Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология педагогической науки, ее уровни.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Методология (от греч. methodos –путь исследования или познания, теория, учение и logos –слово, понятие): 1) система принципов и способов организации и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке. Методология педагогической науки–это учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразованная педагогической действительности. В науке признано существование иерархии методологий. В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Философский уровень методологиисоставляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания,определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности. В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения, выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, неотомизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм и др. Экзистенциализм, или философия существования, переживания человеком своего бытия в мире. Основное понятие экзистенциализма –существование –индивидуальное бытие человека, погруженного в своё Я. По мнению экзистенциалистов, объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее Я каждого. Неотомизм –учение, согласно которому мир двойствен, состоит из духовного и материального мира. Духовный мир имеет более духовную ценность, так как он более благородный, более богатый. Материальный мир –это мир низшего ранга, он мёртв, не имеет цели и сущности, его изучением занимается наука. Поэтому, считают неотомисты, высшая истина постигается только «сверхразумом», посредством приближения к Богу и постижение данного им откровения. Позитивизм –учение, признающее верным и испытанным только то, что получено с помощью естественных наук и количественных методов. Позитивисты объявляют псевдонаучными проблемы, связанные с развитием общества Прагматизм –философское течение, возникшее в связи с тем, что темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму. Всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека и полезно для него. Диалектический материализм –философское учение об общих законах движения и развития природы, общества, и мышления. Основные положения диалектического материализма сводятся к тому, что, матеря первична, а сознание вторично. Следующий уровень методологического знания – общенаучный. В его основе лежат концепции, научные подходы, применяемые во многих науках. Сущность системного подхода заключается в том, что компоненты рассматриваются не изолированно, а во взаимосвязи. С изменением одного компонента меняются и другие. Личностный и деятельностный подходы основываются на том, что средством и решающим условием развития личности является деятельность. Диалогический подход вытекает из того, что сущность человека гораздо богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Этот подход основан на вере в позитивный потенциал человека, на его неограниченные творческие возможности. Культурологический подход –подход, в котором культура понимается как специфический способ человеческой деятельности. Этнопедагогический подход –трансформация культурологического подхода, в которой проявляется единство общечеловеческого, национального и индивидуального. Одним из возрождающихся является антропологический подход, который был впервые разработан и обоснован К. Д. Ушинским. Он означает системное использование данных всех науко человеке как предмете воспитания. Третий уровень методологии – конкретно-научный –совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя проблемы и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии. Четвёртый уровень методологии – технологический –составляютметодика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. Методологические принципы педагогического исследования. Теоретическая сторона методологии связана с установлением основных педагогических закономерностей как исходных посылок научного поиска ивключает мировоззренческую функцию, объясняет полученные результаты и делает выводы. Нормативная сторона методологии –изучение общих принципов подхода к педагогическим объектам, системы общих и частных методов и приёмов научного педагогического исследования. По своему характеру и содержанию исследования в области педагогики разделяются на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования призваны разрешать задачи стратегического характера. Их основные отличительные признаки: · теоретическая актуальность, выражающаяся в выявлении закономерностей, принципов или фактов, имеющих важное значение; · концептуальность; · историзм; · критический анализ научно несостоятельных положений; · использование методик, адекватных природе познаваемых объектов действительности; · новизна и научная достоверность полученных результатов. Основными признаками прикладных исследований являются: · приближённость их к актуальным запросам практики; · сравнительная ограниченность выбора исследования; · оперативность в проведении и внедрении результатов и др. К разработкам педагогики относятся методические рекомендации по вопросам обучения и воспитания, методические средства и пособия. Отличительные черты разработок: o целевая направленность; o конкретность; o определённость; o небольшой объём. Организация и логика педагогического исследования. Под педагогическим исследованием понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Любое педагогическое исследование предполагает наличие в нём общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества являются актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость. Рассмотрим каждый из вышеуказанных методологических параметров. Проблема исследования. Любое педагогическое исследование начинается с определения проблемы. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?» Кроме того, решение любой научной проблемы способствует улучшению практической деятельности. Тема исследования. В формулировке темы следует показать движение от достигнутого наукой к неизвестному. Объект исследования –это явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое нацелено внимание исследователя. В качестве объекта могут выступать, например, процессы обучения,воспитания и развития личности; процессы становления новых образовательных и воспитательных систем. Цель исследования –это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска. Намечая логику исследования, учёный формулирует ряд частных исследовательских задач, которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать для достижения цели. Гипотеза исследования. Одним из методов развития научного знания, а также структурных элементов теории является гипотеза –предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта,связи или причины явления, причём этот вывод нельзя считать вполне доказанным. А теперь рассмотрим подробнее критерии качества педагогического исследования. Актуальность исследования. Все рассматриваемые характеристики научного исследования взаимосвязаны между собой. Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают обоснование актуальности исследования, т. е. ответа на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время. Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух аспектах её научного решения. Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учёта конкретных и специфических обстоятельств. Наиболее убедительным основанием, определяющим актуальность исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые общественно значимые проблемы. Критерий научной новизны характеризует содержательную сторону результатов исследования, т. е. новые теоретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известны и не зафиксированы психолого-педагогической науке и практике. Обычно выделяют научную новизну теоретических и практических результатов. Критерий теоретической значимости определяет влияние результатов на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления. Он даёт возможность судить о сущности и закономерности педагогических процессов и явлений. Критерий практической значимости определяет изменения, которые стали реальностью или могут быть достигнуты посредством внедрения результатов исследования в практику. Система методов и методика педагогического исследования. При проведении педагогического исследования используются определённые научные методы. Методы педагогического исследования –это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. Эти методы условно делятся на теоретические и эмпирические.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.195.30 (0.009 с.) |