обладает высоким или средним уровнем, среди испытуемых оказалось четыре ребенка, у которых выявлен низкий уровень кратковременной зрительной памяти. К сожалению, данная методика не предусматривает выявления причины такой дифференциации. О ее истинном происхождении можно только догадываться, опираясь на теоретические знания возрастной психологии. Если рассматривать частные показатели результатов каждого ребенка в общем, то, согласно расчетам, можно сказать, что средний уровень кратковременной зрительной памяти у младших школьников данной исследуемой группы составляет 6,36 из 10 баллов. В целом, это достаточно неплохой показатель, который свидетельствует о том, что уровень развития памяти в младшем школьном возрасте находится на своем максимуме. Результаты обследования младших школьников по «Методике исследования типов памяти» представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты первичной диагностики исследования типов памяти младших школьников
Итак, исходя из результатов проведенной методики, можно сказать, что типы памяти младших школьников развиты по-разному в зависимости от индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка. На получение именно таких результатов оказать влияние мог целый ряд факторов, обозначенных в теоретической части данной исследовательской работы. Общие показатели, которые представлены в таблице 3, говорят о том, что уровни развития каждого из видов памяти находятся в пределах нормы, хотя и на нижней допустимой границе. Таблица 3 – Среднеарифметические показатели уровня развития видов памяти в группе младших школьников
Таким образом, можно сделать вывод, что память младших школьников данной экспериментальной группы нельзя назвать неразвитой, но и сказать, что ребята вместе с родителями или педагогом специально занимаются ее тренировкой, мы тоже не можем.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.179 (0.013 с.) |