Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте



Возрастной этап младшего школьного возраста длится от 6 до 11 лет, с точки зрения психологической периодизации и от 6 до 10 лет педагогической. Нетрудно заметить, что основу педагогической периодизации, с одной стороны, составляют стадии физического и психического развития, а с другой – условия, в которых протекает воспитание. По признанию отечественных ученых Л.С. Выготского, Н.Ф. Талызиной, Н.А. Менчинской, М.И. Махмутова, Д.Б. Эльконина и др. в период младшего школьного возраста наиболее важная задача - научить ребенка учиться самостоятельно, от этого будет зависеть не только эффективность учебного процесса, но и развитие всех психических качеств ребенка.  К началу младшего школьного возраста в психологическом развитии ребенка намечаются три линии: линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации.  Наибольшие изменения происходят в познавательной сфере ребенка.

 Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словеснологического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим». Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Ситуация поступления ребенка в школу означает значительный перелом в социальном и личностном развитии ребенка.  Познавательная сфера по-прежнему развивается как ведущая.    Наиболее серьезные требования предъявляются к умственному и речевому развитию учащихся: навыки логических операций с понятиями, систематизация учебных знаний, перенос интеллектуальных навыков, понимание смысла  изучаемых понятий, грамотность и содержательность устной речи. К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы и другие новообразования: произвольность психических процессов, способность к саморегуляции.

В младшем школьном возрасте происходят значительные изменения в функционировании, развитии психических познавательных процессов. В целом они претерпевают существенные изменения в своей структуре. Основная суть их заключается в том, что память и старших дошкольников, а затем и младших школьников становятся произвольными.

Таким образом, если мы говорим о памяти и внимании младших школьников, то мы имеем в виду, что они приобретают черты произвольности и становятся в целом сознательно регулируемыми и опосредованными.  Преобразование памяти младшего школьника может быть обусловлено и значительными требованиями к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении новых мнемических задач, возникающих в ходе учебной деятельности.

Так, младший школьник уже может многое запоминать, он способен заучивать необходимый материал буквально, способен также пересказать его своими словами, и через продолжительное время может воспроизвести его близко к изначальному тексту. Так, неспособность ребенка к запоминанию, воспроизведению заученного материала в итоге сказывается на его учебной жизни в школе.

 Имеющиеся в младшем школьном возрасте изменения и преобразования в психической познавательной деятельности, огромное значение имеют для дальнейшего полноценного развития психики в целом. Специальные исследования, однако, показывают, что при преобладающей в настоящее время системе начального обучения процесс этот нередко протекает стихийно. Следует отметить, что у многих детей к младшему школьному возрасту диагностируется недостаточная сформированность некоторых познавательных процессов психики. К таким 18 познавательным процессам можно отнести произвольное внимание и память, регуляцию умственных действий, которая происходит осознанно. Истинное их развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях.

 В связи с таким положением вещей, учителю, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо ставить перед собой задачи, касающиеся целенаправленного развития психических познавательных процессов.

В младшем школьном возрасте происходят качественные изменения памяти ребенка, приобретая черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Несмотря на эти изменения, большую роль в этом возрасте, как и в дошкольном, играет зрительная память.

 В настоящее время одной из актуальных проблем современной школы является проблема оптимизации учебновоспитательного процесса и преодоления школьной неуспеваемости. Основной группой риска в этом плане являются дети с недоразвитием психических процессов, таких как память, внимание и др.

Такие качественные изменения памяти у детей младшего школьного возраста связаны, прежде всего, с приобретением в результате учения разнообразных способов и стратегий запоминания учебного материала. В то же время, следует отметить, что для формирования таких способов и стратегий работы необходима специальная работа, направленной на формирование таких способов запоминания, которые складываются у детей стихийно и могут различаться в возрасте, например, семи и десяти лет. Так, можно отметить, что для детей семи лет свойственны ситуации, когда ребенку проще запоминать необходимый материал без использования каких-либо средств, чем запомнить при помощи специальной организации и осмысления материала.

На вопрос: «Как ты запомнил?», - ребенок этого возраста чаще всего отвечает: «Просто запомнил и все».  По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, что вынуждает ребенка искать приемы организации материала. Важнейшими являются приемы смыслового  запоминания, лежащие в основе логической памяти. Основу логической памяти составляет использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании.

Данная проблема во многом обусловлена имеющимися особенностями протекания познавательных  процессов школьников. Конечно же, нельзя утверждать, что все дети младшего школьного возраста имеют нарушения внимания, памяти, однако можно говорить о том, что большинство детей невнимательны в учебной деятельности. Дети младшего школьного возраста быстро отвлекаются, невнимательно слушают преподавателя, не слушают указаний и рекомендаций, во время выполнения заданий легко отвлекаются, перестают слушать указания учителя, забывают то, что слышали, допускают многие ошибки в своей работе и часто во время ее выполнения вдруг отвлекаются. Дети задумываются над чем-то посторонним, теряют последовательность заданной работы и долго не могут сосредоточиться снова. На первых годах обучения ребенка в школе очень важную роль играет его непроизвольная память, т. к. на основе преимущественного использования непроизвольного запоминания можно достигнуть высоких результатов. С возрастом все большую роль в процессе учения начинает играть произвольная память, которая становится целенаправленной и сознательно регулирует деятельностью по запечатлению, сохранению и воспроизведению необходимой информации. Продуктивность произвольной памяти зависит от активности ребёнка при воспроизведении. Внутреннее напряжение, усилие, стремление припомнить отчётливо проявляются у нормальных детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.007 с.)