Методы научно-педагогического исследования. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы научно-педагогического исследования.



Методы педагогического исследования – способы изучения педагогических явлений, получения новой информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Метод педагогического исследования направлен на выполнение определенной научной задачи и реализуется в совокупности приемов и процедур. Теоретические методы служат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных. Они позволяют уточнить и систематизировать научные факты, объяснить и спрогнозировать явления, повысить надежность полученных результатов, установить взаимоотношения между понятиями, перейти от абстрактного к конкретному. Эмпирические методы предназначены для создания, сбора и организации эмпирического материала (фактов педагогического содержания, продуктов образовательной деятельности и др.) в естественных или специально измененных условиях. Как теоретические, так и эмпирические методы обычно используются в комплексе c методами обработки данных, полученных в ходе исследования, необходимых для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Некоторые ученые методы обработки данных не рассматривают как отдельную группу, а позиционируют их как вид эмпирических методов педагогического исследования. Охарактеризуем методы педагогического исследования. Кратко опишем общетеоретические методы, применяемые во всех науках. Анализ – мысленное расчленение объекта, выделение его частей, признаков, свойств, связей и отношений; синтез – мысленное соединение ранее разрозненных отдельных элементов, частей, признаков в единое целое. Анализ и синтез являются базовыми методами, остальные общетеоретические методы являются производными от них. Сравнение – установление сходства и различия сопоставляемых предметов, явлений, фактов; абстрагирование – выделение, вычленение и извлечение какой-либо одной стороны, свойства, признака объекта, отвлечение от остальных его сторон, свойств, признаков; конкретизация – применение обобщенного знания к конкретному случаю на основе анализа этого частного случая, выделение в нем таких признаков, которые соответствуют определенному правилу, понятию, закону; обобщение – группировка предметов или явлений по сходству основных признаков, присущих всем предметам данного вида, класса и выделение в них более мелких подгрупп, разрядов; индукция – обобщение, связанное с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта; дедукция – выведение частного положения из общего логическим путем через цепь умозаключений, звенья которой связаны отношением логического следования.

Характеристика методов НПИ

Наблюдение – организованное целенаправленное восприятие и фиксация педагогических явлений. Цель наблюдения – накопление фактов и образование первоначальных представлений об определенном педагогическом явлении. Оно может

быть включенным (наблюдатель сам является непосредственным участником процесса воспитания или обучения) и невключенным (опосредованным, наблюдением «со стороны»). Объектами наблюдения могут быть: деятельность группы учащихся или отдельного ученика в процессе обучения или воспитания; взаимоотношения учащихся между собой или с педагогом; действия детей в конкретной ситуации; деятельность учителя на уроке и т. д. Этапы наблюдения: а) определение цели и задач наблюдения («Для чего наблюдать?»); б) выбор объекта, предмета наблюдения («Что наблюдать?»); в) выбор способа наблюдения («Как наблюдать?»); г) выбор способов регистрации наблюдаемого («Как вести записи?»); д) обработка и интерпретация полученной информации («Каков результат?»).

• Структурированные и неструктурированные наблюдения. Первый вид предполагает, что исследователь действует по определенному сценарию, «структуре». Неструктурированные исследования предполагают, что ученый собирает определенные сведения для конкретной темы, но сам процесс протекает естественно, без вмешательств и пр.

• Открытые и скрытые наблюдения. Первые предполагают, что объект исследования знает о том, что за ним наблюдают, он является частью некоего эксперимента, научной работы. Скрытые же предполагают незаметное наблюдение за испытуемым.

• Полевые и лабораторные наблюдения. Первая разновидность относится к тем категориям, которые проводятся в естественных условиях. Автор научной работы просто наблюдает за происходящим процессом, действиями испытуемых, фиксирует их. Лабораторные наблюдения же предполагают наличие конкретных факторов, условий, которые создает исследователь для получения данных. Здесь он оказывает

прямое или косвенное воздействие на участников наблюдения, корректирует условия. Лабораторные наблюдения чаще всего проводят в специально оборудованных помещениях.

• Систематические и несистематические наблюдения. Систематические исследования проводятся на регулярной основе. Они заранее планируются, чаще всего реализуются по определенному сценарию. Несистематические исследования проводятся в свободной форме, нерегулярно. Исследователь предпочитает проводить их только по мере необходимости.

• Кратко-, долговременные. Здесь вид наблюдения зависит от времени, затрачиваемого на его проведение. Если исследователю достаточно от нескольких часов до 1-2 недель, то такой эксперимент является кратковременным. Если же для пополнения материалов и выполнения наблюдения необходимо длительное время, то оно откосится к долговременным.

• Сплошные и выборочные. Сплошной вариант предполагает, что исследователь будет фиксировать все действия и результаты испытуемой группы или индивида. Выборочные нацелены на выявление конкретных итогов.

• Непосредственные и опосредованные. Непосредственные наблюдения предполагают, что исследователь использует только имеющиеся у него знания и опыт, естественные чувства восприятия происходящего и интерпретирует их согласно собственным возможностям. Опосредованные же основываются на привлечении специальной техники, экспертов и пр.

Преимущества метода наблюдения

• Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

• Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

• Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

• Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.

Недостатки метода наблюдения

• Многочисленность мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя,

• социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,

• предубеждение наблюдателя,

• комплексность наблюдаемых ситуаций,

• эффект первого впечатления,

• усталость наблюдателя и наблюдаемого,

• ошибки в оценках,

• «гало-эффект»,

• «эффект снисходительности»,

• ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),

• ошибки моделирования,

• ошибка контрастности.

• Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.

• Необходимость классифицировать результаты наблюдения.

• Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).

• Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.

• Сложность соблюдения операциональной валидности.

Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Беседа – это вопросно – ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся, применяющийся на всех этапах учебно – воспитательного процесса: для сообщения новых знаний, для закрепления, повторения, проверки и оценки знаний

Беседа является методом сбора информации на основе словесной коммуникации. Она является разновидностью опроса и представляет собой сравнительно свободный диалог исследователя с испытуемым на определенную тему

По уровню познавательной самостоятельности учеников выделяются беседы репродуктивные и эвристические.

Репродуктивная беседа предполагает воспроизводящую деятельность учащихся (знакомые способы оперирования знакомым учебным материалом). Эвристическая беседа направлена на организацию поисковой деятельности учащихся, поэлементное обучение творческому поиску при решении проблемных задач. Главная её функция в том, что учитель с помощью специально подобранных вопросов путём рассуждений подводит учащихся к определённым выводам. Учащиеся, при этом, воспроизводят ранее полученные знания, сравнивают, сопоставляют и т. д. В эвристической беседе учитель ставит проблему и расчленяет её с помощью вопросов таким образом, чтобы каждый вопрос вытекал из предшествующего, а в совокупности они вели к решению проблемы классификации бесед по назначению:

1.Вводная (подготовительная) беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель – выяснить, правильно ли ученики поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать. Перед экскурсией, практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект.

2.Беседа-сообщение (объяснительная) бывает: катехизической (вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов); сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения); эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы). Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности. В начальной школе используются все виды бесед. Учителя все чаще вводят сложные эвристические (открывающие) беседы, побуждающие детей самостоятельно размышлять, идти к открытию истины. Поэтому в ходе эвристической беседы они приобретают знания путем собственных усилий, размышлений.

3.Синтезирующие, итоговые, или закрепляющие беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у школьников знаний.

4. Контрольно-коррекционная (проверочная) беседа применяется в диагностических целях, а также тогда, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учеников знания

Достоинства метода беседы:

- активизирует учащихся;

- развивает их память и речь;

- делает открытыми знания учащихся;

- имеет большую воспитательную силу;

- является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

- требует много времени;

- содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);

- необходим запас знаний

Анкетирование - это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы; наиболее распространенный метод сбора информации, который позволяет в короткие сроки регистрировать и факты поведения людей, и мнения различных представителей возрастных, профессиональных, социальных групп, и сведения о процессе и результатах их деятельности и многое другое.

В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное.

Сплошное анкетирование предусматривает опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц (см. "Подбор исследуемых").

При выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности - выборочная совокупность. Именно этот вид анкетирования является наиболее распространенным.

В зависимости от способа общения исследователя с респондентами различают личное и заочное анкетирование.

Личное анкетирование предусматривает непосредственный контакт исследователя с респондентом, когда второй заполняет анкету в присутствии первого. Этот способ, анкетирования имеет два неоспоримых преимущества: во-первых, гарантирует полный возврат анкет и, во-вторых, позволяет контролировать правильность их заполнения. Различный характер процедуры личного опроса дает право выделять групповое и индивидуальное анкетирование.

Групповое анкетирование предусматривает опрос одновременно группы людей. Именно это делает анкетирование тем методом, который позволяет собирать значительный материал при минимальных затратах времени.

При индивидуальном анкетировании опрос ведется поочередно.

Заочное анкетирование характеризуется тем, что респонденты отвечают на вопросы анкеты в отсутствие исследователя.

По способу вручения анкет респондентам различают почтовое и раздаточное анкетирование. При внешне незначительных различиях эффективность этих видов анкетирования бывает далеко не одинаковой.

Почтовое анкетирование, как видно из названия, сводится к тому, что анкеты рассылаются респондентам и возвращаются исследователю по почте. Преимущества его заключаются в простоте распространения анкет; возможности получения значительной выборки; возможности привлечь в число респондентов лиц, территориально далеко находящихся.

Раздаточное анкетирование предусматривает личное вручение анкеты респонденту, заполнение ее на дому и возвращение любым способом.

Построение анкеты

Анкета должна иметь три части: вводную, основную и демографическую ("паспортичку").

Вводная часть анкеты представляет собой своеобразное обращение к респондентам, в котором указываются:

1) научное учреждение, которое ведет данную тему исследования и от имени которого выступает исследователь;

2) задачи исследования; теоретическое и практическое значение решения этих задач;

3) роль каждого респондента в решении поставленных задач;

4) заверение в полной анонимности ответов респондента (имя опрашиваемого не должно фигурировать в сообщениях и публикациях исследователя);

5) правила заполнения анкеты;

6) заверение в готовности выслать результаты исследования респонденту, если он этого пожелает;

7) способ возврата анкеты исследователю.

К содержанию вводной части предъявляются три основных требования: оно должно быть ясным для любого респондента, должно возбудить желание отвечать на поставленные вопросы и в то же время быть предельно кратким.

Основная часть состоит из набора вопросов, ответы на которые призваны дать решение задач исследования. Разработка этой части является наиболее сложной и ответственной.

Учитывая психологию респондента, социологи разработали трехступенчатую форму основной части:

первая треть вопросов предназначена для того, чтобы заинтересовать респондентов и включить их в работу. Вопросы этой части должны отличаться сравнительной простотой и в большей мере касаться фактов, событий;

вторая треть вопросов направлена на решение главных задач исследования и касается, как правило, мотивов, мнений и оценок. Именно поэтому подобные вопросы являются наиболее сложными для респондентов;

последняя треть включает вопросы, которые детализируют ответы на предыдущую часть вопросов, а также контрольные вопросы (сущность их раскрывается ниже) и наиболее интимные, требующие индивидуального мнения респондента. Исследователями отмечено, что на интимные вопросы респонденты наиболее правдиво отвечают в конце анкеты.

Демографическая часть анкеты состоит из вопросов, определяющих паспортную характеристику респондента: фамилию, пол, возраст, спортивную квалификацию и т.п. Эта часть анкеты наиболее лаконична и проста для заполнения (см. "Демографические вопросы"). Основное назначение ее состоит в том, чтобы способствовать, во-первых, качественному анализу собранного материала и, во-вторых, определению репрезентативности полученного материала.

В результате длительных дискуссий ученые пришли к выводу, что демографическая часть анкеты должна быть расположена в конце ее. Хотя не исключается расположение ее в начале анкеты (так сказать, для установления контакта с респондентом, для введения его в процесс работы) или рассредоточение демографических вопросов среди других частей анкеты.

К плюсам метода можно отнести:

• Анкетирование позволяет привлечь к исследованию значительное количество респондентов.

• Возможность получения информации от большого количества людей за короткий промежуток времени.

• Возможность осуществления компьютерной обработки информации.

• При анонимном анкетировании можно получить большее количество правдивых и открытых высказываний.

К минусам метода относятся:

• Зависимость от репрезентативности выбора, правдивости ответов, распыления элементов в общей выборке и плане выборки.

• Влияние субъективных факторов, таких как нежелание давать правдивые ответы, поспешность и необдуманность ответов.

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

Главной задачей большинства экспериментов служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение. В связи с этим эксперимент как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания.

Метод педагогического эксперимента заключается в целенаправленном наблюдении за проявлениями тех или иных качеств, когда по плану исследования незначительно или существенно изменяются условия, в которых находится и действует испытуемый. В ходе эксперимента специально создаются ситуации, способствующие проявлению качеств военнослужащего или их формированию. В отличие от обычного изучения педагогических явлений в естественных условиях путем их непосредственного наблюдения эксперимент позволяет искусственно отделять изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия педагогического воздействия на испытуемых.

Этапы экспериментальной деятельности

1. Формулирование познавательной задачи, цели в связи с экспериментальным методом.

2. Отбор оборудования и сборка экспериментальной установки.

3. Указание физического принципа, на основе которого предполагается применение экспериментального метода.

4. Наблюдение за явлением, процессом.

5. Измерение (снятие необходимых показаний с приборов, определение некоторых экспериментальных данных).

6. Описание, интерпретация полученных экспериментальных данных и их анализ.

7. Формулирование выводов, заключение, практическая значимость полученных результатов.

Особенности эксперимента, как метода исследования

1. В эксперименте раскрывается причинно- следственная связь, т.е. зависимость изучаемого явления от известных контролируемых условий.

2. Эксперимент предполагает активное вмешательство ученого в процесс исследования, управление этим процессом т.к. условия меняет сам ученый.

3. Использование, как минимум, двух методик измерения. Одна из которых измеряет условия протекания процесса, а другая методика фиксирует изменения, происходящие в изучаемых объектах.

4. Необходимо наличие гипотезы, т.е. предположение о характере изучаемой связи, которую должен подтвердить или опровергнуть эксперимент.

Плюсы:

• возможность изучить причинно-следственные связи между событиями;

• высокая объективность, поскольку результаты эксперимента — это фактически произошедшие события;

• возможность проверить эффективность принятых маркетинговых решений, особенно по новым товарам (пробный маркетинг);

• возможность контролировать окружающую обстановку;

Минусы:

• вероятностное утверждение насчет силы и характера влияния конкретной независимой переменной на зависимую переменную;

• неуверенность в применимости результатов эксперимента для других условий среды;

• наличие временного лага (периода времени) между завершением эксперимента и принятием маркетинговых решений;

• затрудненность в нивелировании влияния посторонних факторов;

• высокие временные и финансовые затраты;

• высокий уровень риска

Формы работы с научной литературой:

1. Составление библиографии по проблеме исследования. Для этого просматриваются все справочные издания (словари, энциклопедии). В каталоге библиотеки ведутся поиски в соответствии с заявленной темой. Особе внимание уделяется классической литературе. Только после этого просматриваются специальные журналы. Проводя библиографический поиск по журналам, следует начинать с просмотра содержания тематического указателя за год, который обычно публикуется в последнем годовом номере. В некоторых журналах регулярно публикуются обзорные статьи по разной тематике и новым книгам. Наиболее эффективным, однако, является поиск по библиографическим изданиям. В последние годы выпускаются библиографические указатели, книги, учебники, выпуски статей и базы данных на компакт-дисках. Популярным среди студентов является поиск необходимого материала в Интернете с помощью поисковых служб.

2. Аннотирование. На каждый источник в библиографическом списке готовится карточка (из личного каталога), на обратной стороне которой дается краткое описание содержания работы, чтобы при необходимости можно было быстро найти источник идеи, развиваемой в тексте.

3. Тезирование. В каждом источнике во время работы с ним следует специальными пометками выделить самые яркие факты, идеи, выводы, закономерности для последующего их сопоставления и анализа.

4. Реферирование. Еще раз, перелистывая текст литературного источника, следует своими словами кратко и ясно изложить основное содержание, логику раскрытия идеи, ход мысли, чтобы впоследствии эти логические ходы легли в основу предварительной модели исследования.

5. План - лаконичное изложение главных вопросов, рассматриваемых в публикации, причем в той же очередности. План очень похож на оглавление источника. Может быть простым и сложным, имеющим подчиненные ему вопросы.

6. Конспектирование. Работая с литературными источниками, следует конспектировать прочитанное. В конспект обязательно включается полное название источника и все его выходные данные. Возможно точно воспроизвести текст с цитатами, указав страницы публикации

Анализ - метод научного исследования действительности, состоящий в расчленении целого на составные элементы.

Анализ литературы - детальное, всестороннее изучение, рассмотрение какого-либо факта, явления, события.

Анализ литературы позволяет:

- выделить основные концепции, различные точки зрения авторов и т.д.

- вскрыть совпадающее и различающее в точках зрения авторов

- обозначить мало разработанные, неясные и дискуссионные положения

- обобщить различные точки зрения

- обозначить свое мнение по поводу различных подходов, концепций и т.п.

плюсы

1. Наиболее экономичен с точки зрения трудозатрат и финансов.

2. Позволяет оперативно получить фактографические данные о предприятии в целом и его служащих и рабочих.

3. Полученная информация носит объективный характер.

4. Можно получать сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно.

5. Исследовательский процесс не оказывает существенного влияния на объект исследования. Обычная для других методов исследования проблема возмущающего влияния субъекта на объект при проведении данного вида социологического исследования фактически снимается.

6. Официальные материалы для контент-анализа легкодоступны, т. к. многие официальные и общественные документы опубликованы в газетах, журналах, и т. п. и получить их в библиотеке не представляет особой трудности.

7. Проведение контент-аналитического исследования аудиовизуальных средств массовой информации облегчает современное записывающее видео- и аудио-оборудование.

8. Документы, в отличие от респондента, не имеют никакой возможности «приспосабливаться» к исследователю. Ведь основная масса документов, подвергающихся анализу, бывает создана ранее и не по воле исследователя, а значит независимо от его интересов. В редких случаях при создании документа автор может заранее предполагать, что данный документ будет подвергнут специальному исследованию.

Недостатки анализа документов:

1. Часто количество сообщений, относящихся к изучаемой теме, очень ограничено.

2. Не всегда регулярно в доступных средствах массовой информации освещаются некоторые темы.

3. Часть информации, содержащейся в документах, устаревает.

4. Качество учетной и отчетной информации не всегда бывает достоверной, поэтому иногда требуется проводить контроль с помощью опросов и наблюдения.

5. В основной массе ведомственной документации не содержится информация о состоянии сознания работников.

6. Часто цели создания документов не совпадают с задачами, которые собирается решить социолог в своем исследовании, поэтому ему приходится содержащуюся в документах информацию перерабатывать и переосмысливать.

7. Для проведения контент-анализа от исследователя требуется гораздо больше воображения и изобретательности, чем для проведения других методов социологического исследования.

8. Проведение анализа документа достаточно только в том случае, если для решения задач достаточно фактографической документации.

9. Часть официальных документов носит конфиденциальный характер, вплоть до полной секретности, что затрудняет ознакомление с такими документами.

10. К письменному документу нельзя ничего добавить, а так как автор при составлении документа может забыть или не видеть значимости того или другого факта, то исследователю приходится довольствоваться тем, что есть.

11. Так как в документах фиксируются социальные явления, которые уже произошли, то полученные социальные данные должны быть отнесены лишь к тому периоду времени, когда они собирались.

12. Статистические документы в значительной степени абстрактны. Изложенные в них обстоятельства абстрагируются от многих событий, условий, явлений, которые сопутствовали зафиксированному процессу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.004 с.)