Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

Поиск

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Тема 1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.

Мировоззрение, его сущность и структура.

"Мировоззрение, его сущность и структура" необходимо исходить из того, что человек в процессе своей жизнедеятельности время от времени размышляет о тайнах мироздания, о судьбах мировой цивилизации, о перспективах развития человека. Многообразная тематика этих раздумий обусловлена общей ориентацией, самоопределением человека в мире, его мировоззрением.

Мировоззрение - это система обобщенных знании о мире в целом, о месте в нем человека, о его отношении к миру.

Мировоззрение призвано дать человеку ориентацию в различных областях жизнедеятельности. Оно выступает как духовно-практическое явление и представляет собой сплав знаний, ценностей, убеждений и поведенческих установок.

Элементами структуры мировоззрения являются: мироощущение, мировосприятие, миропредставление, миропонимание и мироотношение. Мировоззрение может быть повседневно-практическим и теоретическим, обыденным и научным, индивидуальным и общественным.

К основным историческим типам мировоззрения относятся: мифологическое, религиозное, философское.

Студенту необходимо более подробно ознакомиться с мифологическим и религиозным мировоззрением и их функциями в социальной жизни, исходя из того, что:

Религия - это тип мировоззрения, в основе которого лежит вера в сверхъестественные силы и поклонение им.

Мифология - тип мировоззрения, в котором различные представления о природе, обществе, человеке и его мышлении увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, знание и веру, мысль и эмоции.

Предмет философии.

 

"Предмет философии" следует начать с уяснения того положения, что человек с давних времен стремился понять окружающий мир и свое место в нем.

Слово "философия" (от греч. phileo - люблю, sophia- мудрость) означает дословно «любовь к мудрости». Существует мнение, что философ и математик античности Пифагор (V1 в. до н.э.) был первым, кто назвал себя философом.

Древнегреческий философ Платон (V в. до н.э.) употреблял термин "философия" как познание сущего. Вслед за ним Аристотель (IV в. до н.э.) считал задачей философии анализ причин вещей.

Первые философские системы появились примерно 2,5 тысячи лет тому назад. Возникновение философии исторически совпало с возникновением научного знания. Философия сложилась как первая историческая форма теоретического знания. Точнее, все знания как-то отличающиеся от мифологии и религии были названы философией.

По мере накопления специальных научных знаний началось размежевание между отдельными областями знания. Уже в античности из единого нерасчлененного знания произошло выделение математики, астрономии, физики, медицины и других наук.

Одновременно происходило изменение и развитие самого философского знания. Предметом философии, в отличие от естественных и технических наук, оказалась область духовной деятельности человека, в основе которой лежит осознание этой деятельности, ее смысла, цели, предназначения человека в мире.

Философия - это учение о человеке, его месте в мире. Она исследует общие закономерности природы, общества и человеческого мышления. В философии концентрируются и получают наиболее последовательное выражение идеи, чувства, установки и настроения существующие в обществе. Философское размышление отвечает глубинной потребности человека в разумном обосновании и объяснении природы, общества, человека и его мышления в их целостности и взаимообусловленности.

Философское осмысление действительности предполагает наличие двух противоположностей. Ими выступают: мир "внешний" по отношению к сознанию человека - объективная реальность и мир "внутренний" (психическая, духовная жизнь человека) - субъективная реальность. Различные отношения двух реальностей: объективной и субъективной, объекта и субъекта пронизывают всю философию на протяжении всей ее истории. Эти отношения известны как основной вопрос философии - вопрос об отношении человека к миру, сознания к бытию.

В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, они разделились на два направления - материализм и идеализм. Материалисты утверждают, что первичным является материя, а вторичным - сознание. Идеалисты первичным считают сознание, вторичным - материя.

Как философское направление идеализм распадается на два течения. Первое - объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) -признает первичным абсолютную идею, мировой разум, которые определяют все материальное, существуя независимо от индивидуального сознания человека. Второе - субъективный идеализм (Беркли, Фихте и др.) - признает сознание человека ("комплекс ощущений") в качестве определяющей причины всего сущего.

Философский принцип, согласно которому все существующее едино в своей основе, имеет один источник, называется монизмом. В соответствии с решением основного вопроса философии различают материалистический и идеалистический монизм. Первый - единство мира видит в его материальности. Второй - за основу всего принимает духовное начало (сознание).

В истории философии встречались мыслители, пытавшиеся занять промежуточную позицию. Они признавали равноценность, независимость двух первоначал мира: материи и сознания. Таких философов называют дуалистами.

Рассмотрение отношения человека к миру, сознания к материи, порождает вопрос о том, в состоянии ли наше мышление познать окружающий мир? Этот вопрос: познаваем ли мир и если познаваем, то в какой степени - составляет вторую сторону (часть) основного вопроса философии.

В зависимости от того, какую позицию в решении вопроса о познаваемости мира занимают философы, они разделились на два направления. К первому, а их большинство, принадлежат сторонники познаваемости мира: материалисты и значительная часть объективных идеалистов. Среди тех, кто стоит на позициях познаваемости мира есть такие течения как: сенсуалисты - главную роль в познавании отводящие чувственному познаванию (Локк, Кондильяк); рационалисты - главную роль отводят разуму (Декарт, Спиноза); иррационалисты - отвергают или принижают роль разума в познании (Ницше. Бергсон).

Ко второму (их меньшинство) - противники познаваемости мира: субъективные идеалисты и непоследовательные материалисты. Среди противников познаваемости мира выделяют два течения: скептицизм и агностицизм. Скептицизм - отвергает возможность достоверного знания о мире (Пиррон, Горгий). Агностицизм - полностью или частично отвергает возможность познаваемости мира (Юм, Кант).

Основные функции философии.

"Основные функции философии' студенту необходимо исходить из того, что философия тесно связана с жизнью людей, удовлетворяет определенные социальные потребности. Так, философия всегда выполняла и выполняет функцию универсального знания или пропедевтики (вводного курса) к универсальному знанию.

Важнейшими функциями философии являются так же:

мировоззренческая, выражает отношение человека к миру, ориентирует его действия в духовно-практической сфере;

гносеологическая (теоретико-познавательная), решает вопрос о познаваемости мира и достоверности знания;

методологическая - выступает как система методов познания;

- идеологическая (социальная), влияющая на социальные отношения и взаимосвязи;

- гуманистическая, направленная на признание приоритета личности на основе общечеловеческих ценностей;

- культурно-воспитательная, способствующая формированию у человека культуры мышления и общения, ориентирующая человека на истину, добро и справедливость;

- критическая, связана с ориентацией на ценности и идеалы, с. оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения;

- аксиологическая (ценностно-регулятивная) - заключается в оформлении ценностей жизни, системы нравственных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни человека;

- эвристическая, служит приращению научных знаний, отыскиванию путей к новым открытиям;

- прогностическая, направленная на философское осмысление перспектив развития человека, культуры и цивилизации, решения глобальных проблем.

Эти и многие другие функции философии характеризуют ее роль в обществе, в нравственно-духовном развитии человека и общества, отражают связь философской теории с практикой.

Материальное единство мира.

"Материальное единство мира", студенту следует исходить из того, что в категории бытие объединяются по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы.

Выделяя главные сферы бытия (природу, общество, сознание) мыслители всех времен полагали, что многообразие явлений, событий, процессов, включенных в эти сферы, объединено некоторой общей основой. Идея единства всего многообразия мира получила свое воплощение в понятии "субстанция" (от лат. - сущность, основа). Субстанцией, как общей основой всего существующего может быть и сознание, и материя.

Идеалисты считают, что в основе предметов и явлений лежит некая идеальная субстанция в виде божественной воли, абсолютной идеи, мирового разума (Платон, Гегель) или комплекса ощущений (Беркли, Фихте).

Древнекитайские, древнеиндийские и древнегреческие философы - материалисты под субстанцией (материей) понимали наиболее часто встречающееся вещество природы: воду, воздух, огонь, землю.

Материалисты XVIII вв. отмечали, что материя это все то, что, воздействуя на органы чувств человека, вызывает ощущения. Иными словами, под материей понимали вещество.

В начале XX в. В.И. Ленин дает определения материи как философской категории для обозначения объективной реальности данной человеку в ощущениях его. и существующей независимо от них. Фактически и это определение рассматривает материю как вещество.

Учитывая, что материя существует не только в виде вещества (частиц и макросистем обладающих массой покоя), но и поля (гравитационного, электромагнитного и т.п., не обладающих массой покоя) и что поля, как правило, не фиксируются человеческими ощущениями, а регистрируются с помощью приборов, исследователи пытаются уточнить понятие материи. В качестве предварительного (операционного) определения предлагается следующее. Материя - это объективная реальность, существующая независимо от сознания и предстающая перед нами в виде вещества, поля и других ее объективных состояний.

Основным признаком материи как объективной реальности выступает свойство "существовать независимо от сознания". В этом отношении сознание вторично, производно от материи, является ее особым свойством.

Материя неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств. Вместе с тем она имеет сложную системную организацию. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы. Устойчивые связи и отношения между элементами системы и образует ее структуру.

Современная наука выделяет три уровня или три вида материи: неорганический, органический и социально организованный. Все уровни (виды) материи связаны между собой генетически, т.е. каждый развивается из другого. Каждый уровень организации материи необычайно сложен и характеризуется своими закономерностями.

Взаимосвязь всех уровней материи, понимание каждого материального объекта, в том числе и человека как продукта глобальной космической эволюции, позволяет научно решить проблему единства мира.

Тема 9. ПРАКТИКА И ПОЗНАНИЕ

Основные формы практики.

«Основные формы практической деятельности» важно знать, что обществу свойственна дифференциация практических и духовных способов деятельности. Практическая деятельность отличается от духовной, теоретической тем, что ее предметом являются не мысленные, а реальные, чувственные объекты, которые преобразовываются в соответствии с потребностями, возникшими у людей. Она осуществляется в многообразных формах жизнедеятельности: материальное и духовное производство, общение, познание.

           Формы практики отличаются друг от друга в зависимости от объекта преобразования, целей преобразования и средств деятельности. Можно назвать такие формы практики: материальное производство (труд)) преобразование природы, естественного бытия людей; социальная практика - преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений; научный эксперимент.

С материальной производственной практикой органично связана социальная практика. Если материальная производственная практика есть отношение людей к природе, то социальная - отношения людей друг к другу и к самим себе.

Социальная практическая деятельность направлена на преобразование общественного бытия, результатом, которого становится не только изменение условий и форм жизнедеятельности, но изменяются и сами люди.

Особой формой практики выступает научный эксперимент -активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать те или иные свойства объективного мира. Эксперимент представляет собой чрезвычайно сложную форму практической деятельности.

Расширение границ научных исследований в современных условиях сопровождается качественными изменениями в технических средствах научных исследований. В этой связи имеет смысл кратко проанализировать такую форму практики как техническая деятельность. Она включает в себя как создание различных устройств, так и определенный уровень профессиональных навыков, умений для практического применения этих устройств.

Техническая деятельность имеет свои особые законы - законы преобразования одних предметов, видов энергии, информации в другие, в соответствии с заранее поставленной целью. Чем сложнее цели, чем больше преобразований необходимо для их осуществления, тем больше требуется способностей и особой конструкторской деятельности.

Студенту следует помнить, что значение техники и технической деятельности не сводится только к преобразованию предметной среды, в которой живет человек. Через систему общественных отношений они влияют на образ жизни и мировоззрение человека. В силу этого гуманизация научно-технического прогресса в современном мире - все более актуализируется, превращаясь в обще планетарную глобальную проблему.

Тема 10. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

III. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

РАЗДЕЛ I ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ

Понятие природы и общества.

"Понятие природы и общества" следует исходить из того, что проблемы взаимосвязи природы и общества стали сегодня глобальными проблемами, связующими воедино весь мир.

Природа, в широком смысле, это объективная действительность во всем многообразие ее форм, т.е. весь окружающий человека материальный мир.

Не все структурные части этого мира: Земля, солнечная система, Галактика и Вселенная в целом - одинаково актуальны для человека. Различно они оказывают свое воздействие на жизнь людей. Поэтому, в узком смысле, под природой понимают совокупность естественных условий существования и развития человека и общества. (географическая среда).

В последние годы, говоря о природе, используется понятие «окружающая среда». Окружающая среда - это географическая среда в единстве со средой «искусственной», т.е. созданной человеком.

Роль природной среды в жизни общества трудно переоценить. Природа является источником энергетических, промышленных и сельскохозяйственных ресурсов, оказывая определяющее влияние на размещение предприятий добывающей промышленности и специфику сельскохозяйственного производства, а в этой связи, и на многие процессы расселения человечества Кроме того, природа, в силу присущей ей цикличности: смена дня ночью, зимы - летом и т.д. - заставляют людей подчиняться этой цикличности.

Природа для которой характерны такие процессы как землетрясения, тайфуны, бури, ураганы и т.п., может выступать и выступает силой разрушающей плоды человеческого труда.

И, наконец, что весьма важно, природа выступает основой всех человеческих знаний о мире.

Зависимость человека от природы является объективным фактором, действующим на протяжении всей человеческой истории. Без природной среды человек не может существовать.

Общество представляет собой обособившуюся, специфическую часть природы. Кроме биологических предпосылок для возникновения, функционирования и развития общества необходимы и такие материальные элементы как определенный способ производства и соответствующие ему производительные силы, а также определенные духовные элементы в виде нравственных, правовых, научных, религиозных, философских и иных воззрений. В этом плане, общество - это совокупность всех социальных, экономических и духовных отношений людей, складывающихся на основе данного способа производства, определенного уровня развития науки, культуры, политических и религиозных воззрений

Природа и общество постоянно взаимодействуют между собой. Основной формой взаимосвязи между ними выступает человеческий труд, в ходе которого человек регулирует обмен веществ между обществом и природой

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Тема 1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.113.24 (0.009 с.)