Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экспериментальная установка и методика измерений
Основной элемент лабораторной установки (рис.2.2.3) – сосуд 1 с воздухом, соединенный гибкими шлангами с насосом 2 и манометром 3. Сосуд закрыт пробкой 4, вынимая которую можно обеспечить сообщение воздуха в сосуде с атмосферой. Линейка 5 служит для измерения разности уровней в коленах манометра. В открытом сосуде устанавливаются температура Т 1 и давление р 1 воздуха, равные соответствующим параметрам окружающей атмосферы. На рис. 2.2.4 изображена p - V диаграмма, где это начальное состояние воздуха обозначено точкой 1. Под величиной V здесь и в дальнейшем будем иметь в виду объём достаточно малой массы воздуха (например, 1 г), постоянно находящегося внутри сосуда. Если сосуд закрыть пробкой и закачать в него из атмосферы некоторое дополнительное количество воздуха, то давление в нём повысится до величины р 2. При достаточно быстром осуществлении этого процесса теплообмен с окружающей средой не успевает происходить, и сжатие можно считать адиабатическим (кривая 1-2). Совершённая внешними силами работа сжатия переходит во внутреннюю энергию газа; следовательно, повышается и его температура. По окончании работы насоса объём газа остается неизменным, и начинается его изохорическое охлаждение до температуры окружающей среды Т 1. На диаграмме этот процесс изображен отрезком 2-3. Понижение температуры при постоянном объёме ведёт, к уменьшению давления до значения р 3, которое всё же превышает (из-за ранее накачанного воздуха)
атмосферное давление р 1 на некоторую величину D р I. Если теперь открыть сосуд, вынув пробку, и тут же опять закрыть, то давление воздуха в нём сравняется с атмосферным р 1. Это падение давления происходит очень быстро, и процесс расширения 3-4 также можно считать адиабатическим. Внутренняя энергия газа уменьшается на величину работы расширения, поэтому его температура падает ниже установившегося ранее значения Т 1. Далее воздух в закрытом сосуде нагревается при постоянном объёме до температуры Т 1 (на диаграмме – отрезок изохоры 4-5). Установившееся в конце этого процесса давление р 5 превышает (вследствие роста температуры) начальное значение р 1 на величину D р II. Рассмотрим подробнее два заключительных процесса: адиабатическое расширение 3-4 и изохорическое нагревание 4-5. Для первого из них запишем уравнение адиабаты:
. (2.2.17) Учитывая, что в состоянии 4 давление воздуха в сосуде равно атмосферному (р 4 = р 1), а объём имеет то же значение, что и в конечном состоянии 5 (V 4 = V 5), перепишем (2.2.17) в виде . (2.2.18) Температура воздуха в состояниях 3 и 5 одинакова и равна температуре окружающей атмосферы Т 1 . Воспользовавшись уравнением изотермы (2.2.19), получим (2.2.20), и уравнение (2.2.18) принимает вид (2.2.21), откуда можно записать (2.2.22) для показателя адиабаты. . (2.2.19) . (2.2.20) . (2.2.21) . (2.2.22) Преобразуем знаменатель дроби в правой части выражения (2.2.22): , (2.2.23) а также величины давлений р 3 и р 5 (см. рис. 2.2.4): , ; Тогда , . (2.2.24) Атмосферное давление эквивалентно давлению столба воды высотой около 10 м. Перепады давлений, измеряемые в данной работе манометром, составляют величины порядка нескольких сантиметров водяного столба. Тогда ; . Если х << 1, то с хорошей точностью выполняется ln (1 + x)» x; тогда ; ; , а их подстановка в (2.2.22) даёт . (2.2.25) Перепад давлений D р прямо пропорционален разности n уровней воды в коленах манометра. С учетом этого выражение (2.2.25) примет вид . (2.2.25) Здесь , (2.2.26) , (2.2.27) и – высота уровня воды в закрытом (на схеме – левом) и открытом (правом) коленах манометра после изохорического охлаждения (в состоянии 3); и – то же после изохорического нагревания (состояние 5). Порядок выполнения работы 1. Откройте сосуд 1 с воздухом, вынув пробку 4 кнопкой «Открыть сосуд». Дождавшись установления постоянных одинаковых уровней воды в манометре 3, закройте сосуд. 2. Вращая рукоятку насоса 2 кнопкой «Сжатие», следите за манометром. По достижении максимально возможной разности уровней прекратите накачивать воздух.
3. Наблюдайте показания манометра в течение двух-трех минут (разность уровней должна уменьшаться). После установления неизменной разности уровней измерьте и занесите в таблицу 2.2.1 значения и – высоты столбов жидкости в левом и правом коленах U-образной трубки соответственно. Рассчитайте по формуле (2.2.26) и запишите в таблицу разность n 1 уровней в левом и правом коленах. Таблица 2.2.1
4. Однократным нажатием кнопки «Расширение» откройте и закройте сосуд. Следите за показаниями манометра (разность уровней должна увеличиваться). Выждав две-три минуты до установки постоянного перепада давлений, измерьте и занесите в таблицу значения и ; по формуле (2.2.27) рассчитайте и запишите установившуюся разность уровней n 2. 5. Повторите измерения, описанные в пунктах 1-4, ещё девять раз. 6. Для каждого из десяти проведённых опытов вычислите по формуле (2.2.25) и занесите в таблицу 2.2.1 значения показателя адиабаты g. 7. Найдите среднее значение показателя адиабаты g ср. Выполните все расчёты, необходимые для оценки случайной погрешности определения величины g. Задаваясь доверительной вероятностью a = 0,95, рассчитайте абсолютную случайную погрешность D сл g. , (2.2.28) где коэффициент Стьюдента для числа опытов и доверительной вероятности α =0.95 равен: ; Δ g i =| g ср. – g i |. 8. Найдите абсолютную приборную погрешность косвенного измерения показателя адиабаты по формуле (2.2.29): . (2.2.29) Здесь и – абсолютные приборные погрешности прямого измерения высоты уровней воды в манометре – рекомендуется взять равными 1 мм: . Вычисление производных, исходя из (2.2.25): ; ; Тогда из (2.2.29): . 9. Вычислите полные абсолютную и относительную погрешности адиабатной постоянной с учётом случайной и приборной ошибок: ; . 10. Сделав необходимые округления, запишите окончательный результат измерения показателя адиабаты воздуха; сравните его экспериментальное значение с табличным. Сделайте вывод. Расчёты: Пример расчёта разности n 1 уровней в левом и правом коленах =
Пример расчёта установившейся разности уровней n 2
=
Пример расчёта значения показателя адиабаты g
=
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.015 с.) |