Урок 1. Послание к евреям и к нам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 1. Послание к евреям и к нам



Иисус в послании к Евреям

Он впервые увидел ее в здании церкви. Погруженный в свои мысли, он внезапно остановился, пораженный ее видом. Картина была чуть меньше двух метров в высоту и трех метров в ширину. Изображенная на ней девушка пленила молодого человека. Почему она так привлекала его? Что в ней такого? Поразмыслив, он понял, что все дело в ее глазах. На картине было изображено только ее лицо, и она пристально на что-то смотрела. Но на что она смотрела? И почему она была так поглощена этим? Он еще долгое время не мог забыть эту картину.

Несколько лет спустя автор этой картины, художник Арнольд Хименес, раскрыл ему некоторые из своих секретов. Картина специально была написана таким образом, что глаза девушки сразу же притягивали внимание зрителя, но настоящий секрет был в ее зрачках. Если присмотреться, то можно было увидеть в них отражение того, на что она так пристально смотрит. Ее глаза были прикованы к распятому Иисусу.

Описание Иисуса в Послании к евреям может оказать на нас такое же впечатление. Прежде всего, Иисус описывается как Правитель Вселенной, восседающий по правую руку от Бога. Бесчисленные ангелы прославляют Его, поклоняются и служат Ему (см. Евр.1:5–14; 12:22–24). Своей смертью Он лишил силы дьявола и стал милостивым и верным Первосвященником (см. Евр.2:14–17). Безгрешный и совершенно святой, Он живет вечно, чтобы ходатайствовать за нас в небесном святилище (см. Евр.7:26–8:5). Он получил право совершать это служение, принеся Себя как совершенную жертву, единократную и действенную для всех и навсегда (см. Евр.10:1–14). Иисус также заключил новый завет между Богом и Его народом, который будет длиться вечно (см. Евр.8:6–13).

В описании Иисуса нас привлекает не только то, что Он сделал, но и то, кем Он является. Иисус родился от женщины, как и мы, Его искушали и высмеивали, как и нас. Став человеком, Он стал нашим Братом. Несмотря на нашу греховность, Он представляет нас на небесах. В то же время Иисус восседает на престоле и является Царем Вселенной.

В лице Иисуса пересекаются три измерения истории искупления. Первое — это личное искупление. Для христиан-читателей, уставших от упреков и невзгод христианской жизни (см. Евр.10:32–34), Иисус — начальник и совершитель веры. Им нужно взирать на Того, Кто так же пострадал от грешников (см. Евр.12:1–4). Второе — коллективное искупление. Для народа Божьего, идущего в землю обетованную, Иисус — новый Иисус Навин. Нам нужно следовать Его примеру (см. Евр.3-4,11-12). Третье — вселенское искупление. Иисус — новый Адам, Сын Человеческий, в Котором исполняются все цели Бога для человечества (см. Евр.2:5–10; 12:22–28).

В этом квартале мы будем размышлять об Иисусе, отражающем всю полноту любви Божьей к нам. И так же, как распятый Иисус в глазах девушки привлек взгляд молодого человека, пусть и образ Христа, изображенный в Послании к евреям, не только привлечет наш взгляд, но и усилит нашу любовь и желание безмерно восхищаться нашим небесным Братом.

Об авторе:

Феликс Кортес — доцент кафедры новозаветной литературы Университета Андрюса. Он женат, и у него двое детей. Его сын, Хадид, — пастор в Нью-Джерси, а дочь, Альма, учитсяна кафедре археологии в Университете Андрюса.

Воскресенье. Славное начало

Чтобы понять Послание к евреям и применить его к себе, нам нужно понять историю данной группы верующих и их положение, когда они получили от апостола эту проповедь.

Какова история вашего обращения? Каким образом вы утвердились в своей вере в Иисуса Христа как своего Спасителя и Господа? Почему важно и полезно вспоминать, как мы пришли к Богу?

 

Понедельник. Борьба

Когда верующие исповедали свою веру во Христа и присоединились к церкви, они установили пограничный знак их отличия от остального общества. К сожалению, это стало источником конфликта, поскольку неявно осуждало окружающее их общество и его ценности.

Страдают все люди — и христиане, и нехристиане. Но что значит страдать за Христа? Сколько страданий, с которыми сталкиваемся, мы переносим за веру во Христа, а сколько из них — следствие наших решений?

 

Вторник. Изнеможение

Читатели Послания к евреям успешно сохранили свою веру и преданность Христу, несмотря на отвержение и гонения. Однако борьба повлияла и на них. Они верно сражались и победили, но все же истощились в этой борьбе.

Среда. Сплотитесь

Четверг. Последние дни

Своим детям       

Своей церкви     

Неверующим     

Себе

Интересно, что на протяжении всего послания Павел сравнивает своих читателей с поколением пустыни, которое стояло прямо перед границей Ханаана и было готово войти в Землю обетованную. Апостол напоминает своим читателям: «Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» (Евр.10:37). А затем ободряет их: «Мы же не из колеблющихся на погибель, но стои́м в вере к спасению души» (ст. 39). Это последнее увещевание напоминает читателям и нам об опасностях, которые угрожают народу Божьему перед самым исполнением Божьих обетований.

Именно об этом говорит книга Числа. Библейское повествование гласит, что дважды прямо перед входом в Землю обетованную Израиль терпел серьезные поражения. Первый случай, записанный в главах 13 и 14 книги Числа, был связан с сомнениями, распространенными несколькими вождями, которые и привели к падению веры Израиля. В результате собрание решило назначить нового вождя и вернуться в Египет как раз в тот момент, когда они уже почти вошли в Ханаан.

Во второй раз израильтяне увлеклись блудодеянием и поклонением Ваал-Фегору (см. Числ.24-25). Хотя Валаамне смог проклясть израильтян, сатана использовал сексуальные искушения, чтобы привести Израиль к ложному поклонению и греху и навлечь на народ гнев Божий.

Апостол Павел предостерегает читателей Послания к евреям от обеих опасностей. Во-первых, он увещевает их твердо держаться исповедания своей веры и устремлять взоры только на Иисуса (см. Евр.4:14; 10:23; 12:1–4). Во-вторых, Павел настраивает их против безнравственности и корыстолюбия (см. 13:4–6). Наконец, он призывает их помнить своих наставников и повиноваться им (см. 13:7,17).

Мы знаем: как только спасенные закроют глаза в смертном сне, следующее, что они увидят, — Второе пришествие. Учитывая адвентистское понимание состояния мертвых, почему можно утверждать, что все люди живут в «последние дни»?

 

Комментарий к уроку 1.

Библейские отрывки для исследования: Евр.2:3-4; 3:12–14;13:1–9, 13; 1Петр.4:14,16; 3Цар.19:1–18; Числ.13.

Часть I. Обзор

Послание апостола Павла к евреям было адресовано раннехристианской церкви. На авторство Павла указывает включение данного послания в число Павловых посланий в греческих рукописях. В самых ранних дошедших до нас рукописях, датируемых около 200 г. н. э., Послание к евреям размещено сразу после Послания к римлянам.

Послание к евреям начинается не так, как большинство посланий (см. Евр.1:1–3). В нем не указаны автор, адресат, приветствие и благодарность (ср. с Филип.1:1–11). Однако заканчивается оно так же, как и обычное письмо. В конце Павел дает наставления своим слушателям: «Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам» (Евр.13:22). Он также приветствует церковь и ее руководителей: «Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых» (13:24). В заключение он добавляет прощальное пожелание: «Благодать со всеми вами. Аминь» (13:25). Таким образом, в свете указанных отличий, можно сказать, что Послание к евреям — необычное послание.

На этой неделе мы подробно рассмотрим три темы: жанр послания, его адресатов и значение фразы «последние дни», в которые жили читатели данного послания.

Часть II. Комментарий

Жанр послания к евреям

Послание к евреям написано в жанре христианского наставления или проповеди. Какие особенности этого послания дают основание рассматривать его именно как проповедь?

Во-первых, Павел характеризует свое письмо как «слово увещания» (Евр.13:22), которое скорее означает устную речь. То же выражение используется в книге Деяния, когда во время своего первого миссионерского путешествия Павел и Варнава в субботу посетили синагогу в Антиохии Писидийскойи руководители синагоги спросили их, есть ли у них «слово наставления к народу» (Деян.13:15). Павел встал и произнес проповедь о спасении, записанную в Деян.13:16–41.

Во-вторых, Послание к евреям использует местоимение множественного числа от первого лица (мы / нас / наш), что позволяет говорящему соотносить себя со своей аудиторией, одновременно утверждая свой авторитет.

В-третьих, в тексте послания есть несколько упоминаний о разговоре и слушании (а не о письме и чтении). Рассмотрим следующие примеры: «...о которой говорим» (Евр.2:5);«о сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались не способны слушать» (5:11);«хотя и говорим так» (6:9); «главное же в том, о чем говорим, есть то» (8:1); «и что еще скажу?» (11:32) (курсив добавлен).

В-четвертых, во всем послании чередуются повествование и назидание. Оратор греко-римского периода использовал бы такой прием, чтобы полностью высказать свою позицию, не теряя при этом внимания слушателя. Этот ораторский прием помогает нам легко определить закономерности чередования в Послании к евреям. Можно заметить, что изложение в 1-й главе послания непосредственно переходит к увещеванию в Евр.2:1–4. Аргументы в Евр.2:5–18 превращаются в практические рекомендации в Евр.3:1. Обсуждение в Евр.3:2–6 начинается выводом «итак», которое, в свою очередь, переходит в наставление в Евр.3:7–13. Повествование в Евр.3:14–19 продолжается в Евр.4:1, в то время как изложение в Евр.4:2–10 находит продолжение в Евр.4:11–16, и т. д.

В-пятых, манера, в которой Павел поднимает ту или иную тему, также говорит в пользу устной формы изложения, с помощью которой и создается общее воздействие послания. Эти темы он полностью развивает позже. Например, отношения Иисуса с людьми, о которых говорится в Евр.2:14–18, становятся главной темой в Евр.5:1–10. Вера Иисуса, описанная в Евр.3:1–6, изложена в Евр.12:1–3. Его роль как Первосвященника (см. Евр.4:14; 5:1–10) более полно раскрывается в Евр.7:1–9,28.

Таким образом, рассматривая Послание к евреям как«слово увещания», мы неизбежно приходим к следующему выводу: оно было изначально задумано как проповедь. Также в послании есть и другие элементы, которые подтверждают данное заключение: 1) характерное использование местоимения множественного числа от первого лица, 2) упоминание слушания и говорения, 3) чередование повествований и назиданий, а также 4) манера, в которой Павел тонко вводит новые темы, а затем развивает их.

Вопрос для размышления

· Где еще в Библии или в Новом Завете есть записанные проповеди и как они соотносятся с Посланием к евреям? Что общего в этих проповедях с Посланием к евреям, а в чем отличие?

Читатели послания к евреям

Точно определить читателей данного послания невозможно, потому что в послании отсутствует обычное для писем вступление, в котором указывался адресат. Но что можно сказать с уверенностью, так это то, что послание предназначено христианам. Это очевидно из того, что Павел призывает их держаться своего исповедания: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего» (Евр.4:14; смотрите также Евр.10:23). Были ли адресаты христианами-евреями, христианами-язычниками или смешанной аудиторией, неизвестно. В послании не упоминаются ни евреи, ни христиане. В нем также не упоминается обрезание или Иерусалимский храм. Скорее всего, аудитория послания была смешанной. Таким образом, название«к евреям» — это лишь предположение об адресатах этого послания. Независимо от происхождения важно то, что эта группа людей принадлежала к «народу Божиему» (Евр.4:9).

Послание адресовано сообществу христиан, которые, очевидно, пережили по крайней мере три этапа в своем становлении.

Первый этап — благовестие, проводимое теми, кто лично слышал Христа (см. Евр.2:3). Этот этап сопровождался Божьими знамениями, чудесами и раздаянием Святого Духа (см. 2:4). Те, кто принял Христа на этом этапе, относились к ряду «просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века» (6:4, 5). Благодаря такому опыту собралось отдельное сообщество, которое неизбежно отличалось от внешнего мира.

Второй этап характеризовался внешним преследованием, в то время как внутри общины сохранялось единство (10:32, 33). Преследования были ужасно жестоки, тем не менее Павел вспоминает, что его слушатели «расхищение имения… приняли с радостью» (10:34). Однако такие ожесточенные преследования в течение длительного периода времени могут привести к усталости, сомнениям и изнеможению.

Именно это состояние и переживали слушатели Павла на третьем этапе. Вот почему Павел произносит такую страстную проповедь. Он хочет ободрить, наставить и предостеречь свою аудиторию. Он предупреждает их, чтобы они «не отпали» (2:1), потому что он желает, чтобы никто «не отступил от Бога живого» (3:12) и «чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность», как это сделало поколение исхода (4:11). Павел призывает своих слушателей не отступать, но идти вперед. Тем не менее он понимает, что им «нужно молоко, а не твердая пища» (5:12). Более того, похоже, что его адресаты пренебрегают «собрания своего, как есть у некоторых обычай» (10:25). Павел призывает своих слушателей не отказываться от своего упования, потому что им «предстоит великое воздаяние» (10:35).

Подводя итог, можно сделать вывод, что аудитория Послания к евреям состояла из христиан, которые сначала прошли этап восторженного знакомства с Благой вестью, затем этап жестоких гонений и, наконец, были настолько утомлены и разочарованы, что Павел опасался за их спасение в вечности. Помочь им пережить данный этап духовного уныния и было целью энергичной проповеди Павла.

Вопросы для размышления

Вспомните жизнь вашей церкви. Проанализируйте, на каком этапе сейчас находитесь вы в своем христианском опыте по сравнению с читателями Послания к евреям. Хотели бы вы пострадать до такой степени, что с радостью согласились бы с разграблением своего имущества? Христос указал на то, что церковь в Эфесе потеряла свою первую любовь (см. Откр.2:4). Подобное наблюдение можно было бы сделать и в отношении слушателей Послания к евреям, чей духовный пыл ослабевал по мере того, как усиливались и росли их страдания. Каковы последствия такой потери?

«В последние дни сии»

Наиболее полное и убедительное обращение Бога к человечеству происходит через Иисуса, Сына, «в последние дни сии» (Евр.1:1-2). Эти «последние дни» начались с воплощения Христа и закончатся Его Вторым пришествием, когда Его враги станут «подножием» Его ног (1:13). Бог говорил не только через Иисуса «в последние дни сии», но также через Его жизнь, и особенно через Его смерть, воскресение и вознесение. Вот почему и слушатели Послания к евреям, и мы «должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» (2:1).

Вопрос для размышления

Стих в Евр.2:1 по-разному передан в разных переводах:«чтобы не отпасть» (Син. пер.), «не то нас снесет течением» (РБО), «чтобы не сбиться с пути» (ИПБ). Какой смысл передают эти метафоры?

Сравните приведенные тексты: Исх.4:22-23 и 2Цар.7:12–14; Втор.12:8–10 и 2Цар.7:9–11; Втор.12:13-14 и Пс.131:1–5,11–14. Какие обетования, данные Израилю, будут выполнены через обещанного Царя из рода Давидова?

Израиль был сыном Бога, Который дал Своим детям место, где они могли отдохнуть от врагов. Господь также выбрал место, где обитало Его имя. Эти обетования Израилю теперь должны были исполниться через обещанного Царя из рода Давидова. Он будет усыновлен Богом, Который даст ему покой от врагов, и он построит храм Богу на Сионе, где будет пребывать Его имя. Это означает, что Господь исполнит Свои обещания Израилю через обещанного Царя из рода Давидова; Он будет представлять Израиль перед Богом.

Включение посредника в отношения между Богом и Израилем привело к увековечению отношений завета. Завет с Моисеем требовал верности от всех израильтян, чтобы они могли получить Божью защиту и благословения (см. И.Нав.7:1–13).

К сожалению, в большинстве цари из рода Давидова не были верны, и Бог не мог благословить Израиль так, как хотел. Ветхий Завет полон рассказов о том, насколько неверными на самом деле были многие из этих царей.

Добрая весть заключается в том, что Бог послал Своего Сына родиться потомком в доме Давидовом, и Он был совершенным и верным. Следовательно, Господь может исполнить в Нем все обетования, которые дал Своему народу. Когда Бог благословляет царя, весь его народ также получает благословение. Вот почему Иисус — Посредник Божьих благословений. Через Него Божьи благословения изливаются на нас. Наша единственная надежда на спасение сосредоточена только в Иисусе и в том, что Он совершил для человечества.

Комментарий к уроку 2.

Библейские отрывки для исследования: Евр.1:5–14; Лук.1:30–33; Пс.131:1–5; Евр.2:14–16; 5:1–4; 8:8–12; 1Петр.2:9.

Часть I. Обзор

На прошлой неделе мы отметили, что первые христиане считали апостола Павла автором Послания к евреям. Однако в самом послании об этом не говорится. Авторство приписывали тринадцати возможным кандидатам: Луке, Варнаве, Иуде, Стефану, Прискилле и Акиле, Аполлосу и даже Марии, матери Иисуса. Но вот что мы можем с уверенностью сказать об авторстве из самого послания:

Во-первых, автор был мужчиной. Это очевидно из использования в оригинале причастия мужского рода: «Мне не хватило бы времени, начни я рассказывать о Гедеоне» (Евр.11:32; ИПБ; курсивный оборот можно было бы перевести: если бы я начал рассказывать).

Во-вторых, автор был хорошо образован. Из всех книг Нового Завета Послание к евреям — лучший образец греческого языка.

В-третьих, автор был знаком с еврейскими методами толкования Священного Писания, такими как гезера шава (подобные законы) и другими подобными методами.

В-четвертых, автор основательно знал еврейские Писания.

В послании часто используются цитаты из Ветхого Завета.

В-пятых, автор знал Тимофея (см. Евр.13:23). Все эти факты говорят в пользу авторства Павла. Безусловно, автор решил остаться анонимным по определенным причинам. Можно предположить, что он хотел подчеркнуть важность самой вести и поэтому решил не упоминать своего имени. Также об авторстве Павла свидетельствует Эллен Уайт. Поэтому мы будем изучать Послание к евреям, веря в авторство апостола Павла.

На этой неделе мы рассмотрим две темы. Первая: Христос — наш Царь, вторая: Христос — наш Ходатай.

Часть II. Комментарий

Христос — наш Царь

Первую главу послания можно резюмировать в коротком библейском утверждении — Христос «вновь стал выше ангелов» (см. Евр.1:4; ИПБ). Вторую главу послания можно резюмировать другим библейским утверждением — Христос «ненадолго ниже ангелов поставлен» (см. Евр.2:9; ИПБ). Чтобы ответить на вопрос, что же отличает Иисуса от ангелов и возвышает Его до царского положения, продолжим исследовать Писание.

С самого начала Павел привлекает интерес слушателей словами: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр.1:1-2). Павел хочет сказать, что Бог говорил и продолжает говорить. Бог говорил в разные периоды времени «издревле», и Он говорит «в последние дни сии». Он обращается к разным адресатам: «отцам» и «нам». Он говорит через разных посредников: «пророков» и «Сына». Бог говорит «многообразно».

Какие формы общения использовал Бог? Бог говорил лицом к лицу с Адамом и Евой (см. Быт.3). Бог говорил с Моисеем из горящего куста, что мы называем «теофанией», или богоявлением (см. Исх.3:2–6). Бог говорил с Валаамом через ослицу (см. Числ.22:28); с отроком Самуилом, назвав его по имени (см. 1Цар.3:10); с Илией — веянием тихого ветра (см. 3Цар.19:12); с Исаией — через видение храма (см. Ис.6:1–9); с Осией — через его семейные обстоятельства (см. Ос.1:2)… У всех этих способов общения есть одна схожая черта — они неполны. Полное и наивысшее откровение Бога происходит «в последние дни сии», когда Он говорит через Своего Сына. Бог говорит не только через слова Иисуса, Бог также говорит и через Его деяния. Божье откровение прогрессивно. Но этот прогресс не идет от истинного к еще более истинному, от зрелого к еще более зрелому, скорее, Он открывается человечеству все больше и больше. Через слова и дела Иисуса говорит Сам Бог. Говоря о Сыне, Павел приводит семь утверждений (см. Евр.1:2–4), которые возвышают Его намного выше любого ангела. Во-первых, Христос «поставлен наследником всего» (Евр.1:2). Так как Он главный наследник, Его последователи будут Его сонаследниками и «наследуют спасение» (Евр.1:14). Раздумывая о теме наследования, первые христиане утверждали, что через Свое воскресение и воцарение Христос получил небесное наследие, которое Он разделит со Своими последователями. «Побеждающий наследует все» (Откр.21:7). Точно так же Библия утверждает, что беззаконники «Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10).

Во-вторых, Христос был Посредником Отца, «чрез Которого Он и веки сотворил» (Евр.1:2). Христос как Наследник — это не только Посредник последнего времени (эсхатологический, через Которого Бог говорит в эти последние дни), но также и Посредник Творения (протологический). Протологическая роль Сына указывает на Его эсхатологическую победу. Апостол Иоанн косвенно подтверждает это, говоря, что «все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть» (Ин. 1:3).

В-третьих, Христос есть «сияние славы» Божьей (Евр.1:3). Более того, Христос есть «образ ипостаси Его» (Евр.1:3). Фраза«образ ипостаси» (ее можно перевести: «точный отпечаток») означает оттиск, отчеканенный на монете. Оба описания Иисуса — «сияние славы» Бога и «образ ипостаси Его» — указывают на то, что Иисус является полным и совершенным выражением Божественного. Бог Отец и Бог Сын имеют одну и ту же «печать естества». Этими словами Павел выражает то, о чем свидетельствовал Иисус: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Нет большего откровения Бога, чем Иисус Христос. Если мы хотим знать, кто такой Бог, нам необходимо познакомиться с Иисусом. В-четвертых, Христос «держит все словом силы Своей» (Евр.1:3). Христос не только сотворил все существующее, но Он также поддерживает существование всего Своим могущественным словом.

В-пятых, Христос «совершил Собою очищение грехов наших» (Евр.1:3). Тот, Кто был орудием творческой деятельности Бога, также является орудием Его спасительной деятельности, очищая раскаивающихся от их грехов. Самопожертвование Христа очищает «совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» (Евр.9:14).

В-шестых, выполнив Свою искупительную миссию, Христос «воссел одесную [престола] величия на высоте» (Евр.1:3).

Такое же положение описано в псалме 109:1, который цитируется в конце первой главы: «Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Евр.1:13). На суде Иисус сказал синедриону те же самые слова: «Отныне у́зрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы» (Матф.26:64).

В-седьмых, Христос «столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя» (Евр.1:4). Насколько Христос выше ангелов? Ответ на этот вопрос дает следующая цепочка цитат. Христос заслуживает поклонения (1:6), которого не принимают святые ангелы (см. Откр.19:10; 22:8-9). У Христа есть престол и жезл (см. Евр.1:8). Он был помазан на царство (1:9). Он сотворил небеса и землю (1:10) и сидит одесную Бога (1:13). В этом контексте фраза «Христос превосходнее ангелов» указывает на церемонию возведения на престол, о которой говорится в материале за воскресенье.

Итак, что отличает Христа от ангелов? В прошлом Бог разными способами говорил с отцами, но в эти последние дни Он говорит через Сына, Который стал Наследником всего сущего, является Создателем всего сущего, отражением и отпечатком самого существа Бога. Он поддерживает существование всего живого, совершает очищение от грехов и восседает по правую руку Бога. Таким образом, Христос возвышен и превосходит ангелов, которые являются служебными духами, служащими тем, кто наследуют спасение (см. Евр.1:14). Более того, Христос восседает на Своем престоле одесную Бога, принимая поклонение. Христос — наш ЦАРЬ.

Христос — наш Ходатай

Ходатай или посредник — это человек, который помогает добиться урегулирования или установления отношений между двумя сторонами. В иудаизме главным посредником Синайского завета был Моисей (см. Гал.3:19-20). В своих посланиях к Тимофею Павел говорит, что «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5). Послание к евреям вносит свой вклад в эту тему, говоря про Иисуса: «лучшего Он ходатай завета» (Евр.8:6) или «ходатай нового завета» (Евр.9:15; 12:24). Здесь важно ответить на два вопроса: 1) О каком завете идет речь в Послании к евреям? 2) Почему новый завет лучше?

Отвечаем на первый вопрос: в Послании к евреям под заветом понимается обязательное для всех его сторон соглашение. Павел говорит о первом и устаревшем завете (см. Евр.8:13) и втором или лучшем завете (7:22; 8:6). С первым заветом Бог установил систему церемоний, жертвоприношений и священства левитов (5:1–4). Однако с помощью служения левитов нельзя было получить нравственное совершенство, потому что это служение было слабым и недейственным (7:11,18). Почему нельзя было достичь нравственного совершенства? Потому что кровь тельцов и козлов не могла смыть человеческие грехи (10:4). Почему первый завет был слабым и недейственным? Потому что священники были смертными, а значит, должны были умереть (7:23).

Более того, прежде чем священники могли принести жертву за грехи людей, которых они представляли, им самим сначала нужно было очиститься и принести жертву за свои грехи (5:3). Таким образом, первый завет был неполноценным и устарел с принесением жертвы Христа и лучшего священства.

Отвечаем на второй вопрос: посредником для второго завета Бог избрал не простого смертного священника, а Того, Кто живет вечно (см. Евр.7:24). Жертвоприношения тельцов и козлов стали не нужны, они так никогда и не могли бы удалить грехи людей. Но Христос принес Себя в жертву раз и навсегда (7:27; 9:14; 10:12). Таким образом, Он пришел удалить грех Своей жертвой (9:26) и очистить совесть от мертвых дел (9:14). Именно поэтому второй завет качественно выше, и именно поэтому Христос является Ходатаем этого высшего, нового и лучшего завета. Христос — наш ХОДАТАЙ.

Вопросы для размышления

1. Если Бог говорил в прошлом и продолжает говорить сегодня, то как Он говорит с вами? Как вы отличаете Его голос от других «голосов», претендующих на ваше внимание?

2. Если мы сонаследники Христу и наследуем Царство Божье, как нам следует относиться к преходящим вещам этого мира?

3. Если Христос Своим могущественным словом поддерживает все существующее, как Он поддерживал вас в трудных обстоятельствах?

Среда. Иисус — Творец

Послание к евреям утверждает, что Отец создал мир «через» или «посредством» Сына, и Он держит «всё словом силы Своей» (Евр.1:2-3).

Прочитайте Ис.44:24; 45:18; Неем.9:6. В Ветхом Завете Господь утверждал, что сотворил мир «один» и что Он — «единственный Бог». Как мы можем согласовать это утверждение с новозаветными отрывками о том, что Отец создал Вселенную «через» Сына (Евр.1:2-3)?

Некоторые думают, что Иисус был лишь орудием, с помощью которого Бог творил. Это ошибочное мнение. Во-первых, для Павла Иисус — Господь, сотворивший мир, а не помощник. В Евр.1:10 говорится, что Иисус — Господь, сотворивший землю и небо; Павел также применяет к Нему стихи Пс.101:26–28, где говорится о Господе (Яхве) как Творце. Во-вторых, в Евр.2:10 сказано, что Вселенная была создана Отцом, «для Которого все» и «от Которого все»; те же выражения применяются и к Иисусу в Евр.1:2. Отец творил, и Иисус творил (см. Евр.2:10; 1:2,10), а также в творении принимал участие и Святой Дух (см. Быт.1:2). Между Отцом и Сыном существует полное согласие в целях и деятельности. Это часть тайны Троицы. Сын творил, и Отец творил, но есть единый Создатель — Бог, что подразумевает: и Иисус есть Бог.

Между тем Евр.4:13 свидетельствует, что Иисус есть также Судья. Его власть править и судить проистекает из факта, что Бог создал все и поддерживает Вселенную (см. Ис.44:24–28). Стихи Евр.1:3 и Кол.1:17 подтверждают, что Иисус также поддерживает Вселенную. Это поддерживающее действие, вероятно, включает идею руководства или управления. Греческое слово фэ́рон («поддерживающий, несущий») используется для описания ветра, управляющего лодкой (см. Деян.27:15,17), или Бога, ведущего пророков (см. 2 Петр. 1:21). Таким образом, Иисус не только сотворил, но и поддерживает нас. Каждый наш вдох, каждый удар сердца, каждый момент нашего существования зиждется на Нем, Иисусе — основе всего творения.

Прочитайте Деян.17:28. Что этот текст говорит нам о Боге и Его силе? Подумайте также о том, что этот же Бог Иисус умер на кресте за наши грехи. Что данная истина открывает нам о самоотверженном характере нашего Господа?

 

Комментарий к уроку 3

Библейские отрывки для исследования: Ис.2:2-3; Евр.1:1–5,10;Исх.24:16-17; Ис.44:24; Лук.1:31-32.

Часть I. Обзор

На протяжении всей истории человечества верующие в Бога с нетерпением ждали грядущего Искупителя. После грехопадения наши прародители, Адам и Ева, думали, что обещанным Избавителем будет Каин, их первенец. Аврааму было дано обетование, что через его сына Исаака будут благословлены все народы на земле. Давиду был обещан сын, который, если он будет верен Богу, будет царем навеки. Однако никто из них не думал, что обещанным Искупителем будет Сам Бог.

Пророки Ветхого Завета иногда высказывали загадочные пророчества о Мессии, используя фразу «в последние дни» (см. Числ.24:14–17), которая отличается от других ветхозаветных пророчеств, где используется фраза «конец времени» (см. Дан.8:17,19). «Последние дни сии» наступили с пришествием Христа. После долгого периода времени, который иногда называют межзаветным периодом, Бог снова заговорил. Однако на этот раз Он заговорил через Иисуса Христа — так ясно и полно, как никогда раньше. Христос равен Богу, потому что Он — «образ ипостаси Его» (см. Евр.1:3), и, имея Божественную природу, Он также Творец, Который заботится о всей Вселенной.

Может возникнуть вопрос: если Христос равен Богу, то почему Павел, говоря от имени Отца, написал об Иисусе следующее: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Евр.1:5)? Означает ли это, что Иисус был каким-то образом рожден, что исключает Его вечное существование? Исследуем этот вопрос.

Часть II. Комментарий

Природа Христа

Вопрос, который был поставлен во вступительной части, породил очень много различных интерпретаций. Предыдущий отрывок (см. Евр.1:1–3) был связан с доказательствомпревосходства Христа над пророками. В следующем отрывке (см. Евр.1:4–14) Павел показывает превосходство Христа над ангелами. Одной из причин, по которой подчеркивается превосходство Христа, мог быть большой интерес читателей послания к ангелам или даже поклонение им, подобно тому, что происходило в церкви в Колоссах (см. Кол.2:18).

В качестве аргумента того, что Христос превосходит ангелов, Павел в Евр.1:5 цитирует два стиха из Ветхого Завета. Первый из них — Пс.2:7. В своем первоначальном контексте псалом 2 говорит о царях и правителях этой земли, которые восстали против Бога. Однако Бог «посмеется» над их замыслами и Своим гневом приведет их в смятение. Ведь в итоге Бог на горе Сион возведет на престол Своего Божественного Царя (Пс.2:6): «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс.2:7). Павел применяет этот стих в своей проповеди в Антиохии Писидийской, говоря о воскресении Христа (cм. Деян.13:33). За всю историю христианства этот псалом всегда интерпретировался как относящийся ко Христу. Означает ли это, что Бог стал отцом Иисуса при Его воскресении?

Нет. Бог просто вызывает Своего Сына из могилы, действуя через Гавриила, могущественного ангела из небесного воинства Господа, который «занимает на небе место сатаны после его падения. …Стражники видят, как он отодвигает глыбу, будто камешек, и слышат его слова: „Сын Божий, выходи, Твой Отец зовет Тебя“» (Э. Уайт. Желание веков, с. 780). Таким образом, Бог Отец вызывает Своего Сына. Точно так же в 1Кор.4:15 Павел говорит коринфянам: «Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». Означает ли это, что Павел буквально был отцом церкви? Конечно нет. Павел привел их к духовной жизни, он породил их в духовном смысле (тот же термин используется для Онисима (Послание к Филимону 10) и для христиан в 1Иоан.2:29; 3:9 и т. д.).

Вторая цитата, которую Павел использует, чтобы показать превосходство Христа над ангелами, взята из 2Цар.7:14. Первоначальный контекст говорит о планах Давида построить храм, но Нафан сообщает царю, что дом Божий построит его сын Соломон. Господь также обещает: «Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном» (2Цар.7:14). Эта цитата в своем первоначальном контексте не может относиться ко Христу из-затого, что следует далее: «и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих» (2Цар.7:14). По очевидным причинам этот текст относится к грешному Соломону, а не к безгрешному Христу.

Однако у Пс.2:7 и 2Цар.7:14 есть одна общая черта. Оба они подчеркивают тот факт, что царь Израиля и Соломон — приемные сыновья Бога: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя», и «он будет мне сыном». Акцент делается не на отцовстве, а на усыновлении царя из рода Давидова и царствовании его сына, — смысл, который переносится на Христа гораздо позже в Послании к евреям. Во вступительной фразе в Евр.1:5 спрашивается: «Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог:„Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя“?» (Евр.1:5). Очевидныйответ — никому из ангелов. Только Христос есть «столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя» (Евр.1:4). Это славнейшее имя — «Сын Мой», титул, который никогда не приписывался никому из ангелов. Бог никогда не говорил ни одному из них: «Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Евр.1:13).

Однако кто-то может возразить против толкования отцовства как усыновления в этом контексте, приведя текст из Евр.1:6: «Когда вводит Первородного во вселенную» (Евр.1:6). Разве в этом тексте, может возразить возражающий, не говорится о Христе как о первенце? Хороший вопрос. Термин«первородный» действительно имеет прямое значение в таких текстах, как Быт.25:13; 27:19 и Быт.35:23. Но в Ветхом Завете«первенец» — это также Израиль (см. Исх. 4:22-23), противопоставленный первенцу фараона Египта. В Пс.88:28 Давид назван «первенцем» Бога, хотя он был младшим из восьми братьев, а вовсе не первенцем. В Новом Завете Иисус — «первенец» Марии (см. Лук.2:7), «первенец» среди многих братьев (см. Рим.8:29), «первенец» всего творения (см. Кол.1:15) и «первенец» из мертвых (см. Кол.1:18; Откр.1:5). Эти стихи показывают, что титул «первенец» относится к превосходству Христа в церкви над творением, Вселенной и воскресшими. Связь Евр.1:5 со стихом 6 указывает на то, что Христос — это обещанный Царь из рода Давидова, Которого Бог представил миру с призывом: «И да поклонятся Ему все Ангелы Божии»(Евр.1:6). Остальная часть первой главы использует эти доказательства из Священного Писания и выдвигает четыре утверждения: 1) Бог называет «Сыном» только одну Личность, и это Христос (1:5); 2) ангелы поклоняются Сыну (1:6);3) Сын — неизменный, справедливый и помазанный Царь, сотворивший небеса и землю (1:8–10); 4) Сын правит одесную Бога, в то время как ангелы, напротив, являются служебными духами и служат тем, кто будет спасен (1:11–14).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.055 с.)