Солнце, месяц и ворон воронович 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Солнце, месяц и ворон воронович



 

Жили-были старик да старуха, у них было три дочери. Старик пошел в амбар крупку брать; взял крупку, понес домой, а на мешке-то была дырка: крупка-то в нее сыплется да сыплется. Пришел домой. Старуха спра­шивает: "Где крупка?" — а крупка вся высыпалась. Пошел старик собирать и говорит: "Кабы Солнышко обогрело, кабы Месяц осветил, кабы Ворон Воронович пособил мне крупку собрать, за Солнышко бы отдал старшую дочь, за Месяца — среднюю, а за Ворона Вороновича — младшую!"

Стал старик собирать — Солнце обогрело, Месяц осветил, а Ворон Воронович пособил крупку собрать. Пришел старик домой, сказал старшей дочери: "Одень­ся хорошенько да выйди на крылечко". Она оделась, вышла на крылечко; Солнышко и утащило ее. Средней дочери также велел одеться хорошенько и выйти на крылечко. Она оделась и вышла; Месяц схватил и утащил вторую дочь. И меньшей дочери сказал: "Оденься хорошенько да выйди на крылечко". Она оделась и вышла на крылечко; Ворон Воронович схватил ее и унес.

Старик и говорит: "Идти разве в гости к зятю?" Пошел к Солнышку; вот и пришел. Солнышко говорит: "Чем тебя потчевать?" — "Я ничего не хочу". Солнышко сказало жене, чтоб настряпала оладьев. Вот жена настряпала. Солнышко уселось среди полу, жена поставила на него сковороду — и оладьи сжарились. Накормила старика. Пришел старик домой, приказал старухе состряпать оладьев; сам сел на пол и велит ставить на себя сковороду с оладьями. "Чего на тебе испекутся?" — говорит старуха. "Ничего, — говорит, — ставь, испекутся". Она и поставила; сколько оладьи ни стояли, ничего не испеклись, только прокисли. Нечего делать, поставила старуха сковородку в печь, испеклися оладьи, наелся старик.

На другой день старик пошел в гости к другому зятю, к Месяцу. Пришел. Месяц говорит: "Чем тебя потче­вать?" — "Я, — отвечает старик, — ничего не хочу". Месяц затопил про него баню. Старик говорит: "Темно, быват, в бане-то будет!" А Месяц ему: "Нет, светло; ступай". Пошел старик в баню, а Месяц запихал перстик в дырочку, и оттого в бане светло-светло стало. Выпа­рился старик, пришел домой и велит старухе топить баню ночью. Старуха истопила; он и посылает ее туда париться. Старуха говорит: "Темно париться-то!" — "Ступай, светло будет!" Пошла старуха, а старик видел-то, как светил ему Месяц, и сам туда ж — взял прорубил дыру в бане и запихал в нее свой перст. А в бане свету нисколько нет! Старуха знай кричит ему: "Темно!" Делать нечего, пошла она, принесла лучины с огнем и выпарилась.

На третий день старик пошел к Ворону Вороновичу. Пришел. "Чем тебя потчевать-то?" — спрашивает Ворон Воронович. "Я, — говорит старик, — ничего не хочу". — "Ну, пойдем хоть спать на седала". Ворон поставил лестницу и полез со стариком. Ворон Воронович посадил его под крыло. Как старик заснул, они оба упали и убились.

Вопросы и задания

 

1. Как получилось, что старик обещал своих дочерей
чудесным существам? Вспомните сказки, в которых
герой обещает отдать своего ребенка морскому
(лесному) царю, заморскому чудищу. Какие причины,
как правило, вынуждают персонажей давать такие
обещания? Чем отличается в этом отношении сказка
"Солнце, Месяц и Ворон Воронович"?

2. Сказка рассказывает о нескольких попытках героя
перенести чудеса иного мира в свою обычную жизнь.
Вспомните аналогичные мотивы в волшебных сказках.
Например, в сказке "Царевна-лягушка" старшие снохи
пытаются подражать действиям младшей. Сравните
роль этих мотивов в двух сказках: обе ли сказки
допускают возможность чудес в обычном, "здешнем"
мире?

3. Одно из событий сказки — увоз дочерей старика их
женихами. Сравните, как такое событие обычно изо­бражается в волшебных сказках и как оно изображено
здесь. Для примера обратитесь к сказке "Марья-
царевна".

4. Следующий момент развития действия — посещение
стариком дочерей и зятьев (т.е., путешествие в иной
мир).

а) Изображает ли эта сказка переход границы между мирами? Сравните ее в этом отношении с вол­шебными сказками.

б)  Как изображает эта сказка иной мир? Чем он похож и
чем не похож на обычный? Сравните с волшебными
сказками.

в) Какие приобретения дает герою волшебной сказки
визит в иной мир? Что выносит из этого путешествия
старик?

г) Третий визит старика в иной мир заканчивается
смертью, причем погибают и гость, и хозяин. Встре­чались ли вам подобные события в волшебных сказ­ках? Попытайтесь объяснить, почему для волшебных
сказок такой финал невозможен.

д) Волшебная сказка обычно подвергает героя в ином мире какому-нибудь испытанию: он должен решить трудные задачи или победить противника в бою. Как вы думаете, почему в этой сказке старик никакого испытания не проходит, если не говорить о том, что перенести чудеса иного мира в свой ему не удается?

5. В бытовых сказках обычно происходит спор персо­нажей, связанный с противопоставлением двух точек зрения на одно и то же событие, с контрастом ума и глупости или глупости и хитрости. Можно ли найти подобную ситуацию в этой сказке?

ЖАДНАЯ СТАРУХА

 

Жил старик со старухою; пошел в лес дрова рубить. Сыскал старое дерево, поднял топор и стал рубить. Говорит ему дерево: "Не руби меня, мужичок! Что тебе надо, все сделаю". — "Ну, сделай, чтобы я богат был". — "Ладно: ступай домой, всего у тебя вдоволь будет". Воротился старик домой — изба новая, словно чаша полная, денег куры не клюют, хлеба на десятки лет хватит, а что коров, лошадей, овец — в три дня не сосчитать! "Ах, старик, откуда все это?" — спрашивает старуха. "Да вот, жена, я такое дерево нашел — что ни пожелай, то и сделает".

Пожили с месяц: приелось старухе богатое житье, говорит старику: "Хоть живем богато, да что в этом толку, коли люди нас не почитают! Захочет бурмистр, и тебя и меня на работу погонит; а придерется, так и палками накажет. Ступай к дереву, проси, чтоб ты бурмистром был". Взял старик топор, пошел к дереву и хочет под самый корень рубить. "Что тебе надо?" — спрашивает дерево. "Сделай, чтобы я бурмистром был". — "Хорошо, ступай с богом!"

Воротился домой, а его уж давно солдаты дожидают: "Где ты, — закричали, — старый черт, шатаешься? Отводи скорей нам квартиру, да чтоб хорошая была. Ну-ну, поворачивайся!" А сами тесаками его по горбу да по горбу. Видит старуха, что и бурмистру не всегда честь, и говорит старику: "Что за корысть быть бурмистровой женою! Вот тебя солдаты прибили; а уж о барине и говорить нечего: что захочет, то и сделает. Ступай-ка ты к дереву да проси, чтоб сделало тебя барином, а меня барыней". Взял старик топор, пошел к дереву, хочет опять рубить; дерево спрашивает: "Что тебе надо, старичок?" — "Сделай меня барином, а старуху барыней". — "Хорошо, ступай с богом!" Пожила старуха в барстве, захотелось ей большего, говорит старику: "Что за корысть, что я барыня! Вот кабы ты был полковником, а я полковницей — иное дело, все бы нам завидовали".

Погнала старика снова к дереву; взял он топор, пришел и собирается рубить. Спрашивает его дерево: "Что тебе надобно?" — "Сделай меня полковником, а старуху полковницей". — "Хорошо, ступай с богом!" Воротился старик домой, а его полковником пожа­ловали.

Прошло несколько времени, говорит ему старуха: "Велико ли дело — полковник! Генерал захочет, под арест посадит. Ступай к дереву, проси, чтобы сделало тебя генералом, а меня генеральшею". Пошел старик к дереву, хочет топором рубить. "Что тебе надобно?" — спрашивает дерево. "Сделай меня генералом, а старуху генеральшею". — "Хорошо, иди с богом!" Воротился старик домой, а его в генералы произвели.

Опять прошло несколько времени, наскучило старухе быть генеральшею, говорит она старику: "Велико ли дело — генерал! Государь захочет, в Сибирь сошлет. Ступай к дереву, проси, чтобы сделало тебя царем, а меня царицею". Пришел старик к дереву, хочет топором рубить. "Что тебе надобно?" — спрашивает дерево. "Сделай меня царем, а старуху царицею". — "Хорошо, иди с богом!" Воротился старик домой, а за ним уж послы приехали: "Государь-де помер, тебя на его место выбрали".

Не много пришлось старику со старухой нацарствовать: показалось старухе мало быть царицею, позвала старика и говорит ему: "Велико ли дело — царь! Бог захочет, смерть нашлет, и запрячут тебя в сырую землю. Ступай-ка ты к дереву да проси, чтобы сделало нас богами". Пошел старик к дереву. Как услыхало оно эти безумные речи, зашумело листьями и в ответ старику молвило: "Будь же ты медведем, а твоя жена мед­ведицей". В ту же минуту старик обратился медведем, а старуха медведицей, и побежали в лес.

Вопросы и задания

 

1. Перечитайте первый абзац сказки. Представьте себе, что сказка на этом абзаце заканчивается, т.е. старик пошел в лес, поговорил с деревом, вернулся домой и стал богат. Сравните эту историю с сюжетной схемой волшебной сказки: что между ними общего? На какие именно волшебные сказки эта история похожа больше всего? В этой коротенькой истории есть свои события. Сколько их?

2. В сказке "Жадная старуха" первый абзац — это только
первое звено сюжета. Сколько всего звеньев?

3. Чем отличаются все пожелания старухи от того, что в
первой истории попросил у дерева старик? Чем вы
можете объяснить, что требования старухи постоянно
растут, а старик остался доволен тем, что получил в
первый раз? Чтобы ответить на этот вопрос, сравните
все желания старухи, определите, что между ними
общего и почему ни одна из должностей старика не
может ее удовлетворить. Обратите внимание на то,
как изображается богатство старика.

4. По какой логике следуют друг за другом звенья,
составляющие сюжет сказки? Какую сюжетную схему
напоминает нам сказка в целом?

5. Теперь обратите особое внимание на финал. На что он более похож: на завершающие события вол­шебных, кумулятивных или бытовых сказок?

6. Вспомните финалы разных волшебных сказок. Бывает
ли в них такая перемена в облике героя (превращение
в зверя)?

Что означает такая перемена? Что значила бы обратная перемена (из зверя в человека) на языке фольклорных образов? Попробуйте связать концовку "Жадной старухи" с тем обстоятельством, что главные герои здесь — в отличие от волшебных сказок — ста­рики.

7. Встречается ли в завершении волшебной сказки наказание персонажей? Каких обычно персонажей наказывает волшебная сказка?

8. Вы убедились, что в сказке "Жадная старуха"
сочетаются две сюжетные схемы: по циклическому
принципу строится отдельное звено, а друг с другом
эти звенья связываются в кумулятивную цепочку.
Благодаря этому соединению история приобретает
новый смысл, которого не было ни в волшебной
сказке, ни в кумулятивной, ни в бытовой. Попробуйте
объяснить этот новый смысл. Для этого обратите
внимание на бытовые сказки, в которых герои —
старик и старуха, спорящие друг с другом. Подберите
примеры таких сказок из какого-нибудь сборника.

9. Сравните сказку "Жадная старуха" со "Сказкой о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина. Для этого сначала перечитайте сказку Пушкина и рассмотрите ее в той же последовательности, что и "Жадную старуху". Выясните:

— как устроено отдельное звено сюжета и сколько
звеньев в истории;

— как связаны звенья сюжета друг с другом;

— как ведут себя старик и старуха по отношению к
рыбке и чем объяснить разницу в их поведении;

— похож ли финал сказки Пушкина на завершающие
события волшебной или кумулятивной сказки.

По каждому пункту вашего анализа сравнивайте сказки друг с другом. Тогда вы получите общий для них результат. Постарайтесь объяснить, чем не похож финал пушкинской сказки на концовку сказки "Жадная старуха". Почему пушкинская сказка, несмотря на это, все-таки имеет нравоучительный смысл? Похожа ли она на бытовые (новеллисти­ческие) сказки?

10. Итак, рассмотренные вами сказки — "Солнце, Месяц
и Ворон Воронович" и "Жадная старуха" — при всех
очевидных различиях между ними устроены в
определенном смысле одинаково. А именно: обе они
похожи, с одной стороны, на волшебные сказки, с другой — на кумулятивные и бытовые. В них есть признаки двух сюжетных схем, имеющих во многом противоположное значение. В то же время обе сказки нельзя отнести ни к волшебным, ни к кумулятивным или бытовым. У них, если можно так выразиться, облик двойственный и обманчивый. Вот почему к ним подходит название сказка–"перевертыш".

11. Сравнение со сказкой Пушкина наводит на мысль,
что сказочных историй такого рода может быть до­вольно большое количество. Проверьте это пред­положение. Для этого попробуйте найти сказки этого нового для вас типа в различных сборниках. Будьте готовы объяснить и обосновать свой выбор, срав­нивая в классе результаты своих поисков.

12. Попробуйте сами сочинить сказку этого типа.

 

Следующие два текста потребуют от вас более внимательной и вдумчивой работы. Вы увидите в них мотивы, которые встречаются и в сказках, и в мифах. Но по своему жанру это — притчи. Ваша задача — найти в "Книге пророка Ионы" и в "Крестнике" Л.Н. Толстого знакомые вам фольклорные мотивы, обратив внимание на связанные с ними подробности, детали; попытайтесь определить их роль в развитии действия и в итоге увидеть и понять новый смысл.

 

КНИГА ПРОРОКА ИОНЫ

(Из "Ветхого Завета ")

1

И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: "Встань, иди в Ниневию — город великий и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня".

И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию и нашел корабль, отправляющийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа. Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться.

И устрашились корабельщики и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внут­ренность корабля, лег и крепко заснул. И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: "что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспом­нит о нас, и мы не погибнем". И сказали друг другу: "пойдем, бросим жребий, чтобы узнать, за кого пости­гает нас эта беда". И бросили жребий, и пал жребий на Иону.

Тогда сказали ему: "скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, из какого ты народа?" И он сказал им: "я — еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу". И устрашились люди страхом великим и сказали ему: "для чего ты это сделал?" Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им. И сказали ему: "что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас?" — ибо море не переставало вол­новаться.

Тогда он сказал им: "возьмите меня и бросьте меня в море, — и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря". Но эти люди начали усиленно грести, чтобы пристать к земле, но не могли, потому что море все продолжало бушевать против них.

Тогда воззвали они к Господу и сказали: "молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную; ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе!" И взяли Иону и бросили его в море; и утихло море от ярости своей. И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты.

2

И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи.

И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита, и сказал: "к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, — И Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святой храм Твой. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего. Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего. А я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню. У Господа спасение!" И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу.

3

И было слово Господне к Ионе вторично: "Встань, иди в Ниневию — город великий и проповедуй в ней, что Я повелел тебе".

И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: "еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!" И поверили ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.

Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле. И повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: "чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище, и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем".

И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.

4

Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Господу и сказал: "о, Господи! Не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты — Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить". И сказал Господь: "неужели это огорчило тебя так сильно?"

И вышел Иона из города и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом. И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтоб избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению. И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло.

Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти и сказал: "лучше мне умереть, нежели жить". И сказал Бог Ионе: "неужели так сильно огорчился ты за растение?" Он сказал: "очень огорчился, даже до смерти".

Тогда сказал Господь: "ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?"

 

Вопросы и задания

1

1. Почему Иона отправился в Иоппию и сел на корабль,
чтобы плыть в Фарсис?

2. Встречали ли вы в преданиях других народов истории
о том, как из-за человека, прогневавшего высшие
силы, происходит буря, которая утихает, когда этого
человека бросают в море? Каков общий смысл
подобных историй?

3. Почему корабельщики не хотели сделать то, что им
предлагал Иона?

2

4. Что означает пребывание Ионы во чреве кита?  Обратите внимание на то, что сам он говорит не только о бездне моря, о водах и морской траве, его окружающих, но и об "основании гор" и "запорах земли" и даже о "чреве преисподней".

5. Почему с первых же слов своей молитвы Иона убежден в том, что Господь слышит его, что, находясь душой в "аду", он в то же время близок к святому храму Бога? Обратите внимание на то, что в предшествующей
главе книги Иона говорит о "Господе Боге небес,
сотворившем море и сушу".

3

6. Что означает возвращение Ионы на сушу и повтор­
ное обращение к нему Бога?

7. Что случилось в Ниневии после проповеди Ионы?
Нет ли сходства между судьбами этого города и
самого пророка?

4

8. Почему Иона второй раз вступает в спор с Богом? Сравните эту ситуацию с той, которой открывается
книга: действительно ли происходит возврат к началу
или второй спор чем-то отличается от первого?
Почему Иона хочет "увидеть, что будет с городом"?
Чего он ждет?

9. Какой смысл имеет для Ионы история с выросшим
за одну ночь растением? Почему Иона в этом случае
сказал Богу то же самое, что и по поводу прощения
Ниневии: "лучше мне умереть, нежели жить"?

10. Рассмотрите иллюстрацию. Какое событие в судьбе
Ионы на ней изображено? Укажите, если это воз­можно, соответствующие строки в тексте. Согласны ли вы с тем, как художник передал смысл происходящего? Попробуйте нарисовать свою версию того же события.

11. Какой смысл имеет история с растением с точки зрения Бога? (То есть зачем Он сделал так, чтобы Иона пожалел о растении?) Одинаково ли отношение Ионы к растению и отношение Бога к Ниневии? Почему Господь говорит не только о том, что это великий город, но и о том, что сто двадцать тысяч его обитателей не могут "отличить правой руки от левой", и даже о том, что в городе "множество скота"?

Итоговые вопросы и задания

1. Если мы возьмем только первый спор Ионы с Богом, то можно заметить, что пророк как бы последо­вательно проживает две разные жизни или проходит два различных пути: один начинается бегством "от лица Господня" и заканчивается во чреве кита, т.е. смертью; другой начинается новым рождением, воскресением ("Встань", — говорит ему Господь) и заканчивается спасением Ниневии на глазах у Ионы. Чем отличаются друг от друга два эти жизненных пути и с какой целью оба они даны одному человеку?

2. Второй спор Ионы с Богом происходит тогда, когда он уже исполнил Божью волю и как будто на
собственном опыте убедился в необходимости согласия с нею. Почему этот спор возможен и о чем свидетельствует? Для чего Господь сравнивает не только судьбу растения с судьбою Ниневии, но и отношение Ионы к растению со своим отношением к городу?

3. Попытаемся определить жанр "Книги пророка Ионы", т.е. установить, к какому типу фольклорных и литературных художественных высказываний относится эта книга в целом. Для этого перечислим все уже отмеченные нами отличительные признаки этой истории:

а) Во-первых, у Ионы и до и после спасения Ниневии есть в ы б о р: соглашаться или не соглашаться с
Богом, и это согласие зависит от того, что он считает
справедливым или несправедливым. Разница же между первым случаем и вторым состоит в том, что
сначала речь идет только о поступке, а потом самым
важным становится правильное понимание причин
Божьего решения. Итак, выбор должен быть сознательным, иначе он не будет свободным.

б) Во-вторых, сам этот переход от действия (поступка) к осознанию его смысла придает истории Ионы
характер поучения. И если в первой части сю­жета Бог выступает как Владыка всего, что существует,
в том числе и жизни отдельного человека, то второй
ряд событий направлен уже не на то, чтобы Иона
выполнил определенную задачу, а на то, чтобы он
понял Бога и признал Его правоту; Бог оказывается
уже Учителем жизни.

 

в) В-третьих, книга строится на уподоблениях, сравнениях, благодаря которым в любом отдельном яв­лении Иона и читатель улавливают общий закон — Божью волю, которую нужно не только выполнить, но и понять. Все, что происходит, свидетельствует о чем-то другом, имеет скрытый смысл и значение. Это относится и к судьбе Ионы (буря — свидетельство Божьего гнева, сон Ионы говорит о его обреченности на смерть), и к судьбе Ниневии. Любое событие или сюжет (ряд событий) иносказательны. А самый очевидный пример — история с растением: иносказание, созданное Богом в поучение Ионе. Итак, вся книга — иносказательная, поучительная история, герой которой делает нравственный выбор — выбор правильного или ложного пути и точки зрения на жизнь, а сюжет включает в себя традиционные (фольклорные) образы-символы (проглатывание героя чудовищем и последующее извержение его из чрева — символ смерти-воскресения).

4. Теперь сопоставьте результаты нашей работы над определением жанра "Книги пророка Ионы" с
характеристикой жанра притчи в "Литературном энциклопедическом словаре" (М., 1987) или в "Краткой
литературной энциклопедии" (М., 1971, т. 6). Выпи­шите из текста статьи о притче в одном из этих из­даний формулировки, обозначающие главные свойст­ва или признаки жанра. Сравните их с нашими формулировками.

 

5. Какая сюжетная схема характерна для жанра притчи? Можно ли увидеть в истории Ионы черты циклической схемы? Присутствуют ли в ней какие-либо признаки кумуляции? Если вы видите в этой книге сочетание
двух сюжетных схем, постарайтесь объяснить его. Для
начала можно попробовать сравнить сюжет этой книги
с сюжетом сказок–"перевертышей".

 

Л. Н. Толстой

КРЕСТНИК

I

Родился у бедного мужика сын. Обрадовался мужик, пошел к соседу звать в кумовья. Отказался сосед: неохота к бедному мужику в кумовья идти. Пошел бедный мужик к другому, и тот отказался.

Всю деревню исходил, нейдет никто в кумовья. Пошел мужик в иную деревню. И попадается ему на­встречу прохожий человек. Остановился прохожий человек.

—  Здравствуй, – говорит, – мужичок, куда бог несет?

—  Дал мне, – говорит мужик, – господь детище: во
младости на посмотрение, под старость на утешение, а
по смерти на помин души; а по бедности моей никто в
нашей деревне в кумовья нейдет. Иду кума искать.

И говорит прохожий человек:

— Возьми меня в кумовья.

Обрадовался мужик, поблагодарил прохожего человека и говорит:

—  Кого же в кумы звать?

—  А в кумы, – говорит прохожий человек, – позови
купеческую дочь. Поди в город, на площади каменный
дом с лавками, у входа в дом проси купца, чтоб отпустил
дочь в крестные матери.

Усумнился мужик.

—  Как мне, – говорит, – нареченный кум, к купцу-
богачу идти? Побрезгает он мной, не отпустит дочь.

—  Не твоя печаль. Ступай – проси. К завтраму, к
утру, изготовься, – приду крестить.

Воротился бедный мужик домой, поехал в город к купцу. Поставил лошадь на дворе. Выходит сам купец.

— Чего надо?

— Да вот, господин купец: дал мне господь детище:
во младости на посмотрение, под старость на утешение,
а по смерти на помин души. Пожалуй, отпусти дочь
свою в крестные.

— А когда у тебя крестины?

— Завтра утром.

— Ну, хорошо, ступай с богом, завтра к обедне приедет.

На другой день приехала кума, пришел кум, окрестили младенца. Только окрестили младенца, вышел кум, и не узнали, кто он; и не видали с тех пор.

II

Стал младенец возрастать на радость родителям: и силен, и работящ, и умен, и смирен. Стал мальчик десяти годов. Отдали его родители грамоте учиться. Чему другие пять лет учатся, в один год выучился мальчик. И нечего ему учить стало.

Пришла святая неделя. Сходил мальчик к крестной матери, похристосовался, воротился домой и спра­шивает:

— Батюшка и матушка, где живет мой крестный? Я
бы к нему пошел, похристосовался.

И говорит ему отец:

— Не знаем мы, сынок любезный, где твой крестный
живет. Мы сами о том тужим. Не видали его с тех пор,
как он тебя окрестил. И не слыхали про него, и не
знаем, где живет, не знаем, и жив ли он.

Поклонился сын отцу, матери.

— Отпусти меня, – говорит, – батюшка с матушкой,
моего крестного искать. Хочу его найти, с ним похристосоваться.

Отпустили сына отец с матерью. И пошел мальчик искать своего крестного.

III

Вышел мальчик из дому и пошел путем-дорогой. Прошел половину дня, встречается ему прохожий человек. Остановился прохожий.

— Здравствуй, –  говорит, – мальчик, куда бог несет?
И сказал мальчик:

— Ходил я, – говорит, – к матушке крестной христо-соваться, пришел домой, спросил у родителей:
где живет мой крестный? Хотел с ним похристосоваться.
Сказали мне родители: не знаем мы, сынок, где живет
твой крестный. С тех пор как окрестили тебя, ушел он
от нас, и ничего мы про него не знаем и не знаем, жив
ли он. И захотелось мне повидать своего крестного;
так вот иду искать его.

И сказал прохожий человек:

— Я твой крестный.

Обрадовался мальчик, похристосовался с крестным.

— Куда ж ты, – говорит, – батюшка крестный, теперь путь держишь? Если в нашу сторону, так приходи
в наш дом, а если к себе домой, так я с тобой пойду.

И сказал крестный:

—  Недосуг мне теперь в твой дом идти: мне по
деревням дело есть. А к себе домой я завтра буду. Тогда
приходи ко мне.

—  Как же я тебя, батюшка, найду?

—  А вот иди все на восход солнца, все прямо, придешь в лес, увидишь среди леса – полянка. Сядь на этой полянке, отдохни и гляди, что там будет. Выйдешь из
лесу, увидишь сад, а в саду палаты с золотой крышей.
Это мой дом. Подойди к воротам. Я тебя сам там встречу.

Сказал так крестный и пропал из глаз крестника.

IV

Шел мальчик, как велел ему крестный. Шел, шел, приходит в лес. Вышел на полянку и видит, среди полянки сосна, а на сосне укреплена на суку веревка, а на веревке привешен чурбан дубовый, пуда в три. А под чурбаном корыто с медом. Только подумал мальчик, зачем тут мед поставлен и чурбан привешен, затрещало в лесу, и видит, идут медведи: впереди медведица, за ней пестун годовалый и позади еще трое медвежат маленьких. Потянула медведица в себя носом и пошла прямо к корыту, а медвежата за ней. Сунула медведица морду в мед, позвала медвежат, подскочили медвежата, припали к корыту. Откачнулся чурбан недалеко, вернулся назад, толкнул медвежат. Увидала это мед­ведица, оттолкнула чурбан лапой. Откачнулся подальше чурбан, опять назад пришел, ударил в середину медвежат – кого по спине, кого по голове. Заревели медвежата, отскочили прочь. Рявкнула медведица, ухватила обеими лапами чурбан над головой, махнула его от себя прочь. Улетел высоко чурбан, подскочил пестун к корыту, уткнул морду в мед, чавкает, стали и другие подходить. Не успели подойти, прилетел чурбан назад, ударил пестуна по голове, убил его до смерти. Заревела пуще прежнего медведица, как схватит чурбан да пустит его изо всех сил вверх, взлетел чурбан выше сука, даже веревка ослабла. Подошла медведица к корыту, и все медвежата за ней. Летел, летел чурбан кверху, оста­новился, пошел книзу. Что ниже, то шибче расходится. Разошелся шибко, налетел на медведицу, как чебурахнет ее по башке, – перевернулась медведица, подергала ногами и издохла. Разбежались медвежата.

V

Подивился мальчик и пошел дальше. Приходит к большому саду, а в саду высокие палаты с золотой крышей. И у ворот стоит крестный, улыбается. Поздоровался с сыном крестным, ввел его в ворота и повел по саду. И во сне не снилось мальчику такой красоты и радости, какая в этом саду была.

Ввел крестный мальчика в.палаты. Палаты еще лучше. Провел крестный мальчика по всем горницам: одна другой лучше, одна другой веселее, и привел его к запечатанной двери.

— Видишь ли, – говорит, – эту дверь? Замка на ней нет, только печати. Отворить ее можно, да не велю я тебе. Живи ты и гуляй, где хочешь и как хочешь; всеми радостями радуйся, только один тебе заказ: в эту дверь не входи. А если войдешь, так попомни, что ты в лесу видел.

Сказал это крестный и ушел. Остался крестник один и стал жить. И так ему весело и радостно было, что думалось ему, что прожил он тут только три часа, а прожил он тут тридцать лет. И как прошло тридцать лет, подошел крестник к запечатанной двери и подумал: "Отчего не велел мне крестный входить в эту горницу? Дай пойду посмотрю, что там такое?"

Толкнул дверь, отскочили печати, отворилась дверь. Вошел крестник и видит – палаты больше всех и лучше всех, и в середине палат стоит золотой престол. Походил, походил крестник по палатам и подошел к престолу, вошел по ступеням и сел. Сел и видит – у престола жезл стоит. Взял крестник в руки жезл. Только что взял в руки жезл, вдруг отвалились все четыре стены в палатах. Поглядел кругом себя крестник и видит весь мир и все, что в миру люди делают. Посмотрел прямо – видит море, корабли плавают. Посмотрел вправо – видит: чужие, не христианские народы живут. Посмотрел в левую сторону – христианские, да не русские живут. Посмотрел в четвертую сторону – наши русские живут. "Дай, – говорит, – посмотрю, что у нас дома делается, хорошо ли у нас хлеб родился?" Посмотрел на поле свое, видит, крестцы стоят. Стал он считать крестцы, много ли хлеба, и видит, едет на поле телега и сидит в ней мужик. Думал крестник, что ро­дитель его едет ночью снопы поднимать. Смотрит: это Василий Кудряшов, вор, едет. Подъехал к снопам, стал накладывать. Досадно стало крестнику. Закричал он: "Батюшка, снопы с поля крадут!"

Проснулся отец в ночном. "Приснилось мне, – говорит, – что снопы крадут: дай поеду посмотрю". Сел на лошадь – поехал.

Приезжает на поле, увидал Василия, скричал мужиков. Избили Василия. Связали, повели в острог.

Поглядел еще крестник на город, где его крестная жила. Видит, замужем она за купцом. И лежит она, спит, муж ее встал, идет к любовнице. Закричал крест­ник купчихе: "Вставай, твой муж худыми делами за­нялся".

Вскочила крестная, оделась, разыскала, где ее муж, посрамила, избила любовницу и мужа от себя прог­нала.

Поглядел еще крестник на свою мать и видит, лежит она в избе, и влез в избу разбойник и стал сундук ломать.

Проснулась мать, закричала. Увидал разбойник, схватил топор, замахнулся на мать, хочет ее убить.

Не сдержался крестник, как пустит жезлом в разбойника, прямо в висок ему попал, убил на месте.

VI

Только убил крестник разбойника, опять затворились стены, стали опять палаты, как были.

Отворилась дверь, входит крестный. Подошел крестный к сыну своему, взял его за руку, свел с престола и говорит:

— Не послушал ты моего приказания: одно худое дело сделал – отворил запрещенную дверь; другое худое дело сделал – на престол взошел и в руки мой жезл взял; третье худое дело сделал – много зла на свете прибавил. Коли бы ты еще час посидел, ты бы половину людей перепортил.

И ввел крестный опять крестника на престол, взял в руки жезл. И опять отвалились стены, и все видно стало.

И сказал крестный:

— Смотри теперь, что ты своему отцу сделал: Василий теперь год в остроге просидел, всем злодействам
научился и остервенел совсем. Смотри, вон он у отца
твоего двух лошадей угнал и, видишь, ему уж и двор
запаливает. Вот что ты своему отцу сделал.

Только увидал крестник, что загорелся отцов двор, закрыл от него это крестный, велел смотреть в другую сторону.

— Вот, – говорит, – муж твоей крестной уж год
теперь, как бросил жену, с другими на стороне гуляет,
а она с горя пить стала, а любовница его прежняя совсем
пропала. Вот что ты с своей крестной сделал.

Закрыл и это крестный, показал на его дом. И увидал он свою мать: плачет она о своих грехах, кается, говорит: "Лучше бы меня тогда разбойник убил, – не наделала бы я столько грехов".

— Вот что ты своей матери сделал.

Закрыл и это крестный и показал вниз. И увидал крестник разбойника: держат разбойника два стража перед темницей. И сказал ему крестный:

— Этот человек девять душ загубил. Ему бы надо
самому свои грехи выкупать, а ты его убил, все грехи
его на себя снял. Теперь тебе за все его грехи отвечать.
Вот что ты сам себе сделал. Медведица раз чурбан
толканула – медвежат потревожила; другой раз тол­
канула – пестуна убила, а третий раз толканула – сама
себя погубила. То же и ты сделал. Даю тебе теперь сроку
на тридцать лет. Иди в мир выку



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.173 с.)