Философия в Украине в XIX - XX вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия в Украине в XIX - XX вв.



"Философия в Украине в XIX - XX вв." важно понять, что в первой половине XIX в. в Киеве сложилась религиозно-философская школа, которая сыграла значительную роль не только в украинской, но и русской философии. Наиболее видным представителем этой школы был Памфил Данилович Юркевич (1826-1874)

Для Юркевича исходным пунктом была идея безусловного начала бесконечного, неизмеримого. вечного. Оно является самодостаточным источником становления всяких материальных форм. Человеческая природа есть одним из конечных образований безусловного начала.

Юркевич, как и Сковорода, считал сердце центром духовной жизни человека, оно. по его мнению, определяет сущность человеческой личности. Глубина сердца и есть душа человека, которая бессмертна и вечна, а поэтому вечен и бессмертен человек.

Каждого человека Юркевич рассматривал как неповторимую личность, как целостный отдельный мир, как ценность. Он был глубоко убежден, что между людьми должна существовать не борьба, а согласие и гармония - "мир". Мир между людьми и мир людей с Богом по Юркевичу, является основной моральной ценностью.

Следует обратить внимание на содержание еще одного направления развития философской мысли в Украине в этот период, а именно, на разработку философии украинской национальной идеи. Это направление обосновывали члены Кирилло-Мефодиевского братства (1845-1847) - тайной политической организации, главной задачей которой была борьба за социальное и национальное освобождение славянских народов. Они призывали людей к объединению в свободную федерацию, в которой каждый народ имел бы свою республику и смог бы развивать свой язык, культуру, традиции. Яркими представителями кирилло-мефодиевцев были Н. Костомаров, П. Кулиш и Т.Г. Шевченко.

Н. Костомаров (1817-1885) является автором главного идеологического документа братства "Книга бытия украинского народа". В этом сочинении содержится историософская концепция, в центре которой проблема "Украина и мир". Эта проблема обосновывается автором в духе христианской философии. Костомаров убежден, что главное содержание и направленность исторического процесса определяет народ. Изучать историю, значит познавать "народный дух"', являющийся первоосновой исторического развития.

П. Кулиш (1819-1897) видел миссию своей жизни в развитии национального самосознания украинского народа. В основе философского мировоззрения Кулиша характерный для традиции украинской духовной культуры взгляд на человека и мир как на двойственную сущность.

В условиях преследований и запретов, установленных царским правительством на употребление украинского языка, Кулиш отстаивал взгляд на народный язык как голос сердца, непосредственное проявление душевной глубины народа, способного выразить самые тайные движения души.

Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861) отождествлял себя с народом Украины. Его личная судьба и судьба народа становятся отражением один другого.

Мировосприятию Шевченко характерен антропоцентризм, который обусловливает восприятие окружающего мира (природы, истории, культуры) сквозь призму переживаний и потребностей личности. Даже в христианской религии он отбрасывает все. что мешает свободному развитию человека.

Славянскую федерацию Шевченко рассматривал как один из возможных путей освобождения Украины, утверждения ее языка, культуры, истории. Идеальный мир - это мир освобожденный от зла, закрепощения человека человеком, от политической и национальной зависимости, мир. где господствуют братские отношения между свободными людьми.

Значительное место в истории украинской духовной жизни второй половины XIX века занимал Михаил Петрович Драгоманов (1841-1895) - историк, литературовед, экономист, философ, общественный деятель.

Центральной в исторической концепции Драгоманова была идея прогресса. Прогресс истории, по его мнению, осуществляется всеми народами, а критерием его является высший уровень духовной культуры и социальной справедливости, утверждение неотъемлемых прав человека.

Он считал эволюционный путь просвещения единственно возможным для достижения социального идеала. Украинская нация путем самопознания должна достичь высокого уровня развития национального самосознания и умения утвердить свое право на существование среди других народов.

Важную роль в истории украинской философии сыграл выдающийся писатель и общественный деятель Иван Франко (1856-1916), получивший степень доктора философии в Венском университете. В значительной мере он раскрыл свою оригинальность и самобытность как философ в своих художественных произведениях. Именно в поэзии Франко разрабатывал идею героя, личности свободной в обществе, но не свободной от общества; идею героя, который есть носителем духа, "вечным революционером". Эта идея обусловливает в дальнейшем развитие темы "личность и народ", в которой он пропагандировал идеал безграничной преданности народу, готовности отдать жизнь за счастье народа.

Необходимо отметить, что концепция исторического прогресса у Франко базируется на позитивизме и идеях социализма. Он считал, что в основе развития человеческой истории лежат «общие законы эволюции в органической природе» Критерием технического прогресса должен быть не прогресс науки и искусства самих по себе, а «эмансипация человеческого индивида». Франко акцентирует внимание на роли субъективного фактора в истории, критикует фаталистический взгляд.

Социалистический строй представлялся Франко как свободная федерация общин, где реализуется принцип самоуправления. Государство не должно здесь иметь места, поскольку оно с необходимостью возрождает неравенство и приводит к «всевластию керманычей».

В дальнейшем развитии философской мысли в Украине, а именно в конце ХГХ-ХХ вв. формируются философские школы и направления в тесной связи с европейской философией.

Необходимо также иметь в виду, что важный вклад в развитие отечественной философской мысли внесли выдающиеся украинские ученые, культурные, общественные и политические деятели, такие как Б.М.Кистяковский (1868-1920), В.И.Вернадский (1863-1945). М.С.Грушевский (1866-1934), В.К. Винниченко (1880-1951). Их творчество отмечено философским осмыслением действительности, что и определяет место этих деятелей культуры и науки в истории философской мысли Украины.

В заключение следует отметить, что возникновение и развитие философской мысли в Украине представляет собой сложный, противоречивый процесс. Он составляет неотъемлемую часть украинской культуры и украинской истории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.007 с.)