Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В структуру непосредственного умозаключения не входит:

Поиск

силлогизм

обращение суждений

превращение суждений

16.Определите, какой вид аналогии применен в каждом рассуждении
“Дурные последствия преступлений живут гораздо дольше, чем сами преступления, и, подобно призракам убитых, всегда следуют по пятам за злодеем” (В. Скотт)
Аналогия отношений
Нестрогая аналогия
Строгая аналогия
Ложная аналогия
Аналогия свойств

17.Логический переход в выводах по аналогии регулируется соответствующим правилом. Укажите точную формулировку этого правила.
Если два единичных предмета не сходны в определенных признаках, то они могут быть не сходны и в других признаках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов.
Если два единичных предмета сходны в определенных признаках, то они могут быть не сходны в других признаках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов.
Если два единичных предмета не сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны в других признаках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов
Если два единичных предмета сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других признаках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов

18.К какому виду индукции относится следующая схема рассуждения?
S1 – Р
S2 – P
S3 – P
S1, S2, S3... относятся к классу S
————————————————
Вероятно, каждый элемент класса S – Р
Неполная индукция
Полная индукция

Дедукция

Традукция

19.В структуру доказательства входят:

а) посылки и термины

б) тезис, антитезис, аргументы и контраргументы

в) тезис, аргументы, демонстрация

г) ничто из вышеперечисленного

20.Положение, истинность или ложность которого требуется доказать
Тезис
Демонстрация
Аргумент

21.Виды прямого доказательства:
дедуктивное
разделительное
по аналогии
апагогическое
индуктивное

22.Принцип верификации – это:

а) распространённый софистический приём;

б) критерий научного знания;

в) основание индуктивных ошибок;

г) одно из правил силлогизма;

д) важный метод псевдонауки;

е)главное требование аналогии.

23. Понятие версия
а) тождественно понятию гипотеза
б) противоположно понятию гипотеза
в) подчинено понятию гипотеза
г) несравнимо с понятием гипотеза
24. Не является гипотезой вывод на основе
а) аналогии
б) неполной индукции
в) неправильного модуса условно-категорического умозаключения
г) правильного силлогизма
25. Гипотеза предназначена для объяснения
а) общих закономерных связей в природе
б) частного случая, уже совершенного действия конкретными людьми
в) оба ответа верны
г) оба ответа неверны
26. Версия предназначена для объяснения
а) общих закономерных связей в природе
б) частного случая, уже совершенного действия конкретными людьми
в) оба ответа верны
г) оба ответа неверны

Упражнение 27. Дайте полную логическую характеристику понятиям.

Образец: “Офицер” - понятие общее, конкретное, положительное, безотносительное.

3.1. “Государство".

3.2. “Невиновность”.

3,3. "Бескорыстие”.

3.4. “Подвиг".

3.5. “Социальная справедливость”.

3.6. "Случайность".

3.7. "Мужество Р. Зорге".

3.8. “Кража”.

Упражнение 28. Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью округов Эйлера.

А
В
в)
А, В
б)
А
В
а)

Образец: а) европейское государство (А); демократическое государство (В) - перекрещивание; б) "Н. Бор (A); Автор квантовой теории (В) – равнозначность"; в) "орган государственного управления" (А); министерство (В) - подчинение.

4.1. "Высшее военное учебное заведение, военная академия".

4.2. "Писатель, белорусский писатель, автор романа "Честь имею".

4.3. "Форма государственного правления, республика".

4.4. "Военный корабль, авианосец".

4.5. "Президент, Президент России, глава государства".

4.6. "Литератор, художник, поэт".

4.7. "Слушатель военной академии, москвич, спортсмен, коммунист".

Задача 29

- Используя закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно истинными оба суждения: а) Всякая наука имеет свой предмет исследования. Ни одна наука своего предмета исследования не имеет; б) Каждая сфера межгосударственных отношений регулируется определенными нормами международного права. Некоторые сферы межгосударственных отношений нормами международного права не регулируются; в) Каждый экзамен в институте имеет свои особенности. Некоторые экзамены в институте никаких особенностей не имеют.

- Верно ли определение: «Статус личности – это его позиция, положение в группе»? Если определение неправильное, то какая ошибка допущена?

Задача 30

- Проверьте правильность деления понятий. Там где это необходимо укажите, какие правила нарушены: а) Речь может быть устной, письменной, путаной, родной; б) Любое общество состоит из служащих, членов партий, рабочих, молодежи, интеллигенции; в) Языки делятся на естественные, искусственные, технические, злые.

- Верно ли определение: «Общество – это часть природы, форма жизнедеятельности людей»? Если определение неправильное, то какая ошибка допущена?

 

ВАРИАНТ №3.

1. Какое первоначальное название имела логика – наука, специально изучающая внутреннюю структуру человеческого мышления?
Топика
Умословие
Логицизм
Аналитика
Логистика

2.В каком веке сформировалась логика в качестве самостоятельной науки?
II в. до н. э.
IV в. до н. э.
V в. до н. э.
III в. до н. э.
VI в. до н. э.

3.Любое понятие выражается в форме…
простого предложения
слова или словосочетания
связного текста
сложного предложения

4.Содержание понятия — это…
совокупность всех объектов, которые оно охватывает
слово или словосочетание, в котором оно выражается
объект, который оно обозначает
то суждение, в котором оно может употребляться
наиболее важные признаки того объекта, который оно выражает

5.Объем понятия — это совокупность…
объектов, охватываемых этим понятием
всех рассуждений, в которых оно употребляется
всех значений, которые могут в него вкладываться
наиболее важных признаков того объекта, который оно обозначает
всех слов или словосочетаний, которые могут его выражать
всех людей, которым известно это понятие

6.«Солнце» — это понятие…
единичное
нулевое
физическое
общее
астрономическое

7.Основные термины суждения:
субъект
риторический вопрос
логическое отрицание
предикат
логический квадрат

8.(…) – это термин суждения, выражающий признак предмета суждения.
Предикат
Субъект
Квантор

9.Приведите в соответствие:
общеутвердительное суждение A
частноутвердительное суждение I
общеотрицательное суждение E
частноотрицательное суждение O

10.Крокодил выхватил младенца из рук матери. - «Ответь мне на один вопрос, и если ты ответишь правильно, то я верну тебе сына. А если ошибешься, я его съем! Вот мой вопрос: а съем ли я твоего ребенка?» Что она должна ответить, чтобы он его не съел?

«Ты его съешь» 

«Ты его не съешь» 

«Ты его отпустишь»

11.Приведите в соответствие:
сложное суждение, включающее в качестве составных два суждения, связанные двойной (прямой и обратной) зависимостью, выражаемой логической связкой «если и только если…, то…)
эквиваленция

импликация
дизъюнкция

 конъюнкция
сложное суждение, состоящее из двух простых, связанных логической связкой «если, то»

конъюнкция

дизъюнкция

эквиваленция
импликация
сложное суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «или»

импликация
конъюнкция
дизъюнкция

эквиваленция
сложное суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «и»

импликация
конъюнкция

эквиваленция

дизъюнкция

12.Логический парадокс - это:

Неразрешимое противоречие между двумя одинаково обоснованными утверждениями

Непримиримое противоречие человеческого разума

Намеренная логическая ошибка  

13.При нарушении принципа однозначности возникает ошибка, называемая «подменой…»:

Значения

Понятия

Тезиса  

14.По какой фигуре силлогизма построены данные умозаключения?
Павлов оштрафован, следовательно, он нарушил правила дорожного движения
по 3-й фигуре
по 2-й фигуре
по 1-й фигуре
по 4-й фигуре

15.По какой фигуре силлогизма построены приводимые умозаключения?
Осмотр места происшествия имеет одной из задач обнаружение следов преступление
Осмотр места происшествия – следственное действие
—————————————————————————————-
Некоторые следственные действия – обнаружение следов преступления
по 2-й фигуре
по 1-й фигуре
по 4-й фигуре
по 3-й фигуре

16.Как изменится эффективность популярной индукции, если число случаев, закрепленных в посылках, будет разнообразнее?
Эффективность уменьшится
Эффективность повысится
Эффективность останется без изменений

17.Назовите виды аналогии соответствующие ее делению по характеру выводного знания
Аналогия отношений
Аналогия свойств
Нестрогая аналогия
Строгая аналогия
Ложная аналогия

18.Определите, какой вид аналогии применен в каждом рассуждении
“Стремление человека к свободе – как пар, заключенный в котле: оно также может стать опасным, когда его слишком зажимают, как и благотворным, если ему дают верное направление в хорошо слаженной машине”

(В. Вейтлинг)
Нестрогая аналогия
Аналогия отношений
Аналогия свойств
Строгая аналогия
Ложная аналогия

19.Логическая связь между аргументами и тезисом:
дедукция
демонстрация
вывод
конъюнкция

20.Вид доказательства в примере «Очевидно, Петров завтра на экзамене по философии получит отличную оценку, т.к. все три года учебы в институте он учится только на «отлично»
прямое дедуктивное
прямое по аналогии
косвенное разделительное

21.(…) – это логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.
Доказательство
Тавтология
Аргументация

22.Принцип простоты к следственной версии
а) применяется
б) не применяется
в) применяется при определенных условиях

23. Вид гипотезы, являющейся условным допущением, позволяющим сгруппировать и систематизировать результаты наблюдений и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений
Рабочая гипотеза
Основная гипотеза
Полная гипотеза
Неполная гипотеза

24. Доказывание гипотезы, протекающее путем опровержения и ис­ключения всех ложных версии, на основании чего утверждают до­стоверность единственного оставшегося предположения,

a)называется

b)прямое

c)косвенное

d)полное

25. По функциям в познавательном процессе различают гипоте­зы:

a)описательные и объяснительные

b)общие и част­ные

c)объяснительные и частные

d)все вышеперечисленное

Синтез фактов

a). мысленное расчленение имеющегося фактического материала на составляющие и последовательно изу­чить их

b). мысленное объединение аналитически выделенных фактов в един­ство, при отвлечении от случайных обстоятельств

c). выведения из предположения разнообразных, но вытекающих только из данной гипотезы следствий и подтверждения их вновь обнаруженными фактами.

d). опровержения и ис­ключения всех ложных версии, на основании чего утверждают до­стоверность единственного оставшегося предположения

Упражнение 27. Определите вид отношения между несовместимыми понятиями и изобразите его с помощью "кругов Эйлера"

А
В
С

Образец: "Разведка" (A); "военная разведка" {В); "политическая разведка" (С) – соподчинение.

5.1. "Печать", "радио", "средство массовой информации".

5.2. "Известность", "неизвестность".

5.3. "Виновность", "невиновность".

5.4. "Феодализм", "капитализм", "классовое общество".

5.5. "Военнослужащий", "офицер", "генерал", "матрос".

5.6. "Общественные науки", "политология", "философия", "политэкономия".

5.7. "Честь", "бесчестие".

Упражнение 28. Обобщите и ограничьте понятия.

Образец: а) "Москва" – столица России; б) "Преступление" – клевета.

6.1. "Министр".

6.2. "Офицер".

6.3. "Халатность".

6.4. "Договор".

6.5. "Журнал".

6.6. "Европа".

6.7 "Война".

6.8. "Революция".

6.9. "Форма мышления".

6.10. "Политическая партия".

6.11. "Справедливая война".

6.12. "Старший офицер".

6.13. "Великая держава".

6.14. "Политическое уважение".

Задача 29

- Преобразуйте суждений путем обращения: а) Все экономические законы являются объективными; б) Некоторые федерации – государства; в) Краткость – сестра таланта; - Все материалисты признают первичность материи.

- Верно ли определение: «Прекрасное есть закон в его ограниченном временем, простран­ством и конкретной исторической формой проявлении»? Если определение неправильное, то какая ошибка допущена?

Задача 30

- Используя закон противоречия, установите, могут ли быть истинными оба суждения:

а) Все студенты первой учебной группы подготовились к семинарскому занятию по логике. Ни один студент первой учебной группы не подготовился к семинарскому занятию по логике; б) Не всякие сведения могут быть доказательством совершенного студентом проступка. Некоторые данные могут быть доказательством совершенного студентом проступка. в) Окна на всех этажах административного здания завода были ярко освещены. Окна были ярко освещены на многих этажах административного здания завода; 

- Верно ли определение: «Человек – есть одушевленное имя существительное»? Если определение неправильное, то какая ошибка допущена?

 

 

ВАРИАНТ №4.

1.Логика – наука
о видах человеческой деятельности
о физиологии высшей нервной деятельности человека
о взаимодействии человека и природы
о взаимодействии между людьми
о мышлении как средстве познания

8.Интенсионал знака - это то же самое, что его смысл 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.199 (0.013 с.)