Развитие памяти младших школьников через использование способов быстрого запоминания учебного материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие памяти младших школьников через использование способов быстрого запоминания учебного материала



РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОСОБОВ БЫСТРОГО ЗАПОМИНАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Выпускная квалификационная работа

 

 


Допущена к защите                                             

«_____»________ 20__г.                                 

Заместитель  директора                                                

по учебной работе

____________С.В. Проняева


Специальность 44.02.01.

Дошкольное образование

Курс 4, группа 5

Руководитель:

Миниханов

Тимур Фларитович


 

                                                               Челябинск, 2022



СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………....….3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития памяти у младших школьников……………………………………………………...….6

1.1.Понятия и виды памяти …………...……………………………………...6

1.2.Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………..…….9

1.3.Методические подходы в развитии памяти младших школьников. Мнемические приемы запоминания………………………………….……..20

Выводы по первой главе…………………………………………………..…28

Глава 2. Организация опытно-экспериментального исследования особенностей развития памяти младших школьников через использование способов быстрого запоминания учебного материала……………………………………………………………….…….30

2.1.Организация и методы исследования. Результаты первичной диагностики ……………………………………………………………….…30

2.2.Реализация комплексной экспериментальной программы по выявлению особенностей памяти в учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………...…39

2.3.Результаты повторной диагностики………………………………….…43

Выводы по второй главе…………………………………………….……….47

Список литературы……………………………………………….……….....49

Приложение………………………………………………………………......52


Введение

Проблеме изучения памяти посвящено множество теоретических и практических разработок. Существуют теории, концепции, подходы, практические исследования, ежедневно выпускаются монографии, докторские, пишутся рефераты и все для того, чтобы, наконец, раскрыть секреты механизмов памяти. Ведь, как нам всем известно, память позволяет нам существовать, запечатлевая каждое движение, переживание, впечатление, а затем воспроизводя это в определенных условиях. Человек, не теряя элементарных навыков, знаний и умений способен продолжать жить в привычном для него русле, благодаря памяти. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов и не только сложностью в понимании, а тем, что характеризуется как процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все их в единое целое.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Известно, что без достаточного уровня сформированности процессов памяти невозможно полноценное и эффективное обучение ребенка, т.к. весь учебный процесс основан на произвольной памяти школьника. Преобразование мнемической функции обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении различных мнемических задач (задач на запоминание), возникающих в ходе  учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе. Особенности запоминания в младшем школьном возрасте изучались А.А. Смирновым, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьевым и другими выдающимися отечественными психологами.

Память считается одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало её одной из узловых проблем. В настоящее время в науке нет единой теории памяти. В связи с этим возникает потребность в теоретико-методологическом изучении особенностей развития памяти в младшем школьном возрасте.

Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие памяти младших школьников через использование способов быстрого запоминания учебного материала».

Цель – подбор методов и игровых упражнений, направленных на развитие слуховой и зрительной памяти детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования: развитие памяти через использование способов быстрого запоминания;

- Анализ методов и средств развития памяти;

- Подбор диагностического инструментария для исследования процессов- памяти младших школьников; 

-Подбор комплекса игровых упражнений, методов, направленных на- развитие памяти.

Объект исследования – процесс развития памяти у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – методы развития памяти у детей младшего школьного возраста.

 

 

Понятия и виды памяти

В психолого-педагогической литературе существует несколько десятков определений понятию памяти. Все они отталкиваются от основных механизмов и свойств памяти. Под феноменом памяти мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Ведь, как нам всем известно, память позволяет нам существовать, запечатлевая каждое движение, переживание, впечатление, а затем воспроизводя это в определенных условиях. Человек, не теряя элементарных навыков, знаний и умений способен продолжать жить в привычном для него русле, благодаря памяти.

Память занимает особое место среди психических познавательных процессов и не только сложностью в понимании, а тем, что характеризуется как процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все их в единое целое.

 Память – запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

Следующее определение феномена памяти - память определяется как способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Отличное от этого определения дает Е. Н. Соколов. Память есть отражение того, что было в прошлом опыте. Основано это отражение на образовании достаточно прочных связей на их актуализации и на функционировании в дальнейшем. Для Л.С. Выготского рассмотрение феномена памяти было интересно с точки зрения его культурно-исторической концепции. Впервые экспериментальный метод был применен 6 на познавательном процессе – памяти. Эббингаузом Г. были разработаны приемы и методы, с помощью которых возможно стало изучить законы и механизмы работы памяти, независимо от деятельности другого познавательного процесса – мышления. Прием этот назывался заучивание бессмысленных слогов. В дальнейшем данный прием позволил построить Эббингаузу кривые запоминания материала, а также позволил выявить особенные характеристики механизмов ассоциаций. По исследованиям автора наиболее прочные запоминания остаются у человека от сильных впечатлений.

Начиная с развития психологии как науки, ведутся исследования в области психических познавательных процессов человека, а именно процессов запоминания и воспроизведения какой-либо информации. Впервые попытка объяснения процессов и механизмов памяти была предпринята Аристотелем, который высказывал определенные принципы, указывающим на связь воспроизведения и запоминания.

Принципы, представлены нами ниже, имеют в настоящее время в современной психологической науке широкое распространение. Ассоциация по смежности – в данном принципе образы, возникающие при восприятии или представлении чего-либо, вызывают именно те представления, имеющими в прошлом переживание положительной или отрицательной окраски. Ассоциация по сходству – в данном принципе в основе лежат особенность, что различные образы вызывают в нашей психике представления, сходные с ними по каким-либо признакам. Ассоциация по контрасту – здесь различные представления в нашей психике вызывают в каком-либо отношении противоположные отношения. Данная теория объясняется тем, что наличие ассоциаций связано с наличием предметов и явлений в совокупности, а не отдельно друг от­ друга. Следует отметить, что когда происходит процесс воспроизведения одних ассоциаций, то это влечет за собой и воспроизведение других, что обусловлено в большей степени наличием реальных объективных связей между предметами и явлениями. С точки зрения данного подхода, запоминание рассматривается как образование ассоциаций, а процесс воспроизведения включает использование уже имеющихся ассоциаций.

Проблемой изучения процесса памяти практически не занимались, так их интересовала лишь роль, которую играют ассоциации в памяти, а также отличие законов запоминания мыслей от элементарных законов запоминания. Проблема происхождения памяти, его функционирования, механизмов не ставилась. Обобщая вышесказанное, можно отметить, что память человека – это психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

 К основным процессам и механизмам памяти можно отнести - запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Ниже перечислены основные процессы памяти:

1. Запоминание. Процесс памяти, заключается в восприятии человеком предметов и явлений, что приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга, затем образуются временные условно рефлекторные связи. Как известно запоминание может быть произвольным и непроизвольным.

2. Сохранение – следующий процесс памяти. Суть сохранения заключается в том, что временные условно-рефлекторные связи не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали. Таким образом, память человека постоянно пополняется.

3. Воспроизведение – также важнейший процесс памяти. Данный процесс отличает то, что здесь происходит воспроизведение человеком, ранее запомненного материала. Воспроизведение проходит в три фазы: узнавание, припоминание и репродукция.

4. Забывание – выступает процессом памяти, противоположным сохранению. Происходит определенный физиологический процесс, что приводит к забыванию того, что было запомнено ранее. Исследования показали, что наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания.

Также следует отметить свойства памяти. К ним можно отнести:

• Объем – т.е. то количество запомненных единиц информации;

 • Длительность – т.е. способность человека максимально большее время удерживать необходимую информацию;

• Точность воспроизводимого материала – т.е. способность человека максимально точно воспроизводить запечатленную информацию;

• Быстрота воспроизведения – показатель и способность человека использовать по необходимости имеющуюся у него информацию. Теперь подробнее о каждом процессе:

1. Запоминание - такой процесс восприятия человеком окружающей реальности, при котором возможно возникновение в коре головного мозга  ряда перемен. Представленные перемены способны вызывать условно рефлекторные связи, которые в свою очередь называются следами памяти. Можно отметить, что запоминание может быть нескольких видов, например, произвольным или непроизвольным, а также запланированным или нет. Так, в ситуации непроизвольного запоминания, которое происходит помимо воли человека, происходит лучшее усвоение информации по сравнению с произвольным запоминанием. Запоминание играет большую роль в повседневной жизни человека, в связи с тем, что именно так происходит усвоение необходимой информации, получаемой нами каждый день. Можно указать и на то, что произвольное запоминание реализуется двумя способами: первый способ – через механическое фиксирование, второй способ – через смысловое усвоение. Как мы уже отмечали ранее, второй способ оказывает лучшее влияние на длительность запоминания и усвоения материала.

 2. Сохранение – такой процесс памяти, при котором не происходит исчезновения следов памяти, а происходит их фиксация в нервных сплетениях, даже в случае того, когда раздражители исчезают. Только благодаря процессу сохранения «банк» материала, который представлен в нашем головном мозге, способен постоянно пополняться. Можно отметить, что не все, что мы запоминаем, сохраняется одинаково хорошо, что-то остается, что-то ослабевает и стирается из нашей памяти. Следует указать на то, что то, насколько мы относимся к запоминаемому материалу, зависит то, как он будет храниться в нашем головном мозге.

3. Воспроизведение – выступает следующим этапом, процессом в памяти человека. В целом под воспроизведением понимают этап вспоминания необходимой в данный момент информации, которая достается из огромной базы данных нашего головного мозга. Следует отметить, что процесс воспроизведения проходит несколько стадий, представим их ниже:   Узнавание - при повторном восприятии объекта, мозг проводит- различие между возбудителями, которые действовали на вас раньше и теми, которые действуют на ваши органы чувств в настоящий момент.

 Припоминание - наиболее активная форма воспроизведения.- Репродукция или реминисценция - самый сложный этап, когда в- памяти уже конкретно восстанавливает необходимый материал.

4. Забывание – главное здесь отметить, что данный процесс совершенно противоположен процессу сохранения информации. Забывание выступает процессом потери информации, ее утрате. Можно отметить и тот факт, что процесс забывания может выполнять как конструктивные, так и деструктивные функции. Конструктивная функция заключается в том, что забывание позволяет убирать ненужную информацию, тем самым «очищая» место под новую, деструктивная функция заключается в том, что возможно стирание больших блоков информации, которое может, происходит и по причине травмы или болезни, что может помешать нормальной жизнедеятельности человека.  

 

 При работе с детьми младшего школьного возраста необходимо учитывать особенности памяти детей данного возраста, так как дифференцированный подход к обучению определяет более высокую обучаемость младших школьников.

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства учащихся начальных классов преобладает и образный тип памяти.

Кроме того, успешному запоминанию в данном возрасте способствует соблюдение определенных условий. По мнению С.П.Бочаровой, такими условиями являются:

· установка на запоминание: у ученика должно быть желание запомнить;

· заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

· яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;

· образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

     В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Как уже указывалось, суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.

Возрастной особенностью развития памяти младших школьников является то, что произвольное внимание у них развито сравнительно слабо, в отличии от непроизвольного. А вот сосредоточиться учащемуся начальных классов крайне трудно, особенно если работа однообразна и неинтересна. Со временем память становится произвольной и управляемой.

    Известно, что память – наиболее тренированный познавательный процесс. Главное условие развития памяти – упражнение и тренировка. Ведь именно на память в процессе обучения ложится особая нагрузка. От уровня развития мнемических процессов во многом зависит успешность обучения младших школьников.

Перестроение мнемических процессов в детском возрасте заключается в том, что ребенок учится ставить перед собой сознательные цели (запомнить и вспомнить) и стремится достичь этих целей.

Однако переход от непроизвольной памяти к произвольной – это не одномоментный акт, а сложный процесс, который, по мнению Т.П.Зинченко, включает в себя два основных этапа.

На первом этапе осуществляется выделение и осознание ребенком мнемической цели, на втором этапе формируются действия, соответствующие им, и операции.

Сначала способы запоминания и припоминания очень примитивны. Это повторение задания за взрослым, проговаривание материала шепотом, прикосновение к картинкам, их пространственное перемещение и т.д., а в процессе припоминания – возвращение к уже воспроизведенным звеньям.

С точки зрения известного психолога П. П. Блонского, прежде всего дети сохраняют в памяти, выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженного в словах.

Двигательная память обнаруживает себя уже в детстве, когда малыш начинает схватывать руками предметы, учится ползать, ходить. В раннем возрасте ребенок учится бегать, прыгать, умываться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. В дошкольном возрасте работа двигательной памяти становится все более сложной. Занятие спортом, танцами, игрой на музыкальных инструментах формируют умение ребенка запоминать, хранить и воспроизводить в определенном порядке все более сложные движения. Это, конечно же, требует специальной тренировки под руководством взрослого, который сначала показывает детям последовательность движений, а затем следит за правильностью их выполнения.

Следует отметить и такую особенность детской памяти: воображение детей о малознакомых вещах часто оказывается нечетким и хрупким. Например, после посещения зоопарка образы животных, сохранившихся в памяти ребенка, тускнеют, сливаются, «спутываются» с образами других объектов. Как упоминает И.А.Корсаков, фрагментарность детских представлений – это следствие разрозненности их восприятия. Несколько выпадает из времени, несколько искажается или подменяется другим. Такая ошибка памяти – прямое следствие незрелости детского восприятия и неумение детьми пользоваться своей памятью.

Первые попытки применения некоторых приёмов, способствующих повышению производительности памяти, развития её логических форм, отмечаются у детей уже в возрасте 5-6 лет. Проявляются они в том, что дети этого возраста уже могут самостоятельно осуществлять, хотя и в очень простых формах, умственную обработку материала.

Воспитание словесно-логической памяти включает, прежде всего, развитие умственной деятельности детей – развитие умения анализировать, выделять в предметах определенные свойства, признаки, сравнивать предметы и явления между собой; осуществлять обобщение, объединяя различные объекты по любым общими признакам, классифицировать предметы и явления на основе сделанного обобщения, устанавливать смысловые связи. Именно мыслительные операции на определенной ступени их освоения становятся способами логического запоминания.

С возрастом увеличивается количество смысловых связей и заметно уменьшается количество связей, установленных на основе внешнего сходства объектов или на случайных ассоциациях.

Однако до младшего школьного возраста сохраняется преобладание связей на основе ассоциации по смежности. На протяжении всего дошкольного детства в памяти детей происходят существенные изменения как количественные, так и качественные. Увеличивается объем непосредственной памяти, скорость и прочность сохранения. С возрастом меняется структура мнемической деятельности, непосредственное и непроизвольное запоминание перерастает в сложную, сознательно регулируемую деятельность, опирающуюся на различные способы смысловой обработки материала, осуществляется переход от непроизвольной памяти к произвольной. Перестройка мнемических процессов в детском возрасте заключается в том, что ребенок вычленяет и осознает цель запомнить и вспомнить и начинает применять простые мнемические приёмы.

Существуют особенности развития памяти, связанные с полом ребенка. У мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга не совпадает, разные и темп развития левого и правого полушарий, которые существенно отличаются по своим функциям.

Установлено, что у девочек значительно быстрее идет развитие функций левого полушария по сравнению с мальчиками, а у мальчиков по сравнению с девочками - правого.

Учеными установлено, что левое полушарие в большей степени, чем правое, ответственно за осознание произвольных актов, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции. Правому полушарию принадлежит доминирующая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций.

С точки зрения возрастной психологии сенситивным периодом для активного развития механической памяти является младший школьный возраст. Тоже касается и ассоциативной памяти. Это положение является весьма важными и открывает новые направления формирования личности при развитии навыков запоминания у детей соответствующего возраста.

Вследствие того, что в младших классах преобладает непроизвольное механическое запоминание, на него и целесообразнее опираться, используя его закономерности. Известно, что при непроизвольном запоминании, чем выше активность умственной деятельности, тем лучше результаты запоминания.

Дети сравнительно редко используют при запоминании смысловые связи, опираясь, в первую очередь, на внешние факторы. У младших школьников преобладает образный интеллект, лучше развита память на предметы и конкретные слова со зрительными образами, память на звуки, тона, а также память на эмоционально окрашенные явления, представление, факты. Память на слова, обозначающие абстрактные понятия, значительно хуже. Значит, работая с младшими школьниками, учитель должен опираться на закономерности непроизвольного запоминания, использовать чаще упражнения на образную и эмоциональную память, не исключая приёмы развития произвольной памяти, смыслового, опосредованного запоминания.

В процессе учебной деятельности значительно развивается способность запоминания и воспроизведения материала. В подростковом возрасте смысловое запоминание начинает доминировать над механическим. Сама смысловая память перестраивается, становится опосредованной. Все большую роль играет опосредование словом, а не образом. Повышается роль второй сигнальной системы в управлении мнемическими процессами.

Анализируя процессы забывания учащихся, важно сказать о случаях, когда ребенок не может вспомнить что-то в данный момент (например, сразу же после получения информации), но вспоминает или узнает это через некоторое время. Такое явление носит название реминисценции (туманные воспоминания).

Суть реминисценции заключается в том, что воспроизведение материала, который мы сразу не могли полностью воспроизвести, через день-два после восприятия пополняется фактами и понятиями, которые отсутствовали при первом воспроизведении материала. Это явление часто наблюдается при воспроизведении словесного материала большого объема, что обусловлено усталостью нервных клеток. Реминисценция проявляется чаще у дошкольников и младших школьников.

По данным Бочаровой С. П., при воспроизведении материала реминисценция отмечается у 45,5% младших школьников. Это связано с тем, что детям необходим какой-то промежуток времени для осознания материала, в результате чего воспроизведение становится более полным. Если же материал осознан сразу, то реминисценция не наступает.

Младший школьный возраст сенситивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Важным ее условием является учет индивидуальных характеристик памяти ребенка; ее объема, модальности (зрительная, слуховая, моторная) и т. п. Но независимо от этого каждый ученик должен усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом.

 

Выводы по первой главе

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Известно, что без достаточного уровня сформированности процессов памяти невозможно полноценное и эффективное обучение ребенка, т.к. весь учебный процесс основан на произвольной памяти школьника. Преобразование мнемической функции обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении различных мнемических задач (задач на запоминание), возникающих в ходе  учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

Для развития памяти ребенка я выбрала методику мнемических приемов запоминания.

Мнемоника – это совокупность специальных приѐмов и способов, облегчающих запоминание нужной человеку в повседневной жизни информации и пропорционально увеличивающих объѐм памяти путѐм образования ассоциаций.

Иными словами, мнемонимические (мнемические) приемы запоминания – это такие приемы, которые способствуют лучшему усвоению и запоминанию информации за счет построения ассоциативных связей, либо за счет смены одной информации на другую. На самом деле, мнемические приемы запоминания чрезвычайно многочисленны и обширны. Но, можно сказать  лишь то, что их применение существенно облегчает процесс запоминания. Это очень важно особенно для младших школьников, поскольку, оказавшись в новых условиях, которые требуют от них большой концентрации и отдачи сил и энергии, они должны запоминать достаточные объемы информации.

 

Выводы по второй главе

Изучив литературу по теме выпускной квалификационной работы, мы можем сделать вывод, что память – это «…процесс запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта, позволяющие повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания. Существует большое количество классификаций типов и видов памяти. Так, по способу запоминания выделяют смысловую и механическую память.

По особенностям запоминания и воспроизведения различают двигательную память; эмоциональную (аффективную) память; образную память, основывающаяся на эмоциях, чувствах; словесно-логическую (вербальную) память.

 По продолжительности сохранения полученной информации выделяются: непосредственная память; оперативная кратковременная память; долговременная память.

Память обладает рядом специфичных процессов: заучивание; сохранение; воспроизведение; забывание.

       Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Начиная с младшего школьного возраста, идет процесс одновременного развития непосредственного и опосредствованного запоминания, а затем и более быстрого совершенствования опосредствованной памяти. Чаще всего младшие школьники для запоминания информации используют механическое запоминание посредством многократного повторения информации, что не является эффективным.

Одним из средств успешного запоминания необходимой информации являются мнемические приемы. Это такие приемы, которые способствуют лучшему усвоению и запоминанию информации за счет построения ассоциативных связей, либо за счет смены одной информации на другую. Нами было проведено исследование памяти детей младшего школьного возраста. При первичной диагностике было выявлено для 52,8 %  детей характерен средний уровень кратковременной 45 зрительной памяти; у 11,1 % младших школьников выявлен низкий уровень; у 36,1% диагностирован высокий уровень кратковременной зрительной памяти.

Уровни развития каждого из видов памяти (зрительной, слуховой, моторнослуховой, зрительно-моторно-слуховой) у большинства детей находятся в пределах нормативных значений, хотя и на нижней допустимой границе. Нами была разработана и реализована система развивающих занятий, направленных на развитие памяти посредством мнемических приемов запоминания. После проведения занятий с использованием мнемических приемов у 47,2% младших школьников выявлен высокий уровень развития кратковременной зрительной памяти; для 50% характерен средний уровень. Только у одного ребенка он остался низким. После проведения занятий с использованием мнемических приемов в обследованной группе выявлено, что для 22,2 % детей по-прежнему характерен низкий уровень зрительной памяти; для 16,7 % свойственен низкий уровень развития слуховой памяти; для 22,2 % (8 чел.) характерен низкий уровень моторно-слуховой памяти; у 11,1 % (4 чел.) выявлен низкий уровень зрительно-моторно-слуховой памяти. Но, в то же время, наблюдается и положительная динамика. Для 22,2 % детей характерен высокий уровень развития зрительной памяти; у 16,7 % – высокий уровень слуховой памяти, у 11,1 % – высокий уровень моторно-слуховой памяти, у 22,2% высокий уровень зрительно-моторно-слуховой памяти.

Следовательно, мы можем сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично. Необходимо продолжать учить младших школьников овладению мнемическими приемами запоминания, что будет способствовать развитию их памяти.

 

Список используемой литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2014. – 811 с.

 2. Аванесова, В. Н. Обучение в детском саду / В. Н. Аванесова. – Москва: Сфера, 2015. – 176 с.

3. Баддли, А. Память / А. Баддли, М. Айзенк, М. Андерсон; под ред. Т. Н. Резниковой. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 560 с.

4. Березина, В. Г. Детство творческой личности / В. Г. Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов. – Санкт-Петербург: «Издательство Буковского», 2014. – 160 с.

5. Блонский, П. П. Память и мышление / П.П. Блонский. – Москва: Гос. соц.-экон. изд-во, 1995. – 213 с.

6. Бодалев, А. А. Психология личности / А. А. Бодалев. – Москва: МГУ, 2013. – 188 с.

7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 398 с.

8. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. – Москва: ИД ГУ ВШЭ, 2012. – 526 c.

9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: кн. для учителя / Л. С. Выготский. – Москва: Просвещение, 1991. – 124 с.

10. Гамезо, М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – Москва: Педагогическое общество России, 20131. – 276 с.

11. Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. – Москва: Русский язык, 2015. – 1168 с.

12. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СанктПетербург: Питер, 2015. – 940 с. 47

13. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – Москва: Сфера, 2012. – 464 с.

14. Как развить хорошую память / И. Матюгин, Е. Жемаева, Е. Чакаберия, И. Рыбникова. – Москва: Рипол Классик, 2014. – 416 с.

15. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники / В. А. Козаренко. – Москва Сфера: 2015. – 345 с.

16. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – Москва: Академия, 2016. – 608 с.

17. Мухина, В. С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность (хрестоматия) / В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – Москва: Академия, 2014. – 624 с.

18. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – Москва: ВЛАДОС, 2013. – 688 с.

19. Обрайен, Д. Как развить суперпамять / Д. Обрайен. – Белгород: Клуб семейного досуга, 2014. – 240 с.

20. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. – Москва: Высшее образование: МГППУ, 2013. – 460 с.

21. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка. Диагностика и коррекция / Т. Н Овчинникова. – Москва: Академический Проект, 2014. – 227 c.

22. Петрова, Е. А. Возрастная и педагогическая психология / Е. А. Петрова, М. В. Гамезо, Л. М. Орлова. – Москва: Педагогическое общество России, 2013. – 512 с.

23. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. – Москва: Моск. пед. ун-т, 2012. – 269 с.

24. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 592 с.

25. Полуянов, Ю. А. Воображение и способности / Ю. А. Полуянов. – Москва: Знание, 2012. – 94 с.

26. Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова,Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева. – Москва: Генезис, 2011. – 347 с.

27. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко. – Санкт-Петербург: Питер, 2011 – 256 с.

28. Рыбников, Н. А. Память, еѐ психология и педагогика / Н. А. Рыбников. – Санкт-Петербург: Речь, 2010. – 147 с.

29. Смирнов, А. А. Психология ребенка и подростка / А. А. Смирнов. – Москва: Академия, 2012. – 356 с.

30. Смирнов, А. А. Психология запоминания / А. А. Смирнов. – Москва: Академия, 2011. – 458 с.

31. Смирнов, А. А. Процессы мышления при запоминании / А. А. Смирнов. – Москва: Академия, 2012. – 88 с.

32. Смирнов, А. А. Возрастные и индивидуальные различия памяти / А. А. Смирнов. – Москва: АПН, 1999. – 221 с.

33. Столяренко, Л. Д. Психология / Л. Д. Столяренко. – СанктПетербург: Питер, 2012. – 592 с.

34. Хенкок, Дж. Самоучитель по развитию памяти / Дж. Хенкок. – Москва: ЭКСМО-Пресс, 2014. – 320 с.

35. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти у детей / Л. В. Черемошкина. – Москва: Академия, 2015. – 96 с.

36. Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистяк

 

 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

«Стимульный материал к упражнению «Пароль – отзыв»

Приложение 4

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОСОБОВ БЫСТРОГО ЗАПОМИНАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Выпускная квалификационная работа

 

 


Допущена к защите                                             

«_____»________ 20__г.                                 

Заместитель  директора                                                

по учебной работе

____________С.В. Проняева


Специальность 44.02.01.

Дошкольное образование

Курс 4, группа 5

Руководитель:

Миниханов

Тимур Фларитович


 

                                                               Челябинск, 2022



СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………....….3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития памяти у младших школьников……………………………………………………...….6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.119 с.)