Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Превращение – условие путешествия
1. Прочитайте главу I "Мальчик". Как случилось, что Нильс Хольгерссон стал гномом? Если это превращение можно считать наказанием, то за что именно наказан Нильс и почему гном-домовой избрал такой способ наказания? Отвечая на этот вопрос, вспомните, как "новый" Нильс вышел во двор, что ему говорили куры, кошка, коровы. 2. Как выглядело все, что окружало Нильса, после его 3. Почему 3-я часть главы I называется "Клетчатая ткань"? Как изменилось настроение Нильса во время полета? Что означает эта перемена? 4. Прочитайте главу II: "Акка из Кебнекайсе". Как 5. Какое значение имели ночные происшествия в судьбе 6. Какое значение для дальнейшей судьбы Нильса могут 7. Прочитайте главу III "Жизнь лесных птиц". Обратите 8. Теперь вы видите, что в III главе много разных событий, причем некоторые из них изображены извне, со стороны, а другие так, как мог бы рассказать о них сам Нильс. Любое из них могло бы стать темой для рисунка, например: Нильс передает бельчонка старушке или белочке, забирается в баул и выпрыгивает из него на кухне или убегает из батрацкой избушки вместе с Мортеном и т.д. Но если бы ко всей главе можно было нарисовать только одну иллюстрацию, что бы вы выбрали в качестве события, необходимого для развития действия, такого, без которого невозможно было бы продолжение истории Нильса?
9. Почему Нильс отказался вернуться домой? Чтобы ответить на этот вопрос, обратите внимание на тот 10. Какое значение для дальнейшей судьбы Нильса имеет 11. Припомните все события, о которых рассказывается в первых трех главах, и попробуйте предсказать итоги, к которым должно быть направлено развитие всего действия (или, как говорят, "дать прогноз"). Должна ли эта история завершиться просто возвращением Нильса домой и обратной метаморфозой (превраще-нием) или Нильс должен стать человеком не только внешне, но и внутренне: ведь все люди к кому-то привязаны, кому-то чем-нибудь обязаны и т.д.?
12. Составьте карту путешествия Нильса, укажите на ней 13. Перечислите главные события, которые происходят 14. Используемый в книге способ строить большую историю, похожий на изготовление бус или ожерелья, 15. Теперь обратим внимание на некоторые из историй: "Волшебная дудка крысолова" (гл. IV), разговор сов (гл. VI), столкновение Нильса с бронзовым человеком (гл. IX), "Город на морском дне" (гл. XIV), "Чудесный сад" (гл. XXIII), "Сестры" (гл. XXXV), "В горной долине" (гл. XXXVII), "Сбор животных в новогоднюю ночь" (гл. XXXIX), "Легенда о Емтланде" (гл. XLV). Знаете ли вы похожие сказки или истории? Попробуйте найти аналогии в сборниках скандинавских (шведских) сказок, легенд, преданий.
16. Если вы пришли к выводу о кумулятивном построении действия в повести-сказке Сельмы Лагерлёф, то возникают новые вопросы. Прежде всего: есть, наверное, в повести такие истории, без которых приключения Нильса никак нельзя себе представить, т.е. не будь этих событий, не будь определенных поступков Нильса, рассказ о нем получил бы совсем другое окончание. Попробуйте выделить такие события и поступки, вспомнив, как проходило все путешествие с самого начала (после превращения героя в гнома) и до конца (до встречи с автором или до обратного превращения). 17.Обратите особое внимание на главы XIII ("Старая крестьянка"), XXIV ("Вечер накануне ярмарки"), XXII ("История Карра и Серого") и XXXIV ("Испытание"). Некоторые из историй, рассказанных в этих главах, настолько самостоятельны, что Нильс, кажется, вполне мог бы оставаться только их свидетелем или слушателем. Но он везде принимает активное участие в действии, так что без него ни одна из этих историй не может должным образом закончиться. Попытайтесь объяснить, в чем здесь дело и чем эти разные истории похожи друг на друга. 18.Теперь вернемся к карте путешествия Нильса и вспомним, что пока он со стаей Акки из Кебнекайсе продвигается на север по воздуху, в том же направлении по земле пролегает путь пастушки Осы и ее брата Матса. Попробуйте отметить на той же карте их маршрут, начиная от сгоревшей избушки в Смолянде и кончая берегом озера Луоссаяуре, где Оса, наконец, встретилась со своим отцом. Отметьте точки пересечения двух маршрутов, вспомните, какие события с ними связаны. 19. Что изменилось бы в жизни и судьбе Нильса, если 20. Кроме различных историй о людях, птицах или животных, в жизни которых Нильс принимает определенное участие, в книге Сельмы Лагерлёф рас 21. Сравнивая "большую" историю Нильса, которая связывает друг с другом множество других историй и к 22. Сравните центральный эпизод сна Нильса: столкновение противоположных сил — света и тепла с
23. Теперь обратим внимание на то, что сон снится Нильсу в воскресенье 19 июня (примерно в момент летнего солнцестояния). Начинается его путешествие 20 марта, а заканчивается 9 ноября, т.е. приблизительно в моменты весеннего и летнего равноденствия. В этом сне сказано: "Солнце ведет нас в Лапландию, на борьбу с каменным исполином". И туда же, в Лапландию, направлялась стая Акки. Заканчивается сон тем, что солнце восклицает: "Мое время кончилось!" И северный ветер, стужа и тьма прогоняют солнце из Лапландии. В то же время глава, где после рассказа о судьбе Осы и Матса мы снова возвращаемся к Нильсу (гл.XLV), называется "На Юг! На Юг!". Начинается обратный путь героя к родным местам. Сопоставьте друг с другом все эти факты и попытайтесь объяснить, как связаны направление путешествия Нильса и время, в которое оно происходит. КУМУЛЯТИВНЫЙ СЮЖЕТ И ПЕРЕМЕНА В ГЕРОЕ 24. Внимательно прочитайте 1-ю часть главы XLV "На 25. Хотя это событие произошло еще до начала обратного перелета гусей, рассказ о нем помещен в главу, 26. Случайно ли то, что поворот в судьбе Нильса совпадает с завершением истории пастушки Осы и ее брата 27. А теперь подумайте над следующим вопросом: с какой целью автор книги сопоставляет жизненные пути 28. Прочитайте главу XLVI "Херьедаленские истории". Можно ли назвать истории, рассказанные вороном Батаки, сказками или же истории такого рода принято
29. Прочитайте вторую часть главы ХLIХ, которая называется "Дар диких гусей" и в которой Акка говорит, что Нильс "пас гусиное стадо у честных хозяев". Можно ли считать такую роль героя (в чужом для людей, неизвестном им мире он находился как бы в 30. Почему Нильс отказывается от платы? Действительно 31. Прочитайте главу LIII "В усадьбе Хольгера Нильссона". Почему здесь вспоминают день, когда Нильс исчез из дома? Что изменилось в Нильсе с точки зрения Майской Розы и как объяснить эту перемену? 32. С какой целью автор в момент возвращения Нильса 33. Сбывается ли предсказание гнома? Одинаково ли изображены два превращения Нильса: в гнома и обратное? Почему во втором случае он сам не замечает, что стал большим? Следует ли считать это второе превращение результатом колдовства (снятие чар) или оно как-то связано с тем выбором, который должен был сделать Нильс и который напоминает "Херьедаленские истории"?
Существует большое количество литературных произведений, в которых путешествия и приключения героев неразрывно связаны с описанием определенной страны или земли, иногда острова. Страна эта так или иначе отделена от обычного, хорошо известного нам мира; она мало известна, еще не изучена или даже не известна вообще. Это может быть "затерянный" мир. В такой роли часто выступает загадочная и еще не открытая земля ("Затерянный мир" А. Конан Дойла, "Земля Санникова" В.Обручева). Но то же самое, в сущности, мы видим и в романе Жюля Верна "Двадцать тысяч лье под водой", где впервые "открывается" и описывается подводный мир. Могут быть изображены и такие страны, которые длительное время изучались путешественниками и географами: таково описание Австралии или Новой Зеландии в "Детях капитана Гранта". Главное во всех этих случаях состоит в том, что в экзотической стране возможны такие встречи и события, которые не могли бы произойти в обжитых, цивилизованных странах. Так, возможность необычных и опасных событий в романе Жюля Верна "Пятнадцатилетний капитан" обусловлена тем, что путешественники после кораблекрушения высадились не в Южной Америке, а в Центральной Африке, на территории Анголы, где в те времена еще сохранялась работорговля. Итак, основной признак произведения, относящегося к "географическому" роману приключений, — сочетание различных авантюр с развернутыми и систематическими (подчиненными единой задаче) географическими описаниями.
Естественнее всего такое сочетание получается тогда, когда сама цель путешествия — научная экспедиция. Но бывает и по-другому. В романе "Двадцать тысяч лье под водой" ученому совершенно случайно представляется такая возможность изучить и описать подводный мир, о которой он даже и не подозревал. В романе "Дети капитана Гранта" цель путешествия — совсем не научная. Но в составе экспедиции есть ученый-географ, а документ, послуживший поводом для нее и содержащий географические сведения, неоднократно заново прочитывается. В результате путешествие получается кругосветным, что предопределяет полноту географических описаний. В "географическом" романе приключений главные события развертываются, как и в волшебной сказке, в чужом для героя мире, но это мир географически чужой, что обусловливает важные его особенности. И кроме того, авантюрный мир в подобном романе имеет ряд вариантов, от чего зависят и типы сюжетов, и роли персонажей в развитии действия. Чисто географическая чуждость героям и читателям мира, в котором происходят события, свидетельствует о том, что изображенное пространство р е а л ь н о. В этом состоит отличие "географического" романа приключений от близкой ему повести-сказки. Читая авантюрные романы этого типа, вы гораздо легче представляете себя на месте героев, поскольку условия жизни, их окружающей, вам больше знакомы и понятны: они хотя и могут быть непривычны, но возможны. Для того чтобы перенестись в эти условия, не требуется ни волшебного слова, ни чудесного предмета. Достаточно мысленно совершить реальное путешествие, пользуясь такими средствами передвижения, как яхта или пароход, подводная лодка или воздушный шар, фургон колонистов или нарты северян. Но при всем правдоподобии, которое помогает читателю "войти" в изображенный мир, в "географических" романах используются знакомые вам фольклорные сюжетные схемы и мотивы, типы персонажей и их роли (функции) в развитии действия, т.е. элементы традиционного художественного языка. Эта особенность очевидна при сопоставлении произведений друг с другом. В результате наблюдений такого рода вы убедитесь в том, что все многообразие авантюрно-географических историй сводится к четырем основным типам. Что это за типы? Какие различия произведений их создают? Ответы на эти вопросы вы получите сами в результате чтения текстов и работы над ними. Но эта общая задача в двух главах части II учебника решается по-разному. Первая глава — "Метаморфозы "чужого" мира" — содержит только вопросы и задания. Каждый ее параграф посвящен одному из типов "географического" романа, и в каждом из них указан ряд произведений, которые к этому типу относятся. Как вам уже известно, с текстами следует работать, отвечая на вопросы и выполняя задания непременно в той же последовательности, в которой они предложены. Как и прежде, мы рекомендуем обращаться к полным текстам в хороших переводах, опубликованным авторитетными издательствами. Вторая глава — "Географическое" повествование как литературная игра" — также содержит вопросы и задания, но они относятся к текстам совершенно определенных произведений: рассказа Г.Уэллса "Остров Эпиорнис" и романа Л.Буссенара "Приключения в стране львов". Компактность и смысловая насыщенность первого текста побудила нас включить его в учебник — для удобства анализа его основных мотивов. Второй текст вы найдете и прочитаете сами. В работе над обоими произведениями важно будет увидеть сочетание или смешение признаков разных типов "географического" романа и установить, для чего такое смешение необходимо автору.
ГЛАВА 1 Метаморфозы " чужого " мира Во всех произведениях, которые можно отнести к "географическому" роману приключений, предмет поисков и цели, к которым стремятся герои, всегда связаны с определенным местом. Но цели героев в разных произведениях могут быть различны. В одних случаях это доказательство существования какой-то земли и ее научное исследование, в других — поиски клада. Есть произведения, в которых предмет поисков объединяет персонажей, у них общая задача. Есть и такие повествования, где персонажи разделяются на враждующие группы, каждая из которых хочет завладеть предметом поиска. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить "Остров сокровищ" Р. Стивенсона и "Дети капитана Гранта" Жюля Верна. Место, где происходят важнейшие события, может быть тем самым, куда герои стремились попасть изначально, как, например, в "Копях царя Соломона" Г.Р. Хаггарда. Но бывает и так, что герои оказываются в этом месте совершенно случайно и не по своей воле, как в "Тайне женской души" Дж.Лондона, "Таинственном острове" Жюля Верна и "Робинзоне Крузо" Д. Дефо. В этих случаях сама цель героя может возникнуть в прямой связи с новыми обстоятельствами его жизни. Наконец, степень отдаленности тех мест, где происходят приключения, от пространства обыкновенной, повседневной и размеренной жизни тоже может варьироваться. Различным бывает и характер препятствий, которые нужно преодолеть, чтобы оказаться у цели. Например, "затерянные" миры у А.Конан Доила и В.Обручева, так же как и необитаемые острова у Д. Дефо и Жюля Верна, изолированы от окружающего мира в силу природных условий. Особая судьба этих мест (их происхождение и исчезновение) определяется тем, что можно назвать "историей природы". Чаще всего это вулканическая деятельность, которая на время создает особый мирок, особые условия. Иная картина в романах Ф. Купера, Т. Майн Рида, Г. Эмара. Отличие мира, в котором происходят приключения героев, от мира цивилизованного обусловлено не природой, а историей развития человечества, т.е. тем, какой исторический путь прошли его представители в разных странах, например в Старом и Новом Свете. Поэтому в качестве чужого для европейцев мира выступает страна, родная (своя) для туземцев — индейцев, мексиканцев. Вы видите, что образ "чужого" мира в "географическом" романе, сохраняя общие черты и свойства, постоянно видоизменяется и варьируется. Например, острова в романах Д. Дефо и Жюля Верна больше похожи друг на друга, чем на Землю Санникова или остров капитана Флинта. Вот почему эту главу мы назвали "Метаморфозы “чужого” мира". Ваша задача — разобраться в различных образах "чужого" мира и, в связи с этим, сопоставить формы и способы построения сюжета в основных разновидностях "географического" романа приключений. Для этого понадобится множество сравнений: различных произведений, входящих в одну группу, произведений разных типов и, наконец, всех произведений с фольклорными сюжетными схемами, образами и мотивами. Естественно, что осуществить эти многообразные сравнения и сопоставления вы сможете только при условии интереса и повышенного внимания ко всем подробностям изображения событий. ОТКРЫТИЕ НЕИЗВЕСТНОГО МИРА
Для историй об открытии неизвестного мира очень важна изоляция того места, к которому отправляются путешественники. Сюжет этой разновидности "географического" романа строится как путешествие, связанное с преодолением "барьера": граница между обычным миром и "чужим" в подобных произведениях имеет вид естественных препятствий, окружающих последний со всех сторон (горы, пустыни, океан). Поэтому истории такого рода состоят из трех главных частей. Начальные события романа представляют собой мотивировку путешествия (завязку), далее изображается путь к неизвестному миру до границы, отделяющей его от мира обычного, и преодоление этой границы. Вторая часть сюжета (главная) посвящается пребыванию путешественников в неизвестной стране. Третья часть — возврат героев в обычный мир, который начинается с повторного преодоления барьера по пути домой. Сходство такого построения сюжета с волшебной сказкой очевидно. Ваша задача — провести сопоставление изображенного пространства и волшебно-сказочного. В особенности это касается образов "затерянного" мира и границы между ним и миром обычным. Здесь вы встретите, если будете достаточно внимательны, несколько видоизмененные фольклорные мотивы и роли (функции) персонажей. Есть, конечно, и такие мотивы, которых не было в фольклоре и которые, повторяясь из романа в роман, составляют легко узнаваемые штампы самого "географического" жанра. Попробуйте их обнаружить. Вопросы и задания этого параграфа ориентированы на тексты следующих произведений: А. Конан Дойл. "Затерянный мир"; В. Обручев. "Земля Санникова"; Джек Лондон. "Сердца трех", "Тайна женской души" (из цикла "Смок и Малыш"). ПРЕОДОЛЕНИЕ ГРАНИЦЫ МЕЖДУ ДВУМЯ МИРАМИ 1. Сравните начальные события разных произведений о "затерянном" мире. Что служит поводом и причиной путешествия? (Повод — те или иные сведения, слухи, документы, предания; причины — проверка научной гипотезы, случай и т.п.) 2. Как изображена граница, отделяющая неизвестный, 3. Почему "затерянный" мир всегда изолирован от мира 4. В каких произведениях о "затерянном" мире переход ОСВОЕНИЕ "ЗАТЕРЯННОГО" МИРА 5. Чем "чужой" мир в произведениях о "затерянном" 6. Как складываются взаимоотношения пришельцев с 7. Выделите главные события, связанные с пребыванием путешественников в "затерянном" мире. Какое из 8. Составьте географическую карту неизвестного мира, руководствуясь теми указаниями, которые можно найти в тексте. Если такая карта в книге есть, проверьте, насколько она точна (соответствует описанию), и попробуйте сделать свой вариант, более точный и подробный. Нанесите на карту обозначения растительности, животного мира, городов или поселков, мест основных событий. 9. Как идет отсчет времени на разных этапах путешествия: на пути к границе двух миров и в "чужом" мире? 10. Существуют ли временные (исторические) различия 11. Какова гипотеза о происхождении "затерянного" мира
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.041 с.) |