Сущность государственных инвестиций и их роль в рыночной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность государственных инвестиций и их роль в рыночной экономике



 

В рыночном хозяйстве участие государства в инвестиционном про­весе реализуется по двум основным направлениям. Государство вы­ступает:

в качестве непосредственного субъекта инвестиционной дея­тельности — инвестора, пользователя инвестиций, а также в иных фор­
мах (гаранта, посредника);

в качестве системообразующего института, обеспечивающего
нормативную правовую, институциональную и экономическую среду
для всех участников инвестиционного процесса.

Приоритетной в рыночной экономике считается деятельность госу­дарства, связанная с созданием благоприятного режима для активиза­ции частного инвестирования. Вместе с тем для основных жизнеобеспе­чивающих производств, социальной сферы, отраслей, имеющих особое народно-хозяйственное значение, государство играет важную роль как непосредственный участник инвестиционной деятельности, в процессе которой реализуются государственные инвестиции.

Государственные инвестиции могут осуществляться как в объекты государственной собственности, так и негосударственной. Эти инвестиции могут быть произведены как непосредственно государственными органами власти и управления, так и предприятиями государственной формы собственности.

Государственные инвестиции формируются за счет средств государственного бюджета, других государственных финансовых источников, а также средств, привлекаемых на финансовом рынке. В этом плане понятие «государственные инвестиции», является более широким, чем понятие «бюджетные инвестиции, под которыми подразумевают государственные инвестиции, осуществляемые за счет бюджетных средств.

Российское инвестиционное и бюджетное законодательство не содержит определения государственных инвестиций. В Бюджетном кодексе РФ используется термин «бюджетные инвестиции».

Государственные инвестиции осуществляются при финансировании объектов капитального строительства по приоритетным направлениям, вложении капитальных средств предприятиями государственной формы собственности, предоставлении финансовой помощи на инвестиционные цели, размещении государственных бюджетных средств в отдельные инвестиционные программы и проекты.  

Роль государственных инвестиций в экономике определяется целым рядом факторов, в числе которых особенности устройства национальной системы хозяйствования, степень экономического развив' специфика социально-экономической и политической ситуации, характер поставленных задач, цели экономической политики и др.

Поскольку программы государственного регулирования экономики, в том числе и ее инвестиционной сферы, строятся на определенны) предпосылках, то на практике значение, которое придается государственным инвестициям, во многом зависит от официально принятой доктрины. Так, кейнсианство и монетаризм содержат разные подходы к регулированию инвестиционной деятельности и оценке роли госу­дарственных инвестиций в рыночной экономике.

В соответствии с кеинсианской концепцией государственные расхо­ды рассматриваются как ключевой инструмент стабилизации экономи­ки, что определяет значимость государственных инвестиций. Практиче­ские рекомендации кеинсианской теории предполагают стимулирование платежеспособного спроса, в том числе посредством наращивания госу­дарственных инвестиций.

Согласно основным положениям монетаризма вмешательство государства в рыночное хозяйство приводит к нарушению механизма саморегулирования. Для стабилизации экономики необходимо поддерживать постоянный обоснованный рост денежной массы в соответствии с требованиями рынка, что предполагает сокращение инфляции, бюджетного дефицита, а, следовательно, уменьшение государственных инвестиций.    

В процессе развития системы экономического регулирование развитых стран происходила смена доминант тех или иных теоретических
концепций. Так, в 30-е годы XX в. модель нерегулируемого рынка уступала место кеинсианской модели, в 70-е годы был осуществлен переход к монетаризму, сопровождавшийся переориентацией экономических систем в сторону ослабления механизмов государственного воздействия.

Вместе с тем в промышленно развитых странах, несмотря на характерную  для монетаризма либерализацию экономики, росла роль государства в поддержке научно-технического прогресса, наукоемких отраслей, образования, социальной инфраструктуры и формирования соответствующих  институтов. Напротив, в ряде развивающихся стран монетаристская  трансформация экономических систем привела к свертыванию институтов государственного регулирования, блокированию активной инвестиционной политики, обвальному сокращению государственных инвестиций.

Процессы интернационализации и глобализации на современном этапе развития способствуют усилению взаимозависимости национальных экономик, что сближает механизмы и инструментарии в различных моделях, применяемых для достижения экономических целей. Международный опыт свидетельствует о том, что эффективность применения различных теоретических рекомендаций зависит от полноты учета особенностей сложившейся конъюнктуры, много­образных факторов, воздействующих на инвестиционную актив­ность. Так, практически общепризнано, что в условиях экономиче­ской нестабильности, когда требуется первоначальный импульс для выхода из кризисного состояния, роль государственных инвестиций усиливается, а при устойчивом экономическом развитии относитель­но снижается.

Следует учитывать, что мера государственного участия в инвести­ционной деятельности имеет объективные пределы. Эти пределы, с одной стороны, обусловлены реальными финансовыми возможно­стями, а с другой стороны, тем, что присутствие государства в эконо­мике должно способствовать притоку частных инвестиций, а не их вытеснению.

В рыночном хозяйстве государственные инвестиции играют  определяющую роль в отраслях, от которых зависит национальная безопасность, осуществление структурных преобразований, развитие стратегически важных производств или территорий. За счет государственных инвестиций поддерживают перспективные исследования, потенциально конкурентоспособные сектора экономики с высокими технологиями, а также сферы, которые не могут обеспечить быструю отдачу от вложенных средств, но являются значимыми для достижения общенациональных целей. Участие государства в экономике усиливается в долгосрочном периоде, где необходимы твердые гарантии окупаемости проектов.

Государственные инвестиции считаются менее эффективными в плане экономическом, поскольку они часто бывают направлены на достижение не коммерческих, а иных целей. Так, важным направлениями государственного инвестирования выступают производства, развитие которых целесообразно с точки зрения решения социальных задач - обеспечения приемлемого уровня занятости, создания новых рабочих мест; реализации других социальных приоритетов, включая поддержку малообеспеченных слоев населения (строительство жилья, организация системы профессионального обучения); осуществления природоохранных экологических проектов, не являющихся сферой интересов частного бизнеса. Государство вкладывает значительные средства в осуществление так называемых общественных работ, развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Вместе с тем в рыночной экономике инвестиции государственные  производственные объекты и инфраструктуру способны вызывать позитивный эффект, величина которого зависит от правильности определения приоритетов при вложении государственных средств.

Имеются существенные связи между государственными инвестиция ми в инфраструктуру, с одной стороны, и частными капиталовложения ми, а также ростом производительности труда, с другой стороны. Госу­дарственные инвестиции в инфраструктуру экономики (строительство дамб, электростанций, автодорог, гаваней, аэропортов, канализацион­ных систем, городских коммуникаций и иных сооружений, необходимых для производства и распределения товаров и услуг) способствуют сниже­нию общих издержек производства на частных предприятиях, что под­тверждается количественной зависимостью между уровнем государст­венных капиталовложений в инфраструктуру и высокой нормой прибы­ли в частном секторе, а также динамикой производительности труда.

Таким образом, роль государственных инвестиций сохраняется и в рыночном хозяйстве. Движение в направлении усиления рыночных начал в экономике, хотя и сопровождается сокращением государст­венного участия в капиталовложениях, но не означает снижение внимания к государственным инвестициям.

С переходом к рынку происходит существенное изменение инвестиционного статуса государства и негосударственных структур, разделение их функций в инвестиционном процессе, сокращение доли государственных инвестиций в их общем объеме, изменение структуры
инвестиций по формам собственности. Ведущим направлением изменения  структуры инвестиций в период рыночных преобразований становится снижение доли бюджетных ассигнований и увеличение доли собственных средств предприятий частных инвестиций и заемных.   

За годы реформ в России доля государственного сектора в инвестициях сократилась более чем в три раза. Следует отметить, что изменение структуры инвестиционного капитала и статуса субъектов инве­стирования в России, соответствующее по внешним признакам усло­виям рыночной экономики, не привело к ожидаемым результатам — масштабной активизации их инвестиционной деятельности.

Децентрализация инвестиционного процесса, выразившаяся в увеличении доли негосударственных источников инвестирования (в основном вследствие сокращения числа государственных предпри­ятий как результата их приватизации) и существенном сокращении централизованных инвестиционных ресурсов, сопровождалась резким свертыванием инвестиционной деятельности, снижением совокупно­го инвестиционного потенциала. Вопросы создания института страте­гических инвесторов, реальных квалифицированных частных собст­венников, способных обеспечить мобилизацию инвестиционных ресурсов и их последующее инвестирование оказались наиболее слож­ными в ходе экономического реформирования. Резкий уход государст­ва из инвестиционной сферы, который явился следствием финансовой политики государства, опиравшейся на либерально-монетаристскую модель рыночных преобразований, послужил одним из мощных фак­торов длительного инвестиционного спада. Последний удалось оста­новить лишь в 1999 г. в условиях благоприятной макроэкономической конъюнктуры и корректировки экономической политики государства под влиянием уроков кризиса августа 1998 г.

В настоящее время общий уровень государственных инвестиций в России примерно соответствует аналогичному показателю в странах ОЭСР. По оценкам МВФ, в среднем в развитых странах уровень госу­дарственных инвестиций составляет около 3,7% ВВП, или 15% всего объема инвестиций. Однако для стран с высокой нормой сбереже­ния — Японии (26% ВВП) и новых индустриальных стран Азии (29% ВВП) — характерен втрое более высокий, чем в России, уровень госу­дарственных инвестиций. В России, где в условиях благоприятной макроэкономической ситуации последних лет норма сбережения дос­тигла 30% ВВП, и, соответственно, возросли инвестиционные воз­можности государства, увеличение государственных инвестиций мог­ло бы послужить осуществлению крупных инвестиционных программ для обеспечения структурной перестройки экономики, поддержки и обновления изношенной инфраструктуры.

Между тем общий объем капитальных государственных вложений на 2003 г. составил всего 72,4 млрд руб. (3,3% общего объема инвести­ций в основной капитал). Столь незначительные объемы государст­венных инвестиций не способствуют решению задач достижения ус­тойчивых темпов экономического роста и повышения уровня жизни населения страны.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.163 (0.011 с.)