Методические подходы в развитии памяти младших школьников. Мнемические приемы запоминания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические подходы в развитии памяти младших школьников. Мнемические приемы запоминания



Мнемоника – это совокупность специальных приѐмов и способов, облегчающих запоминание нужной человеку в повседневной жизни информации и пропорционально увеличивающих объѐм памяти путѐм образования ассоциаций.

Среди них можно смело выделить замену абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией для упрощения запоминания ребенком. Говоря иначе, представляемый материал будет легче запоминаться, если вместе с теоретическим его представлением педагог будет использовать различный раздаточный визуальный материал, либо включит в ход урока музыкальное сопровождение.

Иными словами, мнемонимические (мнемические) приемы запоминания – это такие приемы, которые способствуют лучшему усвоению и запоминанию информации за счет построения ассоциативных связей, либо за счет смены одной информации на другую. На самом деле, мнемические приемы запоминания чрезвычайно многочисленны и обширны. Но, можно сказать  лишь то, что их применение существенно облегчает процесс запоминания. Это очень важно особенно для младших школьников, поскольку, оказавшись в новых условиях, которые требуют от них большой концентрации и отдачи сил и энергии, они должны запоминать достаточные объемы информации. Простая «зубрежка» может привести к тому, что ребенок не будет понимать заученную информацию, а, следовательно, в дальнейшем не сможет применить ее на практике.

Порой, младшим школьникам приходится сталкиваться с терминами и формулами, которые в меру возраста кажутся им чрезвычайно сложными и непонятными. В таких случаях помочь могут мнемонические приемы запоминания, которые помогают не только запомнить определенные сведения, но и тренируют память ребенка, улучшают ее. Со временем процесс запоминания, собственно, как и процесс применения мнемонических приемов запоминания на практике, становится осмысленным и произвольным. Это можно связать с тем, что постепенно, ребенок начинает осознавать, что таким образом информацию усвоить значительно проще. Бытует мнение, что если дошкольника изначально готовить к применению таких приемов в школе, то продуктивность его работы на уроках, равно как и процент запоминаемой информации, будет значительно выше, чем у его сверстников, которые не были подготовлены к применению таких приемов. Суть всех механизмов работы по мнемотехнике основана на образовании определѐнных связей, ассоциаций и приемов. Среди основных мнемических приемов и методов можно выделить следующие:

- Буквенный код. Образование смысловых фраз из начальных (или целенаправленно присвоенных) букв запоминаемой информации.

- Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.

- Рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал.

- Созвучие. Запоминание терминов или иностранных слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний.

 - Метод римской комнаты. Присвоение запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной вам комнате.

Наиболее простым, но одним из самых эффективных в мнемонике является правило визуальных ассоциаций. Главное в данном случае – создать искусственную ассоциацию и связать ее с последующими ответами (ассоциацией) в данной цепочке. Бывают случаи, когда нет никакого зрительного или визуально представляемого образа, на который ребенок мог бы опираться. Такие слова еще называют абстрактными за счет того, что их нельзя увидеть, к ним нельзя прикоснуться. Именно для этого случая идеально подходит метод ассоциаций.

Любовь легко представить в виде пронзенного стрелой сердца, а в виде целой кучи золота каждый угадает богатство и финансовое благополучие. Власть, к примеру, может быть представлена как корона, трон или как скипетр с державой. Можно представить целый ряд устоявшихся ассоциаций. Среди них самыми популярными и общепринятыми ассоциациями нашего современного общества являются:

Богатство, достаток - слиток золота, монеты.

Скорость - автомобиль.

Ум - книга.

Жара - вентилятор.

Лечение – шприц, шапка врача.

Ссора – разбитая тарелка.

Беда, неприятность – черная кошка.

Радость – улыбка.

 

 Для лучшего запоминания информации необходимо превращать ее в определенные образы. Такой способ поможет намного лучше, чем автоматическое зазубривание. Сведения, которые человек запомнил по методу мнемоники, не только быстрее усваиваются, но и навсегда останутся в памяти. Особенно это касается специфических текстов, которые сложно заучить обычным способом. Разные школьные предметы младшие школьники могут запомнить по разному. Кроме того, какие-то из этих предметов остаются в памяти обобщенно, а другие, напротив, детально и очень подробно. Поэтому для создания ассоциации подойдет не каждый образ. В дальнейшем нам необходимо рассмотреть критерии, по которым стоит отбирать ассоциативный предмет для привлечения в мнемонику.

Итак, критерии для выбора ассоциативного предмета в мнемонике:

- Крупные образы. Даже если выбранный предмет не отличается большими размерами, то образ, соответствующий ему, должен быть крупногабаритным. К примеру, если запоминать кролика и экскаватор, то лучше представить зверька размером с механическую машину.

- Цветные образы предмета. Образное представление запоминаемого предмета должно иметь тот же цвет, что и оригинал. Бесполезно пытаться запомнить радугу, если использовать для этого однотонный предмет.

- Насыщенность. Яркий образ запоминается легче, поэтому лучше добавить в него как можно больше красок и блеска.

 - Обилие деталей. Нужно проработать детальность образа. Если запоминать мордочку кролика, то стоит добавить все мельчайшие детали: блестящие глазки-бусинки, постоянно двигающийся носик, шевелящиеся усы. Это поможет, если запоминать сложные пароли при помощи мнемоники.

 - Объем. Не рекомендуется использовать плоские и «картонные» образы, так как они плохо запоминаются. Память и сила человеческого сознания превосходит компьютерные программы для 3D моделирования в несколько раз. Любой человек может мысленно рассмотреть со всех сторон, приблизить и изменить любой предмет. В этой области возможности мозга мало изучены. Соединение нескольких образов дает цельную картинку, которая должна соответствовать определенным правилам. Изображение должно быть:

- Динамическим. Запоминание движущегося предмета происходит легче, так как он привлекает к себе больше внимания.

- Необычным. Яркие, красочные и нестандартные образы быстро запоминаются. Например, вместо «стакан» лучше использовать такой образ: «Прозрачный стакан, наполненный ароматным чаем». Этот прием в большинстве случаев оказывается эффективным.

 - Эмоциональным. Такой пример запомнить не только проще, но и интереснее.

- Связанным с остальными элементами. Связь должна быть логичной и обоснованной, кроме того, составляющие картинки должны находиться в подходящей обстановке. К примеру, названия различных овощей запомнить легко, если представить их на прилавке овощного магазина. Основные приемы мнемотехники можно представить следующим образом:

- Прием «цепочка». Образы связываются в ассоциации попарно. Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между  вторым и третьим образом и т.д. Когда цепочка образов припоминается, в сознании возникают сразу по три-пять образов. Цепочка образов выходит из памяти, появляется в сознании и вновь исчезает в памяти. Всегда образуйте связи по определенной системе. Если ассоциация горизонтальная – первый образ размещайте слева. Если ассоциация вертикальная – первый образ размещайте внизу. Если образы при соединении проникают друг в друга – помещайте второй образ в первый. При припоминании считывайте образы в том же порядке.

 - Прием «Матрешка». Образы соединяются парами. Первый образ ассоциации всегда больше второго и содержит в себе второй. После соединения первого и второго образа переведите свое внимание на второй образ (первый должен исчезнуть из сознания). Мысленно увеличьте второй образ и создавайте ассоциацию между вторым и третьим образами, и так далее. Образы постоянно вкладываются друг в друга. При этом в ассоциации всегда должны быть четко видны только два образа. Припоминание осуществляется аналогично. Представьте первый образ и ждите, когда из памяти возникнет второй. Переключите внимание на второй, увеличив его, и ждите появления третьего и т. д. Обращаем ваше внимание: этот способ соединения образов применяется очень интенсивно. Его следует тщательно отработать.

Первый образ соединяемой пары образов должен быть намного больше второго. При мысленном увеличении первого образа старайтесь выделить в нем подобраз, к которому затем привяжите второй (маленький) образ пары. Прием символизации. Прием символизации применяется для запоминания абстрактных понятий, не имеющих четкого образного значения. Одно и то же слово может быть по-разному закодировано в образы разными людьми. Но, как правило, удается использовать для кодирования символы, хорошо закрепленные в сознании большинства людей. Символы окружают нас со всех сторон. Очень многие иностранные слова, названия, термины, фамилии, по своему звучанию похожи на хорошо знакомые нам слова. Эти слова легко представить в виде зрительных образов, например: фактор – образ «Трактор»; штат Аляска – «Коляска». Пока нет необходимости запоминать значение незнакомых слов, достаточно просто зафиксировать в памяти их точное произношение и последовательность. При кодировании слова следует задать себе вопрос: «Каким зрительным образом я могу это обозначить?» Примеры кодирования слов в образы приемом символизации: холод – лед, тепло – грелка, зима – снежинка, лето – солнце, осень – желтый лист.

Мы не можем представить лето вообще. Но можем представить зеленую траву, цветы, ягоды и т.д. Этот образ легко запомнить. Говоря о мнемических приемах запоминания, нельзя не упомянуть о таком понятии, как фактор края. Так, например, если испытуемому дается ряд из десяти слогов, то первые и последние слоги запоминаются легче, а средние – хуже.

Первые элементы не испытывают тормозного влияния со стороны предшествующих впечатлений, а последние члены ряда не испытывают торможения со стороны последующих элементов. Средние же члены ряда испытывают торможение как со стороны предшествующих (проактивное торможение), так и со стороны последующих элементов (ретроактивное, обратно действующее торможение). Указанная закономерность памяти (лучшее запоминание крайних элементов) называется фактором края. Если запоминаемый ряд состоит из четырех элементов, то в первую очередь запоминаются первый, второй и четвертый, хуже – третий. Поэтому в четверостишиях следует обратить внимание на третью строку – «ахиллесову пяту» конструкции. Характерно, что именно в третьих строках четверостиший поэты часто допускают нарушения размера, с тем, чтобы вызвать к ней повышенное внимание.

Специальные исследования, направленные на изучение возможностей формирования этих приемов у младших школьников, показывают, что  обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа: формирование самого умственного действия;- использование его как мнемонического приема, т.е. средства запоминания.- Таким образом, прежде чем использовать, например, прием классификации для запоминания материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.

Данный процесс происходит автоматически, что в свою очередь говорит о том, что он настолько вошел в жизнь современного общества, что подразумевается, как нечто само собой разумеющееся. При обучении младших школьников мнемические приемы могут быть использованы на любом из уроков. Разница будет заключаться лишь в том, что для каждой дисциплины есть свой собственный предпочтительный ряд приемов, которые могут облегчить запоминание информации.

Возможно развитие памяти младших школьников посредством специального обучению мнемическим приемам запоминания на специально организованных занятиях.

 

 

Выводы по первой главе

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Известно, что без достаточного уровня сформированности процессов памяти невозможно полноценное и эффективное обучение ребенка, т.к. весь учебный процесс основан на произвольной памяти школьника. Преобразование мнемической функции обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении различных мнемических задач (задач на запоминание), возникающих в ходе  учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

Для развития памяти ребенка я выбрала методику мнемических приемов запоминания.

Мнемоника – это совокупность специальных приѐмов и способов, облегчающих запоминание нужной человеку в повседневной жизни информации и пропорционально увеличивающих объѐм памяти путѐм образования ассоциаций.

Иными словами, мнемонимические (мнемические) приемы запоминания – это такие приемы, которые способствуют лучшему усвоению и запоминанию информации за счет построения ассоциативных связей, либо за счет смены одной информации на другую. На самом деле, мнемические приемы запоминания чрезвычайно многочисленны и обширны. Но, можно сказать  лишь то, что их применение существенно облегчает процесс запоминания. Это очень важно особенно для младших школьников, поскольку, оказавшись в новых условиях, которые требуют от них большой концентрации и отдачи сил и энергии, они должны запоминать достаточные объемы информации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.021 с.)