Структура практической деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура практической деятельности.



«Структура практической деятельности» следует помнить, что практическая деятельность это объективный процесс, происходящий независимо от сознания людей, по объективным законам.

Субъектами практики могут быть отдельные индивиды, социальные группы, профессиональные слои, нации, государства и т.п. Общественно-историческое разделение труда, общественное производство и требования технологической и социальной эффективности его развития в интересах тех или иных социальных групп приводят все к большей дифференциации практической деятельности и соответственно ее субъектов.

Субъект регулирует свою деятельность, ее порядок в соответствии с определенными объективными и субъективными условиями, в соответствии с информацией об объекте. Поэтому практика есть и определенная последовательность действий для обеспечения нужного результата: знание способа, рецепта, технологии, овладение правилами предметных преобразований.

Студенту необходимо знать, что в практической деятельности объективное и субъективное, материальное и идеальное органично взаимосвязаны. Поскольку посредством деятельности человек вступает во взаимодействие с внешними предметами, его деятельность объективна. Одновременно практика включает в себя субъективный момент в виде действия, способного производить реальные изменения в объекте, на который направлена человеческая деятельность. Измененный в результате деятельности объект приобретает свойства человеческой субъективности (например, удовлетворять потребности в информации, энергии).

Являясь результатом деятельности субъекта, практика в определенной степени субъективна. Субъективная сторона практики проявляется в выборе цели и конкретных объектов, а также путей и средств реализации целей.

Цель субъективна в том смысле, что она принадлежит определенному субъекту, выражает его потребности, характер и средства деятельности. Обосновывая задачу изменения объекта, цель в этом смысле направляет практическую деятельность.

Цели, которые человек сознательно перед собой ставит - не просто плод его сознания. Цели порождаются жизнью общества, условиями жизни человека, его положением в обществе, потребностями, которые возникают в процессе его жизни.

От того, что цель поставлена, в реальном мире еще ничего не изменилось. Для того чтобы изменить окружающий мир, необходимо воздействовать на него, так как цели могут быть осуществлены только в процессе материальной деятельности, в производстве и в других формах общественной практики.

На практике осуществляется перевоплощение идеальных образов (целей), схем, моделей будущего в мир желаемых предметов, мир техники и технологий. Поэтому практика, выступая как целеполагающая деятельность, является объективным процессом. В практической деятельности могут осуществиться лишь цели, которые соответствуют объективным законам действительности. Успехи (и неудачи) в практической деятельности убедительно свидетельствуют об этом.

В структуре практической деятельности проявляется двойственная функция предметов. С одной стороны, предметы выступают как объекты, с другой - как чувственные орудия (средства) практики, как «органы чувств», обогащенные возможностями практической деятельности и вынесенные вовне, в мир. Вещественные элементы практики оказываются средствами, носителями человеческих сил и способностей. Они «открыты» к накоплению информации, энергии и опыта.

Практика, направленная на освоение и преобразование внешних объектов изменяет и самого субъекта деятельности, становится формой его саморазвития. И в этом смысле, практика не только средство к жизни, а она есть подлинная сущность человека, его удвоение, внешнее, предметное воплощение того, что он есть внутри себя, реализация его внутренних возможностей.

В процессе практической деятельности субъект развивает свои потребности и способности, чувства и мышление, свои духовные творческие силы. Он выдвигает новые цели, выбирает новые объекты практики, средства их осуществления, что составляет основу его творческой деятельности в качестве продолжателя имеющегося наследия, созданного предшествующей практикой людей и поколений.

Основные формы практики.

«Основные формы практической деятельности» важно знать, что обществу свойственна дифференциация практических и духовных способов деятельности. Практическая деятельность отличается от духовной, теоретической тем, что ее предметом являются не мысленные, а реальные, чувственные объекты, которые преобразовываются в соответствии с потребностями, возникшими у людей. Она осуществляется в многообразных формах жизнедеятельности: материальное и духовное производство, общение, познание.

           Формы практики отличаются друг от друга в зависимости от объекта преобразования, целей преобразования и средств деятельности. Можно назвать такие формы практики: материальное производство (труд)) преобразование природы, естественного бытия людей; социальная практика - преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений; научный эксперимент.

С материальной производственной практикой органично связана социальная практика. Если материальная производственная практика есть отношение людей к природе, то социальная - отношения людей друг к другу и к самим себе.

Социальная практическая деятельность направлена на преобразование общественного бытия, результатом, которого становится не только изменение условий и форм жизнедеятельности, но изменяются и сами люди.

Особой формой практики выступает научный эксперимент -активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать те или иные свойства объективного мира. Эксперимент представляет собой чрезвычайно сложную форму практической деятельности.

Расширение границ научных исследований в современных условиях сопровождается качественными изменениями в технических средствах научных исследований. В этой связи имеет смысл кратко проанализировать такую форму практики как техническая деятельность. Она включает в себя как создание различных устройств, так и определенный уровень профессиональных навыков, умений для практического применения этих устройств.

Техническая деятельность имеет свои особые законы - законы преобразования одних предметов, видов энергии, информации в другие, в соответствии с заранее поставленной целью. Чем сложнее цели, чем больше преобразований необходимо для их осуществления, тем больше требуется способностей и особой конструкторской деятельности.

Студенту следует помнить, что значение техники и технической деятельности не сводится только к преобразованию предметной среды, в которой живет человек. Через систему общественных отношений они влияют на образ жизни и мировоззрение человека. В силу этого гуманизация научно-технического прогресса в современном мире - все более актуализируется, превращаясь в обще планетарную глобальную проблему.

Тема 10. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.006 с.)