Философия эпохи Возрождения и Нового времени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия эпохи Возрождения и Нового времени.



 «Философия эпохи Возрождения и Нового времени» следует исходить из того, что эпоха Возрождения - это период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы с XV до начала XVII вв.

Отличительные черты эпохи Возрождения следующие: 1) обращение к культурному наследию античности, его возрождение (отсюда и название); 2) борьба против церкви и утверждение светской культуры.

В философии начало Возрождения связано с именами итальянского философа Марсилно Фичино и немецкого кардинала Николая Кузанского.

Фичино (1422-1495) существовавшие ранее религии рассматривает как ступени развития «всеобщей религии», наделяет человека способностью к познанию мира, защищает земную красоту, созерцание которой рассматривает как высшую ступень познавательной деятельности. Кузанский (1401-1464) знаменит тем, что открыл принцип совпадения противоположностей - максимума и минимума, явился родоначальником новой европейской диалектики и своим учением разрушил античное и средневековое представление о космосе как о чем-то конечном.

Для творчества представителей Возрождения характерны вера в безграничные возможности человека, резкое отрицание схоластики и аскетизма и утверждение раскрепощенной, гармонической, творческой личности. В философии утверждается пантеизм (от греч. «пан» - все, «теос» - бог), отождествлявший бога с природой, миром в целом.

Революционный переворот в мировоззрении эпохи Возрождения связан с открытиями: польского астронома Николая Коперника (1473-1543) гелиоцентрической системы; итальянского мыслителя Джордано Бруно (1548-1600), выдвинувшего идею о бесконечности вселенной и множественности миров; итальянского ученого Галилео Галилея (1564-1642), заложившего основы экспериментально-математического естествознания, стремившегося отделить науку от религии.

Если геоцентризм, господствовавший ранее, исходил из положения о том, что видимое тождественно действительному, то гелиоцентризм, разработанный этими мыслителями, выдвигает новое положение - видимое - это только искаженное отражение скрытой за явлениями сущности. Этот новый принцип стал теоретико-познавательным методом всей классической науки.

В области социально-политических учений гуманизм эпохи Возрождения проявился в развитии теории государства и утопических социалистических идей. Итальянский историк Никколо Макиавелли (1469-1527) и французский социолог Жан Воден (1530-1596) обосновывают учение о централизованном государстве, которое рассматривают как главное орудие в борьбе против гегемонии церкви.

Социалистические утопические идеи о построении общества без эксплуатации развивают: английский гуманист Томас Мор (1479-1555), итальянский монах Томмазо Кампанелла (1568-1639), немецкий реформатор Томас Мюнцер (1490-1525).

Приступая к изучению философии Нового времени, обратите внимание на то. что в этот период происходит переход к крупной машинной индустрии и связанное с этим изменение социально-экономических отношений. Наука становится символом Нового времени. Опираясь на науку, философия ставит задачу увеличения власти общества над природой и интеллектуального совершенствования человека.

Развивающаяся наука потребовала новой методологии познания, которую разработали творцы новой философии Ф Бэкон, Р. Декарт и Б. Спиноза. В философии получают развитие два направления в теории познания: сенсуализм и рационализм.

Родоначальником философии и опытной науки Нового времени стал Френсис Бэкон (1561-1626). Пытаясь раскрыть причины схоластических заблуждений и расчистить почву для новой науки, он проделал огромную работу по «великому восстановлению наук».

Свой замысел он воплотил в индуктивном методе получения знаний (следовании от частного к общему), разработанном в «Новом органоне».

На пути познания природы имеются препятствия - это засоренность сознания людей «идолами» (или призраками), искаженными образами действительности и ложными представлениями. Ф. Бэкон выделил четыре вида «идолов». (Уясните, что они собой представляют).

Бэкон возродил материализм, получивший свое начало в античности. Материю он рассматривал как активное начало, неотъемлемое от движения.

Если Бэкон разрабатывал методы опытного, эмпирического исследования, то Рене Декарт (1596-1650) стремился разработать универсальный метод познания, исходя из рационализма (от лат. «рационалис» - разумный, обоснованный), признающего единственным источником достоверного знания разум.

Основным методом познания Декарт считал дедукцию, т.е. следование от общего к частному. В познании он считал необходимым сомневаться. На основе сомнения и дедукции, считал он. можно получить истинный метод познания.

Декарт полагал, что в человеческом познании имеется ряд врожденных идей, в первую очередь, идея Бога.

Основная черта философии Декарта - дуализм души и тела. Существуют независимо друг от друга две субстанции: материальная и духовная.

Бенедикт Спиноза (1632-1677) преодолел дуализм Декарта. Он доказывал, что мир вечен и представляет собой единую, неделимую субстанцию, которая вечна во времени и бесконечна в пространстве.

Как рационалист, он считал, что в самом разуме заключено соответствие образуемых идей с сущностью познаваемых вещей. Критерием истины для него является разум. Универсальным методом познания для Спинозы выступает математика, точнее геометрия.

Дальнейшее развитие философии Нового времени шло по двум линиям. Первая: Ф.Бэкон - Дж.Локк - французские материалисты XVIII в. - сенсуализм Дж.Беркли и Д.Юма - Л.Фейербах. Вторая: Р. Декарт - Б. Спиноза - Г. Лейбниц - классическая немецкая философия - русская и украинская философия.

Изучая рекомендованную литературу, обратите внимание на французскую философию кануна революции 1789-94гг., которая представляла собой широкое и мощное движение под названием Просвещение. Философия Просвещения не была однородной. Наиболее радикальная часть просветителей стояли на позициях материализма и атеизма: П. Гольбах, К. Гельвеции, Ж. Ламетри, Д. Дидро. Менее радикальные: Ш.Монтескье, М.Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др. - стояли на позициях идеализма и деизма. Деизм (от лат. «деус» - Бог), допускал существование Бога как первопричины мира, отрицал его последующее вмешательство в природные и социальные процессы.

Французская философия дала научно-материалистическое объяснение мира, подвергла критическому анализу религию, отстаивала свободомыслие.

3. Немецкая классическая литература.

«Немецкая классическая философия» следует знать, что в конце XVIII - первой половине XIX вв. немецкими мыслителями был создан преемственный ряд философских систем, которые принято называть классической философией. Ее основными чертами были: а) возрождение диалектики; б) критика обыденной (рассудочной) философии; в) стремление представить философию как систему научного знания.

Родоначальником немецкой классической философии является И. Кант (1724-1804). В первоначальный период своей деятельности в так называемый «докритический» период (до 70-х годов) Кант занимался преимущественно естественно-научными проблемами. Он обосновал зависимость морских приливов и отливов от положения Луны, разработал гипотезу о происхождении Солнечной системы из газовой туманности (впоследствии получившей название гипотезы Канта - Лапласа).

В «критический» период (с начала 70-х годов XVIII в.) Кант переосмысливает предшествующую теорию познания и роль человека как субъекта познания. Основная черта этого периода - агностицизм. Познаваемый мир Кант делит на явления (это вещи, как они существуют в сознании) и «вещи в себе» (это вещи как они существуют сами по себе). «Вещи в себе» воздействуют на органы чувств, вызывают ощущения, но ощущения и даже суждения не дают человеку достоверного знания о «вещи в себе».

Наше мышление стремиться достичь абсолютного знания о «вещи в себе», но не может выйти за пределы явлений, которые формируют наше сознание, не может выйти за пределы опыта. Оно впадает в антиномию - неразрешимое противоречие - так как оказывается можно доказать, что человек обладает свободой и не обладает ею. что мир конечен и бесконечен, что существует первопричина (Бог) и не существует ее.

Кроме опытного мира, мира данного нам в чувствах, есть еще второй мир - мир свободы, познаваемый практическим разумом. Кант учит, что человек обладает автономной волей. Под давлением силы воли практический разум руководит поступками человека в обществе. Эти поступки подчиняются нравственным законам и предъявляют к человеку определенные категорические требования (у Канта -категорический императив - от лат. требование, приказ). Они гласят: Поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим законом. Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Знай, что своими поступками ты формируешь образ действия других и создаешь форму, характер взаимных отношений.

Как видим, Кант обосновал новое учение о человеке и познании, но разделил мир природы и мир человека, в которых действуют свои законы и которые находятся в противоречии.

Эти противоречия в учении Канта пытались преодолеть И. Фихте (1762-1814) и Ф. Шеллинг (1775-1854). Но удалось их преодолеть только Г. Гегелю (1770-1831).

Своей главной задачей Гегель считал создание диалектики как науки, как системы и как Логики. Для этого Гегелю понадобилось охватить все знания и всю человеческую культуру в их развитии, критически переработать их и создать сложную философскую систему, а развитие мира представить как развитие абсолютной идеи (духа).

Философская система Гегеля начинается с учения о логике. Вопрос о логике он решает с позиции идеализма. Логика в целом включает объективную логику (учение о бытии и сущности) и субъективную логику (учение о понятии).

Объективная логика - это логика до природного мира, находящегося в состоянии до сотворения мира Богом. Это есть абсолютная идея. Бог и абсолютная идея тождественны как первопричины, но в то же время они различны в своем состоянии. Бог всегда равен самому себе, тогда как абсолютная идея непрерывно развивается от абстрактных и бедных по содержанию определений к определениям более полным и конкретным.

Объективная логика в своем развитии проходит четко определенные ступени развития, которыми является иерархическая цепь Категорий.

После «работы» объективной логики в дело вступает субъективная логика (учение о понятии). Она проделывает тот же путь при помощи понятий, суждений и умозаключений и одновременно отражает историю практического движения культуры, в процессе которой человек осваивает (познает) мир.

Так саморазвитие идеи приводит логику к конечному пункту движения в результате чего возникает природа. Но понятие природы у Гегеля необычно. Природа - это инобытие, т.е. иная формы бытия идеи. Смысл и значение природы в том, чтобы опосредовать собою божественный и человеческий дух в их развитии - развертывании.

Целью диалектического развития абсолютной идеи является осознание и абсолютное познание своего собственного пути. Это осознание должно протекать в форме, которая соответствует содержанию идеи. Двигаясь к абсолютному самопознанию, дух сам находит для себя необходимые формы - это созерцание, представление и понятийное мышление, которые одновременно являются и ступенями самопознания духа.

На ступени созерцания дух предстает в виде искусства, на ступени представления в виде религии и на высшей ступени в виде философии. Философия - это вершина мировой истории и культуры и конечная стадия самопознания - это абсолютная истина.

Грандиозная философская работа, проделанная Гегелем, привела его к выводу о разумности мира, который он выразил в афоризме: «Все действительное - разумно, все разумное - действительно». При этом, в процессе разумного развития идеи преодолевается зло и несовершенство мира.

Философия Гегеля имела огромное значение для последующего развития всей духовной культуры Европы. Но философское постижение мира не имеет предела. И гегелевская философия была не только развита дальше, но и подвергнута критике.

Л. Фейербах (1804-1872) свое творчество направил на критику христианской религии, идеализма Гегеля и утверждение антропологического материализма. Он считал, что для религии и идеализма общей основой является абсолютизация человеческого мышления, противопоставление его человеку и превращение в самостоятельно существующую сущность.

Корни и тайна религии и идеализма находятся на земле, человек как родовое существо в своей деятельности лишь опосредованно связан с идей, с общим, которое преобладает над единичным. Люди не понимают, что эти общие идеи есть их же творение и приписывают им сверхъестественные свойства, превращая их в абсолютную идею Бога.

Чтобы преодолеть такое понимание идеи, нужно понять человека как единственное земное существо с его мышлением. И предметом философии должны быть не дух и не природа, а человек.

Человек Фейербаха - это духовно-природное существо, важнейшей характеристикой которого является чувственность. Люди связаны между собой природными, естественными узами и, прежде всего, чувством любви.

Однако Фейербах упускает очень важную особенность человека - его социальную сущность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.013 с.)