Пятница. Для дальнейшего исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пятница. Для дальнейшего исследования



Профессор Нового Завета Дэвид де Сильва объясняет, почему первые христиане подвергались гонениям: «Христиане приняли такой образ жизни… который считался антиобщественным и даже вредительским. Верность богам, выражавшаяся в ревностном участии в жертвоприношениях и подобных ритуалах, рассматривалась как символ верности государству, властям, друзьям и семье. Поклонение божествам было чем-то вроде символа преданности отношениям, поддерживающим стабильность и процветание общества. Воздерживаясь от поклонения им, христиане (как и евреи) вызывали подозрения, их считали потенциальными нарушителями законов и враждебными элементами внутри империи» (Perseverance in Gratitude, с. 12.)

«Для разочарованных существует надежное лекарство —вера, молитва и труд. Вера и работа вселяют в душу человека растущие изо дня в день уверенность и удовлетворение. Вас одолевают мрачные предчувствия или полнейшее отчаяние? В самые беспросветные минуты жизни не бойтесь. Сохраняйте веру в Бога. Он знает вашу нужду. Он всесилен.

Он неутомим в Своей безграничной любви и сострадании. Не опасайтесь того, что Он не исполнит Своего обетования. Он — вечная истина. Он никогда не нарушит завета, который заключил с любящими Его. Он поможет Своим верным рабам в той мере, в какой это необходимо им. Апостол Павел свидетельствует: „Но Господь сказал мне: „довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи“... Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен“ (2 Кор. 12:9, 10)» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 164, 165).

Вопросы для обсуждения:

1. Возможно ли оставаться «другими» из-за нашей преданности Христу и при этом не быть обвиненными в «отгораживании» себя от других и пренебрежении к ним? Если да, то как?

2. Слово «увещевать» означает «уговаривать, советуя и убеждая», «просить», «взывать», «наставлять». Как мы используем весь спектр значений этого слова, чтобы поддержать павшего духом человека?

3. Какие сходства вы находите между опытом читателей Послания к евреям и опытом Лаодикийской церкви из Откр.3:14–22? В чем наш опыт сегодня, две тысячи лет спустя, похож на их опыт и чему это нас учит?

Комментарий к уроку 1.

Библейские отрывки для исследования: Евр.2:3-4; 3:12–14;13:1–9, 13; 1Петр.4:14,16; 3Цар.19:1–18; Числ.13.

Часть I. Обзор

Послание апостола Павла к евреям было адресовано раннехристианской церкви. На авторство Павла указывает включение данного послания в число Павловых посланий в греческих рукописях. В самых ранних дошедших до нас рукописях, датируемых около 200 г. н. э., Послание к евреям размещено сразу после Послания к римлянам.

Послание к евреям начинается не так, как большинство посланий (см. Евр.1:1–3). В нем не указаны автор, адресат, приветствие и благодарность (ср. с Филип.1:1–11). Однако заканчивается оно так же, как и обычное письмо. В конце Павел дает наставления своим слушателям: «Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам» (Евр.13:22). Он также приветствует церковь и ее руководителей: «Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых» (13:24). В заключение он добавляет прощальное пожелание: «Благодать со всеми вами. Аминь» (13:25). Таким образом, в свете указанных отличий, можно сказать, что Послание к евреям — необычное послание.

На этой неделе мы подробно рассмотрим три темы: жанр послания, его адресатов и значение фразы «последние дни», в которые жили читатели данного послания.

Часть II. Комментарий

Жанр послания к евреям

Послание к евреям написано в жанре христианского наставления или проповеди. Какие особенности этого послания дают основание рассматривать его именно как проповедь?

Во-первых, Павел характеризует свое письмо как «слово увещания» (Евр.13:22), которое скорее означает устную речь. То же выражение используется в книге Деяния, когда во время своего первого миссионерского путешествия Павел и Варнава в субботу посетили синагогу в Антиохии Писидийскойи руководители синагоги спросили их, есть ли у них «слово наставления к народу» (Деян.13:15). Павел встал и произнес проповедь о спасении, записанную в Деян.13:16–41.

Во-вторых, Послание к евреям использует местоимение множественного числа от первого лица (мы / нас / наш), что позволяет говорящему соотносить себя со своей аудиторией, одновременно утверждая свой авторитет.

В-третьих, в тексте послания есть несколько упоминаний о разговоре и слушании (а не о письме и чтении). Рассмотрим следующие примеры: «...о которой говорим» (Евр.2:5);«о сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались не способны слушать» (5:11);«хотя и говорим так» (6:9); «главное же в том, о чем говорим, есть то» (8:1); «и что еще скажу?» (11:32) (курсив добавлен).

В-четвертых, во всем послании чередуются повествование и назидание. Оратор греко-римского периода использовал бы такой прием, чтобы полностью высказать свою позицию, не теряя при этом внимания слушателя. Этот ораторский прием помогает нам легко определить закономерности чередования в Послании к евреям. Можно заметить, что изложение в 1-й главе послания непосредственно переходит к увещеванию в Евр.2:1–4. Аргументы в Евр.2:5–18 превращаются в практические рекомендации в Евр.3:1. Обсуждение в Евр.3:2–6 начинается выводом «итак», которое, в свою очередь, переходит в наставление в Евр.3:7–13. Повествование в Евр.3:14–19 продолжается в Евр.4:1, в то время как изложение в Евр.4:2–10 находит продолжение в Евр.4:11–16, и т. д.

В-пятых, манера, в которой Павел поднимает ту или иную тему, также говорит в пользу устной формы изложения, с помощью которой и создается общее воздействие послания. Эти темы он полностью развивает позже. Например, отношения Иисуса с людьми, о которых говорится в Евр.2:14–18, становятся главной темой в Евр.5:1–10. Вера Иисуса, описанная в Евр.3:1–6, изложена в Евр.12:1–3. Его роль как Первосвященника (см. Евр.4:14; 5:1–10) более полно раскрывается в Евр.7:1–9,28.

Таким образом, рассматривая Послание к евреям как«слово увещания», мы неизбежно приходим к следующему выводу: оно было изначально задумано как проповедь. Также в послании есть и другие элементы, которые подтверждают данное заключение: 1) характерное использование местоимения множественного числа от первого лица, 2) упоминание слушания и говорения, 3) чередование повествований и назиданий, а также 4) манера, в которой Павел тонко вводит новые темы, а затем развивает их.

Вопрос для размышления

· Где еще в Библии или в Новом Завете есть записанные проповеди и как они соотносятся с Посланием к евреям? Что общего в этих проповедях с Посланием к евреям, а в чем отличие?

Читатели послания к евреям

Точно определить читателей данного послания невозможно, потому что в послании отсутствует обычное для писем вступление, в котором указывался адресат. Но что можно сказать с уверенностью, так это то, что послание предназначено христианам. Это очевидно из того, что Павел призывает их держаться своего исповедания: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего» (Евр.4:14; смотрите также Евр.10:23). Были ли адресаты христианами-евреями, христианами-язычниками или смешанной аудиторией, неизвестно. В послании не упоминаются ни евреи, ни христиане. В нем также не упоминается обрезание или Иерусалимский храм. Скорее всего, аудитория послания была смешанной. Таким образом, название«к евреям» — это лишь предположение об адресатах этого послания. Независимо от происхождения важно то, что эта группа людей принадлежала к «народу Божиему» (Евр.4:9).

Послание адресовано сообществу христиан, которые, очевидно, пережили по крайней мере три этапа в своем становлении.

Первый этап — благовестие, проводимое теми, кто лично слышал Христа (см. Евр.2:3). Этот этап сопровождался Божьими знамениями, чудесами и раздаянием Святого Духа (см. 2:4). Те, кто принял Христа на этом этапе, относились к ряду «просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века» (6:4, 5). Благодаря такому опыту собралось отдельное сообщество, которое неизбежно отличалось от внешнего мира.

Второй этап характеризовался внешним преследованием, в то время как внутри общины сохранялось единство (10:32, 33). Преследования были ужасно жестоки, тем не менее Павел вспоминает, что его слушатели «расхищение имения… приняли с радостью» (10:34). Однако такие ожесточенные преследования в течение длительного периода времени могут привести к усталости, сомнениям и изнеможению.

Именно это состояние и переживали слушатели Павла на третьем этапе. Вот почему Павел произносит такую страстную проповедь. Он хочет ободрить, наставить и предостеречь свою аудиторию. Он предупреждает их, чтобы они «не отпали» (2:1), потому что он желает, чтобы никто «не отступил от Бога живого» (3:12) и «чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность», как это сделало поколение исхода (4:11). Павел призывает своих слушателей не отступать, но идти вперед. Тем не менее он понимает, что им «нужно молоко, а не твердая пища» (5:12). Более того, похоже, что его адресаты пренебрегают «собрания своего, как есть у некоторых обычай» (10:25). Павел призывает своих слушателей не отказываться от своего упования, потому что им «предстоит великое воздаяние» (10:35).

Подводя итог, можно сделать вывод, что аудитория Послания к евреям состояла из христиан, которые сначала прошли этап восторженного знакомства с Благой вестью, затем этап жестоких гонений и, наконец, были настолько утомлены и разочарованы, что Павел опасался за их спасение в вечности. Помочь им пережить данный этап духовного уныния и было целью энергичной проповеди Павла.

Вопросы для размышления

Вспомните жизнь вашей церкви. Проанализируйте, на каком этапе сейчас находитесь вы в своем христианском опыте по сравнению с читателями Послания к евреям. Хотели бы вы пострадать до такой степени, что с радостью согласились бы с разграблением своего имущества? Христос указал на то, что церковь в Эфесе потеряла свою первую любовь (см. Откр.2:4). Подобное наблюдение можно было бы сделать и в отношении слушателей Послания к евреям, чей духовный пыл ослабевал по мере того, как усиливались и росли их страдания. Каковы последствия такой потери?

«В последние дни сии»

Наиболее полное и убедительное обращение Бога к человечеству происходит через Иисуса, Сына, «в последние дни сии» (Евр.1:1-2). Эти «последние дни» начались с воплощения Христа и закончатся Его Вторым пришествием, когда Его враги станут «подножием» Его ног (1:13). Бог говорил не только через Иисуса «в последние дни сии», но также через Его жизнь, и особенно через Его смерть, воскресение и вознесение. Вот почему и слушатели Послания к евреям, и мы «должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» (2:1).

Вопрос для размышления

Стих в Евр.2:1 по-разному передан в разных переводах:«чтобы не отпасть» (Син. пер.), «не то нас снесет течением» (РБО), «чтобы не сбиться с пути» (ИПБ). Какой смысл передают эти метафоры?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.009 с.)