Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология педагогической науки, ее уровни.

Поиск

Методология (от греч. methodos –путь исследования или познания, теория, учение и logos –слово, понятие): 1) система принципов и способов организации и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Методология педагогической науки–это учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразованная педагогической действительности.

В науке признано существование иерархии методологий. В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.

Философский уровень методологиисоставляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания,определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности. В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения, выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, неотомизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм и др.

Экзистенциализм, или философия существования, переживания человеком своего бытия в мире. Основное понятие экзистенциализма –существование –индивидуальное бытие человека, погруженного в своё Я. По мнению экзистенциалистов, объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта.

Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее Я каждого.

Неотомизм –учение, согласно которому мир двойствен, состоит из духовного и материального мира. Духовный мир имеет более духовную ценность, так как он более благородный, более богатый.

Материальный мир –это мир низшего ранга, он мёртв, не имеет цели и сущности, его изучением занимается наука. Поэтому, считают неотомисты, высшая истина постигается только «сверхразумом», посредством приближения к Богу и постижение данного им откровения.

Позитивизм –учение, признающее верным и испытанным только то, что получено с помощью естественных наук и количественных методов. Позитивисты объявляют псевдонаучными проблемы, связанные с развитием общества

Прагматизм –философское течение, возникшее в связи с тем, что темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму. Всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека и полезно для него.

Диалектический материализм –философское учение об общих законах движения и развития природы, общества, и мышления. Основные положения диалектического материализма сводятся к тому, что, матеря первична, а сознание вторично.

Следующий уровень методологического знания – общенаучный. В его основе лежат концепции, научные подходы, применяемые во многих науках.

Сущность системного подхода заключается в том, что компоненты рассматриваются не изолированно, а во взаимосвязи. С изменением одного компонента меняются и другие.

Личностный и деятельностный подходы основываются на том, что средством и решающим условием развития личности является деятельность.

Диалогический подход вытекает из того, что сущность человека гораздо богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Этот подход основан на вере в позитивный потенциал человека, на его неограниченные творческие возможности.

Культурологический подход –подход, в котором культура понимается как специфический способ человеческой деятельности.

Этнопедагогический подход –трансформация культурологического подхода, в которой проявляется единство общечеловеческого, национального и индивидуального.

Одним из возрождающихся является антропологический подход, который был впервые разработан и обоснован К. Д. Ушинским. Он означает системное использование данных всех науко человеке как предмете воспитания.

Третий уровень методологии – конкретно-научный –совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя проблемы и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии.

Четвёртый уровень методологии – технологический –составляютметодика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.

Методологические принципы педагогического исследования.

Теоретическая сторона методологии связана с установлением основных педагогических закономерностей как исходных посылок научного поиска ивключает мировоззренческую функцию, объясняет полученные результаты и делает выводы.

Нормативная сторона методологии –изучение общих принципов подхода к педагогическим объектам, системы общих и частных методов и приёмов научного педагогического исследования.

По своему характеру и содержанию исследования в области педагогики разделяются на фундаментальные, прикладные и разработки.

Фундаментальные исследования призваны разрешать задачи стратегического характера. Их основные отличительные признаки:

· теоретическая актуальность, выражающаяся в выявлении закономерностей, принципов или фактов, имеющих важное значение;

· концептуальность;

· историзм;

· критический анализ научно несостоятельных положений;

· использование методик, адекватных природе познаваемых объектов действительности;

· новизна и научная достоверность полученных результатов.

Основными признаками прикладных исследований являются:

· приближённость их к актуальным запросам практики;

· сравнительная ограниченность выбора исследования;

· оперативность в проведении и внедрении результатов и др.

К разработкам педагогики относятся методические рекомендации по вопросам обучения и воспитания, методические средства и пособия. Отличительные черты разработок:

o целевая направленность;

o конкретность;

o определённость;

o небольшой объём.

Организация и логика педагогического исследования.

Под педагогическим исследованием понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Любое педагогическое исследование предполагает наличие в нём общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества являются актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость.

Рассмотрим каждый из вышеуказанных методологических параметров.

Проблема исследования. Любое педагогическое исследование начинается с определения проблемы. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?» Кроме того, решение любой научной проблемы способствует улучшению практической деятельности.

Тема исследования. В формулировке темы следует показать движение от достигнутого наукой к неизвестному.

Объект исследования –это явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое нацелено внимание исследователя. В качестве объекта могут выступать, например, процессы обучения,воспитания и развития личности; процессы становления новых образовательных и воспитательных систем.

Цель исследования –это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска. Намечая логику исследования, учёный формулирует ряд частных исследовательских задач, которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать для достижения цели.

Гипотеза исследования. Одним из методов развития научного знания, а также структурных элементов теории является гипотеза –предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта,связи или причины явления, причём этот вывод нельзя считать вполне доказанным.

А теперь рассмотрим подробнее критерии качества педагогического исследования.

Актуальность исследования. Все рассматриваемые характеристики научного исследования взаимосвязаны между собой. Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают обоснование актуальности исследования, т. е. ответа на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время. Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух аспектах её научного решения. Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учёта конкретных и специфических обстоятельств. Наиболее убедительным основанием, определяющим актуальность исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые общественно значимые проблемы.

Критерий научной новизны характеризует содержательную сторону результатов исследования, т. е. новые теоретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известны и не зафиксированы психолого-педагогической науке и практике. Обычно выделяют научную новизну теоретических и практических результатов.

Критерий теоретической значимости определяет влияние результатов на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления. Он даёт возможность судить о сущности и закономерности педагогических процессов и явлений.

Критерий практической значимости определяет изменения, которые стали реальностью или могут быть достигнуты посредством внедрения результатов исследования в практику.

Система методов и методика педагогического исследования.

При проведении педагогического исследования используются определённые научные методы.

Методы педагогического исследования –это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. Эти методы условно делятся на теоретические и эмпирические.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.195.30 (0.009 с.)