Нанизывание событий и катастрофа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нанизывание событий и катастрофа



В тех сказках, которые уже назывались, – "Репка", "Колобок", "Терем мухи" и т. д. – персонажи не просто следуют друг за другом, образуя цепочку в буквальном смысле ("Репка") или в переносном ("Колобок"). Очень важно понять, что их порядок не случаен. Его нельзя изменить, поскольку повторение одинаковых свойств или действий персонажей создает впечатление нараста­ния, неуклонного приближения к решающему событию, к катастрофе.

Когда вы рассматривали народные волшебные сказки, то сначала осваивали их "грамматику", опре­деляли правила их построения, а потом обратились к их "лексике", т.е. к значениям отдельных мотивов. Точно так же будет и в этом случае. Найдите в сборниках народных сказок те, которые, по вашему мнению, мож­но назвать кумулятивными. Выполните по отношению к ним следующие задания.

 

1. Нарисуйте цепочку персонажей одной из выбранных вами сказок в той последовательности, в которой они появляются в тексте. Изображайте персонажей с помощью условного знака:

чтобы размер условного обозначения соотносился с размером персонажа, его силой или величиной вещи, которой он владеет. Например, сказку "Колобок" можно изобразить так:

 

 

Теперь поставьте стрелки, обозначающие направление движения. У вас получится схема последовательности событий.

2. Нарисуйте для одной из сказок схему, отражающую
развитие действия. Будьте внимательны. При всем
сходстве кумулятивных сказок их схемы не похожи
друг на друга.

Теперь нарисуйте схемы сказок "Теремок", "Петушок и курочка", "Смоляной бочок", "Лисичка со скалочкой" и тех, что вы нашли в сборниках и отнесли к сказкам-цепочкам. Сравните ваши схемы с рисунками ребят в вашем классе. Что общее во всех сказках и в чем их различия?

3. Известный ученый В.Я. Пропп называет следующие
виды кумулятивных сказок:

— накопление персонажей в одном месте;

— убывание (изгнание) персонажей из определенного
места (дома);

— пожирание с благополучным исходом, пожирание
с обратным исходом;

— отсылка или насылка с определенной целью;

— большие последствия от мизерной причины, сильные переживания по пустяковому поводу;

— воображаемые беды и победы;

— цепочка вопросов и предложений;

— цепь поступков дурака;

— обмен (обман) с нарастанием, обмен (обман) с убыванием.

Подберите из сборников сказок разных народов по два-три примера на сказки-цепочки каждого вида.

4. Найдите в сборниках народных сказок такие, которые
состоят из нескольких разных цепочек. Например,
такие, как "Зимовье зверей", "Бременские музы­канты", "Мена", "Как старуха нашла лапоть", "Звери в
яме" и т. д. Определите, сколько историй в каждой
сложной сказке. Где начало и конец каждой истории?
Каким образом одна история соединяется с другой?

5. Как вы думаете, какому признаку (правилу) подчиняется последовательность персонажей в кумулятивной народной сказке ("Колобок", "Теремок",
"Лисичка со скалочкой", "Зимовье зверей" и т.д.)?
Если вы сформулировали для себя правило, проверьте, подходит ли оно для других кумулятивных народных сказок.

6. Теперь посмотрите, как связаны события в цепочке, в чем причина, вызывающая дальнейшие действия персонажей. Найдите в сборниках несколько сказок типа "Нет козы с орехами", "Кочеток и курочка", "Хорошо да худо" и т.д. Прочитайте их внимательно, постарайтесь понять, чем можно объяснить последовательность звеньев каждой из этих сказок. Примените прием деформации, т. е. переставьте события. Посмотрите, что у вас получилось. Может ли в таком виде существовать сказка? Если вам представляется, что перестановка разрушила смысл сказки, попы­тайтесь доказать, что ваше предположение о при­чинах, определяющих связь каждого предыдущего звена с последующим, правильно.

7. Сказки, подобные "Теремку", "Войне грибов", называются "формульными", поскольку каждое после­
дующее звено в них описывается и определяется по
одной и той же словесной формуле. Попробуйте
подобрать несколько примеров сказок этого типа и
сочините свою.

Другой образец – повторение вопросов и ответов, как в сказке "Кочеток и курочка". Найдите в сборниках народных сказок истории, построенные подобным образом.

Следующий вариант – это повторение стилисти­ческих формул, обозначающих действие (с на­растанием) и объединение всех формул в одной стилистической фигуре, как в сказке "Нет козы с орехами" или в песенке "Дом, который построил Джек". Поищите подобные построения в сборниках сказок и попробуйте придумать оригинальную сти­листическую формулу для своей сказки. Если вам понравилось наблюдать за словесным нарядом (узором) сказок-цепочек, попробуйте найти другие закономерности, по которым строятся сло­весные формулы сказок, и дайте свою классифи­кацию.

 

Теперь мы предлагаем вам вчитаться в тексты нескольких кумулятивных народных и авторских сказок и сравнить их. В этих целях постарайтесь выделить звенья, из которых состоят цепочки, и определить способ присоединения их друг к другу. Обращайте внимание также на соотношение начала и конца каждой истории или сказки в целом.

ЛУТОНЮШКА

 

Жил-был старик со своею старухой; был у них сынок Лутоня. Вот однажды старик с Лутонею занялись чем-то на дворе, а старуха была в избе. Стала она снимать с гряд полено, уронила его на загнетку и тут превеликим голосом закричала и завопила. Вот старик услыхал крик, прибежал поспешно в избу и спрашивает старуху: о чем она кричит? Старуха сквозь слезы стала говорить ему: "Да вот если бы мы женили своего Лутонюшку, да если бы у него был сыночек, да если бы он тут сидел на загнетке – я бы его ведь ушибла поленом-то".

Ну и старик начал вместе с нею кричать о том, говоря: "И то ведь, старуха! Ты ушибла бы его!.." Кричат оба что ни есть мочи!

Вот бежит со двора Лутоня и спрашивает: "О чем вы кричите?" Они сказали о чем: "Если бы мы тебя женили, да был бы у тебя сынок, и если б он давеча сидел вот здесь, старуха убила бы его поленом: оно упало прямо сюда, да таково резво!" — "Ну, – сказал Лутоня, – исполать вам!" Потом взял свою шапку в охапку и говорит: "Прощайте! Если найду кого глупее вас, то приду к вам опять, а не найду – не ждите меня" – и ушел.

Шел, шел и видит: мужики на избу тащат корову. "Зачем вы тащите корову?" – спросил Лутоня. Они сказали ему: "Да вот видишь, сколько выросло там травы-то!" — "Ах, дураки набитые!" – сказал Лутоня, взял залез на избу, сорвал траву и бросил корове. Мужики ужасно тому удивились и стали просить Лутоню, чтобы он у них пожил да поучил их. "Нет, – сказал Лутоня, – у меня таких дураков еще много по белу свету!" И пошел дальше.

Вот в одном селе увидал он толпу мужиков у избы: привязали они в воротах хомут и палками вгоняют в этот хомут лошадь, умаяли ее до полусмерти. "Что вы делаете?" – спросил Лутоня. — "Да вот, батюшка, хотим запрячь лошадку". — "Эх вы, дураки набитые! Пустите-ка, я вам сделаю". Взял и надел хомут на лошадь. И эти мужики диву дались ему, стали останавливать его и усердно просить, чтобы остался он у них на недельку. Нет, Лутоня пошел дальше.

Шел, шел, устал и зашел на постоялый двор. Тут он увидал: хозяйка-старушка сварила саламату, поставила на стол своим ребятам, а сама то и дело ходит с ложкою в погреб за сметаной. "Зачем ты, старушка, понапрасну топчешь лапти?" – сказал Лутоня. "Как зачем, – возразила старуха охриплым голосом, – ты видишь, батюшка, саламата-то на столе, а сметана-то в погребе". — "Да ты бы, старушка, взяла и принесла сюда сметану-то; у тебя дело пошло бы по масличку!" — "И то, родимый!" Принесла в избу сметану, посадила с собою Лутоню. Лутоня наелся донельзя, залез на полати и уснул. Когда он проснется, тогда и сказка моя дале начнется, а теперь пока вся.

 

Вопросы и задания

 

1. Сколько частей в этой сказке? Найдите то место, где кончается одна часть и начинается другая. Какие известные вам сказки напоминает первая история? Из какого количества звеньев состоит цепочка со­бытий первой части? Почему эта часть могла бы быть самостоятельной сказкой?

2. Попробуйте изобразить с помощью схемы две цепочки событий, составляющих первую и вторую истории.

Сравните их. Почему вторая история не может быть самостоятельной сказкой? Чем отличается развитие событий и их финал во второй истории? Вспомните, как называются сказки такого типа.

3. Нарисуйте иллюстрации ко всем событиям второй части.

КУРОЧКА

 

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куге под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко раз­билось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: "Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась". Просвирня как услыхала – все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?

Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.

Вопросы и задания

1. Действие этой сказки представляет собой ряд повторений. Сколько повторений в этой сказке? Что повторяется и что меняется? Чтобы ответить на этот вопрос, сравните начало сказки до слов: "Идет просвирня..." и рассказ старика со старушкою просвирне.

2. Вы видите, что каждое звено в составе цепочки
событий включает в себя, во-первых, рассказ о том,
как разбилось яичко, и, во-вторых, сообщение о том,
как на эту беду реагируют сначала старик и старуха,
потом другие персонажи. Найдите в сборниках
народных сказок такие сказки, в которых словесная
формула события все время повторяется с добавлением новых деталей, так что текст повтора в результате растет.

3. В сказке "Курочка" дело обстоит немного иначе. Как
ответила просвирня на вопрос, зачем она просвиры
поломала и побросала, мы не знаем. Зато становится
заметным, что сказка сравнивает не только высказывания персонажей, но и их поступки.

4. Сравните реакции разных персонажей на события.
Можно ли считать, что первая реакция старика, старухи и девочки-внучки соответствует тому, что прои­зошло? (Заметьте, что в сказке реагируют и вещи –
в печи огонь пылает, на избе верх шатается.)

 

Федор Сологуб

 

КРЫЛЬЯ

 

Пасла девочка гусей, а сама плакала. Пришла хозяйкина дочь, спросила:

— Чего, дура, ревешь?

Девочка сказала:

— Отчего у меня крыльев нет? Я хочу, чтобы у меня крылья выросли.

Хозяйкина дочь сказала:

— Вот дура, – ни у кого нет крыльев, – на что тебе
крылья?

А девочка отвечает:

— Я бы все по белу свету летала, да во весь бы голос
песни пела.

Хозяйкина дочь сказала:

— Дура, какие у тебя могут вырасти крылья, коли у
тебя отец батрак! Вот у меня, пожалуй, вырастут.

Облилась водой из колодца и стоит на грядке на солнце, чтобы крылья лучше росли. Шла мимо купеческая дочь, спросила:

— Чего стоишь, красна девица?

А хозяйкина дочь говорит:

—  А крылья рощу, летать хочу.

Купеческая дочь засмеялась, говорит:

—  Мужичке да еще крылья, – не по спине груз.

Пришла в город, накупила себе масла, намазала спину и вышла на огород ростить крылья.

Шла мимо барышня, спросила:

— Что, милая, делаешь?

Купеческая дочь сказала:

— Крылья себе рощу, барышня.

Барышня покраснела, рассердилась, – это, говорит, не купеческое, а дворянское дело. Пришла домой, об­лилась молоком, стала на огород, ростит себе крылья.

Шла мимо царевна, увидела барышню на грядках, послала своих служанок узнать, для чего она стоит. Пошли служанки, узнали, приходят, говорят:

— Молоком облилась, крылья ростит, высоко летать
хочет.

Царевна усмехнулась и сказала:

— Глупая, – даром себя мучит, – у простой барышни не могут вырасти крылья.

Пришла царевна домой, облилася духами, пошла на огород, стоит, ростит себе крылья.

Прошло сколь-то времени, – все девушки в той земле одна по одной пошли на свои огороды, стоят себе на грядках, ростят себе крылья.

Узнала об этом Крылья-мать, прилетела, посмотрела, видит, что их много, да и говорит:

— Дать вам всем крылья, так вы все летать будете, а
кто станет дома сидеть, кашку варить, деток кормить?
Дам-ка я лучше крылья одной, которой раньше за­хотелось.

Так и выросли крылья у одной батраковой дочери. Стала она по небу летать да песни петь.

Вопросы и задания

 

1. Чем сказка Сологуба похожа на народную сказку
"Курочка"?

2. Сравните объяснения, которые дают персонажи сказки "Крылья" своим действиям с начала и до конца истории. Что здесь похоже и что меняется? Можно ли сказать, что все действующие лица отличаются друг от друга только своим социальным положением? Обратите внимание на то, как ведет себя девочка, первой пожелавшая отрастить крылья, и как ведут себя остальные персонажи. Как объясняет девочка, зачем ей крылья, и как объясняют все остальные? (Сравните словесные формулы объяснений.)

3.  Обратите внимание на финал сказки Федора Соло­губа. Почему крылья дали только батраковой дочери: потому, что она первая захотела их иметь, потому, что она беднее всех, потому, что она лучше других знает, зачем они ей нужны? Какой из вариантов ответа ближе к истине? Сравните с ними три последних предложения сказки.

 

 

КЛЮЧ К КУМУЛЯТИВНОЙ СКАЗКЕ

(О ЯЗЫКЕ ЛИНЕЙНОГО СЮЖЕТА)

 

Поговорим подробнее о сказках, которые называются кумулятивными, или цепочными.

Второе название понятнее. Достаточно вспомнить, как построены знакомые вам с детства сказки этого рода. В сказках "Репка" и "Теремок" персонажи при­соединяются друг к другу (составляют цепочку) для того, чтобы получилось в результате какое-то действие (выта­щили репку) или произошло какое-то событие (разру­шен теремок). В сказках "Колобок" или "Мена" разных персонажей или разные предметы связывает друг с дру­гом повторяющийся поступок главного действующего лица: колобок поет песенку поочередно зайцу, волку, медведю и лисе; мужик меняет полученную от царя зо­лотую тетерку последовательно на коня, корову, овечку, свинью, гуська, уточку и клюшку.

Во всех этих случаях повторяется какая-нибудь словесная формула: перечисление тех, кто тянет реп­ку; вопрос "Кто в хоромах, кто в высоких?" и ответы жителей терема; песенка колобка; диалоги мужика с теми, кто предлагает ему поменяться. Поэтому в по­добных сказках есть не только цепочки персонажей или их поступков, но и цепочки словесных формул.

Теперь заметим, что, дойдя до определенного звена, цепь обязательно или обрывается, или расплетается в обратную сторону, как в сказке "Петушок подавился". Стало быть, присоединение или наращивание звеньев имеет какой-то предел, оно нужно для какой-то цели и прекращается, когда эта цель достигнута.

Это было бы невозможно, если бы звенья цепочки были совершено одинаковыми. И действительно, там, где звенья одинаковы, цепочка оказывается бесконеч­ной (конец или прекращение сюжета выглядит произ­вольным, случайным). Так происходит в диалогах типа "Хорошо, да худо":

— А зачем ехал?

— За покупкой дорогою, за мерою гороха.

— Вот это хорошо!

— Хорошо, да не дюже!

— А что ж?

— Ехал пьяный, да рассыпал.

— Вот это худо!

— Худо, да не дюже!

— А что ж?"

— Рассыпал-то меру, а подгреб-то две! и т.д.

В сказках, которые мы называли, между звеньями, составляющими цепочку, есть различия. Если эти звенья – персонажи, они могут различаться по величине и
силе; если это поступки одного персонажа, то они
отличаются друг от друга степенью одного и того же
качества (хитрости или глупости, например). Благодаря
этим различиям развитие сюжета создает впечатление
постепенного нарастания. Отсюда и термин
"кумуляция" – от латинского "кумуляре" (cumulare):
накоплять, нагромождать, усиливать. Из этого видно,
что для сказок такого типа название "кумулятивные" в
определенном отношении более точно.

Итак, нарастание какого-то качества по мере присоединения или "нанизывания" все новых звеньев цепочки происходит до определенного предела. Закан­чивается оно, как заметил В.Я. Пропп, "какой-нибудь веселой катастрофой".

Почему катастрофа – понятно: конец наступает неожиданно, внезапно; он может быть связан с какими- то разрушениями, гибелью или просто потерями для персонажей. Лису, выменявшую на скалочку в итоге – невестушку, в свою очередь обманывают. Попытки зайца выгнать лису из избушки в конце концов увен­чиваются успехом, а для захватчицы заканчиваются смертью. Сани, в которые садятся один за другим заяц, лиса, волк и медведь, ломаются. Глиняный парень, ко­торый пожирает все подряд без разбору, в результате разваливается, и проглоченные выходят наружу целыми и невредимыми.

В последнем случае вполне очевидно, почему катастрофа – в е с е л а я. Но это относится и к другим случаям. Все дело в том, что одно и то же событие может выглядеть по-разному с разных точек зрения.

Если бы мы могли сочувствовать, например, глиня­ному пареньку, финал нам бы веселым не показался. Точно так же в сказке, в которой жалостливая девка выполаскивает швабру и при этом представляет себе будущее ("Рожу сына –

утонет"), начинает плакать, а к ее плачу присоединяются баба, мать, отец и т.д., пер­сонажам совсем не весело. Но чем больше их стано­вится, тем веселее читателю: возрастает глупость, а глу­пость – смешна (особенно чужая, надо заметить).

Итак, веселой оказывается катастрофа кумулятивной сказки потому, что мы смотрим на события извне; персонажам мы не сочувствуем и крах их усилий кажется нам естественным.

Очевидно, именно то качество (персонажа или целой группы их; поступка или действия), которое по мере "нанизывания" нарастает, с самого начала противоречит норме (с точки зрения наблюдателя – рассказчика и слушателя).

Конечно, глупость противоречит норме как таковая. Но вот с хитростью дело обстоит не так просто: в иных случаях она помогает восстановить норму (сказки "Му­жик, медведь и лиса" и "Старая хлеб-соль забывается").

Поэтому более правильным будет под "качеством" иметь в виду определенное несоответствие: например силы переживаний и их повода (история жалостливой девки или глупой Эльзы); величины и силы персонажей и того пространства, в котором они хотят поместиться (терем, сани); поступка и справедливости ("Лиса, заяц и петух"); претензий персонажа и его возможностей ("Глиняный парень"); словесных формул, употребляемых в быту, и их использования персонажем ("Набитый дурак") и т.д. Ясно, что несоответствия весьма разнообразны и виды их многочисленны.

Таким образом, развертывание кумулятивного сюже­та –

это нарастание несоответствия определенной норме. Вместе с тем параллельно возрастает, конечно, и различие между точками зрения действующих лиц, с одной стороны, и наблюдателей (рассказчика и слушателя) – с другой. Эти точки зрения можно назвать "внутренней" и "внешней".

Из этого ясно, что общий смысл кумулятивной сказ­ки создается не только строением сюжета (повторение однородных звеньев + нарастание, ведущее к катастро­фе). Этот смысл создается также обязательным разли­чием между тем, как понимают происходящее дейст­вующие лица и как должны видеть и оценивать эти же поступки и события слушатели, находящиеся вне изображенного мира. А это различие, в свою очередь, объясняется особенностями типичных для кумуля­тивной сказки персонажей, которые, как уже было замечено, не могут пользоваться нашими симпатиями или сочувствием.

Теперь мы вплотную подошли к тому, чтобы ответить на вопросы: о чем говорит сюжет кумулятивной сказки? Какая логика связывает друг с другом его составные элементы? Каковы его важнейшие мотивы или же – другими словами – каков его язык?

Попробуем соотнести друг с другом уже выделенные нами особенности сказок этого типа. Одновременно сравним их со сказками волшебными.

Во-первых, отметим связь между двумя противо­поставлениями, которые придают смысл нарастанию звеньев в цепочке. Считается, что в кумулятивных сказках "ничтожность" начальных событий про­тивостоит значи-тельности проистекающих из них последствий (это мы видели в "Курочке"). Иными словами, существует контраст между следст­виями и их причиной. Другое противоречие – в соотношении первого звена цепочки и пред­шествующей ему экспозиции (описания или сообщения, предваряющего начало действия). В кумулятивных сказках роль экспозиции играют сообщения типа "Посадил дед репку", которые никаких дальнейших событий не предполагают. Иначе говоря, н а ч а л о м оказывается чистый с л у ч а й.

Теперь понятно, что развертывание подобного сюжета все в большей мере наделяет ничтожный случай значением причины. Так, в известной сказке старик зачем-то слепил глиняного парня, и это едва не привело к гибели всего окружающего небольшого мирка.

Во-вторых, обратим внимание на то, что процесс нарастания звеньев сюжета противоречит его результату (финалу). Этот результат как раз уничтожает смысл нарастания. Самые очевидные случаи — сюжеты либо с убыванием величины персонажей или ценности пред­метов ("Репка", "Мена", "Пшик"), либо с полным разрушением того, что стремились приобрести персо­нажи ("Теремок" и "Колобок"). Но и в других случаях усилия персонажей оказываются бесплодными, бес­смысленными, обращаются в ничто.

Собрав воедино главные особенности сюжета куму­лятивных сказок, вы можете сравнить их с соответст­вующими свойствами сюжета сказок волшебных. Там происходящее было проникнуто высокой необходи­мостью, связано с серьезной и значительной жизненной задачей героя, цель которого всегда достигалась. Все случайности, например встречи, на самом деле были не случайны. В кумулятивной сказке, наоборот, господ­ствует настоящий, ничем не подготовленный и неиз­вестно к чему ведущий Случай, а все происходящее, с точки зрения интересов и целей персонажей, в конеч­ном счете лишается смысла.

В-третьих, коснемся своеобразия "ведущих" персо-нажей кумулятивной сказки. Они разделяются на две категории. Либо они безынициативны, т.е. у них нет цели и они действуют по чужой указке или механически: в таком случае это дураки (в разных вариантах, в со­четаниях с добротой, жадностью, злостью, хвастовст­вом, трусостью и т. п.). Либо герои сказки инициативны: тогда это плуты (тоже в различных вариантах и соче­таниях). Чаще всего в этой роли выступает Лиса.

И в этом отношении мы можем сопоставить куму­лятивную сказку с волшебной. В последней дураки бы­вают главными героями довольно часто. Но они не лишены инициативы: сами решают взяться за без­надежное для других дело, сами выбирают, с чьими советами стоит считаться. И это не случайно: ведь они только кажутся дураками, а на самом деле что назы­вается "себе на уме". Вполне естественна поэтому мета­морфоза в финале, в результате которой бывший дурак становится уже раз и навсегда для всех очевидным умником. В кумулятивной же сказке дураки — нас­тоящие, неподдельные. Никаких превращений с ними не происходит. Что касается плутов, то в волшебных сказках их роль иная: там они помощники в осуществ­лении чужих целей и замыслов. Те же, кто идет к своей цели, не нуждаясь в помощниках, в волшебной сказке плутами не бывают: это в буквальном смысле герои, которые совершают подвиги и творят чудеса.

В-четвертых, мы можем обратить внимание и на тех персонажей, которым в кумулятивной сказке не при­надлежит главная роль и которые от главного героя за­висят точно так же, как от первого звена сюжета зависят последующие.

В сказке "Петушок подавился" главные действующие лица — петушок и курочка. Но в ходе дальнейших событий принимают участие речка, липка, девка, ко­рова, косари, кузнецы, угольщики. Роль этих персо­нажей иная, чем аналогичных действующих лиц в вол­шебной сказке. Если, например, хозяйка леса кликала всех птиц или всех зверей, чтобы что-то у них узнать, то сказку интересовал лишь тот единственный из них, кто пришел позже всех и от всех отличается: он-то и может ответить на вопрос и оказать помощь. Куму­лятивную же сказку интересуют именно все, для нее важны множественность и разнообразие. Отсюда и ее любовь к перечислениям.

Подведем итоги. Кумулятивный сюжет говорит о неупорядоченном многообразии ми­ра, о предметах и персонажах, существующих и ценных независимо друг от друга и от какой-либо цели. Уста­новление связей, объединение (создание цепочки) всегда временно; оно результат глупости или плутовства, проявление иллюзий или обмана. Такое строение сюжета в литературе может соответствовать стремлению автора художественно освоить стихию жизни, показать игру случая и неуправляемое богатство жизненных фактов.

3. СКАЗКА-"ПЕРЕВЕРТЫШ" И ПРИТЧА

 

В этом параграфе вас ожидает уже знакомая работа с текстами. Но она не будет простым повторением пройденного.

На первый взгляд ваша задача такая же, как и преж­де: выявить смысл отдельных мотивов в составе сюжета, учитывая их место в последовательности событий и си­туаций. Но вот жанры, образцы которых здесь пред­ставлены, гораздо сложнее, чем сказки всех трех рас­смотренных ранее видов.

В параграф включены четыре текста. Два из них принадлежат к жанру, который мы назвали сказка-"перевертыш", а другие два — притчи. В этих жанрах уже знакомые вам мотивы получают новый смысл. Поэтому возникает необходимость этот новый смысл найти и понять.

Несколько слов о самих жанрах. Сказка-"пере­вертыш" — название условное. Разбирая тексты этих сказок, вы увидите, что внешне они похожи на волшеб­ные, поскольку в них есть эпизоды, напоминающие путешествие в иной мир и возвращение оттуда с какими-то дарами или магическими умениями и свойствами. Но в то же время в них есть персонажи и эпизоды, зна­комые по сказкам бытовым. Напомним: герои послед­них — мудрецы или дураки, удачливые плуты или обманутые простаки. Сюжеты бытовых сказок строятся на споре или состязании, а путешествие — момент необязательный: оно может играть вспомогательную роль. Добываемые героями ценности редко бывают волшебными предметами или магическими способ­ностями. И то и другое важно лишь как средство обогащения. А иногда цель героя — должность или место в обществе. Иначе говоря, и цель, и судьба героя связаны со "здешним" миром. (Подробнее о бытовых сказках смотрите в нашем учебнике для 2-го класса: "Глаголь и добро". Ч.II. "Волшебные и бытовые сказки".)

Теперь ясно, что, работая с текстами сказок-"перевертышей" "Солнце, Месяц и Ворон Воронович" и "Жадная старуха", необходимо сравнивать строение сюжета, мотивы и роли персонажей в них как с вол­шебными сказками, так и с бытовыми.

Что касается притчи, то это название — такое же традиционное и общепринятое, как, например, сказка. А вот особенности этого жанра попробуйте выявить самостоятельно путем разбора двух притч: "Книга пророка Ионы" (из "Ветхого Завета") и "Крестник" Л.Н. Толстого. Для этого после текстов произведений приведены вопросы и задания не только к отдельным главам, но и итоговые, которые позволят вам дать ха­рактеристику притч в целом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.076 с.)