Результаты повторной диагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты повторной диагностики



После проведения занятий, направленных на развитие памяти младших школьников посредством мнемических приемов, нами была проведена повторная диагностика уровня развития памяти младших школьников.  

Результаты повторного диагностического обследования младших школьников по методике «Запомни рисунки» представлены в таблице 4. Таблица 4 – Результаты повторной диагностики объема кратковременной зрительной памяти младших школьников

зрительной памяти младших школьников

Испытуемые Баллы Уровень
1 Анна В. 7 Средний
2 Николай Б. 5 Средний
3 Василий М. 3 Низкий
4 Анна Д. 8 Высокий
5 Галина К. 8 Высокий
6 Мария Т. 5 Средний
7 Владислав Р. 4 Средний
8 Ксения Б. 9 Высокий
9 Анастасия М. 3 Низкий
10 Светлана П. 7 Высокий
11 Вячеслав Т. 2 Низкий
12 Ульяна И. 9 Высокий
13 Екатерина Д. 8 Высокий
14 Наталья И. 5 Средний
15 Иван Г. 8 Высокий
16 Алексей К. 6 Средний
17 Александр Л. 7 Средний
18 Дмитрий Д. 7 Средний
19 Вероника К. 7 Средний
20 Дарья Д. 4 Средний
21 Валентина М. 5 Средний
22 Ирина Г. 8 Высокий

 

По результатам проведения повторной диагностики по методике «Запомни рисунки» можно сделать вывод, что наблюдается положительная динамика уровня развития кратковременной зрительной памяти.

После проведения занятий с использованием мнемических приемов у 47,2% (17 чел.) младших школьников выявлен высокий уровень развития кратковременной зрительной памяти. Для 50% характерен средний уровень развития кратковременной зрительной памяти. Только у одного ребенка он остался низким. Это может быть связано с тем, что данный ученик не был достаточно прилежным во время проведения заданий, направленных на повышение уровня запоминания.

Если рассматривать частные показатели результатов каждого ребенка в общем, то, согласно расчетам, можно сказать, что средний показатель уровня кратковременной зрительной памяти у младших школьников данной исследуемой группы составляет 6,97 из 10 баллов. Это говорит о том, что уровень развития зрительной памяти младших школьников возрос после проведения занятий с применением мнемических приемов.

Результаты повторной диагностики младших школьников по «Методике исследования типов памяти» отражены в таблице 5.

Таблица 5 – Результаты повторной диагностики исследования типов памяти младших школьников

№ п/п Испытуемые

Типы памяти

    зрительная слуховая моторно-слуховая Зрительно-моторно-слуховая
1 Алексей Б. 0.5 0.7 0.5 0.7
2 Ирина Г. 0.6 0.8 0.6 0.5
3 Елена К. 0.9 0.7 0.9 0.6
4 Мария В. 0.6 0.4 0.9 0.8
5 Андрей П. 0.8 0.7 0.7 0.9
6 Дарья Ж. 0.5 0.6 0.6 0.6
7 Дарья Б. 0.7 0.9 0.4 0.7
8 Вера Н. 0.7 0.7 0.6 0.9
9 Ирина Д. 1 0.7 0.5 0.5
10 Павел М. 0.5 0.5 0.7 0.5
11 Максим. 0.4 0.7 0.7 0.5
12 Сергей Т. 0.9 0.6 0.8 0.8
13 Наталья У. 0.4 0.9 0.9 0.7
14 Арина У. 0.5 0.7 0.8 0.5
15 Роман Р. 0.7 0.5 0.4 0.6
16 Игорь Д. 0.5 0.7 0.8 0.4
17 Михаил. А 0.4 0.8 0.5 0.5
18 Анна Щ. 0.4 0.7 0.5 0.5
19 Алина А. 0.7 0.4 0.4 0.6
20 Анатолий П. 0.8 0.5 0.6 0.6
21 Светлана К. 0.5 0.6 0.8 0.5
22 Вероника П. 0.4 0.4 0.5 0.8

 

 

 Исходя из анализа показателей, представленных в таблице 5, можем сделать следующий вывод. После проведения занятий с использованием  мнемических приемов в обследованной группе выявлено, что для 22,2 % (8 чел.) детей по-прежнему характерен низкий уровень зрительной памяти. У 55,6 % (20 чел.) испытуемых диагностирован средний уровень; у 22,2 % (8 чел.) детей – высокий уровень развития зрительной памяти. Также для 16,7 % (6 чел.) свойственен низкий уровень развития слуховой памяти; у 66,6 % (24 чел.) – средний уровень и у 16,7 % (6 чел.) – высокий уровень зрительной памяти. Для 22,2 % (8 чел.) характерен низкий уровень моторнослуховой памяти; у 66,6 % (24 чел.) выявлен средний уровень моторнослуховой памяти; у 11,1 % (4 чел.) – высокий уровень моторно-слуховой памяти. При повторной диагностике у 11,1 % (4 чел.) выявлен низкий уровень зрительно-моторно-слуховой памяти. У большей части детей 66,6 % (24 чел.) диагностирован средний уровень, у 22,2% (8 чел.) высокий уровень зрительномоторно-слуховой памяти.

Таким образом, можем сделать вывод, что у отдельных ребят есть положительная динамика в показателях типов памяти. Следовательно, в целом проведенная нами система развивающих занятий, направленных на развитие памяти младших школьников с применением мнемических приемов, привела к положительной динамике.

 

Выводы по второй главе

Изучив литературу по теме выпускной квалификационной работы, мы можем сделать вывод, что память – это «…процесс запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта, позволяющие повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания. Существует большое количество классификаций типов и видов памяти. Так, по способу запоминания выделяют смысловую и механическую память.

По особенностям запоминания и воспроизведения различают двигательную память; эмоциональную (аффективную) память; образную память, основывающаяся на эмоциях, чувствах; словесно-логическую (вербальную) память.

 По продолжительности сохранения полученной информации выделяются: непосредственная память; оперативная кратковременная память; долговременная память.

Память обладает рядом специфичных процессов: заучивание; сохранение; воспроизведение; забывание.

       Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Начиная с младшего школьного возраста, идет процесс одновременного развития непосредственного и опосредствованного запоминания, а затем и более быстрого совершенствования опосредствованной памяти. Чаще всего младшие школьники для запоминания информации используют механическое запоминание посредством многократного повторения информации, что не является эффективным.

Одним из средств успешного запоминания необходимой информации являются мнемические приемы. Это такие приемы, которые способствуют лучшему усвоению и запоминанию информации за счет построения ассоциативных связей, либо за счет смены одной информации на другую. Нами было проведено исследование памяти детей младшего школьного возраста. При первичной диагностике было выявлено для 52,8 %  детей характерен средний уровень кратковременной 45 зрительной памяти; у 11,1 % младших школьников выявлен низкий уровень; у 36,1% диагностирован высокий уровень кратковременной зрительной памяти.

Уровни развития каждого из видов памяти (зрительной, слуховой, моторнослуховой, зрительно-моторно-слуховой) у большинства детей находятся в пределах нормативных значений, хотя и на нижней допустимой границе. Нами была разработана и реализована система развивающих занятий, направленных на развитие памяти посредством мнемических приемов запоминания. После проведения занятий с использованием мнемических приемов у 47,2% младших школьников выявлен высокий уровень развития кратковременной зрительной памяти; для 50% характерен средний уровень. Только у одного ребенка он остался низким. После проведения занятий с использованием мнемических приемов в обследованной группе выявлено, что для 22,2 % детей по-прежнему характерен низкий уровень зрительной памяти; для 16,7 % свойственен низкий уровень развития слуховой памяти; для 22,2 % (8 чел.) характерен низкий уровень моторно-слуховой памяти; у 11,1 % (4 чел.) выявлен низкий уровень зрительно-моторно-слуховой памяти. Но, в то же время, наблюдается и положительная динамика. Для 22,2 % детей характерен высокий уровень развития зрительной памяти; у 16,7 % – высокий уровень слуховой памяти, у 11,1 % – высокий уровень моторно-слуховой памяти, у 22,2% высокий уровень зрительно-моторно-слуховой памяти.

Следовательно, мы можем сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично. Необходимо продолжать учить младших школьников овладению мнемическими приемами запоминания, что будет способствовать развитию их памяти.

 

Список используемой литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2014. – 811 с.

 2. Аванесова, В. Н. Обучение в детском саду / В. Н. Аванесова. – Москва: Сфера, 2015. – 176 с.

3. Баддли, А. Память / А. Баддли, М. Айзенк, М. Андерсон; под ред. Т. Н. Резниковой. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 560 с.

4. Березина, В. Г. Детство творческой личности / В. Г. Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов. – Санкт-Петербург: «Издательство Буковского», 2014. – 160 с.

5. Блонский, П. П. Память и мышление / П.П. Блонский. – Москва: Гос. соц.-экон. изд-во, 1995. – 213 с.

6. Бодалев, А. А. Психология личности / А. А. Бодалев. – Москва: МГУ, 2013. – 188 с.

7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 398 с.

8. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. – Москва: ИД ГУ ВШЭ, 2012. – 526 c.

9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: кн. для учителя / Л. С. Выготский. – Москва: Просвещение, 1991. – 124 с.

10. Гамезо, М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – Москва: Педагогическое общество России, 20131. – 276 с.

11. Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. – Москва: Русский язык, 2015. – 1168 с.

12. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СанктПетербург: Питер, 2015. – 940 с. 47

13. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – Москва: Сфера, 2012. – 464 с.

14. Как развить хорошую память / И. Матюгин, Е. Жемаева, Е. Чакаберия, И. Рыбникова. – Москва: Рипол Классик, 2014. – 416 с.

15. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники / В. А. Козаренко. – Москва Сфера: 2015. – 345 с.

16. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – Москва: Академия, 2016. – 608 с.

17. Мухина, В. С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность (хрестоматия) / В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – Москва: Академия, 2014. – 624 с.

18. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – Москва: ВЛАДОС, 2013. – 688 с.

19. Обрайен, Д. Как развить суперпамять / Д. Обрайен. – Белгород: Клуб семейного досуга, 2014. – 240 с.

20. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. – Москва: Высшее образование: МГППУ, 2013. – 460 с.

21. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка. Диагностика и коррекция / Т. Н Овчинникова. – Москва: Академический Проект, 2014. – 227 c.

22. Петрова, Е. А. Возрастная и педагогическая психология / Е. А. Петрова, М. В. Гамезо, Л. М. Орлова. – Москва: Педагогическое общество России, 2013. – 512 с.

23. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. – Москва: Моск. пед. ун-т, 2012. – 269 с.

24. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 592 с.

25. Полуянов, Ю. А. Воображение и способности / Ю. А. Полуянов. – Москва: Знание, 2012. – 94 с.

26. Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова,Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева. – Москва: Генезис, 2011. – 347 с.

27. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко. – Санкт-Петербург: Питер, 2011 – 256 с.

28. Рыбников, Н. А. Память, еѐ психология и педагогика / Н. А. Рыбников. – Санкт-Петербург: Речь, 2010. – 147 с.

29. Смирнов, А. А. Психология ребенка и подростка / А. А. Смирнов. – Москва: Академия, 2012. – 356 с.

30. Смирнов, А. А. Психология запоминания / А. А. Смирнов. – Москва: Академия, 2011. – 458 с.

31. Смирнов, А. А. Процессы мышления при запоминании / А. А. Смирнов. – Москва: Академия, 2012. – 88 с.

32. Смирнов, А. А. Возрастные и индивидуальные различия памяти / А. А. Смирнов. – Москва: АПН, 1999. – 221 с.

33. Столяренко, Л. Д. Психология / Л. Д. Столяренко. – СанктПетербург: Питер, 2012. – 592 с.

34. Хенкок, Дж. Самоучитель по развитию памяти / Дж. Хенкок. – Москва: ЭКСМО-Пресс, 2014. – 320 с.

35. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти у детей / Л. В. Черемошкина. – Москва: Академия, 2015. – 96 с.

36. Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистяк

 

 

Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.029 с.)