Политико-риторическая школа или риторическое направление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-риторическая школа или риторическое направление



Возникла на волне противостояния республики Флоренции и герцогства Миланского → необходимости противопоставить республиканский строй монархическому. Тесно связана с идеями гражданского гуманизма (каждый человек обязан быть гражданином).

Первым подлинным историком среди гуманистов можно считать Леонардо Бруни Аретино (1369-1444, канцлер Флорентийской республики (1427-1444)).

● Свою служебную карьеру он начал на службе у римского папы Бонифация XI, затем был государственным секретарём Флорентийской республики.

● Бруни вначале приобрёл известность своими переводами с греческого на латинский язык плутарховой биографии Цицерона, первых двух книг Полибия.

● В последующем он обращается к истории Флоренции («История флорентийского народа» в 12 т.). Интересно то, что в названии уже исчезает слово «хроника» и выступает новый термин «historia».

«История Флоренции». Превосходство республиканского строя над тиранией. Флоренцию Бруни считает наследницей древнеримских республиканских свобод. История – это драма, а ее герои – действующие лица. Дабы придать драме красивую форму, Бруни исключает из истории все «низменное» (экономику, финансы, быт).

● В истории он искал идеал человеческой добродетели; история важна для него не как точное описание прошлого, а как средство воспитания и описания нового идеала человеческой добродетели.

● Следуя античной историографии, он включает в свои труды вымышленные речи исторических героев. Заслугой Бруни можно считать то, что, в отличие от средневековых хронистов, которые, как правило, не шли дальше мотивировки отдельных человеческих поступков, он предпринял попытку концептуализации, выяснения общего смыслового содержания истории Италии от падения Рима до начала нового времени, отказавшись от провиденциализма и руководствуясь рационалистическими и мирскими идеями. Рим пал потому, что императоры уничтожили свободный дух граждан.

● Как и большинство историков-гуманистов, Бруни кладёт в основу своего изложения один какой-то определённый источник. Для многих разделов его «Истории флорентийского народа» таким источником является хроника Джованни Виллани (1276-1348). Однако материал, не поддающийся рациональному объяснению, Бруни отбрасывает. Точно также мы не найдём у него следов провиденциализма Виллани.

● Самым существенным является установление факта упадка и гибели Римского государства и поворота к новой эпохе в результате этого события. Важнейшей из предпосылок крушения Рима автор считает падение республики и замену её на деспотическую власть императоров: «После уничтожения свободы исчезла добродетель. Все правление перешло в руки порочных людей, что и послужило причиной падения империи».

● Политическая идея – доказать превосходство республиканского строя (Римская республика, Флорентийское государство средних веков) над тиранией (в Римской империи, и в тех государствах Италии, в частности в Милане, где установилось единоличное правление) – пронизывает всю работу Бруни. Флоренцию Бруни считает наследницей древнеримских республиканских свобод, едва ли не главным их оплотом в современной Италии. В истории родного города он осуждает олигархические притязания грандов и верхушки пополанов, с одной стороны, и народные восстания, в частности восстание Чомпи 1378 г., - с другой; более всего он благоволит к средним слоям горожан.

● Политическая позиция Бруни иногда приводит его к тендециозной и субъективной интерпретации событий. Этому способствует также увлечение риторикой, тесно связанное с некритическим подражанием античной историографической традиции, особенно Титу Ливию. В духе этой традиции Бруни преподносит историю как своего рода драму, а исторических деятелей – как её героев, воплощающих те или иные пороки и добродетели.

● Бруни по праву можно считать основателем политико-риторической школы в гуманистической историографии, традиции которой были продолжены в творчестве Маркантонио Коччио Сабеллико (1436-1506), профессором риторики в Венеции. Его «Эннеады» являются единственным в то время сочинением, в котором всемирная история давалась с позиций гуманизма, то есть он совершенно отбрасывает схему четырёх монархий и библейские легенды.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.36.249 (0.003 с.)