Комплексы упражнений к умк «spotlight 10, направленные на совершенствование фонетических навыков обучающихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексы упражнений к умк «spotlight 10, направленные на совершенствование фонетических навыков обучающихся



 

Задача данного параграфа – разработать комплексы упражнений к УМК «Spotlight 10», направленные на совершенствование фонетических навыков обучающихся на старшей ступени обучения.

Комплекс упражнений – это совокупность упражнений, направленных на усвоение какого-либо частного явления или небольшой их группы [20]. Необходимо отметить, что условия обучения влияют на выбор упражнений. Содержание обучения вносит свои особенности в процесс обучения, а также влияет на выбор приемов, способов обучения и видов упражнений. Кроме того, необходимо учитывать реальные потребности обучающихся старших классов.

Для нашего исследования важно также разграничить понятия система и комплекс упражнений. Под системой упражнений понимают «оптимальный набор необходимых типов упражнений, выполняемых в таком количестве и в такой последовательности, которые обеспечивают наиболее успешное овладение учащимися данным видом речевой деятельности в данных условиях при наименьшей затрате труда и времени для данной ступени обучения или данного класса, с учетом общедидактических и психологических закономерностей овладения этим видом речевой деятельности» [36]. Следовательно, понятие системы упражнений более обширное, так как оно связанно с видами речевой деятельности. В нашей же работе нас интересуют фонетические навыки, которые необходимы для формирования речевых умений. Кроме того, в одном наборе упражнений невозможно уместить весь фонетический аспект языка, поэтому продуктом нашей выпускной квалификационной работы является именно комплекс упражнений, а не система.

Как уже отмечалось ранее, базовые навыки чтения вслух формируются еще в начальной школе, однако в старших классах им практически не уделяется внимания. А в связи с тем, что в школах реализуется аппроксимированный подход при обучении произношению, часто фонетическими навыками просто пренебрегают, в результате чего обучающиеся не владеют элементарной техникой чтения. Однако это остается востребованным компонентом иноязычного общения и контролируется в устной части ЕГЭ. Следовательно, навык, который экзаменуемый должен обязательно продемонстрировать на ЕГЭ нуждается в более подробном освещении и осмыслении на этапе обучения в старшей школе. Проанализировав УМК «Spotlight» для 10 класса, мы пришли к выводу, что в данном УМК недостаточное количество упражнений, направленных на совершенствование фонетических навыков. В связи с этим мы разработали собственные комплексы фонетических упражнений к УМК «Spotlight 10», которые можно использовать на уроках иностранного языка в общеобразовательных школах для совершенствования фонетических навыков и для подготовки к выполнению задания 1 устной части ЕГЭ по английскому языку.

    Первый комплекс упражнений соотносится с модулем №5 «Holidays». В учебнике «Spotlight 10» обучающимся представлен текст «Beautiful Nepal», см. приложение А. Мы разработали комплекс упражнений с опорой на данный текст. В основе комплекса лежат упражнения на активное слушание и на воспроизведение, тренирующие не только ритмико-интонационные, но и слухопроизносительные навыки. Разработанный комплекс представлен в виде пяти упражнений.

Exercise 1. Listen to the first paragraph and write how many times the speaker made the sound [eə].

Данное упражнение направленно на активное слушание. Оно тренирует аудитивные навыки дифференциации фонем. Учитель может для начала задать обучающимся вопрос, какие дифтонги они знают. Далее учитель припоминает ученикам произношение дифтонга [eə], и они хором повторяют его за учителем. Далее учитель включает запись (см. диск «Аудио 1») и устно проверяет данное упражнение.

Exercise 2. Listen to the last paragraph and mark the pauses and rising intonation in speech.

Упражнение на активное слушание, тренирующее ритмико-интонационные навыки. В последнем абзаце интонация крайне важна, так как она показывает настроение говорящего. Паузы необходимы в речи, чтобы правильно расставлять акценты и речь звучала логично. Данное задание будет особенно полезно при подготовке к единому государственному экзамену к заданию на чтение текста вслух, так как один из критериев оценивания данного задания – это отсутствие нелогичных и длительных пауз в речи.

Exercise 3. Pronounce the word "Himalayas" after the teacher, paying attention to the tripthong [eɪə]. Write down the transcription of this word. Remember more words containing this sound and then pronounce them correctly.

Упражнение на воспроизведение, тренирующее произносительные навыки. Ценность данного упражнения заключается в том, что трифтонги не изучаются в рамках школьной программы, однако иногда встречаются в речи (player, slayer, betrayal). Данный трифтонг часто встречается в словах, обозначающих географические объекты (Himalayas, Israel, Aiea, Glendale, Mauna Kea). Таким образом, данный трифтонг будет полезен обучающимся при формировании социокультурной компетенции.

Exercise 4. Listen to the fourth paragraph, paying attention to the stress in words, especially complex nouns, and then read this paragraph.

Данное упражнения является упражнением на воспроизведение, тренирующее ритмико-интонационные навыки постановки ударения. В данном параграфе встречаются слова, ударение в которых может вызвать сложности у обучающихся, так как английское слово созвучно со словом в родном языке, однако ударение не совпадает («comfort»). Кроме того, в данном абзаце есть слова, которые на практике часто вызывают сложности в произношении («hotel», «virus», «Asia»). Также в тексте присутствуют сложные составные существительные, ударение в которых вызывает сложности у обучающихся («backpack»). Учитель также должен обращать внимание на произношение обучающихся.

Exercise 5. Read the quotation about Himalayas and then underline words containing sounds [əu], [eɪ] and [ʤ]. Recall one word with each of these sounds. “The Himalayas are a holy land with sacred lakes, peaks and blue glaciers that shine and soar in the collective imagination of the sub-continent” (Susan Jagannath, Chasing Himalayan Dreams).

Данное тренировочно-поисковое упражнение со зрительной опорой проверит, насколько хорошо обучающиеся припоминают звуки [əu], [eɪ], [ʤ]. После того, как обучающиеся найдут в цитате слова с данными звуками и подчеркнут их, обучающиеся должны назвать по одному слову с каждым звуком. Учитель по цепочке выслушивает ответы обучающихся.

Второй комплекс упражнений применим для подготовки к заданию 1 устной части ЕГЭ по английскому языку. В основе комплекса лежат упражнения на воспроизведение, тренирующие как слухопроизносительные, так и ритмико-интонационные навыки. Разработанный комплекс представлен в виде пяти упражнений.

Exercise 1. Practice yourself in the following tongue twisters. Read them as fast as you can.

1) The ringing, swinging, singing singers sang winning songs.

2) Nippy Noodle nipped his neighbor's nutmegs. Did Nippy Noodle nip his neighbor's nutmegs? If Nippy Noodle nipped his neighbor's nutmegs, where are the neighbor's nutmegs Nippy Noodle nipped?

3) Near an ear, a nearer ear, a nearly eerie ear.

4) I saw a kitten eating chicken in the kitchen.

5) She sells sea shells by the sea shore. The shells she sells are surely seashells. So if she sells shells on the seashore, I’m sure she sells seashore shells.

6) Shirley has just finished washing this sheet in the washing machine.

7) After much persuasion he took the decision to watch “Treasure Island” on television at leisure.

8) Cherry teaches children at church. Cherry also checks the rooms and does chores.

9) The teacher changed the question in the challenge. The challengers changed the answers for the question.

10) Joyful joggers jog joyously. James, John, Jenny and Johnny are joggers.

Данное упражнение является упражнением на воспроизведение, тренирующее произносительные навыки. Учитель объясняет обучающимся, что необходимо всегда подготавливать органы артикуляции перед чтением текста вслух. Поэтому учитель предлагает провести фонетическую зарядку. Фонетическая зарядка может выполнять следующие задачи [4]:

· развитие речевого аппарата;

· снятие напряжения;

· предвосхищение появления возможных фонетических ошибок;

· учет индивидуальных особенностей обучающихся.

В качестве фонетической зарядки учитель предлагает прочитать короткие скороговорки. Сначала он сам читает их вслух, затем обучающиеся медленно и поэтапно повторяют их за учителем, постепенно ускоряясь. Несмотря на то, что скороговорки стараются произносить как можно быстрее, они помогают проговаривать слова до конца, не забывая про окончания, что происходит достаточно часто из-за волнения. Однако, чтобы извлечь из скороговорок пользу, необходимо соблюдать последовательность работы с ними - от медленного к быстрому темпу. Особое внимание следует уделять скороговоркам, содержащим звук [ŋ], так как он подвержен интерференции со стороны родного языка и участники ЕГЭ часто произносят его как русский звук [н], что, разумеется, считается фонетической ошибкой. В первых четырех представленных скороговорках присутствует звук [ŋ]. Это упражнение подготовит органы артикуляции к выполнению задания 1 на чтение текста.

Exercise 2. Read the following sentences with the correct intonation so that it means a certain emotion.

· You have to go? (Surprise)

· You have to go! (Only you have to go)

· You’re John, aren’t you? (The speaker is certain)

· You’re John, aren’t you? (The speaker is uncertain)

· Isn’t that funny. (The speaker is making a comment)

· Isn’t that funny? (The speaker is asking a question/seeking affirmation).

· You’re so clever. (Sarcasm)

· You’re so clever! (Amazement)

· I like this apple! (Joy)

· I like this apple. (The speaker likes exactly this apple)

Данное упражнение на воспроизведение является ритмико-интонационным. Учитель напоминает обучающимся, что интонация в английском языке крайне важна. Перед выполнением упражнения учитель может кратко напомнить виды интонаций в английском языке. Данное упражнение выполняется в парах. Первый обучающийся читает предложение с интонацией, указанной в скобках, а второй ученик определяет по интонации, какое значение или эмоция вложена в предложение. Актуальность данного упражнения для обучающихся сдающий ЕГЭ заключается в том, что ошибки, связанные с модуляцией тона голоса при произношении разных коммуникативных типов предложений, а также с постановкой фразового ударения, являются достаточно частотными среди экзаменуемых.

Exercise 3. Listen to the words and raise your hand when you hear a mistake in the stress.

1) Blackberry, bathroom, notebook;

2) Greenhouse, blackboard, moonlight;

3) Software, breakfast, sunrise;

4) Haircut, policeman, bedroom;

5) Rainfall, output, bluebird.

Упражнение на активное слушание с целью совершенствования ритмико-интонационных навыков. Учитель произносит ряд сложных составных существительных и намеренно допускает ошибку в ударении в одном слове. Обучающиеся должны подчеркнуть слово, в котором они обнаружили ошибку. Это упражнение актуально, так как ошибки в постановке ударения в сложных словах, имеющих два корня, входят в перечень наиболее распространённых согласно статистике, описанной в предыдущей главе.

Exercise 4. Read the following text. Pay attention to correct pronunciation and intonation. You may use a dictionary to check pronunciation.

“The first maps were drawn by explorers to help them find their way home and show people where they had been. The maps showed the shape of the land, distances between places and special features such as caves and old trees. Nowadays, maps show the towns and villages, and the roads, railways, rivers and mountains. Symbols are used to show all the different things on a map and there is a key to explain what the symbols stand for.

Over the centuries, people explored most of the Earth and put together the map of the world we use today. Maps of the world or large areas are often either “political” or “physical”. The political map shows territorial borders. The purpose of the physical map is to show features of geography such as mountains, soil type or land use including roads, railroads and buildings”.

Данное упражнение контролирует произносительные и ритмико-интонационные навыки. Во время ответа обучающегося, учитель отмечает ошибки, чтобы потом обучающийся мог их самостоятельно исправить. В случае, если ученик не идентифицирует ошибку, учитель даёт свои комментарии или задаёт наводящие вопросы. Например, иногда ритмико-интонационные ошибки допускаются из-за отсутствия понимания содержания прочитанного текста, вследствие чего выбирается неправильная интонация. В таком случае учитель может убедиться, что читающий понимает смысл текста. Перед выполнением упражнения обучающийся может проверить произношение некоторых слов в словаре.

Exercise 5.

Рисунок 5 – Фрагмент мультимедийной презентации «Задание 5 к комплексу упражнений»

Данное упражнение аналогично заданию 1 устной части ЕГЭ по английскому языку. Оно тренирует фонетические навыки и позволяет познакомить обучающегося с форматом задания на чтение текста. Учителю необходимо создать максимально аутентичную атмосферу и руководствоваться официальными критериями оценивания. Также данное упражнение требует наличия некоторых технических средств обучения: мультимедийная презентация (см. диск «Задание 5 к комплексу упражнений.pptx»), устройство записи звука, устройство воспроизведения звука. Записав ответ обучающегося на микрофон (или диктофон телефона), в дальнейшем его можно повторно воспроизвести, чтобы рассмотреть ошибки более детально. Мультимедийная презентация состоит из четырех слайдов: начальный слайд, слайд подготовки, слайд ответа и заключительный слайд, предлагающий попробовать выполнить задание еще раз. 2 и 3 слайды содержат секундомер, по истечению времени которого они автоматически сменяются. Для работы с презентацией учителю необходимо только запустить её, нажав горячую клавишу F5.

Таким образом, мы разработали два комплекса упражнений направленных на совершенствование фонетических навыков. Первый комплекс разработан для обучающихся старших классов, с целью совершенствования фонетических навыков, чтобы улучшить произношение и интонирование. Второй комплекс упражнений подходит для подготовки обучающихся к заданию на чтение текста в устной части ЕГЭ по английскому языку.

 

Выводы по второй главе

В данной главе мы представили разработанные комплексы упражнений, способствующие совершенствованию фонетических навыков обучающихся старших классов. Проанализировав УМК «Spotlight» за 10 класс, мы пришли к выводу, что в УМК недостаточное количество фонетических упражнений. Упражнения, направленные на совершенствование произносительных навыков, вовсе отсутствуют. Совершенствование аудитивных навыков проходит в форме самостоятельной работы благодаря CD диску с аудио.

В связи в этим, мы разработали два комплекса упражнений направленных на совершенствование фонетических навыков. Первый комплекс упражнений соотносится с модулем №5 «Holidays» из УМК «Spotlight 10». Упражнения базируются на представленном в учебнике тексте «Beautiful Nepal». В комплексе представлены упражнения на активное слушание и упражнения на воспроизведение, тренирующие ритмико-интонационные и слухо-произносительные навыки обучающихся. Второй комплекс упражнений ориентирован на обучающихся, которые решили сдавать ЕГЭ по английскому языку. Он содержит упражнения на воспроизведение и активное слушание, тренирующие как слухопроизносительные, так и ритмико-интонационные навыки. Данный комплекс упражнений учитывает статистику типичных фонетических ошибок участников ЕГЭ.

Предложенные комплексы упражнений могут применяться в процессе совершенствования слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков обучающихся старших классов.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе изучения проблемы выпускной квалификационной работы, связанной с совершенствованием фонетических навыков обучающихся старших классов, нами была изучена специальная литература, включающая научные статьи и методические пособия по формированию и совершенствованию фонетических навыков обучающихся, также нами были разработаны два комплекса фонетических упражнений с целью тренировки слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков, в том числе и для подготовки к выполнению задания 1 устной части ЕГЭ по английскому языку на чтение текста. В ходе нашего исследования были решены все поставленные задачи.

В первой главе мы рассмотрели сущность понятия фонетический навык. Опираясь на проанализированные источники, мы дали определение и охарактеризовали понятие «фонетический навык», описали его двухкомпонентную структуру, затем изучили подходы и этапы формирования фонетических навыков, а после мы определили условия для формирования фонетических навыков и выявили особенности совершенствования данного вида навыков в старших классах, далее мы описали типы упражнений, направленных на совершенствование фонетических навыков на старшей ступени обучения. В последнюю очередь мы изучили задание 1 устной части ЕГЭ по английскому языку, описали его критерии оценивания и рассмотрели типичные ошибки экзаменуемых.

Во второй главе мы рассмотрели понятие учебно-методического комплекса и комплекса упражнений. Мы проанализировали УМК «Spotlight 10» по критерию наличия упражнений, совершенствующих слухопроизносительные и ритмико-интонационные навыки. Сделав вывод о том, что в учебнике представлено недостаточное количество фонетических упражнений, мы разработали собственные комплексы упражнений, направленные на совершенствование фонетически навыков обучающихся. Применение данных комплексов упражнений на уроках английского языка способствует совершенствованию слухопроизносительные и ритмико-интонационные навыков обучающихся старших классов, а также способствует подготовки к заданию 1 устной части ЕГЭ по английскому языку.

Разработанные комплексы упражнений могут быть использованы в практической деятельности как общеобразовательных школ, применяющих УМК «Spotlight 10», так и школ, работающих с другими УМК.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.034 с.)