Методы педагогических исследований. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы педагогических исследований.



В настоящее время определились некоторые подходы к построению системы методов педагогики. В самом общем виде все они обычно подразделяются по степени общности на три группы:

1. Всеобщий метод научного исследования –диалектический. Следует отметить, что система методов педагогики тождественна методологии и методам любого научного познания. Диалектический метод как основа всех других методов исследования присутствует в них имманентно.

2. Методы исследования, применяемые в педагогике, общие для ряда наук. Их часто называют общенаучными логическими методами познания.

3. Частные методы педагогики присущи только ей.

В.И. Загвязинский, Р. Астахов считают, что методы психолого-педагогического исследования могут быть сгруппированы по различным признакам.

§ В частности, по назначениюразличают в одном случае методы сбора фактического материала, его теоретической интерпретации, направленного преобразования; в другом –методыдиагностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистической обработки материала и др.

§ По уровням проникновения в сущность изучаемых психолого-педагогических явлений он выделяет две группы методов –эмпирическогои теоретического исследования.

§ Первая группа методов основана на опыте, практике, эксперименте и т. п., а вторая связана с абстрагированием от чувственной реальности, построением моделей и т. д.

Рассмотрим группу теоретических методов исследования.

Анализ (от грец. analysis –разложение, расчленение) -разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения.В педагогике анализвыступает как метод познания педагогической действительности, применяющийся как в реальной (практической), так и в мыслительной деятельности. Принято различать следующие виды анализа: механическое расчленение; определение динамического состава; выявление форм взаимодействия элементов целого; нахождение причин явлений; выявление уровней знания и его структуры и т.п. Анализ не должен учитывать качество предметов. Разновидностью анализа является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы –классификацияи периодизация.

Синтез (от греч. synthesis –соединение, сочетание, составление) -реальное или мысленное объединение различных сторон, частей предмета в единое целое. Для современной науки характерен не только внутридисциплинарный, но и междисциплинарный синтез, а также синтез науки и других форм общественного сознания. Результат синтеза -совершенно новое образование, свойства которого не есть только внешнее соединение свойств компонентов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.

Анализ и синтез диалектически взаимосвязаны. Они играютважную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях.

Абстрагированиетакже относится к методам научного познания.

В.П. Кохановский определяет абстракцию (от лат. abstractio –отвлечение) так:

а)сторона, момент, часть целого, фрагмент действительности, нечто неразвитое, одностороннее, фрагментарное (абстрактное);

б) процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого предмета или явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств (абстрагирование);

в) результат абстрагирующей деятельности мышления (абстракция в узком смысле).

С помощью абстракции возникли все логические понятия. Это различного рода «абстрактные предметы», которыми являются как отдельно взятые понятия и категории («развитие», «мышление» и т. п.), так и их системы (наиболее развитые из них -математика, логика и философия).

Абстракции различаются по уровням (порядкам). Абстракции от реальных предметов называются абстракциями первого порядка.

Абстракции от абстракций первого уровня называются абстракциями второго порядка и т. д. Самым высоким уровнем абстракции характеризуются философские категории.

Идеализация –мысленное конструирование понятии обобъектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. Чаще всего она рассматривается как специфический вид абстрагирования.Идеализированный объект представляет в познании реальные предметы, но не по всем, а лишь по некоторым жестко фиксированным признакам. Другими словами, это упрощенный и схематизированный образ реального предмета.

Обобщение как метод научного познания представляет собой, во-первых,логическийпроцесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, установление общих свойств и признаков предметов; во-вторых, результат этого процесса: обобщенное понятие, суждение, закон, теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, проникновение в ее сущность.

Принято различать два вида научных обобщений:

ü выделение любых признаков (абстрактно-общее);

ü существенных (конкретно-общее, т. е. закон).

По другому основанию можно выделить обобщения:

ü от отдельных фактов, событий к их выражению в мыслях (индуктивное обобщение);

ü от одной мысли к другой, более общей мысли (логическоеобобщение).

Индукция (от лат. inductio –наведение) -логический метод (прием) исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему.

Дедукция (от лат. deductio-выведение) означает, во-первых, переход в процессе познания от общего к единичному (частному), выведение единичного из общего; во-вторых, процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений –посылокк их следствиям (заключениям).

Аналогия (от греч. Analogia–соответствие, сходство) -метод научного познания, при котором устанавливается сходство в некоторых сторонах, качествах и отношениях между неотождествлёнными объектами. Умозаключение по аналогии –выводы, которые делаются на основании такого сходства.

Количественные методы в педагогике.

Моделирование как метод научного познания представляет собой воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Последний называется моделью. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. д.

Между моделью и оригиналом должно существовать известное сходство (отношение подобия): физических характеристик, функций; поведения изучаемого объекта и его математического описания; структуры и др.Именно это сходство и позволяет переносить информацию, полученную в результате исследования модели, на оригинал.

По характеру моделей выделяют материальное (предметное) и идеальное моделирование, выраженное в соответствующей знаковой форме.

Материальные модели являются природными объектами, подчиняющимися в своем функционировании естественным законам –физики, механики и т. д. При идеальном (знаковом) моделировании модели выступают в виде схем, графиков, чертежей,формул, системы уравнений и т. д. К идеальному моделированию относят так называемое мысленное моделирование. Его принято классифицировать на наглядное, символическое и математическое.

t Наглядное моделирование производится на базе представленийисследователя о реальном объекте при помощи создания наглядной модели, отображающей явления и процессы, протекающие в объекте.

t Символическое моделирование — это искусственный процесс создания логического объекта, который замещает реальный и выражает его основные свойства с помощью определенной системы знаков и символов. Символическое моделирование принято подразделять на языковое (описательное) изнаковое (графическое), в зависимости от применяемых семантических единиц.

t Математическое моделирование основано на описанииреального объекта с помощью математического аппарата. В настоящее время широкое распространение получил такой его вид, как компьютерное моделирование объектов.

В пределах статистического метода применяются следующие конкретные методики.

Регистрация –выявлениеопределенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т. п.).

Ранжирование–расположениесобранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).

Шкалирование –присвоениебаллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигаетсябольшая определенность. Известны четыре основные градации измерительных шкал: 1) шкалы наименований (или номинальные); 2) шкалы порядка (или ранговые); 3) интервальные шкалы; 4) шкалы отношений.

Традиционно-педагогические методы.

Рассмотрим группу эмпирических методов.

Наблюдение –целенаправленное, относительно длительное, организованное по специальной программе восприятие педагогического процесса, его отдельных видов, сторон в естественных условиях.

Наблюдение бывает сплошным или выборочным. Выборочность может определяться по отношению к субъектам деятельности (когда наблюдение на уроке ведется не за всеми учениками класса, а только, например, за «отличниками») или по отношению к содержанию деятельности и формам ее организации (например, объяснение нового материала или осуществление контроля).

На основе наблюдений может быть дана экспертная оценка. Их результатыобязательно фиксируются. Они заносятся в специальные протоколы или дневники наблюдений, где отмечаются фамилии наблюдаемого (наблюдаемых), дата, время и цель. Полученные данные подвергаются количественной и качественной обработке.

Главная специфическая особенность наблюдения заключается в том, что оно не воздействует на объект изучения, не вызывает интересующие его явления, а ждет их естественного выражения. +

Это, с одной стороны, составляет преимущество метода наблюдения (так как позволяет регистрировать естественное поведение человека), а с другой –создаетопределенные трудности для исследователя (так как он вынужден ждать, когда сможет наблюдать интересующее его явление, а следовательно, должен неопределенное время находиться в режиме ожидания). Другим недостатком этого метода является то, что на его результаты оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя. -

Наблюдение требует специального, заранее намеченного плана, который включает в себя следующие этапы:

1) определение цели и задач наблюдения (для чего наблюдать);

2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

3) выбор способа наблюдения (как наблюдать);

4) выбор способов регистрации (как вести записи);

5) обработка и интерпретация полученнойинформации (каковрезультат).

Виды наблюдения: прямое и косвенное.

Прямое наблюдениехарактеризуется непосредственным наблюдением процесса и в свою очередь разделяется на два вида (включенное и не включённое).

При включенном наблюденииисследователь выступает непосредственным организатором учебной или воспитательной работы, деятельности и общения обучаемых, что позволяет емуглубже проникнуть в сущность изучаемых явлений.

При не включённом наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта. С помощью не включённого наблюдения фиксируются факты открытого поведения.

При косвенном наблюдении исследователь узнает об особенностях изучаемого через других лиц.

Для получения наиболее объективных данных наблюдение должно осуществляться ссоблюдением определенных правил: иметь цель, программу, проводиться систематически и длительно. Фиксирование процесса и результатов наблюдения должно быть сплошным, тщательным и подробным.

Изучение опыта –ещеодин издавна применяемый метод педагогического исследования. B широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. C помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения o целесообразности их применения в новых исторических условиях. Тщательному научному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады,постановления, материалы съездов и конференций и т. д. Изучаются также учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий –словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.

В современном, несколько суженном смысле под изучением опытаобычно понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей.

Изучение опыта будет плодотворным только при соблюдении ряда важных требований. Особое внимание обращается на факты, противоречащие господствующим теориям, устоявшимся канонам. Важно также во всех тонкостях раскрыть механизм достижения высоких результатов обучения и воспитания. Чем глубже и разностороннее анализ опыта, тем больше ценных идей извлекают исследователи.

Научно-педагогические исследования не проходят без анализа школьной документации, характеризующей учебно-воспитательный процесс. Источники информации -классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т. п. В этих документах содержится масса объективных данных, помогающих устанавливать причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями.

Изучение продуктов ученического творчества –домашнихи классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества о многом скажет опытному исследователю. Большой интерес представляют и так называемые «продукты свободного времени», «хобби-занятий». Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности –этолишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этот метод.

К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков.

Чтобы повысить надежность результатов беседы и снять неизбежный оттенок субъективизма, используют специальные меры. К ним относятся:

наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности собеседника и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы;

обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях;

варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;

умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.

Метод диагностирующих контрольных работ.Такие работы могут носить письменный или лабораторно-практический характер. Их эффективность обусловливается рядом требований: +

1. Проверка должна:

1. давать информацию обо всех основных элементах подготовленности учащихся: фактических знаниях, специальных умениях, навыках учебного труда и познавательной деятельности;

2. представлять достаточно полный объем информации, чтобы можно было сделать объективные выводы o той или иной стороне подготовленности учащихся;

3. обеспечивать валидность информации, даваемой каждым приемом контроля.

2. Используемые методы должны давать информацию как можно более оперативно, с оптимальной частотой и желательно в темоменты, когда еще можно регулировать процесс обучения.

3. Задания, включаемые в содержание контрольных работ, должны отвечать следующим требованиям:

v содержать вопросы наиболее сложные и трудные для усвоения, а также актуальные для дальнейших этапов обучения;

v выполнение совокупности заданий должно дать материалы для построения целостного представления об особенностях умственной деятельности ученика;

v их выполнение должно отражать сформированность наиболее универсальных и интегрированных приемов учебного труда, сложных для овладения и актуальных для основных этапов обучения.

Методы опроса: интервьюирование и анкетирование.

Интервью –методустной беседы по программе, составленной исследователем.

Виды интервью:

a) нестандартизованное (неформальное), при котором исследователь, продумывая заранее вопросы, может изменять их, уточнять в ходе беседы в зависимости от обстоятельств;

b) стандартизированное интервью, когда исследователь предлагает испытуемому точно сформулировать ответы в определенной последовательности. Результаты такого интервью достаточно точны и их легче фиксировать. Однако данный вид интервью недостаточно учитывает разнообразие жизненных ситуаций;

c) полустандартизированноеинтервью включает точно сформулированные вопросы, которые могут быть изменены.

Анкетирование –метод, который широко применяется в педагогике.

Анкета –письменныйопрос, представляющий собой набор точно подобранных вопросов.

Метод имеет возрастные ограничения, так как не может быть применен к тем, у кого нет навыков чтения и письма. Поэтому анкетирование в практике образовательного процесса применяют начиная со среднего звена общеобразовательной школы. -

Одно из его основных достоинств –массовыйхарактер сбора информации. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов. Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос анкетируемому предлагается выбрать один из вариантов ответов (часто выбор составляют ответы "да" или "нет"). +

Смешанная анкета содержит элементы того и другого типа.

Главные требования, которым должно отвечать анкетирование, -репрезентативность и однородность выборки.

· Репрезентативность выборки –этосвойство выборочной совокупности представлять основные характеристики генеральной совокупности.

· Генеральная совокупность –этовсе население или та его часть,которую исследователь намерен изучить.

· Выборочная совокупность (выборка) –эточасть изучаемой совокупности или множество людей, которых исследователь опрашивает.

Метод анкетирования предполагает возможность использования принципа анонимности, что может влиять на степень откровенности при ответах (например, анкета, выявляющая отношение учеников к учебным предметам и педагогам). Анкета может быть рассчитана также на получение материала, касающегося других лиц (например, опрос учителей или родителей об особенностях обучения детей).

Социометрия –методнаучного исследования, который позволяет на основе опросов или фиксации поведения выявлять структуру взаимоотношений, применяется для изучения структуры групп и коллективов, организаторских и коммуникативных свойств личности.

На основе социометрической процедуры диагностики, основателем которой является Дж. Морено, в практике образования можно определить неформального лидера группы, класса, педагогического коллектива, статусную иерархию в группе, сплочённость группы и т. д.Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определен при анализе суммы предпочтений и отвердений, получаемых от других членов.

Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент –научнопоставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью выявления взаимозависимости между исследуемыми явлениями.

Изучение педагогических явлений осуществляется в специальносозданных контролируемых условиях. Педагогический эксперимент предлагает активное вмешательство в учебно-воспитательный процесс. Этот метод относят к основным для педагогической науки. Определяется он в обобщенном смысле как опытная проверка гипотезы.

Виды эксперимента:

1) лабораторный, который проводится в специально созданных условиях и позволяет точно регистрировать характер воздействия на испытуемых и их ответные реакции;

2)естественный эксперимент, проводимый в обычных условиях учебно-воспитательной работы, когда испытуемые не знают, что принимают участие в эксперименте.

По масштабу эксперименты бывают глобальные, охватывающие значительное число испытуемых, локальные и микроэксперименты, проводимые с минимальным охватом их участников.

Сложились определенные правила организации педагогических экспериментов. К ним относят такие, как недопустимость риска для здоровья и развития испытуемых, гарантии от нанесения вреда для их самочувствия, от ущерба для жизнедеятельности в настоящем и будущем. В организации эксперимента действуют методологические предписания, среди которых –поискэкспериментальной базы по правилам репрезентативной выборки, предэкспериментальная разработка показателей, критериев и измерителей для оценки эффективности влияния на результаты обучения, воспитания, управление гипотетическими разработками, которые проходят опытнуюпроверку.

Педагогический эксперимент является методом комплексного характера, так как предполагает совместное использование методов наблюдений, бесед, интервью, анкетных опросов, диагностирующих работ, создание специальных ситуаций и др. Этот метод служит для решения следующих задач исследования:

установления зависимости между определенным педагогическим воздействием (или их системой) и достигаемыми при этом результатами в обучении, воспитании, развитии школьников;

выявления зависимости между определенным условием (системой условий) и достигаемыми педагогическими результатами;

определения зависимости между системой педагогических мер или условий и затратами времени и усилий педагогов и учащихся на достижение определенных результатов;

сравнения эффективности двух или нескольких вариантов педагогических воздействии или условий и выбора для них оптимального варианта с точки зрения какого-то критерия (эффективность, время, усилия, средства и т. д.)

доказательство рациональности определенной системы мерпо ряду критериев одновременно при соответствующих условиях;

обнаружения причинных связей.

Введение эксперимента позволяет проверить эффективность учебных планов, программ по учебной и воспитательной работе, форм и методов воспитания и обучения и т. д.

В эксперименте обычно выделяются следующие этапы:

1) теоретический –формулировкапроблемы,определениецели, объекта, предмета, задач и гипотезы, которая можетбыть проверена экспериментально;

2) методический –разработкаметодики исследования: плана,программы, методов обработки получаемых данных;

3) собственно эксперимент –созданиеэкспериментальныхситуаций, наблюдение, управление и коррекция экспериментального воздействия;

4) аналитический –количественныйи качественный анализ, интерпретация полученных данных, формулировка выводови практических рекомендаций.

Результаты эксперимента так же, как и при наблюдении, фиксируются в специальных протоколах, где кроме сведений о каждом испытуемом (фамилия, имя, возраст и пр.) записываются его реакции (эмоциональные и поведенческие), дословные речевые высказывания, время выполнения заданий.

Правильно поставленный эксперимент позволяет проверить гипотезы о причинно-следственных связях и отношениях, не ограничиваясь констатацией корреляции между переменными.

При планировании и проведении эксперимента необходимо учитывать социально-психологические эффекты, которые влияют на его ход и результаты. К числу наиболее заметных эффектов относят:

Эффект аудитории определяется тем, что присутствие публики, даже пассивной, само по себе влияет на скорость обучения испытуемого или на выполнение им предложенной задачи. Обычно присутствие зрителей на начальных стадиях обучения скорее смущает испытуемого, а на этапе осуществления уже освоенного действия (или действия, требующего физического усилия), наоборот, облегчает его выполнение. Данный эффект необходимо учитывать в психолого-педагогических исследованиях и в педагогической практике, так как обучение, как правило, проходит в групповой форме.

Эффект бумеранга. Состоит в том, что при некоторых воздействиях источника информации на отдельных людей или группу следует результат, обратный ожидаемому. Как правило, это наблюдается, если:

1. подорвано доверие к источнику информации;

2. передаваемая информация долгое время имеет однообразныйхарактер, не соответствующий изменившимся условиям;

3. субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь у воспринимающих ее.

В педагогической практике этот эффект может наблюдаться в отношениях «педагог –ученик» и негативно влиять на усвоение учащимися учебного материала.

Эффект первого впечатления выражается в том, что часто при восприятии человека, его внешности и характера наибольшее значение придается первому впечатлению и последующая информация об этом человеке, если она противоречит ему, может игнорироваться, а наблюдаемые проявления, не укладывающиеся в созданныйобраз, рассматриваются как случайные и нехарактерные. Эффект первого впечатления очень близок по содержанию к эффекту ореола.

Эффект ореола –распространениеобщего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств. Оннаблюдается, как правило, в условиях дефицита информации о человеке. Иначе говоря, первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие и оценку, пропуская в сознание воспринимающего лишь то, что соответствует первому впечатлению, и отсеивая противоречащее. При формировании первого впечатления эффект ореола может выступать как:

o «ореол положительный» -позитивная оценочная пристрастность, т. е. если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то далее все его поведение переоценивается в положительную сторону, позитивные моменты преувеличиваются, а отрицательные недооцениваются или игнорируются;

o «ореол отрицательный» -негативная оценочная пристрастность, т. е. если первое впечатление о человеке сложилось как неблагоприятное, то даже его положительные качества и поступки позднее не замечаются или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

Эффект первого впечатления и эффект ореола необходимо учитывать организаторам экспериментальных исследований и особенно педагогам, так как они в силу специфики своей профессиональной деятельности должны постоянно оценивать уровень обученности учащихся, ригидная оценка можетявиться психотравмирующим фактором. Преодоление этих эффектов (как, впрочем, и многих других) требует от учителя определенного труда, в первую очередь постоянного рефлексивного анализа своей деятельности.

Эффект Хоторна свидетельствует о том, что, если испытуемым известна принятая экспериментатором гипотеза, то вполне вероятно, что они непроизвольно или намеренно будут вести себя соответственно ожиданиям экспериментатора. Вообще, одно лишь участие в эксперименте оказывает на испытуемых такое влияние, что часто они проявляют себя так, как ожидают от них экспериментаторы. Для уменьшения эффекта Хоторна достаточно держать испытуемых в неведении o принятых гипотезах и давать им инструкции как можно более эмоционально нейтральным тоном.

Эффект Пигмалиона(эффект Розентaля) связан с ожиданиями экспериментатора. Когда он глубоко убежден, что реакции испытуемыхизменятся, то даже при его стремлении сохранить объективность велика вероятность невольной трансляции этихожиданий испытуемым, а это может повлиять на их поведение.

Американский психолог Розенталь назвал так явление, состоящее в том, что экспериментатор, твердо убежденный в обоснованности своих предположений, непроизвольно действует так, что получает подтверждение им.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.059 с.)