Достижение цели и возвращение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Достижение цели и возвращение



12. Каким образом героям удается покинуть "затерянный" мир? Можно ли побывать там вторично? Все ли герои возвращаются в обычный мир (кто из них погибает и при каких обстоятельствах)? Узнают ли они, покидая "затерянный" мир, о своих предшественниках? Как им удается избежать смертельной опасности? Что или кто помогает героям найти выход, путь из "зате­рянного" мира? Обратите внимание на то, откуда приходит помощь в самый критический момент, когда герои на грани гибели.

13. Что вынес герой из пребывания в "чужом" мире? Изменяется ли представление героя о "своем" мире в результате путешествия?

"ЧУЖОЙ" МИР ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ И "ЗАТЕРЯННЫЙ" МИР ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОГО РОМАНА. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

ПУТЕШЕСТВИЯ ГЕРОЯ

14. Найдите и укажите различные факты или признаки
сходства между "чужим" миром волшебной сказки и
"затерянным" миром романа (черепа, мертвецы,
сокровища, чудовища, необыкновенные птицы или
звери, необыкновенные постройки, необыкновенно
сильные и красивые люди, необыкновенно злые и
безобразные люди, угроза смерти при переходе
границы "туда" и "обратно" и т. д.).

15. Придумайте, опираясь на известные вам детали,
собственные описания "чужого" мира в двух
вариантах: волшебной сказки и приключенческого
романа.

16. Напишите рецензию на работу, выполненную по этому
заданию вашим одноклассником. Обратите внимание
на то, как придуманный "чужой" мир изолирован от
обычного: насколько недоступен герою, насколько
трудно из него выбраться. Докажите справедливость
своей оценки, опираясь на классические образцы
волшебной сказки и приключенческого романа о
"затерянном" мире.

17. Попробуйте составить схему сюжета романа о путешествии в "затерянный" мир (начальное событие,
переход границ, изучение неизвестного мира, поиск
обратного пути и возвращение). Сопоставьте
"промежуточный" мир романа и изображение
переправы в волшебной сказке (через леса, моря,
реки, поля, горы и т.д.).

18. Укажите все детали изображения, отличающие волшебную сказку от романа о путешествии в "зате­рянный" мир.

19. Если вы составили (нарисовали) подробную географическую карту "затерянного" мира, то теперь
дополните ее изображением пути к нему и обратной дороги, включая начальную точку движения и ко­нечный пункт. Отметьте на карте границу между обычным (культурным, цивилизованным) миром и миром промежуточным, переходным, т.е. прост­ранством, которое разделяет цивилизованный и затерянный" миры. Затем отметьте на карте места и даты основных событий романа. Объясните, как связаны поворотные точки истории путешествия (моменты, когда решается судьба героев и исход путешествия) с переходом от одной части изо­браженного пространства к другой.

20. Сделайте диафильм или комикс на основе сюжета любимого вами романа о "затерянном" мире. Без ка­ких эпизодов романа можно было обойтись при
создании диафильма или комикса, а без каких — нельзя?

21. Напишите рецензию на диафильм, сделанный вашим
одноклассником.

ПОИСКИ КЛАДА ИЛИ ПРОПАВШЕГО

ЧЕЛОВЕКА

Обратимся к романам Р.Стивенсона "Остров сокро­вищ", Жюля Верна "Дети капитана Гранта", Л. Буссенара "Похитители бриллиантов", Г. Хаггарда "Копи царя Соломона". Попробуем выяснить, какие признаки отличают эти произведения от романов о "затерянном" мире.

Во-первых, путешествие здесь совершается уже не с научной целью, хотя у отдельных персонажей и могут быть научные интересы, о которых они время от вре­мени вспоминают. Но чаще задачу географических опи­саний и характеристик берет на себя повествователь. Главные же цели персонажей таковы, что большое зна­чение для сюжета приобретает нравственная оценка их побуждений и различие между явными и скрытыми мотивами их поступков. Одни из персонажей наде­ляются бескорыстием, благородством или же наив­ностью, непосредственностью; другие — алчностью, злобой или хитростью, коварством.

Вторая заметная отличительная особенность — тайна места. Где находится "затерянный" мир, известно очень хорошо. Главная трудность — в том, чтобы туда добраться. А вот место, где находится клад или пропав­ший человек, неизвестно. Сведения о нем обязательно неполны, противоречивы: для успеха поисков необ­ходимы дешифровка документов, тщательное изучение местности, помощь туземцев или случайная удача.

Третья особенность — иные, чем в романах о "затерянном" мире, приемы торможения действия. Достижение цели все время отодвигается. Чтобы интерес сохранился, а напряжение поддерживалось до конца, тайна места не может быть разгадана сразу. В то же время, если сюжет будет продвигаться вперед без задержек и отступлений, автору не удастся не только показать многообразие нового для героев мира (это было и в романах А. Конан Дойла и В. Обручева), но и рас­крыть, проявить в поступках характеры персонажей, их моральные свойства и убеждения. Задержки хода дейст­вия или отклонения его от намеченной цели (в резуль­тате ошибок персонажей, козней их врагов или стихий­ных происшествий вроде наводнения, землетрясения, пожара) связаны с игрой случая, которой в этом типе романа предоставляется гораздо больший простор.

Все эти три особенности взаимообусловлены. В результате перед вами возникают, по сравнению с пре­дыдущим параграфом, новые и более сложные задачи. Уже сложившиеся у вас представления о сюжете типа "Путешествие "туда" и "обратно" в этом случае без уточнений и коррективов (поправок) применить не удастся. Нужно, не стремясь сразу получить готовый результат, накопить определенный запас непредвзятых наблюде­ний и сопоставлений, т.е. ответить на вопросы и вы­полнить задания к текстам.

Заново придется определить и характер изобра­женного пространства: выяснить, что в данном случае представляет собой "чужой" мир, как он соотносится с миром обычным и где проходит граница между ними. Все ли авантюрное пространство (т.е. такое, в котором возможны приключения) представляет собою "чужой" мир или только то самое таинственное место, которое связано с конечной целью путешествия? Или, может быть, разные части изображенного мира героям чужды в разной степени?

Необходимо подумать и над тем, как связаны друг с другом противопоставления пространственные и нрав­ственные, цели персонажей и их характеры. Прежде вы встречались в основном с сюжетными функциями пер­сонажей и в меньшей степени с психологическими "ам­плуа" (например, с типом чудака). Характер — явление более сложное, так как составляющие его свойства могут, как вы увидите, противоречить друг другу.

НА ПУТИ К ЦЕЛИ

1. При каких обстоятельствах возникает замысел
путешествия в романах "Остров сокровищ" и "Дети
капитана Гранта"?

2. Сравните, как снаряжается экспедиция в романах
Р. Стивенсона и Жюля Верна (подготовка корабля,
подбор команды).

3. В каком из двух романов противоположность "своего"
мира и "чужого" (необычного, таинственного,
страшного) ощущается с самого начала, т.е. еще до
путешествия, а в каком из них — во время путешествия? Укажите, когда именно появляются
признаки "чужого" мира и каковы они.

4. Кто или что создает препятствия на пути к цели в обоих романах? Назовите препятствия стихийные, т.е. созданные самой природой, и препятствия, созданные усилиями людей. Какого типа препятствия (из двух названных) преобладают в "Острове сокровищ" и в "Детях капитана Гранта"?

5. Придумайте эпизоды приключенческой истории, в
которой препятствия на пути героев к цели создаются
стихийными явлениями.

6. Какое пространство оказывается основным местом
действия в двух романах: "свой" мир, точка, где находится клад (разыскиваемый человек), или
пространство, разделяющее "свой" мир (дом) и эту
точку?

 

7. На с. 99 представлена карта капитана Флинта. Обозначьте на ней места основных событий, проис­ходивших на острове и на море вокруг него во время
экспедиции доктора Ливси и сквайра Трелони.
Укажите стрелками путь Джима с момента высадки
на остров и до момента отплытия.

8. Какие события в обоих романах происходят на
корабле? (Местом действия каких событий становится
корабль?)

9. Попытайтесь сделать карту подземных пещер и
переходов, в которых разворачиваются заключи­
тельные события романа Г. Хаггарда "Копи царя
Соломона". Покажите направление пути героев и
назовите основные пункты их подземного путешествия.

ХАРАКТЕР И СЮЖЕТ

10. Найдите в романах Стивенсона и Жюля Верна эпи­зоды, в которых источником препятствий служат ошибки или недостатки характера положительных героев. Каким образом преодолеваются эти пре­пятствия?

11. Найдите в обоих романах эпизоды, в которых источником препятствий являются козни врагов (вредительство); объясните, каким образом герои преодолевают эти препятствия.

12. Сочините (придумайте) эпизоды приключенческой
истории, в которой препятствия на пути героев к цели
создаются:

— кознями (усилиями) враждебных персонажей (злодеев);

— ошибками или недостатками характера положи-тельных персонажей.

Сравните способы преодоления препятствий в этих двух случаях.

13. Назовите, если помните, приключенческие истории,
где все герои (и путешественники, и персонажи, при­надлежащие к "чужому" миру) только положительные.
Возможны ли приключения при такой предпосылке?

14. Вспомните приключенческие романы, где среди путе­шественников нет отрицательных героев (вредителей,
злодеев), но персонажи такого типа есть среди аборигенов, туземцев.

15. Назовите произведения, где в составе группы путешественников четко различаются две партии с
противоположными интересами.

16. Представьте себе, что романы "Остров сокровищ" и
"Дети капитана Гранта" нужно переделать в пьесы
для постановки в школьном театре. Для этого
составьте списки действующих лиц с краткими характеристиками каждого из них (возраст, общественное положение, род занятий в прошлом и настоящем, род­ственные и прочие отношения к другим персонажам, внешность).

ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ

17. Сравните цели путешествия в романах "Остров сокровищ" и "Дети капитана Гранта" и цели, к которым
стремятся герои романов "Похитители бриллиантов"
и "Копи царя Соломона". Укажите сходства и раз­личия.

18. Как изображено место, которое связано с конечной целью путешествия, в романах Л. Буссенара и Г. Хаг-гарда?

Изучите карту страны кукуанов в романе "Копи царя Соломона", попробуйте скопировать ее, увеличив масштаб в несколько раз, и нанесите на нее упоми­наемые в тексте, но не отмеченные художником населенные пункты, дороги, места сражений и других важных событий,

19. В чем заключается итог путешествия в романах Р. Сти­венсона и Жюля Верна, Л. Буссенара и Г. Хаггарда?

СХЕМА СЮЖЕТА

20. Выявите основные этапы развития действия в
романах "Затерянный мир" и "Земля Санникова", с
одной стороны, и "Остров сокровищ" и "Дети капи­тана Гранта" — с другой.

21. Чем отличается начальный этап действия (возник­новение замысла путешествия) в этих романах от
начального этапа действий в тех произведениях, в
которых изображен "затерянный" мир?

22. Чем отличается характер препятствий, возникающих
на пути к цели в романах "Остров сокровищ", "Дети
капитана Гранта" и др., от соответствующих особенностей сюжета в романах о "затерянном" мире?

23. Найдите в современных журналах произведения
приключенческого жанра и попытайтесь определить,
какие из них относятся к типу "затерянный мир", а
какие к типу "поиски клада".

24. Какие роли и функции персонажа можно считать
общими для двух разновидностей "географического"
романа и какие характерны для каждого типа в
отдельности? Определите роль каждого персонажа.

25. Вспомните, как изображен "затерянный" мир в
романах А. Конан Доила, В. Обручева, в рассказе Дж.
Лондона. Назовите черты сходства с тем, как описаны
страна кукуанов у Г. Хаггарда и места, где живет племя, владеющее алмазами, в романе Л.Буссенара. В чем различие?

26. Нарисуйте диафильм "Подземное путешествие" по
заключительным эпизодам романа "Копи царя
Соломона" или "Похитители бриллиантов". Сравните
диафильмы по двум романам: укажите сходные
детали в обстановке действия, в событиях.

27. Спуск под землю в поисках сокровищ и возврат оттуда
бывает не только в приключенческих романах, но и в
волшебных сказках. Почему во всех этих случаях так
или иначе присутствуют черепа, скелеты, мумии,
подземная река и т.п.? Подберите аналогичные
примеры из волшебных сказок. Как можно объяснить
сходство приключенческого романа с волшебными
сказками?

28. Нарисуйте схемы последовательности событий в
первой и второй разновидностях "географического"
романа.

29. На карте Австралии отметьте маршрут экспедиции
лорда Гленарвана. Вспомните все события, которые
произошли во время этого путешествия. По какой из
двух известных вам сюжетных схем развертываются
эти события? Чем схема сюжета отличается от карты
путешествия?

30. Попытайтесь найти общую причину, объясняющую
замеченные вами сходства и различия между
сюжетами двух разновидностей "географического"
романа.

СТРОИТЕЛЬСТВО ДОМА

В "ЧУЖОЙ" СТРАНЕ

Вы уже успели, наверное, привыкнуть к мысли, что "чужой" мир — подходящее место для различных авантюр. Поэтому "географический" роман и должен противопоставлять такое пространство обычному, обжитому, где жизнь подчинена заведенному порядку. Обычная, повседневная жизнь не представляет большого простора для случая и личной инициативы.

В общем и целом это правильно. Но теперь перед вами такая разновидность интересующего нас жанра, в которой противопоставление "своего" и "чужого" оказывается более сложным. В романах Д. Дефо "Жизнь и приключения Робинзона Крузо" и Жюля Верна "Таинственный остров" главные события происходят на необитаемом острове. Но весь ход событий приводит к тому, что герои обоих романов новый и вначале совершенно чужой для них мир осваивают, делают своим. В этом и состоит одна из отличительных черт третьей разновидности "авантюрно-географи­ческого" романа.

Своей изоляцией от окружающего мира острова из романов Д. Дефо и Жюля Верна напоминают "зате­рянные" миры А. Конан Доила и В. Обручева. Но осо­бые природные условия этих островов заключаются не в сохранении доисторических форм жизни, а в том, что они могут быть благоприятной почвой для пре­образующего мир труда. Этот мотив в других типах "географического" романа приключений не встреча­ется.

Наконец, в обоих романах мы находим и мотив защиты нового "дома" от пришельцев, а именно от дикарей и пиратов: ведь при всех различиях между собой они одинаково противостоят нормам цивилизации.

Все названные особенности, связанные друг с другом, и позволяют говорить об особом варианте "геогра­фического" авантюрного романа.

Отсюда видно, какого рода новые задачи вам пред­стоит решать. Потребуются наблюдения над художест­венным пространством произведений — в сопо­ставлении с романами о "затерянном" мире. При этом стоит обратить внимание не только на общие для двух вариантов одного жанра мотивы "барьера" и необычайных природных условий, но и на различия. В частности, на то, какие в обоих случаях указываются источники опасностей, зла и смерти.

В связи с изображением труда в романах двух писателей нужно рассмотреть вопрос о роли случая или судьбы, благоприятствующих или, напротив, препятст­вующих успеху цивилизаторских усилий героев. Кроме того, при всей своей противоположности обычным приключениям, такая деятельность, видимо, выполняет аналогичные сюжетные функции, т.е. используется в сюжете примерно с той же целью. С какой?

Наконец, если освоенный остров оказывается для героев в большей степени домом, чем их прежний дом в обычном мире, то получается, что строительство цивилизации своими руками и силами противопостав­ляется уже существующей цивилизации. Почему?

Мы убеждены, что ответы на эти и другие вопросы вам удастся найти самостоятельно при условии вни­мательного чтения текстов и систематической работы над ними с помощью предлагаемых вопросов и заданий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.04 с.)