Превращение – условие путешествия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Превращение – условие путешествия



 

1. Прочитайте главу I "Мальчик". Как случилось, что Нильс Хольгерссон стал гномом? Если это превращение можно считать наказанием, то за что именно наказан Нильс и почему гном-домовой избрал такой способ наказания? Отвечая на этот вопрос, вспомните, как "новый" Нильс вышел во двор, что ему говорили куры, кошка, коровы.

2. Как выглядело все, что окружало Нильса, после его
превращения? Чтобы лучше объяснить, что изменилось, попробуйте нарисовать Нильса перед зеркалом, или взбирающимся на кресло, или пытающимся прочесть большую книгу, стоя на одной из ее строчек, и т.п.

3. Почему 3-я часть главы I называется "Клетчатая ткань"? Как изменилось настроение Нильса во время полета? Что означает эта перемена?

4. Прочитайте главу II: "Акка из Кебнекайсе". Как
получилось, что Нильс и гусь Мортен заключили союз,
и почему они решили не возвращаться домой? Что
нужно считать главным событием этой части главы
("Вечер"): "договор" между Нильсом и Моргеном или
допрос, который устроила новичкам старая гусыня?

5. Какое значение имели ночные происшествия в судьбе
Нильса? Какую роль в рассказе об этих событиях
играет рассвет, переход от ночи к солнечному дню?

6. Какое значение для дальнейшей судьбы Нильса могут
иметь события, о которых рассказано в последней
части второй главы ("Игра с лисом")? Запомните свои
догадки и проверьте, оправдались ли ваши предположения, когда дочитаете повесть до конца.

7. Прочитайте главу III "Жизнь лесных птиц". Обратите
внимание на то, как отмечается время действия в
первых двух частях главы и в третьей: в чем состоит
различие и как его можно объяснить? Для ответа на
этот вопрос сравните события, о которых рассказано
в первых двух частях главы. Эти события датированы.
Сколько дней занимают события 3-й части главы и
какое из них следует считать главным?

8. Теперь вы видите, что в III главе много разных событий, причем некоторые из них изображены извне, со стороны, а другие так, как мог бы рассказать о них сам Нильс. Любое из них могло бы стать темой для рисунка, например: Нильс передает бельчонка старушке или белочке, забирается в баул и выпрыгивает из него на кухне или убегает из батрацкой избушки вместе с Мортеном и т.д. Но если бы ко всей главе можно было нарисовать только одну иллюстрацию, что бы вы выбрали в качестве события, необходимого для развития действия, такого, без которого невоз­можно было бы продолжение истории Нильса?

9. Почему Нильс отказался вернуться домой? Чтобы ответить на этот вопрос, обратите внимание на тот
абзац в тексте, который начинается словами: "Мальчик этот отличался тем, что ни к кому на свете не
был привязан".

10. Какое значение для дальнейшей судьбы Нильса имеет
его решение, о котором мы узнаем в конце III главы?
Какие перемены в его жизни должны, по-вашему,
произойти, чтобы Нильс захотел вернуться домой? И
что бы случилось, если бы Нильс, узнав о согласии гнома вернуть ему прежний облик, сразу возвратился к родителям?

11. Припомните все события, о которых рассказывает­ся в первых трех главах, и попробуйте предсказать итоги, к которым должно быть направлено развитие всего действия (или, как говорят, "дать прогноз"). Должна ли эта история завершиться просто воз­вращением Нильса домой и обратной метаморфозой (превраще-нием) или Нильс должен стать человеком не только внешне, но и внутренне: ведь все люди к кому-то привязаны, кому-то чем-нибудь обязаны и т.д.?


В ОБЛИКЕ ГНОМА [1]

 

12. Составьте карту путешествия Нильса, укажите на ней
названия местностей, населенных пунктов, упоминаемых в книге Сельмы Лагерлёф. Лучше всего
использовать для этого контурную карту Швеции.
Обозначьте на ней маршрут путешествия и даты, с
которыми связаны изображаемые события.

13. Перечислите главные события, которые происходят
в жизни Нильса, начиная с его участия в войне черных
и серых крыс и заканчивая его встречей с автором
книги. Вы увидите, что каждое из этих событий —
центр маленькой истории.

14. Используемый в книге способ строить большую историю, похожий на изготовление бус или ожерелья,
конечно, ничем не напоминает строение сюжета
волшебной сказки. Попробуйте нарисовать схему
развития действия в "Чудесном путешествии
Нильса..." и подыскать примеры аналогичного строения сюжета в фольклоре.

15. Теперь обратим внимание на некоторые из историй: "Волшебная дудка крысолова" (гл. IV), разговор сов (гл. VI), столкновение Нильса с бронзовым человеком (гл. IX), "Город на морском дне" (гл. XIV), "Чудесный сад" (гл. XXIII), "Сестры" (гл. XXXV), "В горной долине" (гл. XXXVII), "Сбор животных в новогоднюю ночь" (гл. XXXIX), "Легенда о Емтланде" (гл. XLV). Знаете ли вы похожие сказки или истории? Попробуйте найти аналогии в сборниках скандинавских (шведских) сказок, легенд, преданий.

16. Если вы пришли к выводу о кумулятивном построении действия в повести-сказке Сельмы Лагерлёф, то возникают новые вопросы. Прежде всего: есть, наверное, в повести такие истории, без которых приключения Нильса никак нельзя себе представить, т.е. не будь этих событий, не будь определенных поступков Нильса, рассказ о нем получил бы совсем другое окончание. Попробуйте выделить такие события и поступки, вспомнив, как проходило все путешествие с самого начала (после превращения героя в гнома) и до конца (до встречи с автором или до обратного превращения).

17.Обратите особое внимание на главы XIII ("Старая крестьянка"), XXIV ("Вечер накануне ярмарки"), XXII ("История Карра и Серого") и XXXIV ("Испытание"). Некоторые из историй, рассказанных в этих главах, настолько самостоятельны, что Нильс, кажется, вполне мог бы оставаться только их свидетелем или слушателем. Но он везде принимает активное участие в действии, так что без него ни одна из этих историй не может должным образом закончиться. По­пытайтесь объяснить, в чем здесь дело и чем эти разные истории похожи друг на друга. 18.Теперь вернемся к карте путешествия Нильса и вспом­ним, что пока он со стаей Акки из Кебнекайсе продвигается на север по воздуху, в том же направлении по земле пролегает путь пастушки Осы и ее брата Матса. Попробуйте отметить на той же карте их маршрут, начиная от сгоревшей избушки в Смолянде и кончая берегом озера Луоссаяуре, где Оса, наконец, встретилась со своим отцом. Отметьте точки пересечения двух маршрутов, вспомните, какие события с ними связаны.

19. Что изменилось бы в жизни и судьбе Нильса, если
бы он не знал Осу и Матса и если бы случай не
сталкивал его с ними?

20. Кроме различных историй о людях, птицах или животных, в жизни которых Нильс принимает определенное участие, в книге Сельмы Лагерлёф рас­
сказывается много преданий и легенд, связанных с
разными местностями и местными обычаями. Как вы
думаете, с какой целью они включены в книгу и как
связаны с судьбой Нильса? Для ответа на этот вопрос
попытайтесь сравнить рассказ о том, как один пастор попал на "сбор животных" в новогоднюю ночь (гл. XXXIX "День в Хельсингланде") и главу V "Танец журавлей на горе Куллаберг": что между ними общего?

21. Сравнивая "большую" историю Нильса, которая связывает друг с другом множество других историй и к
которой эти последние так или иначе "прикреплены"
(или в нее "вставлены"), заметим, что только эту
"большую" историю постоянно сопровождает точный
отсчет времени: указывается день, число и месяц
основных событий. Для чего это нужно? Чтобы
ответить на этот вопрос, обратите особое внимание
на 3-ю часть XLII главы "Вестерботтен и Лапландия",
которая называется "Сон".

22. Сравните центральный эпизод сна Нильса: столкновение противоположных сил — света и тепла с
мраком и холодом, солнца со старым троллем, у
которого "тело изо льда, волосы из сосулек, а шуба
из снега", — и похожие мотивы в других главах. Где
еще упоминается о борьбе этих сил, о противо­борстве зимы и весны? Особое внимание стоит об­ратить на 1-ю часть главы XXXI "Праздничная встреча весны".

23. Теперь обратим внимание на то, что сон снится Нильсу в воскресенье 19 июня (примерно в момент летнего солнцестояния). Начинается его путешествие 20 марта, а заканчивается 9 ноября, т.е. прибли­зительно в моменты весеннего и летнего равно­денствия. В этом сне сказано: "Солнце ведет нас в Лапландию, на борьбу с каменным исполином". И туда же, в Лапландию, направлялась стая Акки. Закан­чивается сон тем, что солнце восклицает: "Мое время кончилось!" И северный ветер, стужа и тьма про­гоняют солнце из Лапландии. В то же время глава, где после рассказа о судьбе Осы и Матса мы снова возвращаемся к Нильсу (гл.XLV), называется "На Юг! На Юг!". Начинается обратный путь героя к родным местам. Сопоставьте друг с другом все эти факты и попытайтесь объяснить, как связаны направление путешествия Нильса и время, в которое оно проис­ходит.

КУМУЛЯТИВНЫЙ СЮЖЕТ

И ПЕРЕМЕНА В ГЕРОЕ

24. Внимательно прочитайте 1-ю часть главы XLV "На
Юг! На Юг!". Какое событие предшествующей главы
побудило Нильса изменить свои планы? Почему он
"захотел снова стать человеком"?

25. Хотя это событие произошло еще до начала обратного перелета гусей, рассказ о нем помещен в главу,
из которой читатель узнает о путешествии гусей на
юг. Случайно ли это?

26. Случайно ли то, что поворот в судьбе Нильса совпадает с завершением истории пастушки Осы и ее брата
Матса? Вспомните, как объяснена в главе III причина,
по которой Нильс решил тогда не возвращаться
домой: "Мальчик этот отличался тем, что ни к кому
на свете не был привязан". Вспомните также, почему
Оса и Мате после смерти матери остались одни, т.е.
почему их отец ушел из дома, и чему научила жизнь Осу и ее отца, что они поняли, когда наконец встретились.

27. А теперь подумайте над следующим вопросом: с ка­кой целью автор книги сопоставляет жизненные пути
и судьбы Нильса и двух ребятишек из Смолянда? Чем
они различаются и что между ними общего?

28. Прочитайте главу XLVI "Херьедаленские истории". Мож­но ли назвать истории, рассказанные вороном Батаки, сказками или же истории такого рода принято
называть по-другому? (Если вопрос вас затруднит,
попросите взрослых помочь вам.) Что общего между
ними и с какой целью ворон их рассказывает? Как
связаны эти истории с условиями, на которых гном
согласился вернуть Нильсу человеческий облик и о
которых тоже рассказал ворон?

29. Прочитайте вторую часть главы ХLIХ, которая называется "Дар диких гусей" и в которой Акка говорит, что Нильс "пас гусиное стадо у честных хозяев". Можно ли считать такую роль героя (в чужом для людей, неизвестном им мире он находился как бы в
услужении и по окончании срока должен получить
плату) мотивом? В каких историях вам встречался
этот мотив?

30. Почему Нильс отказывается от платы? Действительно
ли он не хочет возвращаться домой? Что изменяет в
его положении известие о том, что его родителям
угрожает полное разорение? Попробуйте сравнить
положение, в котором оказывается Нильс в конце
главы (он не может одновременно помочь родителям
и уберечь Мортена), с теми ситуациями, которые
заключали в себе "Херьедаленские истории".

31. Прочитайте главу LIII "В усадьбе Хольгера Нильссона". Почему здесь вспоминают день, когда Нильс исчез из дома? Что изменилось в Нильсе с точки зрения Майской Розы и как объяснить эту перемену?

32. С какой целью автор в момент возвращения Нильса
"приводит" в усадьбу Осу и ее отца, которые предлагают помощь его родителям, а также показывает, как к ним возвращается достаток и желание "начать все сызнова"? Сравните этот финал с финалом волшебной сказки.

33. Сбывается ли предсказание гнома? Одинаково ли изображены два превращения Нильса: в гнома и обратное? Почему во втором случае он сам не замечает, что стал большим? Следует ли считать это второе превращение результатом колдовства (снятие чар) или оно как-то связано с тем выбором, который должен был сделать Нильс и который напоминает "Херьедаленские истории"?

 

Существует большое количество литературных произведений, в которых путешествия и приключения героев неразрывно связаны с описанием определенной страны или земли, иногда острова. Страна эта так или иначе отделена от обычного, хорошо известного нам мира; она мало известна, еще не изучена или даже не известна вообще.

Это может быть "затерянный" мир. В такой роли часто выступает загадочная и еще не открытая земля ("Затерянный мир" А. Конан Дойла, "Земля Санникова" В.Обручева). Но то же самое, в сущности, мы видим и в романе Жюля Верна "Двадцать тысяч лье под водой", где впервые "открывается" и описывается подводный мир. Могут быть изображены и такие страны, которые длительное время изучались путешественниками и географами: таково описание Австралии или Новой Зеландии в "Детях капитана Гранта".

Главное во всех этих случаях состоит в том, что в экзотической стране возможны такие встречи и события, которые не могли бы произойти в обжитых, цивили­зованных странах. Так, возможность необычных и опасных событий в романе Жюля Верна "Пятнадца­тилетний капитан" обусловлена тем, что путешествен­ники после кораблекрушения высадились не в Южной Америке, а в Центральной Африке, на территории Анголы, где в те времена еще сохранялась работорговля. Итак, основной признак произведения, относя­щегося к "географическому" роману приключений, — сочетание различных авантюр с развернутыми и систе­матическими (подчиненными единой задаче) геогра­фическими описаниями.

Естественнее всего такое сочетание получается тогда, когда сама цель путешествия — научная экспедиция. Но бывает и по-другому. В романе "Двадцать тысяч лье под водой" ученому совершенно случайно пред­ставляется такая возможность изучить и описать под­водный мир, о которой он даже и не подозревал. В романе "Дети капитана Гранта" цель путешествия — совсем не научная. Но в составе экспедиции есть ученый-географ, а документ, послуживший поводом для нее и содержащий географические сведения, неод­нократно заново прочитывается. В результате путе­шествие получается кругосветным, что предопределяет полноту географических описаний.

В "географическом" романе приключений главные события развертываются, как и в волшебной сказке, в чужом для героя мире, но это мир географически чужой, что обусловливает важные его особенности. И кроме того, авантюрный мир в подобном романе имеет ряд вариантов, от чего зависят и типы сюжетов, и роли персонажей в развитии действия.

Чисто географическая чуждость героям и читателям мира, в котором происходят события, свидетельствует о том, что изображенное пространство р е а л ь н о. В этом состоит отличие "географического" романа приключений от близкой ему повести-сказки.

Читая авантюрные романы этого типа, вы гораз­до легче представляете себя на месте героев, посколь­ку условия жизни, их окружающей, вам больше знако­мы и понятны: они хотя и могут быть непривычны, но возможны. Для того чтобы перенестись в эти усло­вия, не требуется ни волшебного слова, ни чудесного предмета. Достаточно мысленно совершить реаль­ное путешествие, пользуясь такими средствами передви­жения, как яхта или пароход, подводная лодка или воздушный шар, фургон колонистов или нарты севе­рян.

Но при всем правдоподобии, которое помогает читателю "войти" в изображенный мир, в "географи­ческих" романах используются знакомые вам фоль­клорные сюжетные схемы и мотивы, типы персонажей и их роли (функции) в развитии действия, т.е. элементы традиционного художественного языка.

Эта особенность очевидна при сопоставлении произведений друг с другом. В результате наблюдений такого рода вы убедитесь в том, что все многообразие авантюрно-географических историй сводится к четырем основным типам.

Что это за типы? Какие различия произведений их создают? Ответы на эти вопросы вы получите сами в результате чтения текстов и работы над ними. Но эта общая задача в двух главах части II учебника решается по-разному.

Первая глава — "Метаморфозы "чужого" мира" — содержит только вопросы и задания. Каждый ее параграф посвящен одному из типов "географического" романа, и в каждом из них указан ряд произведений, которые к этому типу относятся. Как вам уже известно, с текстами следует работать, отвечая на вопросы и выполняя задания непременно в той же последо­вательности, в которой они предложены. Как и прежде, мы рекомендуем обращаться к полным текстам в хо­роших переводах, опубликованным авторитетными издательствами.

Вторая глава — "Географическое" повествование как литературная игра" — также содержит вопросы и задания, но они относятся к текстам совершенно оп­ределенных произведений: рассказа Г.Уэллса "Остров Эпиорнис" и романа Л.Буссенара "Приключения в стране львов". Компактность и смысловая насы­щенность первого текста побудила нас включить его в учебник — для удобства анализа его основных мотивов. Второй текст вы найдете и прочитаете сами. В работе над обоими произведениями важно будет увидеть сочетание или смешение признаков разных типов "географического" романа и установить, для чего такое смешение необходимо автору.

 

 

ГЛАВА 1

Метаморфозы " чужого " мира

Во всех произведениях, которые можно отнести к "географическому" роману приключений, предмет по­исков и цели, к которым стремятся герои, всегда связаны с определенным местом.

Но цели героев в разных произведениях могут быть различны. В одних случаях это доказательство существования какой-то земли и ее научное исследование, в других — поиски клада. Есть произведения, в которых предмет поисков объединяет персонажей, у них общая задача. Есть и такие повествования, где персонажи разделяются на враждующие группы, каждая из которых хочет завладеть предметом поиска. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить "Остров сокровищ" Р. Стивенсона и "Дети капитана Гранта" Жюля Верна.

Место, где происходят важнейшие события, может быть тем самым, куда герои стремились попасть изначально, как, например, в "Копях царя Соломона" Г.Р. Хаггарда. Но бывает и так, что герои оказываются в этом месте совершенно случайно и не по своей воле, как в "Тайне женской души" Дж.Лондона, "Таинственном острове" Жюля Верна и "Робинзоне Крузо" Д. Дефо. В этих случаях сама цель героя может возникнуть в прямой связи с новыми обстоятельствами его жизни.

Наконец, степень отдаленности тех мест, где проис­ходят приключения, от пространства обыкновенной, повседневной и размеренной жизни тоже может варь­ироваться. Различным бывает и характер препятствий, которые нужно преодолеть, чтобы оказаться у цели. Например, "затерянные" миры у А.Конан Доила и В.Обручева, так же как и необитаемые острова у Д. Дефо и Жюля Верна, изолированы от окружающего мира в силу природных условий. Особая судьба этих мест (их происхождение и исчезновение) определяется тем, что можно назвать "историей природы". Чаще всего это вулканическая деятельность, которая на время создает особый мирок, особые условия.

Иная картина в романах Ф. Купера, Т. Майн Рида, Г. Эмара. Отличие мира, в котором происходят при­ключения героев, от мира цивилизованного обуслов­лено не природой, а историей развития человечества, т.е. тем, какой исторический путь прошли его пред­ставители в разных странах, например в Старом и Новом Свете. Поэтому в качестве чужого для европейцев мира выступает страна, родная (своя) для туземцев — ин­дейцев, мексиканцев.

Вы видите, что образ "чужого" мира в "географи­ческом" романе, сохраняя общие черты и свойства, пос­тоянно видоизменяется и варьируется. Например, ост­рова в романах Д. Дефо и Жюля Верна больше похожи друг на друга, чем на Землю Санникова или остров ка­питана Флинта. Вот почему эту главу мы назвали "Метаморфозы “чужого” мира".

Ваша задача — разобраться в различных образах "чужого" мира и, в связи с этим, сопоставить формы и способы построения сюжета в основных разновидностях "географического" романа приключений.

Для этого понадобится множество сравнений: различных произведений, входящих в одну группу, произведений разных типов и, наконец, всех произведений с фольклорными сюжетными схемами, образами и моти­вами. Естественно, что осуществить эти многообразные сравнения и сопоставления вы сможете только при ус­ловии интереса и повышенного внимания ко всем подробностям изображения событий.

ОТКРЫТИЕ НЕИЗВЕСТНОГО МИРА

 

Для историй об открытии неизвестного мира очень важна изоляция того места, к которому отправляются путешественники. Сюжет этой разновидности "геогра­фического" романа строится как путешествие, связанное с преодолением "барьера": граница между обычным миром и "чужим" в подобных произведениях имеет вид естественных препятствий, окружающих последний со всех сторон (горы, пустыни, океан).

Поэтому истории такого рода состоят из трех глав­ных частей. Начальные события романа представляют собой мотивировку путешествия (завязку), далее изображается путь к неизвестному миру до границы, отделяющей его от мира обычного, и преодоление этой границы. Вторая часть сюжета (главная) посвящается пребыванию путешественников в неизвестной стране. Третья часть — возврат героев в обычный мир, который начинается с повторного преодоления барьера по пути домой.

Сходство такого построения сюжета с волшебной сказкой очевидно. Ваша задача — провести сопостав­ление изображенного пространства и волшебно-ска­зочного. В особенности это касается образов "зате­рянного" мира и границы между ним и миром обычным. Здесь вы встретите, если будете достаточно внима­тельны, несколько видоизмененные фольклорные мо­тивы и роли (функции) персонажей. Есть, конечно, и такие мотивы, которых не было в фольклоре и которые, повторяясь из романа в роман, составляют легко узнаваемые штампы самого "географического" жанра. Попробуйте их обнаружить.

Вопросы и задания этого параграфа ориентированы на тексты следующих произведений:

А. Конан Дойл. "Затерянный мир"; В. Обручев. "Земля Санникова"; Джек Лондон. "Сердца трех", "Тай­на женской души" (из цикла "Смок и Малыш").

ПРЕОДОЛЕНИЕ ГРАНИЦЫ МЕЖДУ

ДВУМЯ МИРАМИ

1. Сравните начальные события разных произведений о "затерянном" мире. Что служит поводом и причиной путешествия? (Повод — те или иные сведения, слухи, документы, предания; причины — проверка научной гипотезы, случай и т.п.)

2. Как изображена граница, отделяющая неизвестный,
таинственный мир от мира знакомого? Почему так
трудно преодолеть (перейти) границу "своего" и
"чужого" миров?

3. Почему "затерянный" мир всегда изолирован от мира
"своего", обычного?

4. В каких произведениях о "затерянном" мире переход
границы "чужого" мира в прошлом (обнаруживается
труп или скелет) или в настоящем связан с гибелью
или тяжелым увечьем одного из участников экспе­диции?

ОСВОЕНИЕ "ЗАТЕРЯННОГО" МИРА

5. Чем "чужой" мир в произведениях о "затерянном"
мире похож на обычный и чем не похож на него
(флора, фауна, климат, ландшафт, природные богатства, облик туземцев, их обычаи, законы, нравы,
и т.д.)?

6. Как складываются взаимоотношения пришельцев с
туземцами: кто и почему содействует участникам
экспедиции, кто и по каким причинам вредит?

7. Выделите главные события, связанные с пребывани­ем путешественников в "затерянном" мире. Какое из
этих событий можно считать осуществлением цели
путешествия?

8. Составьте географическую карту неизвестного мира, руководствуясь теми указаниями, которые можно найти в тексте. Если такая карта в книге есть, про­верьте, насколько она точна (соответствует опи­санию), и попробуйте сделать свой вариант, более точный и подробный. Нанесите на карту обозначения растительности, животного мира, городов или поселков, мест основных событий.

9. Как идет отсчет времени на разных этапах путешест­вия: на пути к границе двух миров и в "чужом" мире?

10. Существуют ли временные (исторические) различия
между "затерянным" миром и обычным: удален ли
"затерянный" мир только географически (пространст­венно) или также исторически, т.е. отстал во времени,
живет в прошлом? Что позволяет "затерянному" миру
оставаться неизменным?

11. Какова гипотеза о происхождении "затерянного" мира
и причинах его длительной изоляции?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.041 с.)