Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Преподаватель по предметам «Слушание музыки»↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рабочая тетрадь по предмету «Музыкальная литература» (первый год обучения)
Разработчик: Преподаватель по предметам «Слушание музыки» и «Музыкальная литература» Тушинская Юлия Сергеевна
С.Частоозерье, 2021 год. От автора Рабочая тетрадь предназначена для учащихся первого года обучения(1 класс-срок обучения 5 лет, 4 класс-срок обучения 8 лет) по предмету «Музыкальная литература» дополнительных предпрофессиональных программ «Хоровое пение», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Фортепиано». Рабочая тетрадь разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Музыкальная литература». Рабочая тетрадь является учебным пособием на каждый урок, где размещены все важные сведения из материала урока, правила – понятия. Правила урока даны в цвете или выделены жирным шрифтом. Учащимся будет абсолютно понятно, что надо учить, что слушать, как выполнить домашнее задание. В рабочей тетради размещены задания и таблицы, которые заполняются частично в классе (как пример) и дома. Имеются иллюстрации, которые помогут учащемуся получить должные представления, о каком - то явлении или понятии. Все задания разбиты на 33 урока в соответствие с учебным планом. В тетрадь включены контрольные работы. Каждый учащийся сможет подготовиться к промежуточной аттестации, просмотреть ошибки и ликвидировать пробелы знаний.
I четверть Урок № 1 Тема: «Место музыки в жизни человека» Что такое музыка?__________________________________________________ Какие звуки окружают нас в жизни?_____________________________________ Нас окружают шумовые звуки и музыкальные. 1.Определите на картинках шумовые звуки и музыкальные звуки. Где можно услышать музыку?..... Таблица № 1
_______________ _________________________ _________________________ _____________________ _______________________ ____________________ Тема: «Содержание музыкальных произведений» МУЗЫКА Вокальная Инструментальная Определите вид музыки.
ВИДЫ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ Академический вокал Рок-вокал Народный вокал Джазовый вокал Эстрадный вокал Чудо -Тема Белочки Лад ______________________ Ритм ___________________________ Жанр музыки___________________ Мелодия __________________ Образ______________________ Штрихи_______________________ Чудо-Тема Богатырей Лад _______________________ Ритм _________________________ Жанр музыки___________________ Мелодия __________________ Образ ____________________ Штрихи_______________________ Лад ____________________________ Ритм ___________________________ Жанр музыки____________________ Мелодия ________________________ Образ___________________________ Штрихи________________________ Урок № 3 Тема: «Содержание музыкальных произведений» Мелодия-основа музыки. Виды мелодии: 1.Кантилена – плавная, певучая мелодия, в медленном темпе, красивая, с волнообразной линией, в среднем регистре. 2. Вьюнок – вьющаяся мелодия, в непрерывном подвижном темпе, двигающаяся то вверх, то вниз. 3.Стрела – в стремительном темпе мелодия, направленная то вверх, то вниз. 4.Скерцо (шутка)- шутливая мелодия, в которой нет мелодии, а есть только изобразительность (кляксы). «Арлекин» Темп _______________________ Мелодия ___________________ Штрихи____________________ Лад________________________ «Пьеро» Темп _______________________ Мелодия ___________________ Штрихи____________________ Лад________________________ Много веков назад наш народ отстаивал свою независимость в борьбе с манголо- татарским нашествием. Одно из сражений запечатлено в музыке Н.А.Римского- Корсакова, опера «Сеча при Керженце»-яркая картина жестокой битвы, где слышна скачка конницы и удары мечей. Темп ________________ Мелодия __________________ Штрихи_____________ Лад______________________ Ритм__________________ Жанр ____________________ Содержание музыкальных произведений богато Урок № 4 Мелодия и Лад. Урок № 6 Смычковые инструменты Утка фагот Кошка валторны Волк ударные инструменты Домашняя работа: повтори определения и впиши их в таблицу.
ОЦЕНКА: Урок № 7 Тема «Симфонический оркестр» Оркестр – коллектив музыкантов-исполнителей под руководством дирижёра. Партитура – все партии всех инструментов. Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, играющий на различных музыкальных инструментов (главная группа инструментов: струнно-смычковые и струнно-щипковые).
В симфонический оркестр входит 4 группы инструментов:
Задание. Подпишите представленные на картинках инструменты Домашняя работа: запомните определения(оркестр, партитура, симфонический оркестр) ОЦЕНКА: Урок № 8 Контрольный урок 1.Задание. Соедини № описания мелодии с № видом мелодии
Вид мелодии |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Мелодия в стремительном темпе, направленная вверх и вниз | 1 | мелодия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Летящая и вьющаяся мелодия то вверх, то вниз | 2 | кантилена | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Плавная, певучая мелодия в среднем регистре | 3 | вьюнок | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Скачкообразная мелодия в подвижном темпе | 4 | стрела | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Это мысли человека в звуках | 5 | скерцо - пятно | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Непрерывная, вьющаяся мелодия, летящая то вверх то вниз | 6 | вьюнок - стрела | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Нет линии мелодии, а есть изобразительные кляксы | 7 | пружинка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Мелодия, схожая с разговорной речью | 8 | речитатив |
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
2.Задание. Соотнесите правильные определения
1 | Гомофония | 1 | Строение музыкальной ткани |
2 | Полифония | 2 | Это мелодия, исполненная на инструменте, но звучащая без аккомпанемента. |
3 | Фактура | 3 | когда голоса поют разные мелодии |
4 | Контрастная полифония | 4 | много мелодий разных голосов, звучащих одновременно. |
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 |
Задание. Перечисли жанры вокальной музыки
-___________________________, -____________________________,
-___________________________, -____________________________,
-____________________________, -_____________________________.
4. Задание. Определи правильное определение(соедини стрелочками)
ТЕМП ГРОМКОСТЬ МУЗЫКИ
РЕГИСТР ОКРАСКА МУЗЫКИ
ТЕМБР ВЫСОТА ЗВУЧАНИЯ МУЗЫКИ
ЛАД СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ МУЗЫКИ
ДИНАМИКА НАСТРОЕНИЕ МУЗЫКИ(мажор, минор)
ШТРИХИ СПОСОБ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЗВУКА
ОЦЕНКА: ОЦЕНКА ЗА ЧЕТВЕРТЬ:
II четверть
Урок № 9
Тема: «Основные жанры музыки»
ПЕСНЯ
«Песня – душа народа»-М.И.Глинка.
Песня – наиболее распространенный жанр вокальной музыки. В песне в единый образ объединяются слова и музыка. Главное выразительное средство песни – мелодия, которая обобщенно передает содержание текста и поэтому может повторяться с разными словами.
Различают песню народную и профессиональную.
ФОЛЬКЛОР (англ. фольк – народное, лор – знание или мудрость) – народное творчество
Основные черты фольклора:
1.Устность бытования.
2.Вариантность.
3.Неизвестный (анонимный) или
коллективный автор.
4.Пение, танец и игры соединяются вместе.
Существуют два вида русского фольклора:
-подлинные фольклорные записи;
-фольклор в произведениях композиторов.
1.Слушаем: Русская народная мелодия «Во саду ли в огороде» звучит в теме Белочки из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Характер __________________________ Фактура__________________________
Жанр_____________________________Штрихи____________________________
Темп____________________________Тембр_______________________________
Урок № 10
Авторская песня
На рубеже 50-60-х годов ХХ века в песенный мир России влился мощный поток песен, для которых и в настоящий момент не подобрано точное название. Их называют поэтическими, авторскими, самодеятельными.
Началось все с того, что некоторые поэты - Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева – вместо того, чтобы читать свои стихи на литературных вечерах, стали их петь под гитару. И эти «стихи для пения» получили широчайшую популярность, оставив далеко позади
«стихи для чтения» на страницах журналов и книг. Получилось так, что мы как бы вернулись к древнейшим истокам поэтического искусства, когда слова были неотделимы от напева. Так жили песни в Древней Греции, так они живут в фольклоре. По аналогии со средневековыми исполнителями таких поэтов нередко называют бардами.
Бард (англ.) – певец-сказитель древних кельтских племен, в ср века – профессиональный поэт-певец, бродячий или придворный. Исполняли песни-баллады, сатирические песни, элегии, аккомпанируя себе каких – либо инструментах.
Черты авторской песни:
1.Содержание - лирическое, шуточное, сатирическое.
2.Устная традиция.
3.Аккомпанемент-гитара.
4.Авторы – любители.
5.Автор и исполнитель – одно лицо.
Слушание музыки: Булат Окуджава «Давайте восклицать!», Юрий Визбор «Милая моя», Владимир Высоцкий «Друг».
Самостоятельная работа
1.Перечислите жанры песен:______________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Перечислите виды народных песен:___________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3. Какая форма у песен?_______________________________________________________________
4.Два вида русского фольклора?________________________________________________________
Домашнее работа:
перечислите основные черты фольклор:____________________________________________
_______________________________________________________________________________
ОЦЕНКА:
Урок № 11
МАРШ.
МАРШ (франц. – ходьба, движение) – музыка, сопровождающая ходьбу, шествие.
Марш- один из основных жанров инструментальной музыки.
Форма марша бывает: двухчастная и трехчастная. В первой части звучит основная, первая тема. Во второй, средней, части обычно появляется новая тема. Она имеет другой характер. В третьей части возвращается первая тема.
Маршевая музыка сопровождает торжественные церемонии, военные походы и траурные шествия.
Существует разные виды маршей: походные, церемониальные, траурные, детские, спортивные, сказочные, военные.
ПОХОДНЫЕ МАРШИ
Один из первых русских маршей – Марш Преображенского полка. Это обработка солдатской песни «Славны были наши деды». Он появился в эпоху Петра I (начало 18 века).
Размер ____________ Лад _______________________
Ритм _____________________
Мелодия ____________________________________
Форма ____________________
Другой походный марш «Прощание славянки».
Его сочинил военный дирижер Василий Иванович Агапкин.
В 1912 году шла война между Турцией и славянскими
странами на Балканах. Многие славянские женщины
провожали своих близких на фронт. Этот марш посвящен им.
Слушаем: «Спортивный марш»
Размер ____________________
Ритм _____________________
Мелодия ____________________________________
Форма ____________________
Домашняя работа: запомни(марш, виды маршей, основные черты марша, форма марша).
ОЦЕНКА:
Урок № 12
Траурный марш-Ф. Шопен
Темп ________________________________________________________________
Лад ________________________________ Размер __________________________
Ритм ________________________________________________________________
Мелодия (кантилена или речитатив) _______________________________________
Самостоятельная работа
ТАНЕЦ
Танец -вид искусства, в котором выразительными средства являются пластические движения человеческого тела и его позы.
В то же время под танцем всегда имеют в виду и музыку, сопровождающую эти движения.
Ее называют танцевальной музыкой.
Танец возник в глубокой древности. Подобно песне и маршу, танец тесно связан с жизнью людей, с их повседневным бытом.
НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ
Народные танцы произошли из древних обрядовых танцев. В них отражается характер народа, его жизнь и образ занятий. Писатель Н.В. Гоголь обратил внимание на национальное своеобразие народных танцев. В каждом из них неповторимый характер движений, темп, ритм. Южным темпераментным народам свойственны более стремительные танцы. У северных народов преобладают более сдержанные танцы, соответствующие их спокойному темпераменту. К русским народным танцам относятся камаринская и трепак.
Характер весёлый, шуточный. Размер 2/4. Темп быстрый.
Танец преимущественно мужской.
Исполняется с многочисленными вариациями.
Заполни таблицу
НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ
Танец | Происхождение | Характер | Размер | Темп |
Домашняя работа: выучи определение-Танец и виды народных танцев.
ОЦЕНКА:
Урок № 14
ТАНЕЦ
Заполни таблицу.
СТАРИННЫЕ ТАНЦЫ 16-17 веков
Танец | Происхождение | Характер | Размер | Темп |
ТАНЦЫ 18 ВЕКА
МЕНУЭТ (фр.-маленькие шаги) – старинный французский танец. Характер изящный, грациозный. Король танцев 18 века. Размер ¾, темп умеренный. Танцевальные движения сложны: поклоны, реверансы, мелкие шаги. Считался «школой изящных манер». Умение танцевать менуэт считалось неотъемлемой частью хорошего воспитания дворянских детей.
Слушаем: Л. Боккерини –Менуэт
Темп_______________________ Размер_________________ Характер________________________
ГАВОТ – старинный французский танец. Характер грациозный и жеманный. Размер 4/4 с затактом. Темп умеренно оживлённый. Французский композитор Жан Батист Люлли ввёл гавот в оперу и балет, придав ему изысканность.
Слушаем: Ж.Люлли – Гавот
Темп_______________________ Размер_________________ Характер________________________
ПОЛОНЕЗ (фр. – польский) – старинный польский танец. Характер торжественный и праздничный. Размер ¾, темп умеренный. В аккомпанементе ритм болеро
Шаг полонеза степенный и изящный, с приседанием на третьей доле. Открывал балы.
20 полонезов «не для танцев» написал польский композитор и дипломат Михал Клеофас Огиньский. Его лирический полонез ля минор «Прощание с Родиной» приобрёл мировую известность.
Слушаем: М. Огиньский -Полонез ля минор
Темп_______________________ Размер_________________ Характер________________________
ТАРАНТЕЛЛА (от итал. Города Торонто) – итальянский народный танец. Характер живой и страстный. Размер 3/8 или 6/8. Темп очень быстрый. Существует легенда: человек, укушенный пауком тарантулом может спастись от смерти, танцуя в тарантелле. Одна из самых знаменитых тарантелл создана итальянским композитором Джоаккино Россини.
Слушаем: Дж. Россини- Тарантелла
Темп_______________________ Размер_________________ Характер________________________
Домашняя работа: выучи танцы 16,17 и 18 века, заполни таблицу
ОЦЕНКА:
ТАНЦЫ 18 ВЕКА
Танец | Происхождение | Характер | Размер | Темп |
Урок № 15
ТАНЕЦ
ТАНЦЫ 19 ВЕКА
ВАЛЬС (фр.- прокатывать) – король танцев 19 века. Произошёл из немецких, австрийских, чешских народный танцев. Характер благородный, поэтичный. В аккомпанементе характерная фигура: бас и два аккорда. Размер трехдольный (¾, 3/8. 6/8). Темп различный.
Предшественник вальса – лендлер, австрийский и немецкий народный танец. В 20х годах 19 века появляется новая разновидность вальса – венский вальс, состоящий из пяти танцев- «звеньев», обрамленных вступлением и кодой. Создателями венского вальса стали композиторы и дирижёры, любимцы Вены Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус (отец). Но королём вальса стал Иоганн Штраус (сын). В его творчестве вальс вырос в самостоятельный концертный жанр. Лучшие вальсы Штрауса –сына (всего 168 вальсов) – «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса».
1.Слушаем: И. Штраус «Сказки Венского леса»
Темп_______________________ Размер_________________ Характер________________________
ПОЛЬКА (чешск.- полшага) – чешский народный танец. Характер весёлый, задорный. В танце мелкий шаг чередуется с маленькими подскоками. Размер 2/4. Темп быстрый.
Заполни таблицу.
ТАНЦЫ 19 века
Танец | Происхождение | Характер | Размер | Темп |
ТАНЦЫ 20 ВЕКА
ТАНГО – старинный народный испанский танец. В 1920-х годах стало известно аргентинское танго. Характер страстный. Размер 2/4. Темп умеренно подвижный.
Темп_______________________ Размер_________________ Характер________________________
РЕГТАЙМ (англ. – неровный, рваный) – городской бытовой американский танец, сложившийся в конце 19 века, один из предшественников джаза. Характер активный. Размер 2-хдольный. Темп быстрый. Специфика регтайма – ровный бас и синкопированный ритм правой руки. Наиболее известный автор-исполнитель – американский композитор Р. Джоплин.
Темп_______________________ Размер_________________ Характер________________________
БЛЮЗ (англ. - грусть, меланхолия) – лирическая песня американских негров, а также американский танец, медленный и меланхоличный. Оказал влияние на формирование джаза. Размер 2-хдольный, темп медленный.
Темп_______________________ Размер_________________ Характер________________________
ФОКСТРОТ (англ. – лисий быстрый шаг) – американский бальный танец. Характер страстный. Размер 4/4, темп умеренно быстрый. Различают быстрый фокстрот – квикстеп и медленный – слоу-фокстрот.
Темп_______________________ Размер_________________ Характер________________________
РУМБА – кубинский бальный танец. Родился в Мексике. Характер темпераментный. Ритм остросинкопированный. Размер 2-хдольный. Темп от умеренного до быстрого.
Темп_______________________ Размер_________________ Характер________________________
РОК-Н-РОЛЛ (англ. – качаться и вращаться) – американский танец и песня, возникший в начале 1950 года. Танцующие показывают себя настоящими акробатами. Характер активный, стремительный. Размер 2-хдольный. Темп быстрый. Элементы джазовой музыки. Основа современной рок музыки.
Темп_______________________ Размер_________________ Характер________________________
Заполни таблицу.
ТАНЦЫ 20 ВЕКА
Танец | Происхождение | Характер | Размер | Темп |
ТАБЛИЦА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТАНЦЕВ В ЕВРОПЕ
16 век | 17 век | 18 век | 19 век | 1900 | 1914 | 1950 |
Павана Гальярда Чакона Пассакалья | Бурре Сарабанда Аллеманда Куранта Жига | Менуэт Гавот Полонез Мазурка Тарантелла Лендлер | Вальс Полька Чардаш Краковяк Галоп Канкан | Танго Регтайм Кэк-уок | Блюз Фокстрот Румба Чарльстон Самба | Рок-н-ролл Ча-ча-ча Мамбо Сиртаки Шейк Халли-галли |
Домашняя работа: повтори весь пройденный материал и подготовьтесь к контрольной работе.
Урок № 16
Контрольный урок
Задание.
ВИКТОРИНА по танцам:
1.__________________________ 2.____________________________
3.__________________________ 4.____________________________
5.__________________________ 6.____________________________
7.__________________________ 8.____________________________
9.__________________________ 10.___________________________
2.Задание. Впишите определения:
Песня_________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Марш_________________________________________________________________________________
Виды маршей _________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Танец _________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Виды танцев___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Перечислите жанры песен:______________________________________________________
________________________________________________________________________________
Перечислите виды народных песен:___________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Какая форма у песен?_______________________________________________________________
Два вида русского фольклора?________________________________________________________
ОЦЕНКА:
ОЦЕНКА ЗА ЧЕТВЕРТЬ:
III Четверть
Урок № 17
Слушаем: «Эх, ухнем»
Темп _______________ Характер______________________
Исполненный величия.
Н.А.Римский - Корсаков написал сборник «Сто русских
народных песен для голоса с фортепиано», в который
вошли: былины, свадебные, протяжные, плясовые и
хороводные песни, календарные.
Урок № 18
Варьируется-видоизменяется.
Поднебесная»
Темп _______________
Характер _____________________
Мелодия__________________________
На песню «Сидел Ваня»
Темп _______________
Характер _____________________ Мелодия__________________________
Урок № 19
Слушаем: «Протяжная»
Темп _______________ Характер _____________________ Мелодия__________________________
«Шуточная»
Темп _______________ Характер _____________________ Мелодия__________________________
«Былина о птицах»
Темп _______________ Характер _____________________ Мелодия__________________________
«Колыбельная»
Темп _______________ Характер _____________________ Мелодия__________________________
«Плясовая»
Темп _______________ Характер _____________________ Мелодия__________________________
«Хороводная»
Темп _______________ Характер _____________________ Мелодия__________________________
Напишите определение.
КОНЦЕРТ-это_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Домашняя работа: запомните определения выделенные жирным шрифтом.
ОЦЕНКА:
Урок № 20
Урок № 21
Часть
Темп _______________ Характер _____________________ Мелодия__________________________
Часть
Темп _______________ Характер _____________________ Мелодия__________________________
Часть
Темп _______________ Характер _____________________ Мелодия__________________________
Февраль. «Масленица»
Темп _______________ Характер _____________________ Мелодия__________________________
Образ_____________________________________________________________
Апрель. «Подснежник»
Темп _______________ Характер _____________________ Мелодия__________________________
Образ_____________________________________________________________
Июнь. «Баркарола»
Темп _______________ Характер _____________________ Мелодия__________________________
Образ_____________________________________________________________
Октябрь. «Осенняя песнь»
Темп _______________ Характер _____________________ Мелодия__________________________
Образ_____________________________________________________________
Часть
Темп _______________ Характер _____________________
Мелодия__________________________
Часть
Темп _______________ Характер _____________________
Мелодия__________________________
Урок № 22
Четвертая часть. «Костер»
Темп__________________________ Динамика_________________ Регистр_____________________
Образ______________________________________________ Характер__________________________
Шестая часть «Зимний вечер»
Темп__________________________ Динамика_________________ Регистр_____________________
Образ______________________________________________ Характер__________________________
Восьмая часть «Возвраще
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.240 (0.011 с.)