Связь педагогики с другими науками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связь педагогики с другими науками.



Педагогика, поскольку исследование педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, теснейшим образом переплетена со всеми науками, которые связаны с изучением человека: философией, социологией, информатикой, психологией, медициной, анатомией, школьной гигиеной, физиологией высшей нервной деятельности, генетикой, этнологией, экологией личности и др.
Философия определяет методологические подходы в объяснении педагогических явлений и процессов и место воспитания в развитии общества, дает знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию).
Социально-экономические науки: социология, политология, экономика, право. Социология объясняет влияние среды на формирование личности, законы развития социальных групп и социальных отношений. Политология, исследуя закономерности функционирования и развития политической сферы общества, опирается на события и факты, которые раскрывают патриотические, нравственные, эстетические и иные аспекты политической деятельности. Правовые аспекты способствуют формированию правовой культуры личности. Эти пауки обогащают педагогику своими методами исследования, особенно социология. Экономика послужила основанием развития такой отрасли науки, как экономика образования, в школах преподается предмет "Экономика".
Психология — наука, без которой педагогика вообще не может развиваться и выводить свои законы и правила. Педагогика занимается вопросами воспитания и обучения ребенка, а каковы особенности психики растущего человека, как происходит процесс становления личности, сущность психологии воспитания и обучения изучает и раскрывает психология. Педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения систематизации педагогических фактов и методами исследования.
Информатика, изучая современные информационные технологии, помогает правильно использовать их в педагогическом процессе, компьютеризация которого идет бурными темпами.
Медицина, анатомия, школьная гигиена, физиология высшей нервной деятельности, генетика обогащают педагогику знаниями о физиологии и генетике человека, помогающими лучше попять индивидуальные особенности психики каждого воспитанника, рекомендациями о том, как в процессе организации учебно-воспитательного процесса сохранить и укрепить здоровье детей — это естественнонаучная база педагогики
Этнография паука о бытовых и культурных особенностях народов. К. Д. Ушинский сформулировал как один из важнейших принцип народности в обучении и воспитании. В тесной связи с этнографией развивается этнопедагогика, позволяющая понять и учитывать в процессе воспитания и обучения народные, национальные особенности характера воспитанников разных национальностей, использовать традиции и практику народной педагогики в обучении и воспитании.
Экология личности, экология среды — новые научные отрасли, изучающие закономерности и условия сохранения личности, непричинения ей вреда, создания условий для полного раскрытия се потенциальных сил и возможностей.
Педагогика во взаимодействии с различными отраслями знаний:
* • творчески осваивает научные идеи других дисциплин (синергетика, кибернетика и др.);
* • применяет научные методы исследования других наук (математическое моделирование, социологические опросы и др.);
* • использует результаты исследований, полученные различными науками (психология, антропология, физиология и др.);
* • совместно решает общие проблемы (лечебная педагогика, безопасность образовательной среды и др.).

 

5. Педагогическая деятельность: особенности, виды, структура.

Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.

В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных организациях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми — педагогами.

Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.

Цель педагогической деятельности — создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.

Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста

(1) позицию семьи;

2) позицию сверстников;

3) позицию педагогов;

4)притязание на общественное признание;,

к внутренним —1 доминирование,

2) гуманистическую и просоциальную направленность

3) личные профессиональные и жизненные планы 4)способности и их проявления; 5) информированность о той или иной профессиональной деятельности; 6) склонности.).

Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядности.

Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.

Структура пед.деят-ти.

Начальный компонент педагогической деятельности - знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку.

Второй компонент педагогической деятельности - многообразные научные знания, умения, навыки (ЗУН), накопленные человеком в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни - мировоззрение.

Третий компонент педагогической деятельности - собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.

Четвертый компонент педагогической деятельности - высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др. культура ее носителя.

Профессор Н.В. Кузьмина в структуру педагогической деятельности включает следующие компоненты, рассматривая педагогическую деятельность как цикл этапов педагогического управления:

- гностический;

- проектировочно-целевой;

- конструктивный;

- организационный;

- коммуникативный.

Б. Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:

- знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;

- научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;

- педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;

- высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.

Основные функции педагогической деятельности

В педагогической литературы рассматриваются следующие функции педагогической деятельности.

Функция развивающая является ведущей в деятельности педагога. Она самаобъединяет ряд функций:

- гностическую (познавательную), включающую умения накапливать необходимые знания, работать с литературой, осваивать средства воспитательного воздействия и т. д.;

- исследовательскую, включающую умения определять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, выдвигать гипотезы и задачи исследования, проблемно ставить вопросы и т. д.;

- информационную, включающую умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала и т. д.;

- побудительную, включающую умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и т. д.

Конструктивно-организаторская функция направлена на организацию педагогического процесса, обеспечивающую его эффективность. Она включает в себя ряд умений: планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы.

Диагностическая функция направлена на определение состояния воспитуемых и педагогического процесса в целях определения правильной стратегии и тактики воспитательно-образовательной работы. Она включает умения определять особенности физического и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности.

Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на ребенка осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания. Она предполагает умения: устанавливать деловые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им содержание, методы общественного воспитания, побуждать родителей к активному участию в работе ДОУ и т. д.

Коммуникативная функция требует от педагога высоких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым.

Материнская функция проявляется в обеспечении положительного эмоционального состояния ребенка, в охране жизни и здоровья, доверенных педагогу детей, в обеспечении их нормального психического и физического развития.

Преобразовательная функция требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

6. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Профессиональная компетентность педагога.

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой — научно-теоретическую и практическую подготовку как основу профессионализма. Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя. К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требования к учителю объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности). Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к установлению перечня педагогических способностей, представляющих собой синтез качеств ума, чувств и воли личности. В частности, В.А.Крутецкий выделяет дидактические, академические, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение и способность к распределению внимания. А.И.Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские. Он также считает, что в психологической структуре личности учителя должны быть выделены общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки: общепедагогические (информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные), общетрудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские), коммуникативные (общение с людьми разных возрастных категорий), самообразовательные (систематизация и обобщение знаний и их применение при решении педагогических задач и получении новой информации). Учитель — не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность. Эта емкая и лаконичная характеристика учителя может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик. В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности. Рассмотрим в этой связи свойства личности учителя-воспитателя, характеризующие его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность. К.Д.Ушинский писал: "Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждения воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы".* В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность. В частности, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Идейная убежденность лежит в основе социальной активности учителя. Именно поэтому она по праву считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности учителя. Учитель-гражданин верен своему народу, близок ему. Он не замыкается в узком кругу своих личных забот, его жизнь непрерывно связана с жизнью села, города, где он живет и работает. В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога. Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Наличие или отсутствие призвания может выявиться только при включении будущего учителя в учебную или реальную профессионально ориентированную деятельность, ибо профессиональная предназначенность человека не обусловлена прямо и однозначно своеобразием его природных особенностей. Между тем субъективное переживание призвания к выполняемой или даже избранной деятельности может оказаться весьма значимым фактором развития личности: вызывать увлеченность деятельностью, убежденность в своей пригодности к ней.

Таким образом, педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим учителем теоретического и практического педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Отсюда можно сделать вывод, что недостатки специальной (академической) подготовленности не могут служить поводом для признания полной профессиональной непригодности будущего учителя. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя. Среди таких качеств — педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Именно в ней находит выражение его мотивационно-ценностное отношение к труду. Учитель, имеющий данное качество, работает, не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А. С. Макаренко и В.А.Сухомлинского. Исключительный пример самоотверженности и самопожертвования — жизнь и подвиг Януша Корчака, видного польского врача и педагога, презревшего предложения фашистов остаться в живых и шагнувшего в печь крематория вместе со своими воспитанниками

Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях, умениях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельную и успешную деятельность.

Компетенция – это норма (требования) к образовательной подготовке педагога, позволяющая осуществлять успешную деятельность в определенной сфере. Компетентность педагога состоит из трех составляющих: общекультурной, профессиональной и социальной компетентностей.

· Общекультурная компетентность — уровень образованности, достаточный для самообразования.

· Профессиональная компетентность — качество личности, которое проявляется в способности и готовности к деятельности, позволяющей успешно решать педагогические задачи на основе владения педагогом необходимой суммой знаний, умений, навыков и опыта.

· Социальная компетентность — социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Социальная компетентность предполагает владение видами компетентности, связанными с системой человеческих ценностей,

способами функционирования социума и своей собственной ролью в этой структуре.

Можно выделить 4 стадии формирования компетентности.

Неосознанная некомпетентность. На этой стадии педагог не осознаёт, что результативность его работы не соответствует ожиданиям или предъявляемым требованиям, что само по себе является препятствием к обучению. Поэтому первоочередной задачей на этом этапе выступает перевод педагога в состояние осознанной некомпетентности.

Осознанная некомпетентность. Цель данного этапа — осознание педагогом необходимости в повышении своего профессионального уровня. Основанием для оценки уровня своей компетентности могут послужить: изучение модели педагогической компетентности педагога; результаты диагностики учащихся; результаты контроля; посещение уроков своих коллег, презентации опыта эффективной педагогической практики коллег и т.д.

Осознанная компетентность: Эта стадия характеризуется умением (не всегда уверенным) выполнять поставленную перед собой задачу на основе приобретённых знаний, умений и навыков. На этом этапе педагог работает не автоматически, а постоянно продумывает свои действия, анализируя достигнутые результаты своей деятельности.

Неосознанная компетентность. Данная стадия характеризуется автоматическим выполнением правильных действий, которое входит в привычку. Это качественное изменение характеризует более высокий уровень профессиональной компетентности, который достигается практикой, повторением опыта и постоянным самоанализом деятельности.

Для перевода в состояние осознанной компетентности необходима планомерная организация процесса непрерывного образования педагогов внутри колледжа, вне него, а также самообразование

Хотелось бы, чтобы у всех педагогов была сформирована неосознанная компетентность. Но не у всех педагогов есть большой опыт и желание постоянно анализировать свою деятельность и постоянно ее совершенствовать. Но,тем не менее, у нас есть такие педагоги и мы видим, что их число растет.

7. Образование как общественный и культурно-исторический процесс.

Образование как явление общественной жизни. Социокультурные функции образования. Образовательный и педагогический процессы. Структура образовательного процесса. Движущие силы образовательного процесса.

Согласно последним государственным документам, понятие образования отождествляется с определением воспитания в широком смысле слова и понимается как процесс передачи накопленных поколениями знаний, опыта и культурных ценностей. Соответственно, образование является общественным явлением и выполняет социокультурные функции:

· является способом социализации личности и преемственности поколений;

· средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;

· ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;

· обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов.

Образование как система представляет собой совокупность учреждений разного типа и уровня (дошкольного, школьного, дополнительного, среднего специального, высшего и послевузовского образования).

Образование как процесс отражает этапы и специфику развития системы образования.

Термин «образовательный процесс» достаточно широко используется в практике образования и теории педагогики. Однако, среди ученых нет единства в его трактовке. В Законе РФ «Об образовании» образование рассматривается как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государственных образовательных уровней – цензов. В данном случае понятие «образовательный процесс» отождествляется с понятием «педагогический процесс». Однако, оба понятия являют собой сущностное единство, но не выступают тождественными. «Образовательный процесс» шире явления и понятия «педагогический процесс». Педагогический процесс всегда образовательный, но не всякий образовательный процесс есть процесс педагогический. Образование, развитие человека может происходить позитивно без участия или даже вопреки участию педагога. В данном понимании образовательный и педагогический процессы не тождественны.

В рамках же курса педагогики, рассматривая профессионально организованный, то есть целенаправленный процесс, мы получаем в качестве объекта познания единое явление (не только по сути, но и по форме), которое вправе называть либо образовательным, либо педагогическим процессом в зависимости от точки зрения, избранной для анализа.

Под образовательным процессом будем понимать совокупность учебно воспитательного и самообразовательного процессов, направленную на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Таким образом, внутри образовательного процесса можно выделить два компонента, каждый из которых является процессом: обучение и воспитание.

Образование (воспитание в широком смысле слова)

как функция человеческого общества –

овладение совокупностью общественного опыта

Обучение – овладение знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями

Воспитание в узком смысле слова – формирование социальных, нравственных, эстетических отношений, чувств, взглядов, убеждений, привычек, поведения

Эти процессы (обучение и воспитание) имеют как общее, так и особенное. Общность процессов обучения и воспитания в реальном образовательном процессе заключается в том, что процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Специфика процессов обучения и воспитания заключается в следующем. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание – на поведение, потребностно-мотивационную сферу личности.

Основными компонентами структуры образовательного процесса являются:

· целевой (определение целей образования);

· содержательный (разработка содержания образования);

· операционно-деятельностный (способы, средства и формы образования);

· стимулирующе-мотивационный (создание стимулов и мотивов в образовании);

· оценочно-результативный (оценка результатов образования, их коррекция в случае необходимости).

В образовательном процессе имеет место множество противоречий, выявление и управление разрешением которых может выступать в качестве движущих сил развития как образовательного процесса, так и личности. Существуют внешние и внутренние противоречия.

Основным внешним противоречием является противоречие между новыми социальными задачами, стоящими перед школой, и возможностями школы.

К внутренним противоречиям относятся следующие:

· между требованиями к ребенку и реальными возможностями по их удовлетворению, уровнем развития ребенка:

· между знаниями и их применением;

· между коллективным, фронтальным преподаванием (деятельность учителя) и индивидуальным характером усвоения (деятельность ученика):

· между общей скоростью процесса образования и темпом продвижения каждого ученика;

· между целенаправленным педагогическим воздействием и стихийными влияниями;

· между внешними требованиями и внутренними стремлениями ребенка и т.д.

Образовательный процесс отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания:

· двусторонность взаимодействия педагога и ученика;

· направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие личности;

· единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон;

· взаимосвязь всех структурных элементов: цели - содержания образования и средств достижения образовательных задач - результата образования;

· реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека.

Во все времена система образования в неразрывном единстве двух своих функций – сохранения и развития – была основным хранилищем и транслятором культурных традиций из поколения в поколение. Образование несет ответственность за духовное возрождение современного общества, за восстановление утраченной связи поколений, за патриотическое воспитание человека, за формирование его толерантного сознания.

 

8. Самообразовательная деятельность человека. Единство образования и самообразования.

Самообразование — процесс самостоятельного приобретения знаний человеком об окружающем его мире и автономного формирования своего особого отношения к нему.

Естественно, самообразование тесно связано с образованием — процессами обучения и воспитания, которые осуществляются под руководством семьи, школы и других социальных институтов. Более того, они образуют единство, ибо подлинное, настоящее целенаправленное самообразование возможно лишь па основе определенного уровня системного образования. Самообразование — это неразрывная часть образования, поэтому и образование (качественное) возможно лишь вместе с самообразованием — самостоятельной, систематической работой человека по усвоению и закреплению знаний, умений, навыков. Без него невозможно эффективное и качественное образование. Кстати, одним из положительных требований современных образовательных реформ как раз и является увеличение доли самостоятельной работы всех учащихся (школьников, студентов) по изучению учебных дисциплин.

Существенная особенность, отличие самообразования от процессов образования заключается прежде всего в том, что в самообразовании человек сам ставит цели для себя и сам их реализует. Здесь он учитель и воспитатель — ученик и воспитанник в одном лице. Понятно, что быть одновременно учителем и учеником, воспитателем и воспитанником невероятно сложно. Для этого необходима не просто сила воли, стремления и знания самого человека, но и определенные умения, чтобы заниматься самообразованием. Семья, школа должны готовить человека к этому, всячески побуждать его к самообучению и самовоспитанию. Правда, известный советский педагог-практик В. А. Сухомлинский в этой связи как-то заметил, что учить самовоспитанию труднее, чем организовывать воскресное времяпрепровождение. Это верно. Однако образование, которое побуждает людей к самообучению и самовоспитанию собственно и есть настоящее образование.

Необходимость (значение) самообразования определяется также стремлением человека к своей актуализации. Согласно А. Маслоу, самоактуализация — это полное использование и реализация способностей, таланта, потенциала личности. Иначе говоря, самоактуализация — становление в человеке того, что в нем есть, раскрытие и развитие его возможностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.067 с.)