Биографическое направление» гуманистической историографии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биографическое направление» гуманистической историографии



У Франческо Петрарки (1304-1374) былапопытка дать своего рода историю Рима в биографиях.

● В сочинении «О славных мужах», написанном на латинском языке, им был возрождён биографический жанр Плутарха. Петрарка даёт 21 биографию великих римлян – от Ромула до Цезаря, а также биографии Пирра, Александра Македонского и Ганнибала. Это идеализированные, тусклые фигуры, написанные на основе сочинения Тита Ливия, причём все жизненные ситуации, в которых проявляются слабости или отрицательные черты героев у Тита Ливия совершенно отсутствуют у Петрарки.

● Цель сочинения – в период политической слабости Италии XIV в., раздираемой внутренними и внешними врагами, хотел донести до читателя картину прежнего могущества Рима от Ромула до Цезаря.

● В этом сочинении Петрарки есть известные элементы критики, несколько новой по сравнению с историографией раннего средневековья. Петрарка отбрасывает средневековые легенды, которыми обросли многие античные герои.

Джованни Боккаччо (1313-1375) предпринял попытку написать историческое сочинение.

● В произведении «О славных женщинах» он излагает 105 женских биографий преимущественно женщин древнего мира, среди которых наряду с историческими личностями немало литературных персонажей. Но и биографии исторических лиц имеют значение более для истории литературы, чем для историографии. Так как Боккаччо собрал в своём произведении почёрпнутый у античных авторов анекдотический материал, лишённый какой-то исторической ценности.

● Гораздо интереснее его работа – «Жизнеописание Данте». Работа написана на итальянском языке в знак протеста против чрезмерного увлечения классицизмом во времена Боккаччо. Это сочинение носит самостоятельный характер, но и здесь много риторики и морали, много рассуждений об оправдании поэзии. Описание Данте дано односторонне. Он выступает здесь только как писатель, а его политические взгляды, его роль в политической жизни Флоренции остаются в стороне.

Несколько позже появилась целая серия биографий знаменитых флорентийцев, принадлежавших перу Филиппо Виллани (1325-1405). Автор меньше заботился о реальности своих исторических портретов, чем о точном воспроизведении манеры и стиля античных биографов.

Поэтому для развития биографического жанра куда больше имела ценность работа Джоджио Вазари (1511-1574) – «Биографии знаменитейших художников, скульпторов и архитекторов» (1550).

● Вазари был художником и архитектором, прекрасно понимал искусство и был знаком почти со всеми сколько-нибудь выдающимися его представителями в Италии. Долговременные странствия по итальянским городам дали ему возможность изучить лучшие образцы скульптуры, живописи и архитектуры. Таким образом, его произведение для историков искусства является важным источником.

● Как историк Вазари имел свои недостатки: наряду с реальными фактами он вводит в своё изложение различные легенды и сплетни, некритически относится к собранной им информации.

● Вероятно, именно Вазари принадлежит введение в научный оборот термина «готический», то есть варварский, которым он обозначает искусство до эпохи Возрождения. В эпоху Романтизма, в связи с полной переоценкой взглядов на классическое средневековье, термин «готический» изменил своё содержание.

Однако самым выдающимся биографом Флоренции этой эпохи по праву считается Веспасиано да Бистиччи (1421-1498), автор многих жизнеописаний монархов, выдающихся государственных деятелей, пап, кардиналов и архиепископов.

● Веспасиано да Бистиччи – писатель и книготорговец, близкий к гуманистам Он исполнял обязанности личного секретаря Козимо ди Джованни Медичи.

● Его труд «Жизнеописания знаменитых людей XV в.» замечателен тем, что наряду с императорами, королями, понтификами он описывает жизнь и деяния обычных флорентийских граждан, совершивших с его точки зрения, хотя бы один доблестный поступок, или просто живущих достойно и скромно, безукоризненно выполняя свой долг перед обществом и государством.

● Несмотря на то, что в составленных им биографиях присутствует некоторый элемент идеализации, описываемые там ситуации реалистичны, поскольку Веспасиано да Бистиччи предназначал их для современников, которые хорошо знали людей, чей жизненный путь и поступки увековечивались. В. да Бистиччи не скрывал недостатков своих персонажей, отмечая, например, что Козимо де Медичи часто поступал несправедливо и жестоко, придя к власти во Флоренции. Характеризуя блестящего дипломата Пьеро де Пацци, он отмечал и отрицательные свойства его натуры – нерасчетливость и мотовство. Все это дает основания использовать книгу биографий Веспасиано да Бистиччи как один из важнейших источников для изучения различных сторон истории Италии XV в.

● В труде Веспасиано подчеркивается преемственность с произведениями великих предшественников античной эпохи: автор указывает, что образцами для него являлись Плутарх, Светоний, Проб, Плиний и другие писатели древности. Выдающимися авторитетами он считал Данте, Петрарку и Боккаччо. С особым уважением автор жизнеописаний упоминал о своих современниках, гуманистах Колюччо Салютати, Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Джаноццо Манетти, Донато Аччайуоли. Со многими из них он был знаком лично, тесно общался, входя в их круг вместе с Козимо Медичи.

● Веспсиано де Бистиччи становится первым из биографов, кто помещает в своей книге жизнеописание своей современницы, флорентийской горожанки Алессандры де Барди, в замужестве Строцци. Он считает достойной жизнеописания не святую, не монахиню, не королеву или владетельную герцогиню. Его героиня происходит из старинного и знатного флорентийского рода, но все ее заслуги состоят лишь в том, что она достойно, с точки зрения автора, выполняет обязанности жены, матери, хозяйки дома, потом вдовы – обычный женский удел, редко привлекающий внимание писателей того времени. Если он и попадал в поле зрения богословов и проповедников, то чаще с целью бесконечных порицаний, наставлений и предостережений против всяческих соблазнов, подстерегающих слабую женскую природу на том единственном поприще, где она могла заявить о себе – в браке и семье. В XV в. в Италии появлялось много ригористических трактатов с антифеминистской направленностью. Известный проповедник Керубино да Сиена в своих «Правилах брачной жизни» полностью отрицал наличие у женщин самостоятельной воли и разума, считал условием их благочестивого поведения абсолютное подчинение мужчинам. Тем большей заслугой Веспасиано да Бистиччи становится стремление прославить благородство и стойкость своих современниц.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.45.137 (0.006 с.)