Формы и методы научного познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и методы научного познания.



"Формы и методы научного познания, нужно уяснить, что научное познание не может обойтись без методологии.

Метод - представляет собой систему принципов, приемов и требований, которыми руководствуются в процессе научного познания. Метод - это способ воспроизведения в мышлении изучаемого объекта. Методы научного познания подразделяются на специальные, общенаучные и универсальные. В зависимости от роли и места в научном познании фиксируют формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, методы исследования и изложения. Существенным в современной науке остается подразделение на методы естественных и методы гуманитарных наук. Специфика первых (например, методы физики, химии, биологии) приоткрывается через стратегию объяснения явлений и процессов природы, вторых (например, методы герменевтики, структурализма) - через стратегию понимания человека и его мира.

В арсенал методов и приемов научного познания входят:

 анализ - разложение изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции с целью рассмотреть частное;

синтез - операция, объединяющая в целое стороны, части и тенденции, для выявления существенных связей и отношений объекта;

абстрагирование - мысленное выделение, вычленение отдельных признаков, свойств и отношений при одновременном отвлечении от других свойств, признаков и отношений предмета;

индукция - движение мысли от частного к общему;

дедукция - от общего к частному;

аксиоматический метод - выдвигаются аксиомы, т.е. суждения, которые принимаются без доказательства и, опираясь на которые, делаются соответствующие доказательства и выводы;

аналогия - установление у объектов сходства некоторых признаков, свойств и отношений, а на этом основании выдвижение предположения о сходстве у них других признаков;

моделирование - метод исследования, при котором объект исследования замещается другим объектом (моделью), находящимся в отношении подобия с первым. Суть метода заключается в том, что модель, находясь в отношении подобия к объекту, позволяет' подвергнуть ее специальному теоретическому анализу или эксперименту, с тем, чтобы извлечь необходимые знания, которые, в свою очередь, подвергают оценке и прилагают к изучаемому объекту;

наблюдение - это систематическое, целенаправленное восприятие предметов и явлений, опирающиеся на чувственные познавательные способности человека (ощущения, восприятия, представления);

эксперимент - прием исследования, при котором объект ставится в точно учитываемые условия или искусственно воспроизводится с целью выяснения тех или иных свойств;

формализация - исследование объекта со стороны формы с целью более глубокого познания содержания, что позволяет оперировать знаковыми системами (формализованными языками);

идеализация - предельное отвлечение от реальных свойств предмета, при одновременном введении признаков нереализуемых в действительности ("абсолютно твердое тело", "идеальная жидкость"). К этим приемам и методам научного познания тесно примыкает метод восхождения от абстрактного к конкретному, а также исторический и логический методы познания.

Под абстрактным понимается неполное отражение объекта в познании в виде понятий и категорий. Конкретное - многостороннее знание о предмете. Метод восхождения от абстрактного к конкретному (в отличие от перечисленных выше) в первую очередь, применяется на теоретическом уровне познания.

Этот метод применим и в познании той или иной научной дисциплины, где идут от отдельных понятий (абстрактного) к многостороннему знанию (конкретное).

Исторический метод - требует брать предмет в его развитии и изменении со всеми мельчайшими деталями и второстепенными признаками. Логический метод является отражением исторического, но он не повторяет историю во всех деталях, а берет главное существенное в ней, воспроизводя развитие объекта как бы по прямой - от низшего к высшему и обратно.

Среди научных методов исследования особое место занимает системный подход, представляющий собой совокупность общенаучных требований (принципов), с помощью которых любые объекты могут быть рассмотрены как системы. Системный анализ объектов дает возможность представить их четырьмя категориальными планами: 1) процессом какого-либо вида (например, эволюционно-генетического); 2) функциональной структуры (например, естественного или искусственного языка); 3) морфологии (организации материала); 4) конкретного образа объекта.

Системный подход имеет большую эвристическую ценность, поскольку он применим к анализу естественно-научных, социальных и технических объектов.

Системный подход используется в сочетании со структурно-функциональным, поскольку сверхсложные самоуправляемые системы (например, общество) характеризуются полифункциональностью и наличием крупных структур.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.1.136 (0.004 с.)