Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные черты гуманистической историографии↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лекция: Гуманистическая историография ПЛАН: Основные черты гуманистической историографии Биографическое направление» в гуманистической историографии Политико-риторическая школа или риторическое направление Эрудитская или критическая школа в гуманистической историографии Новая «политическая» школа в гуманистической историографии Историография Неаполитанского королевства Крупнейшие представители гуманистической историографии в других странах Западной Европы
Лоренцо Валла (1407-1457) Он создал ряд ценных справочников по археологии и топографии Древнего Рима, и многотомную историю средних веков. Пытался разработать общие принципы критики источников – общая достоверность, близость к описываемым событиям. В его трудах есть черты как ПР, так и ЭК школ. Автор трактата «Рассуждение о подложном и вымышленном дарении Константина» (1440). Выступал против светской власти пап. Критиковал документ «Константинов дар» (будто бы император Константин передал папам власть над Западной РИ). Подверг всесторонней критике грамоту «Константинов дар», якобы составленную в IV в. императором Константином. В благодарность за исцеление – путем крещения – от проказы император одарил епископа Сильвестра папским саном и передал ему право управления Римом. Валла подверг критике один из главных документов, обосновывавших притязания Ватикана на право светской власти. Три группы критических аргументов Л. Валлы: 1. Морально-религиозные и политико-правовые доводы, которые обосновывали невозможность и нерациональность для духовного главы обладать светской властью и неправомочность передачи императором власти другому лицу. 2. Об этом неординарном событии должны были упоминать и другие источники, но таких упоминаний в других источниках IV в. нет. 3. Лингвистический анализ текста грамоты показал прямое несоответствие терминологии и стиля документа нормам классической латыни IV в. Она была написана на варварской латыни, т.е., составлена не ранее VII в. Его точка зрения была подтверждена учеными XIX-XX вв., когда было доказано, что первоначальный текст ведет происхождение из канцелярий пап Стефана III (752-757) и Павла I (757-767). Таким образом, Л. Валла привел убедительные доказательства недостоверности «Константинова дара». «История Фердинанда Арагонского» (1445 г.), написанная по заказу короля Неаполя. Это сочинение написано с целью прославления неаполитанского королевского дома. Эта работа даёт не столько историю, сколько хронику скандальных событий при неаполитанском дворе. В тоже время он подходит к источнику достаточно критически. Фердинанд избежал лишней идеализации, Валла ставил задачу создать образ живого человека. Лекция: Гуманистическая историография ПЛАН: Основные черты гуманистической историографии Биографическое направление» в гуманистической историографии Политико-риторическая школа или риторическое направление Эрудитская или критическая школа в гуманистической историографии Новая «политическая» школа в гуманистической историографии Историография Неаполитанского королевства Крупнейшие представители гуманистической историографии в других странах Западной Европы
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ В XV-XVI вв. рост товарно-денежных отношений, зарождение очагов капиталистического производства приходили в столкновение со средневековыми корпоративными связями, рождали представление о важности и ценности свободного труда. 1. Великие географические открытия, 2. достижения наук (астрономии…) привели к перевороту в знаниях о пространстве и месте в нем человека. 3. Одним из ключевых факторов развития науки и культуры стало изобретение в середине XV в. книгопечатания. Оно необычайно расширило возможности распространения сочинений античных авторов. В этих условиях возникает новое идейно-мировоззренческое и культурное направление – гуманизм. На первом этапе гуманизм выступил как светское свободомыслие, противостоящие средневековой схоластике и духовному господству церкви. Далее гуманизм утверждается через ценностно-моральный акцент. Всё это происходит на фоне сломленной диктатуры церкви и витающего в воздухе духа свободы. На сцене появляются титаны мировой литературы, питающиеся бесконечным вдохновением – плодами цветущей эпохи. Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены «потустороннему» призрачному миру. Эпикуреизм как жизненная философия вновь завоевывает позиции. ● Секуляризация исторической мысли, ее освобождение от теологии. Т.е. гуманисты отошли от теоцентристского представления о мире, вместо теологического видения мира заменяли антропоцентристскими представлениями. Если средневековая историография строилась на принципе провиденциализма: история обусловлена божественным промыслом, провидением. Средневековое понимание истории было также телеологическим: история движется согласно плану и цели, предустановленными Богом – от акта Творения и грехопадения к пришествию и смерти Иисуса Христа и далее к Страшному суду и установлению тысячелетнего Царства Божия. Следовательно, произошла переориентация человеческой мысли с одного предмета на другой (от божественного – к земному). ● Гуманисты сохранили конечную причинность истории за Богом. Но при объяснении отдельных исторических событий и явлений они обращались к человеческим мотивам и действиям, и, следовательно, стремились к рационалистической интерпретации прошлого, в человеческих мотивах и действиях искали причины исторических событий. История – результат деятельности людей и это приводит к секуляризации исторического сознания. Некоторые из них (Макиавелли, Гвиччардини, Боден) пытались подойти к выявлению внутренних закономерностей в истории. ● Гуманисты отстаивали принцип громадных возможностей и потенциала человека → его особого великого предназначения в мире. Мысль о громадных творческих возможностях человека. ● Основной интерес гуманистов – политическая история. ● Вместо линейности – круговорот. Новое время мыслилось как повторение античности (возрождение). ● Обращение к исторической тематике стало характерной чертой творчества многих гуманистов. История их интересовала не только сама по себе: как «наставница» в жизни и политике, она помогала обосновать разрабатывавшиеся гуманистами их собственные эстетические и социально-политические концепции. Назначение истории – воспитание людей. ● Гуманисты рассматривали достижения культуры как важнейший показатель эволюции общества. Они отказались от деления всемирной истории по четырем монархиям и предложили трехстадийную периодизацию (Ф. Биондо): золотой век античности, средний век готического варварства, новый век возрождения античного наследия. ● История – особый вид литературы, а не наука, но при этом шла разработка приемов научной критики источников. Рационалистическое объяснение истории диктовало необходимость критического анализа исторических источников. Их призыв «ad fontes!» (к источникам) означал отрицание схоластики и стремление выявить в документах подлинные факты, отказаться от домыслов и легенд. ● Много сделали для разыскания и публикации источников. Т.е. филологическая ориентированность гуманистов определила их интерес к истории. В едином русле шла у гуманистов и выработка критического метода исследования. Приоритет здесь отдавался выяснению подлинности источника, методике филологической критики текстов, привлечению вспомогательных данных археологии, нумизматики, палеографии, эпиграфики и т.д. Призыв «ad fontes!» стал символом гуманистической историографии, наметившей научные подходы к изучению прошлого. ● Конкретными достижениями метода исторической критики, отличавшего гуманистов от средневековых историков, были использование текстов на языке оригинала, перепроверка данных хроник, сомнения в непогрешимости многих авторитетов, к которым гуманисты неизбежно обращались, и, наконец, отбрасывание всевозможных легенд, чудес, всего иррационального. ● Ренессансное историческое знание развивалось преимущественно в светском ключе, его богословские аспекты не затрагивались, провиденциализм, вмешательство божественной воли выносилось за рамки человеческих судеб, исторического процесса в целом, творцами которого оказывались сами люди. ● Гуманистическому мировоззрению свойственен индивидуализм, +интерес к античности. Как и средневековые хронисты, гуманисты рассматривали историю как результат деятельности отдельных личностей. ● Претерпел изменения и язык исторических сочинений. Наряду с латынью используются национальные языки. ● Ренессанс, выразившийся в «подражании» гуманистов античным ученым и деятелям культуры, был обусловлен спецификой социально-политической жизни Европы XV-XVI вв., связанной с утверждением абсолютизма и формированием национальных монархий. Обращение гуманистов к античности, как эпохе гражданской доблести и политического величия, было порождено поиском образов, которые могли бы подтвердить новые общественные идеалы. ● Вновь вводились в оборот работы Фукидида, Полибия, Тацита, Саллюстия Криспа, Тита Ливия, Светония, Цицерона и пр. Восстанавливалась в своих правах античная образованность, возрождались цицероновская латынь и платоновский греческий. ● Сложились различные направления в гуманистической историографии, от эрудитского до политико-риторического. Последнее направление получило широкое распространение в официальной апологетической историографии больших и малых итальянских государств. ● В исторических трудах гуманистов XV в. сохранилась идущая от предшествующей официальной хронистики верность локальным темам и приверженность местной политической традиции, обретавшей, однако, в их трактовке новые оттенки. Так, Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Бартоломео Скала писали сочинения по истории Флоренции и прослеживали судьбу ее пополански-демократических порядков, доказывая их бесспорное преимущество перед единовластием. ● В свою очередь венецианские историки-гуманисты на рубеже XV-XVI вв. (Бернардо Джустиниани, Маркантонио Сабеллико, Марино Санудо Младший, Гаспаро Контарини и др.) всемерно подчеркивали достоинства олигархического строя Венецианской республики и видели в нем главную основу ее исторических успехов. ● Историки Миланского герцогства (в XV в. это гуманисты Пьер-Кандидо Дечембрио, Джованни Симонетта, Джорджо Мерула, Тристано Калько) восхваляли достижения герцогов, отдавая предпочтение описанию «великих деяний» правителей из рода Висконти и Сфорца. Более сложный вариант отношения к истории представляет труд Лоренцо Валлы «О деяниях короля Фердинанда Арагонского». Он не лишен апологетичности в подходе к истории Неаполитанского королевства, но она рассматривается достаточно критично. ● Своих официальных историографов-гуманистов имели и республики – Генуя, Лукка, Сьена, и синьории (государства монархического типа) – Феррара, Мантуя и др. В обоих случаях гуманисты искали и находили в античной и средневековой истории городов примеры и образцы, которые подкрепляли их обоснование достоинств современных порядков. ● Традиция гуманистической историографии сложилась в XV в. и в Риме, в трудах видных деятелей новой культуры – Энея Сильвия Пикколомини (папы Пия II), Флавио Биондо, Помпонио Лето, Платины. Все они принадлежали в большей мере к эрудитскому направлению гуманистической историографии. Они обращались преимущественно к древнеримской истории, рассматривая ее в русле более широкой проблематики, чем историки других городских центров ренессансной Италии. Их волновали вопросы о причинах гибели Римской империи (одну из них они видели в крушении республиканских порядков), об упадке древней цивилизации. Культурный аспект римской истории представлял для них особый интерес, что побуждало, в частности Биондо, привлекать археологический материал, описывать памятники и т. п. Они неизменно подчеркивали необходимость восстановить преемственность с древнеримской цивилизацией, по достоинству оценить ее культурные богатства. ● Особенно ценилась стилистическая выразительность исторического повествования. ● Секуляризация исторической мысли не всегда была последовательной – признавалась, хотя и не абсолютная, власть Фортуны над людьми, которые могли, однако, как полагали многие гуманисты, противостоять ей, опираясь на свою нравственную силу и знание. ● В причинно-следственных связях событий гуманисты стремились найти естественное обоснование, поддающееся рациональному истолкованию. Подчеркивалась роль выдающихся личностей в истории. Самостоятельное значение приобретал биографический жанр, создание исторических портретов («Жизнь замечательных людей» Веспасиано да Бистиччи, «Жизнеописание пап» Платины). ● Признанием роли личности в истории были обусловлены, распространенные в трудах гуманистов так называемые вставные речи, вкладывавшиеся в уста отдельных деятелей с целью показать их влияние на дальнейший ход событий. Это было явным отступлением от принципа «ad fontes», уступкой дидактическим целям исторического сочинения. ● Для гуманистов важна «внешняя сторона» истории, а исторические труды напоминают театральные пьесы на исторические темы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.146.94 (0.011 с.) |