Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Достижение цели и возвращение
12. Каким образом героям удается покинуть "затерянный" мир? Можно ли побывать там вторично? Все ли герои возвращаются в обычный мир (кто из них погибает и при каких обстоятельствах)? Узнают ли они, покидая "затерянный" мир, о своих предшественниках? Как им удается избежать смертельной опасности? Что или кто помогает героям найти выход, путь из "затерянного" мира? Обратите внимание на то, откуда приходит помощь в самый критический момент, когда герои на грани гибели. 13. Что вынес герой из пребывания в "чужом" мире? Изменяется ли представление героя о "своем" мире в результате путешествия? "ЧУЖОЙ" МИР ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ И "ЗАТЕРЯННЫЙ" МИР ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОГО РОМАНА. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПУТЕШЕСТВИЯ ГЕРОЯ 14. Найдите и укажите различные факты или признаки 15. Придумайте, опираясь на известные вам детали, 16. Напишите рецензию на работу, выполненную по этому 17. Попробуйте составить схему сюжета романа о путешествии в "затерянный" мир (начальное событие, 18. Укажите все детали изображения, отличающие волшебную сказку от романа о путешествии в "затерянный" мир. 19. Если вы составили (нарисовали) подробную географическую карту "затерянного" мира, то теперь
20. Сделайте диафильм или комикс на основе сюжета любимого вами романа о "затерянном" мире. Без каких эпизодов романа можно было обойтись при 21. Напишите рецензию на диафильм, сделанный вашим ПОИСКИ КЛАДА ИЛИ ПРОПАВШЕГО ЧЕЛОВЕКА Обратимся к романам Р.Стивенсона "Остров сокровищ", Жюля Верна "Дети капитана Гранта", Л. Буссенара "Похитители бриллиантов", Г. Хаггарда "Копи царя Соломона". Попробуем выяснить, какие признаки отличают эти произведения от романов о "затерянном" мире. Во-первых, путешествие здесь совершается уже не с научной целью, хотя у отдельных персонажей и могут быть научные интересы, о которых они время от времени вспоминают. Но чаще задачу географических описаний и характеристик берет на себя повествователь. Главные же цели персонажей таковы, что большое значение для сюжета приобретает нравственная оценка их побуждений и различие между явными и скрытыми мотивами их поступков. Одни из персонажей наделяются бескорыстием, благородством или же наивностью, непосредственностью; другие — алчностью, злобой или хитростью, коварством. Вторая заметная отличительная особенность — тайна места. Где находится "затерянный" мир, известно очень хорошо. Главная трудность — в том, чтобы туда добраться. А вот место, где находится клад или пропавший человек, неизвестно. Сведения о нем обязательно неполны, противоречивы: для успеха поисков необходимы дешифровка документов, тщательное изучение местности, помощь туземцев или случайная удача.
Третья особенность — иные, чем в романах о "затерянном" мире, приемы торможения действия. Достижение цели все время отодвигается. Чтобы интерес сохранился, а напряжение поддерживалось до конца, тайна места не может быть разгадана сразу. В то же время, если сюжет будет продвигаться вперед без задержек и отступлений, автору не удастся не только показать многообразие нового для героев мира (это было и в романах А. Конан Дойла и В. Обручева), но и раскрыть, проявить в поступках характеры персонажей, их моральные свойства и убеждения. Задержки хода действия или отклонения его от намеченной цели (в результате ошибок персонажей, козней их врагов или стихийных происшествий вроде наводнения, землетрясения, пожара) связаны с игрой случая, которой в этом типе романа предоставляется гораздо больший простор. Все эти три особенности взаимообусловлены. В результате перед вами возникают, по сравнению с предыдущим параграфом, новые и более сложные задачи. Уже сложившиеся у вас представления о сюжете типа "Путешествие "туда" и "обратно" в этом случае без уточнений и коррективов (поправок) применить не удастся. Нужно, не стремясь сразу получить готовый результат, накопить определенный запас непредвзятых наблюдений и сопоставлений, т.е. ответить на вопросы и выполнить задания к текстам. Заново придется определить и характер изображенного пространства: выяснить, что в данном случае представляет собой "чужой" мир, как он соотносится с миром обычным и где проходит граница между ними. Все ли авантюрное пространство (т.е. такое, в котором возможны приключения) представляет собою "чужой" мир или только то самое таинственное место, которое связано с конечной целью путешествия? Или, может быть, разные части изображенного мира героям чужды в разной степени? Необходимо подумать и над тем, как связаны друг с другом противопоставления пространственные и нравственные, цели персонажей и их характеры. Прежде вы встречались в основном с сюжетными функциями персонажей и в меньшей степени с психологическими "амплуа" (например, с типом чудака). Характер — явление более сложное, так как составляющие его свойства могут, как вы увидите, противоречить друг другу. НА ПУТИ К ЦЕЛИ 1. При каких обстоятельствах возникает замысел 2. Сравните, как снаряжается экспедиция в романах 3. В каком из двух романов противоположность "своего" 4. Кто или что создает препятствия на пути к цели в обоих романах? Назовите препятствия стихийные, т.е. созданные самой природой, и препятствия, созданные усилиями людей. Какого типа препятствия (из двух названных) преобладают в "Острове сокровищ" и в "Детях капитана Гранта"? 5. Придумайте эпизоды приключенческой истории, в 6. Какое пространство оказывается основным местом
7. На с. 99 представлена карта капитана Флинта. Обозначьте на ней места основных событий, происходивших на острове и на море вокруг него во время 8. Какие события в обоих романах происходят на 9. Попытайтесь сделать карту подземных пещер и ХАРАКТЕР И СЮЖЕТ 10. Найдите в романах Стивенсона и Жюля Верна эпизоды, в которых источником препятствий служат ошибки или недостатки характера положительных героев. Каким образом преодолеваются эти препятствия? 11. Найдите в обоих романах эпизоды, в которых источником препятствий являются козни врагов (вредительство); объясните, каким образом герои преодолевают эти препятствия. 12. Сочините (придумайте) эпизоды приключенческой — кознями (усилиями) враждебных персонажей (злодеев); — ошибками или недостатками характера положи-тельных персонажей. Сравните способы преодоления препятствий в этих двух случаях. 13. Назовите, если помните, приключенческие истории, 14. Вспомните приключенческие романы, где среди путешественников нет отрицательных героев (вредителей, 15. Назовите произведения, где в составе группы путешественников четко различаются две партии с 16. Представьте себе, что романы "Остров сокровищ" и
ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ 17. Сравните цели путешествия в романах "Остров сокровищ" и "Дети капитана Гранта" и цели, к которым 18. Как изображено место, которое связано с конечной целью путешествия, в романах Л. Буссенара и Г. Хаг-гарда? Изучите карту страны кукуанов в романе "Копи царя Соломона", попробуйте скопировать ее, увеличив масштаб в несколько раз, и нанесите на нее упоминаемые в тексте, но не отмеченные художником населенные пункты, дороги, места сражений и других важных событий, 19. В чем заключается итог путешествия в романах Р. Стивенсона и Жюля Верна, Л. Буссенара и Г. Хаггарда? СХЕМА СЮЖЕТА 20. Выявите основные этапы развития действия в 21. Чем отличается начальный этап действия (возникновение замысла путешествия) в этих романах от 22. Чем отличается характер препятствий, возникающих 23. Найдите в современных журналах произведения 24. Какие роли и функции персонажа можно считать 25. Вспомните, как изображен "затерянный" мир в 26. Нарисуйте диафильм "Подземное путешествие" по 27. Спуск под землю в поисках сокровищ и возврат оттуда 28. Нарисуйте схемы последовательности событий в 29. На карте Австралии отметьте маршрут экспедиции
30. Попытайтесь найти общую причину, объясняющую СТРОИТЕЛЬСТВО ДОМА В "ЧУЖОЙ" СТРАНЕ Вы уже успели, наверное, привыкнуть к мысли, что "чужой" мир — подходящее место для различных авантюр. Поэтому "географический" роман и должен противопоставлять такое пространство обычному, обжитому, где жизнь подчинена заведенному порядку. Обычная, повседневная жизнь не представляет большого простора для случая и личной инициативы. В общем и целом это правильно. Но теперь перед вами такая разновидность интересующего нас жанра, в которой противопоставление "своего" и "чужого" оказывается более сложным. В романах Д. Дефо "Жизнь и приключения Робинзона Крузо" и Жюля Верна "Таинственный остров" главные события происходят на необитаемом острове. Но весь ход событий приводит к тому, что герои обоих романов новый и вначале совершенно чужой для них мир осваивают, делают своим. В этом и состоит одна из отличительных черт третьей разновидности "авантюрно-географического" романа. Своей изоляцией от окружающего мира острова из романов Д. Дефо и Жюля Верна напоминают "затерянные" миры А. Конан Доила и В. Обручева. Но особые природные условия этих островов заключаются не в сохранении доисторических форм жизни, а в том, что они могут быть благоприятной почвой для преобразующего мир труда. Этот мотив в других типах "географического" романа приключений не встречается. Наконец, в обоих романах мы находим и мотив защиты нового "дома" от пришельцев, а именно от дикарей и пиратов: ведь при всех различиях между собой они одинаково противостоят нормам цивилизации. Все названные особенности, связанные друг с другом, и позволяют говорить об особом варианте "географического" авантюрного романа. Отсюда видно, какого рода новые задачи вам предстоит решать. Потребуются наблюдения над художественным пространством произведений — в сопоставлении с романами о "затерянном" мире. При этом стоит обратить внимание не только на общие для двух вариантов одного жанра мотивы "барьера" и необычайных природных условий, но и на различия. В частности, на то, какие в обоих случаях указываются источники опасностей, зла и смерти. В связи с изображением труда в романах двух писателей нужно рассмотреть вопрос о роли случая или судьбы, благоприятствующих или, напротив, препятствующих успеху цивилизаторских усилий героев. Кроме того, при всей своей противоположности обычным приключениям, такая деятельность, видимо, выполняет аналогичные сюжетные функции, т.е. используется в сюжете примерно с той же целью. С какой? Наконец, если освоенный остров оказывается для героев в большей степени домом, чем их прежний дом в обычном мире, то получается, что строительство цивилизации своими руками и силами противопоставляется уже существующей цивилизации. Почему? Мы убеждены, что ответы на эти и другие вопросы вам удастся найти самостоятельно при условии внимательного чтения текстов и систематической работы над ними с помощью предлагаемых вопросов и заданий.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.04 с.) |