Развитие зарубежной педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие зарубежной педагогики



Первым этапом в развитии педагогики является эмпирический этап, при котором взрослые передавали подрастающему поколению свои знания и опыт. В Древней Греции сложились две системы воспитания: спартанская и афинская. Обе системы определялись нуждами рабовладельческого общества. Воспитанию подлежали дети рабовладельческой аристократии, готовящей граждан, способных держать рабов в повиновении и страхе, и которые обладали бы необходимыми качествами и познаниями для защиты и управления государством. Разница спартанской и афинской систем воспитания обусловлена определенными особенностями политики, экономики и культуры этих государств. В Спарте использовалась система военного воспитания – система Агогэ. В содержание воспитания и образования входили: военно-физическая подготовка, пение, музыка, военно-религиозные танцы. Детей приучали к перенесению боли, холода, голода, жажды. Педагогическое искусство заключалось в выработке военно-физических умений, обучение письму и чтению было не обязательно.
Система афинского воспитания включала: семейное воспитание (до 7 лет); школу грамматиста с обучением поэзии, чтению, письму (с 7 до 14 лет); палестру (школа гимнастики или борьбы, школа педобрита) (с 13 до 15 лет); гимназии – политические, философские, литературные (с 16 до 19 лет); эфебию – подготовку к воинской службе (с 18 до 20 лет). Афинская система воспитания реализовывала идею гармонического развития личности, а именно комплексное эстетическое, умственное и физическое воспитание. С развитием общества появилась необходимость обобщения имеющегося опыта в педагогических процессах. Долгое время педагогика была составной частью философии. Стройные педагогические суждения встречались еще в трудах Сократа, Платона, Аристотеля. Сократ цели воспитания видел в самопознания. Платон отмечал значение педагогического мастерства в развитии общества, роль дошкольного воспитания, в котором большую роль играли потешки, детские песенки, сказки и игры. Цели воспитания Платон видел в создании идеального государства, в котором бы воплотилась Идея Бога. Аристотель предложил идею природосообразности, определил, что гармонии можно достичь через умственное, нравственное и физическое воспитание. Он первым попытался дать возрастную периодизацию.

В I в. н. э. Марк Квинтилиан дал основы дидактики, систематизировал педагогические идеи и дополнил их указаниями по содержанию образования.
В труде «О воспитании оратора» Квинтилиан отмечал:
Дидактические принципы, методика и правила обучения; Цель образования лежит в подготовке оратора, особое место в образовании отводится музыкальному воспитанию; Методы обучения включают последовательные стадии: подражание, теоретическое наставление, упражнение.

Европейское Средневековье надолго определило пути развития педагогических процессов. Для каждой страны границы данной эпохи индивидуальны. Все Средневековье делят на:
Раннее Средневековье (V–XI вв.). Обучение и воспитание носят религиозно-догматический характер. Школа находится под влиянием церкви, в основном ведется подготовка духовенства. Выделяют следующие типы школ: приходская, соборная, монастырская. Содержание образования составляли письмо, молитвы, чтение, астрономия, арифметика, геометрия, теория музыки, риторика, философия.
Развитое Средневековье (XI–XIII вв.). Содержание образования вместе с богословием составляли тривиум и квадривиум. Организация обучения – индивидуально-групповая, весь процесс обучения основывался на механическом запоминании. Рыцарское воспитание включало: езду верхом, фехтование, владение копьем, плавание, игру в шашки, охоту, сочинение и пение стихов.
Позднее Средневековья (XIII–XV вв.). Появляется схоластика. Ее яркие представители – П. Абеляр, Ф. Аквинский – указывали на необходимость развития логического мышления, умения давать определения и разрабатывать классификации. Схоластика способствовала развитию внимания, интеллекта, методичности.
Эпоха Возрождения (XV–XVII вв.). Процесс образования все больше отходит от религии и церкви. Развитие педагогических идей и концепций связаны с именами В. да Фельтре, Ф. Рабле, Э. Роттердамского, М. Монтеня. Основной постулат обучения – гуманное отношение к детям. К началу XVII века утверждаются всеобщность обучения, разносторонность воспитания, наглядность в обучении.

Статус педагогики как науки был окончательно обозначен работами Я.А. Коменского. Чешский общественный деятель, педагог-гуманист во всем мире признан основоположником науки педагогики. Его «Великая Дидактика» рассматривает вопросы теории и организации процесса обучения. Коменский обозначил педагогику термином «дидактика», включающем процессы обучения и воспитания. Педагогу принадлежит разработка классно-урочной системы обучения. Единая педагогическая система включала: материнскую школу (воспитание в семье до 6 лет), школу родного языка (от 6 до 12 лет), гимназии и латинские школы (от 12 до 18 лет). Характерными представителями зарубежной педагогики XVIII века являются Дж. Локк (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция), И.Г. Песталоцци (Швейцария), И. Гербарт и А. Дистервег (Германия). Дж. Локк разработал важные психолого-педагогические положения, учитывающие возрастные особенности ребенка, выдвинул предположения о механизме привычки и ее значении в развитии сознательности и любознательности ребенка, в формировании характера, определил пути формирования нравственности. Ж.-Ж. Руссо настаивал на воспитании и обучении детей естественным путем. Цели воспитания он видел в естественном развитии с исключением факторов, препятствующих развитию естественных способностей (например, религиозные и нравственные учения, ограничения, наложенные культурой). Отстаивал необходимость воспитания личности как будущего члена общества.

И. Г. Песталоцци – основоположник дидактики начального обучения. Считал, что воспитание и обучение должны развивать наиболее характерные человеческой природе нравственные, духовные и физические силы. Гармоничное развитие человека возможно только при тесном взаимодействии и связи нравственного, умственного, трудового и физического воспитания.
Педагогические идеи XIX-XX века получила свое дальнейшее развитие в направлениях: педагогика гражданского воспитания и трудовой школы (Г. Кершенштейнер, Германия); экспериментальная педагогика (Э. Мейман, Германия, Э. Торндайк, США); прагматическая педагогика (Д. Дьюи, США); педагогика воспитания к «свободе» (Р. Штайнера, Германия, М. Монтессори, Италия и др.).

 18Развитие отечественной педагогики

 19 Развитие, воспитание, социализация человека

Развитие- процесс качественных и количественных изменений в организме. Его результат- физическое, интеллектуальное, социальное, духовное развитие человека. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включая морфологические, биохимические, физиологические изменения. А духовное развитие находит выражение в интеллектуальном, социальном росте. Если человек достигает уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается ею, а становится в процессе своего развития. Понятие «личность», в отличии от понятия «человек»,- социальная характеристика, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность, определяется мерой приспособления общественного опыта с одной стороны и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровещницу материальных и духовных ценностей- с другой. Развитие человека- сложный, длительный процесс. Изменения в организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно изменяются физические данные и дух. Мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физ, интеллект, и дух. характеристик личности.

Воспитание- основополагающая категория педагогики. Оно является базовым, т.к. обеспечивает основной пласт формирования личности, отвечающий за адаптацию ребенка к общественной жизни, знанение им основных норм поведения и общения. Независимо от уровня своего развития люди постоянно находятся во власти воспит. Воздействий и воздействуют сами. Лихачев рассматривает воспитание с различных точек зрения, выделяя 3 основные концепции:

Воспитание- необходимая и обязательная часть той соц. Среды, благодаря которой осуществляется выживание человека

С социально-культурной точки зрения воспитание представляет собой объективный социальный механизм передачи м-ду поколениями жизненно важного опыта

С философско-религиозной позиции воспитание является тем божественным механизмом, с помощью которого осуществляется предача веры из поколения в поколение.

Сущность воспитания отражается в конкретном историческом процессе, который включает в себя отношения людей, их деятельность в обществе.

 

1. Воспитание – процесс целенаправленный с непредсказуемым, неадекватным результатом. Для него характерна высокая степень неопределенности, т.к. потенциальные возможности ребенка реализуются в нем так, что ни он сам, ни кто другой про это ничего не знают. (Влияние множества факторов, которые невозможно учесть, приводит к непредсказуемости, неопределенности, вероятности результата. Вероятность, вообще, – фундаментальный принцип жизни и культуры.

2. Воспитание – преобразование потребностей. Существует диалектическая связь между неудовлетворением и преобразованием потребности. Известно что, потребность – нужда в чем-либо, мотив - внутренние силы, которые связаны с потребностью и побуждают к определенной деятельности. Ниже приведены две схемы иерархии потребностей.

Самореализация

— одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности. С. является результатом воспитания личности. Человек ощущает себя реализованным в жизни, когда его личностные амбиции удовлетворены, включая полученное образование, служебное положение, творческую состоятельность и пр. Однако с точки зрения интересов общества человек может считать себя реализованным, если его планы имеют общественно полезную направленность, поскольку личность с ярко выраженным антисоциальным поведением также может считать себя реализованной. В этом случае речь идёт о С. как результате дизсоциального воспитания.

 20 Факторы развития человека

Основные понятия:
Развитие личности в общем понимании является сложным биосоциальным процессом, которому сопутствует качественные и количественные преобразования. Определение 1 Наследственность – перенос от поколения к поколению видовых особенностей и очередности их развития, где главной единицей передачи этой информации является ген. Определение 2 Среда – еще один ведущий фактор развития, понимаемый как совокупность внешних обстоятельств, влияющих на развитие человека. Среда при этом может рассматриваться как самостоятельный элемент влияния, или компонент системы, особым образом оказывающий влияние на развитие. Например, рассматривают информационную, географическую или социальную среду в отдельности. Определение 3 Воспитание – рассматривается как целенаправленный процесс формирования и преобразования личности. Базой процесса воспитания является сознание человека, т.е. воспитание требует непосредственного участия личности. Среда, воспитание и биологическая наследственность, как факторы развития личности, должны быть рассмотрены по отдельности, что поможет сформировать четкую картину влияния этих элементов на индивида. (ред.)

Наследственность: Наследственность относится к группе биологических факторов, оказывающих прямое влияние на развитие личности человека. Структуру этого элемента можно наглядно изобразить в схематической форме: Как можно понять из иллюстрации наследственность формируется из нескольких факторов. Следовательно, следует разобрать каждый составляющий элемент в отдельности, что поможет сформулировать выводы.

· Как можно понять из иллюстрации наследственность формируется из нескольких факторов. Следовательно, следует разобрать каждый составляющий элемент в отдельности, что поможет сформулировать выводы.

· Анатомо-физиологическая структура:
Под ее воздействием закладываются базовые способности речи и мышления индивида. Сюда также включают прямохождение и другие признаки вида.
Задатки:
По своей природе являются частью анатомо-физиологической системы, но все же с отдельным значением для развития. Задатки – это предпосылки развития способностей. От этих свойств нервной системы зависит уровень работоспособности, внимание, скорость образования связей. Из группы принято выделять специфические задатки к тому или иному виду деятельности. Например, к музыке, танцам, спорту, математике, языкам и так далее. Однако, при отсутствии благоприятных внешних условий и занятий по какому-либо направлению, способности не смогут развиться, даже если существует предрасположенность в виде задатков. Но в случае создания необходимых условий развития и систематических занятий выбранным видом деятельности личность может достичь высшего уровня развития способностей – это талант и гениальность.

Аномалии в развитии: Здесь имеются в виду наследуемые генетические заболевания или же предрасположенности к ним. Нередко данный элемент рассматривается как ведущий фактор, влияющий на развитие личности.
Особенности нервной системы:
Процессы в нервной системе организма формируют типы нервной деятельности, являются биологическим фактором и влияют на формирование наследственности. Физиологические особенности:
Этот фактор также передается от поколения к поколению. Под физиологическими особенностями принято рассматривать группу крови, скорость обмена веществ и прочие. Физические особенности: Также наследуемые качества личности. В группу передаваемых по наследству физических качеств входит цвет волос, расовые признаки, основные черты лица и телосложение. Различные исследователи все еще спорят о вероятности передачи моральных качеств по наследству. В рамках отечественной педагогики принято рассматривать моральные качества личности как итог взаимодействия с внешней средой, а не наследуемый генетически признак. Данное предположение находит подтверждение в исследованиях генома человека. Удалось выявить отсутствие генов агрессии, зла, добра и прочих, так называемых «нравственных» генов. Однако западная педагогика имеет на этот счет обратное мнение. Там принято считать нравственность частью наследственности, что объясняется наличием инстинктов.

Среда:
Среда, а именно внешние условия влияния на развитие личности, является социальным фактором. Данный фактор был недооценен приверженцами концепции биологического развития индивида. Среда включает в себя несколько составляющих, в той или иной степени оказывающих влияние на личность и ее формирование: Социальная. Национально-этническая. Географическая. Школьная. Семейно-родственная. Культурная. Религиозная. Материально-экономическая и другие. Также среда может быть разделена на три основные группы:

 

· Многие исследователи задаются вопросом, что формирует личность, наследственность или среда, но единственно правильным решением будет определение этих двух факторов как взаимосвязанных. Среда по своей сути является реальной действительностью, в которой происходит формирование человеческой личности. Отмечается, что в детском возрасте особое значение имеет семейно-родственная, домашняя и окружающая среда. Под воздействием этих факторов закладываются базовые нравственные и социальные качества индивида. Наименее изученной на сегодня является искусственно созданная среда обитания и ее степень влияния на человека до конца не определена. Также не отрицается важность этой среды в современном обществе. Изучая средовой фактор влияния на становление личности человека, учитывается не только степень и характер воздействия внешних обстоятельств, но и уровень активности самого индивида, его реакция на те, или иные обстоятельства. Формирование устойчивости личности к негативным внешним воздействиям положительно сказывается на развитии в целом. Исходя из этого, еще одним ведущим фактором в становлении человека как личности является воспитание, которое требует более детального рассмотрения.

· Воспитание:
Воспитание выполняет особую роль в процессе формирования личности человека. Оно позволяет сгладить отрицательное воздействие двух других формирующих факторов. Основными функциями воспитания являются: Определение задатков, обусловленных наследственностью и их последующее совершенствование. Формирование специальных способностей для последующего их применения во всех жизненных сферах. Организация и реализация на практике учебно-воспитательной деятельности. Влияние на социальные условия, сглаживание отрицательного воздействия среды. Применение и укрепление положительных факторов в процессе развития и становления личности. В процессе воспитания важно учитывать уровни развития, предложенные в теории Л.С.Выготского. ребенок должен быть подготовлен к определенному воспитательному воздействию. Необходимо четко определить зону ближайшего и активного развития, т. е. «сейчас» и «скоро». Так воспитание получить структурированное, последовательное направление и позволит добиться максимального уровня развития личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.021 с.)