Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биографическое направление» гуманистической историографииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
У Франческо Петрарки (1304-1374) былапопытка дать своего рода историю Рима в биографиях. ● В сочинении «О славных мужах», написанном на латинском языке, им был возрождён биографический жанр Плутарха. Петрарка даёт 21 биографию великих римлян – от Ромула до Цезаря, а также биографии Пирра, Александра Македонского и Ганнибала. Это идеализированные, тусклые фигуры, написанные на основе сочинения Тита Ливия, причём все жизненные ситуации, в которых проявляются слабости или отрицательные черты героев у Тита Ливия совершенно отсутствуют у Петрарки. ● Цель сочинения – в период политической слабости Италии XIV в., раздираемой внутренними и внешними врагами, хотел донести до читателя картину прежнего могущества Рима от Ромула до Цезаря. ● В этом сочинении Петрарки есть известные элементы критики, несколько новой по сравнению с историографией раннего средневековья. Петрарка отбрасывает средневековые легенды, которыми обросли многие античные герои. Джованни Боккаччо (1313-1375) предпринял попытку написать историческое сочинение. ● В произведении «О славных женщинах» он излагает 105 женских биографий преимущественно женщин древнего мира, среди которых наряду с историческими личностями немало литературных персонажей. Но и биографии исторических лиц имеют значение более для истории литературы, чем для историографии. Так как Боккаччо собрал в своём произведении почёрпнутый у античных авторов анекдотический материал, лишённый какой-то исторической ценности. ● Гораздо интереснее его работа – «Жизнеописание Данте». Работа написана на итальянском языке в знак протеста против чрезмерного увлечения классицизмом во времена Боккаччо. Это сочинение носит самостоятельный характер, но и здесь много риторики и морали, много рассуждений об оправдании поэзии. Описание Данте дано односторонне. Он выступает здесь только как писатель, а его политические взгляды, его роль в политической жизни Флоренции остаются в стороне. Несколько позже появилась целая серия биографий знаменитых флорентийцев, принадлежавших перу Филиппо Виллани (1325-1405). Автор меньше заботился о реальности своих исторических портретов, чем о точном воспроизведении манеры и стиля античных биографов. Поэтому для развития биографического жанра куда больше имела ценность работа Джоджио Вазари (1511-1574) – «Биографии знаменитейших художников, скульпторов и архитекторов» (1550). ● Вазари был художником и архитектором, прекрасно понимал искусство и был знаком почти со всеми сколько-нибудь выдающимися его представителями в Италии. Долговременные странствия по итальянским городам дали ему возможность изучить лучшие образцы скульптуры, живописи и архитектуры. Таким образом, его произведение для историков искусства является важным источником. ● Как историк Вазари имел свои недостатки: наряду с реальными фактами он вводит в своё изложение различные легенды и сплетни, некритически относится к собранной им информации. ● Вероятно, именно Вазари принадлежит введение в научный оборот термина «готический», то есть варварский, которым он обозначает искусство до эпохи Возрождения. В эпоху Романтизма, в связи с полной переоценкой взглядов на классическое средневековье, термин «готический» изменил своё содержание. Однако самым выдающимся биографом Флоренции этой эпохи по праву считается Веспасиано да Бистиччи (1421-1498), автор многих жизнеописаний монархов, выдающихся государственных деятелей, пап, кардиналов и архиепископов. ● Веспасиано да Бистиччи – писатель и книготорговец, близкий к гуманистам Он исполнял обязанности личного секретаря Козимо ди Джованни Медичи. ● Его труд «Жизнеописания знаменитых людей XV в.» замечателен тем, что наряду с императорами, королями, понтификами он описывает жизнь и деяния обычных флорентийских граждан, совершивших с его точки зрения, хотя бы один доблестный поступок, или просто живущих достойно и скромно, безукоризненно выполняя свой долг перед обществом и государством. ● Несмотря на то, что в составленных им биографиях присутствует некоторый элемент идеализации, описываемые там ситуации реалистичны, поскольку Веспасиано да Бистиччи предназначал их для современников, которые хорошо знали людей, чей жизненный путь и поступки увековечивались. В. да Бистиччи не скрывал недостатков своих персонажей, отмечая, например, что Козимо де Медичи часто поступал несправедливо и жестоко, придя к власти во Флоренции. Характеризуя блестящего дипломата Пьеро де Пацци, он отмечал и отрицательные свойства его натуры – нерасчетливость и мотовство. Все это дает основания использовать книгу биографий Веспасиано да Бистиччи как один из важнейших источников для изучения различных сторон истории Италии XV в. ● В труде Веспасиано подчеркивается преемственность с произведениями великих предшественников античной эпохи: автор указывает, что образцами для него являлись Плутарх, Светоний, Проб, Плиний и другие писатели древности. Выдающимися авторитетами он считал Данте, Петрарку и Боккаччо. С особым уважением автор жизнеописаний упоминал о своих современниках, гуманистах Колюччо Салютати, Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Джаноццо Манетти, Донато Аччайуоли. Со многими из них он был знаком лично, тесно общался, входя в их круг вместе с Козимо Медичи. ● Веспсиано де Бистиччи становится первым из биографов, кто помещает в своей книге жизнеописание своей современницы, флорентийской горожанки Алессандры де Барди, в замужестве Строцци. Он считает достойной жизнеописания не святую, не монахиню, не королеву или владетельную герцогиню. Его героиня происходит из старинного и знатного флорентийского рода, но все ее заслуги состоят лишь в том, что она достойно, с точки зрения автора, выполняет обязанности жены, матери, хозяйки дома, потом вдовы – обычный женский удел, редко привлекающий внимание писателей того времени. Если он и попадал в поле зрения богословов и проповедников, то чаще с целью бесконечных порицаний, наставлений и предостережений против всяческих соблазнов, подстерегающих слабую женскую природу на том единственном поприще, где она могла заявить о себе – в браке и семье. В XV в. в Италии появлялось много ригористических трактатов с антифеминистской направленностью. Известный проповедник Керубино да Сиена в своих «Правилах брачной жизни» полностью отрицал наличие у женщин самостоятельной воли и разума, считал условием их благочестивого поведения абсолютное подчинение мужчинам. Тем большей заслугой Веспасиано да Бистиччи становится стремление прославить благородство и стойкость своих современниц.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.46 (0.008 с.) |