Новокузнецкий институт (филиал) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новокузнецкий институт (филиал)



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Новокузнецкий институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего образования

«Кемеровский государственный университет»

 

Факультет филологии

Кафедра иностранных языков

 

Сачков Евгений Алексеевич

 

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

Выпускная квалификационная работа

(бакалаврская работа)

 

по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки)

направленность (профиль) подготовки «Иностранный язык

(английский язык) и Иностранный язык (немецкий язык)»

 

 

Руководитель ВКР

канд. пед. наук, доцент

Е.Ф.Горбунова

                        

                                    подпись

Работа защищена с оценкой:

                                                   

Протокол ГЭК №                     

от « »                       2021 г.

 

Секретарь ГЭК И.С. Астафьева

                        

                                    подпись

 

Новокузнецк 2021

Новокузнецкий институт (филиал)

федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего образования

«Кемеровский государственный университет»

 

Факультет филологии

Кафедра иностранных языков

 

                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                     Заведующая кафедрой

                                                                                                ____________ А.В.Ломакова

                                                                                                                                     подпись

                                                                                                «10» ноября 2020 г.

                                                                                                                                                       

ЗАДАНИЕ

на подготовку выпускной квалификационной работы

студенту гр. ИЯИЯа-16-1 Сачкову Евгению Алексеевичу

1 Тема выпускной квалификационной работы «Комплекс упражнений, направленных на совершенствование фонетических навыков обучающихся на старшей ступени обучения» утверждена распоряжением по НФИ КемГУ № 01–14/136 от 10.11.2020 г.

2 Исходные данные: научные публикации отечественных и зарубежных авторов по проблеме совершенствования фонетических навыков обучающихся на старшей ступени обучения с применением комплекса упражнений.

3 Содержание работы (перечень подлежащих разработке вопросов): рассмотрение сущности фонетического навыка; изучение подходов к формированию фонетических навыков; изучение типов упражнений, направленных на совершенствование фонетических навыков на старшей ступени обучения; изучение содержания задания на чтение текста устной части ЕГЭ; анализ УМК «Spotlight 10» на наличие упражнений, направленных на совершенствование фонетических навыков; разработка комплексов упражнений к УМК «Spotlight 10», направленных на совершенствование фонетических навыков обучающихся на старшей ступени обучения.

4 Перечень иллюстративного материала: мультимедийная презентация по теме ВКР.

5 Задание выдано: «10» ноября 2020 г.

6 Срок сдачи выпускной квалификационной работы: «28» мая 2021 г.

Руководитель канд. пед. наук, доцент __________________Е.Ф.Горбунова

Студент гр. ИЯИЯа-16-1 ______________________________ Е.А.Сачков


Реферат

Пояснительная записка 60 с., 5рис.,1табл., 37 источников, 3 прил.

 

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

 

Цель выпускной квалификационной работы – разработка комплексов упражнений к УМК «Spotlight 10», направленных на совершенствование фонетических навыков обучающихся на старшей ступени обучения.

Указанная цель может быть достигнута в результате последовательного решения задач исследования и учета реальных потребностей обучающихся.

В работе представлены упражнения для совершенствования фонетических навыков.

Результаты исследования прошли апробацию в форме доклада на XI Всероссийской научно-практической конференции НФИ КемГУ.

Полученные результаты исследования дают основание рекомендовать разработанные комплексы упражнений для применения в реальном учебном процессе в старших классах средней общеобразовательной школы.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1 Теоретические основы совершенствования фонетических навыков на старшей ступени обучения. 7

1.1 Понятие, сущность фонетических навыков. 7

1.2. Подходы к формированию фонетических навыков. 11

1.3 Типы упражнений, направленных на совершенствование фонетических навыков на старшей ступени обучения. 18

1.4 Содержание задания на чтение текста устной части ЕГЭ.. 23

Выводы по первой главе. 32

Глава 2 Разработка комплексов упражнений, направленных на совершенствование фонетических навыков обучающихся старших классов. 34

2.1 Упражнения в УМК «Spotlight 10», направленные на совершенствование фонетических навыков. 34

2.2 Комплексы упражнений к УМК «Spotlight 10, направленные на совершенствование фонетических навыков обучающихся. 39

Выводы по второй главе. 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 51

ПРИЛОЖЕНИЕ А ТЕКСТ “BEAUTIFUL NEPAL”. 56

ПРИЛОЖЕНИЕ Б КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ К МОДУЛЮ “HOLIDAYS” 57

ПРИЛОЖЕНИЕ В КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОДГОТОВКУ К ЗАДАНИЮ 1 УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 58

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время произношение многих выпускников имеет недостатки. Это является следствием того, что в большинстве общеобразовательных школ в старших классах у учителей английского языка нет возможности уделять достаточно внимания совершенствованию фонетических навыков. Предполагается, что у обучающихся 10-11 классов они уже сформированы как минимум на базовом уровне. Вследствие чего, авторы многих учебно-методических комплексов практически не включают упражнения, направленные на формирование и совершенствования фонетических навыков. Однако от неправильного произношения всего лишь одного звука слово или полностью теряет смысл или изменяет его и, как следствие, затрудняет коммуникацию. Современные исследования показывают, что произношение является базовой характеристикой речи и основой для развития и совершенствования всех остальных составляющих компонентов иноязычной компетенции. Психологи отмечают, что сам говорящий не поймет чужую иноязычную речь, если он не владеет фонетическими навыками. Нарушение фонематической правильности речи и неправильное интонационное оформление ведет к недопониманию со стороны собеседника. Более того, обучение фонетическим навыкам - это важная ступень как в практическом овладении механизмом произношения и произносительной нормой, так и в выработке речевых умений.

В старших классах в приоритет ставится подготовка к единому государственному экзамену, поэтому совершенствованию фонетических навыков, которые формировались еще в начальных и средних классах, часто не уделяется должного внимания. Разумеется, богатый словарный запас и сформированные грамматические навыки являются важным фактором овладения иностранным языком, но нельзя забывать и о третьем, не менее важном, аспекте языка – фонетическом. Более того, данный вид языковых навыков крайне сильно подвержен деавтоматизации, то есть разрушению в силу несистематического подкрепления. В результате произношение на иностранном языке все более приобретает нормы родного языка, и, как следствие, фонетические навыки утрачиваются. Это приводит к тому, что обучающиеся испытывают трудности коммуникативного характера.

Важно отметить, что с 2015 года в единый государственный экзамен (далее ЕГЭ) по иностранным языкам добавили устную часть, где экзаменуемым предстоит продемонстрировать уровень сформированности слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков. Согласно статистике выполнения устной части ЕГЭ, у экзаменуемых есть проблемы в произношении слов-исключений, затруднения в чтении окончаний слов и сложности с делением предложений на синтагмы, а также все еще встречаются ответы, в которых нарушено ударение в самых простых словах.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (далее ФГОС), первостепенной целью обучения иностранному языку в школе является формирование готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, то есть уметь использовать иностранный язык в реальной ситуации. Для этого необходимы сформированные языковые навыки: лексические, грамматические и фонетические. Однако, проанализировав актуальные УМК по английскому языку за 10-11 классы, мы пришли к выводу, что в российских школах в старших классах недостаточно уделяется внимания совершенствованию фонетических навыков. Всё вышесказанное определяет актуальность проблемы исследования в данной выпускной квалификационной работе. 

Вопросы формирования фонетических навыков рассматривали следующие методисты, педагоги и лингвисты: Р. К. Миньяр-Белоручев, Г. В. Рогова, Е. Н. Соловова, К. М. Колосов, А. В. Коргина, Н. А. Любимова, Н. Ф. Порожняк, Л. Р. Сакаева, Н. Л. Федотова. Созданием комплекса упражнений занимались Е. И. Пассов, С. Ф. Шатилов.

Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является процесс совершенствования фонетических навыков обучающихся на старшей ступени обучения.

Предметом исследования выступают комплексы упражнений к УМК «Spotlight 10», направленные на совершенствование фонетических навыков обучающихся на старшей ступени обучения.

Цель исследования – разработать комплексы упражнений к УМК «Spotlight 10», направленные на совершенствование фонетических навыков обучающихся на старшей ступени обучения.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность понятия «фонетический навык».

2. Изучить подходы к формированию фонетических навыков.

3. Изучить типы упражнений, направленных на совершенствование фонетических навыков на старшей ступени обучения.

4. Изучить содержание задания на чтение текста устной части ЕГЭ.

5. Проанализировать УМК «Spotlight 10» на наличие упражнений, направленных на совершенствование фонетических навыков.

6. Разработать комплексы упражнений к УМК «Spotlight 10», направленные на совершенствование фонетических навыков обучающихся на старшей ступени обучения.

Методы исследования – анализ научной методической литературы.

Теоретическую базу исследования составляют основы методики обучения иностранным языкам, описанные Е. Н. Солововой, Р. К. Миньяр-Белоручевым, Г. В. Роговой, подходы к обучению фонетическим навыкам, предложенные Г. Е. Ведель, классификация упражнений по формированию фонетических навыков, предложенная Н. И. Гез.

Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в востребованности разработанного комплекса упражнений, способствующих совершенствованию фонетических навыков обучающихся старших классов. Результаты данной работы могут быть применены учителями при обучении старших школьников фонетическим навыкам, а также для подготовки к заданию 1 устной части ЕГЭ по английскому языку.

Данная выпускная квалификационная работа получила апробацию на XI Всероссийской научно-практической конференции НФИ КемГУ.

Структура работы определяется логикой исследования и поставленными задачами, она включает введение, первую главу, состоящую из четырёх параграфов, с последующими выводами по первой главе, вторую главу, состоящую из двух параграфов, с последующими выводами по второй главе, заключение, приложения и список использованных источников. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты совершенствования фонетических навыков обучающихся на старшей ступени обучения, а также содержание задания на чтение устной части ЕГЭ по английскому языку. Во второй главе представлены анализ УМК «Spotlight 10», а также разработанные комплексы упражнений, направленные на совершенствование фонетических навыков обучающихся на старшей ступени обучения. Полное содержание комплексов упражнений представлено в приложениях в конце работы.


 

Выводы по первой главе

 

Исходя из проведенного анализа, можно определить, что фонетический навык – это автоматизированный произносительный навык, то есть навык произношения иностранных звуков и их сочетаний, выделения этих звуков в потоке звучащей речи, постановки ударений, правильного интонационного оформления синтаксических конструкций иностранного языка. Фонетические навыки можно разбить на две большие группы: слухопроизносительные и ритмико-интонационные навыки. Слухопроизносительные навыки, в свою очередь, делятся на аудитивные, то есть слуховые, и собственно произносительные.

В методике известны три основных подхода к обучению фонетическому аспекту языка: артикуляторный, акустический и смешанный или дифференцированный. Наиболее эффективным является дифференцированный подход, который основан на сочетании артикуляторного и акустического подходов. Он включает обильное аудирование аутентичной иностранной речи и использование имитативных методов обучения, однако в то же время это дополняется упрощенным объяснением способов артикуляции звуков.

Упражнения, направленные на совершенствование фонетических навыков, можно разделить на три группы: упражнения на активное слушание, упражнения на воспроизведение и упражнения на автоматизацию произносительного навыка в условно-речевых фонетически направленных упражнениях. Упражнения на активное слушание направлены на развитие фонетического слуха и установление дифференциальных признаков фонем и интонем. Упражнения на воспроизведение представляют собой упражнения на повторение за учителем какого-либо языкового материала, обращая внимание на определенный признак. Упражнения на автоматизацию произносительного навыка относятся к условно-речевым упражнения диалогического и монологического характера, в которых изученные фонемы тренируются в условно-речевом общении.

Фонетические навыки оцениваются в первом задании устной части ЕГЭ. Обучающемуся требуется прочитать фрагмент информационного или научно-популярного, стилистически нейтрального текста. Задание оценивается по критерию фонетической стороны речи. Если речь воспринимается легко, соблюдены ритмико-интонационные модели и обучающийся допустил не более пяти фонетических ошибок (1-2 из которых искажают смысл), то обучающийся получает 1 балл. Если же речь воспринимается с трудом из-за неестественных пауз, запинок, пропуска слов или строчек текста, неверной расстановки ударений и большого количества ошибок в произношении слов (более 3-х ошибок, искажающих смысл), то обучающийся получает 0 баллов.


Exercise 5.

Рисунок 5 – Фрагмент мультимедийной презентации «Задание 5 к комплексу упражнений»

Данное упражнение аналогично заданию 1 устной части ЕГЭ по английскому языку. Оно тренирует фонетические навыки и позволяет познакомить обучающегося с форматом задания на чтение текста. Учителю необходимо создать максимально аутентичную атмосферу и руководствоваться официальными критериями оценивания. Также данное упражнение требует наличия некоторых технических средств обучения: мультимедийная презентация (см. диск «Задание 5 к комплексу упражнений.pptx»), устройство записи звука, устройство воспроизведения звука. Записав ответ обучающегося на микрофон (или диктофон телефона), в дальнейшем его можно повторно воспроизвести, чтобы рассмотреть ошибки более детально. Мультимедийная презентация состоит из четырех слайдов: начальный слайд, слайд подготовки, слайд ответа и заключительный слайд, предлагающий попробовать выполнить задание еще раз. 2 и 3 слайды содержат секундомер, по истечению времени которого они автоматически сменяются. Для работы с презентацией учителю необходимо только запустить её, нажав горячую клавишу F5.

Таким образом, мы разработали два комплекса упражнений направленных на совершенствование фонетических навыков. Первый комплекс разработан для обучающихся старших классов, с целью совершенствования фонетических навыков, чтобы улучшить произношение и интонирование. Второй комплекс упражнений подходит для подготовки обучающихся к заданию на чтение текста в устной части ЕГЭ по английскому языку.

 

Выводы по второй главе

В данной главе мы представили разработанные комплексы упражнений, способствующие совершенствованию фонетических навыков обучающихся старших классов. Проанализировав УМК «Spotlight» за 10 класс, мы пришли к выводу, что в УМК недостаточное количество фонетических упражнений. Упражнения, направленные на совершенствование произносительных навыков, вовсе отсутствуют. Совершенствование аудитивных навыков проходит в форме самостоятельной работы благодаря CD диску с аудио.

В связи в этим, мы разработали два комплекса упражнений направленных на совершенствование фонетических навыков. Первый комплекс упражнений соотносится с модулем №5 «Holidays» из УМК «Spotlight 10». Упражнения базируются на представленном в учебнике тексте «Beautiful Nepal». В комплексе представлены упражнения на активное слушание и упражнения на воспроизведение, тренирующие ритмико-интонационные и слухо-произносительные навыки обучающихся. Второй комплекс упражнений ориентирован на обучающихся, которые решили сдавать ЕГЭ по английскому языку. Он содержит упражнения на воспроизведение и активное слушание, тренирующие как слухопроизносительные, так и ритмико-интонационные навыки. Данный комплекс упражнений учитывает статистику типичных фонетических ошибок участников ЕГЭ.

Предложенные комплексы упражнений могут применяться в процессе совершенствования слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков обучающихся старших классов.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе изучения проблемы выпускной квалификационной работы, связанной с совершенствованием фонетических навыков обучающихся старших классов, нами была изучена специальная литература, включающая научные статьи и методические пособия по формированию и совершенствованию фонетических навыков обучающихся, также нами были разработаны два комплекса фонетических упражнений с целью тренировки слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков, в том числе и для подготовки к выполнению задания 1 устной части ЕГЭ по английскому языку на чтение текста. В ходе нашего исследования были решены все поставленные задачи.

В первой главе мы рассмотрели сущность понятия фонетический навык. Опираясь на проанализированные источники, мы дали определение и охарактеризовали понятие «фонетический навык», описали его двухкомпонентную структуру, затем изучили подходы и этапы формирования фонетических навыков, а после мы определили условия для формирования фонетических навыков и выявили особенности совершенствования данного вида навыков в старших классах, далее мы описали типы упражнений, направленных на совершенствование фонетических навыков на старшей ступени обучения. В последнюю очередь мы изучили задание 1 устной части ЕГЭ по английскому языку, описали его критерии оценивания и рассмотрели типичные ошибки экзаменуемых.

Во второй главе мы рассмотрели понятие учебно-методического комплекса и комплекса упражнений. Мы проанализировали УМК «Spotlight 10» по критерию наличия упражнений, совершенствующих слухопроизносительные и ритмико-интонационные навыки. Сделав вывод о том, что в учебнике представлено недостаточное количество фонетических упражнений, мы разработали собственные комплексы упражнений, направленные на совершенствование фонетически навыков обучающихся. Применение данных комплексов упражнений на уроках английского языка способствует совершенствованию слухопроизносительные и ритмико-интонационные навыков обучающихся старших классов, а также способствует подготовки к заданию 1 устной части ЕГЭ по английскому языку.

Разработанные комплексы упражнений могут быть использованы в практической деятельности как общеобразовательных школ, применяющих УМК «Spotlight 10», так и школ, работающих с другими УМК.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(обязательное)

ТЕКСТ “ BEAUTIFUL NEPAL ”

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(обязательное)

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ К МОДУЛЮ “ HOLIDAYS ”

Exercise 1. Listen to the first paragraph and write how many times the speaker made the sound [eə].

Answer: ____________

Exercise 2. Listen to the last paragraph and mark the pauses and rising intonation in speech.

Answer: Jake and I finally put on our backpacks for the last time and flew home today after 5 weeks, 4 countries, 2 nasty viruses and countless temples, mountains, beaches and cheap campsites and hotels! I’ll never forget the amazing experiences I've had backpacking through Asia, but right now I'm looking forward to some home comforts and a good night's sleep.

Exercise 3. Pronounce the word "Himalayas" after the teacher, paying attention to the tripthong [eɪə]. Write down the transcription of this word. Remember more words containing this sound and then pronounce them correctly.

Answer: __________________________________________________

Exercise 4. Listen to the fourth paragraph, paying attention to the stress in words, especially complex nouns, and then read this paragraph.

Exercise 5. Read the quotation about Himalayas and then underline words containing sounds [əu], [eɪ] and [ʤ]. Recall one word with each of these sounds. “The Himalayas are a holy land with sacred lakes, peaks and blue glaciers that shine and soar in the collective imagination of the sub-continent” (Susan Jagannath, Chasing Himalayan Dreams).

Answer: ___________________________________________________

 


ПРИЛОЖЕНИЕ В

(обязательное)

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОДГОТОВКУ К ЗАДАНИЮ 1 УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Exercise 1. Practice yourself in the following tongue twisters. Read them as fast as you can.

1) The ringing, swinging, singing singers sang winning songs.

2) Nippy Noodle nipped his neighbor's nutmegs. Did Nippy Noodle nip his neighbor's nutmegs? If Nippy Noodle nipped his neighbor's nutmegs, where are the neighbor's nutmegs Nippy Noodle nipped?

3) Near an ear, a nearer ear, a nearly eerie ear.

4) I saw a kitten eating chicken in the kitchen.

5) She sells sea shells by the sea shore. The shells she sells are surely seashells. So if she sells shells on the seashore, I’m sure she sells seashore shells.

6) Shirley has just finished washing this sheet in the washing machine.

7) After much persuasion he took the decision to watch “Treasure Island” on television at leisure.

8) Cherry teaches children at church. Cherry also checks the rooms and does chores.

9) The teacher changed the question in the challenge. The challengers changed the answers for the question.

10) Joyful joggers jog joyously. James, John, Jenny and Johnny are joggers.

Exercise 2. Read the following sentences with the correct intonation so that it means a certain emotion.

· You have to go? (Surprise)

· You have to go! (Only you have to go)

 

· You’re John, aren’t you? (The speaker is certain)

 

Продолжение приложения В

· You’re John, aren’t you? (The speaker is uncertain)

 

· Isn’t that funny. (The speaker is making a comment)

· Isn’t that funny? (The speaker is asking a question/seeking affirmation)

 

· You’re so clever. (Sarcasm)

· You’re so clever! (Amazement)

 

· I like this apple! (Joy)

· I like this apple. (The speaker likes exactly this apple)

Exercise 3. Listen to the words and raise your hand when you hear a mistake in the stress.

1) Blackberry, bathroom, notebook;

2) Greenhouse, blackboard, moonlight;

3) Software, breakfast, sunrise;

4) Haircut, policeman, bedroom;

5) Rainfall, output, bluebird.

Exercise 4. Read the following text. Pay attention to correct pronunciation and intonation. You may use a dictionary to check pronunciation.

“The first maps were drawn by explorers to help them find their way home and show people where they had been. The maps showed the shape of the land, distances between places and special features such as caves and old trees. Nowadays, maps show the towns and villages, and the roads, railways, rivers and mountains. Symbols are used to show all the different things on a map and there is a key to explain what the symbols stand for.

Over the centuries, people explored most of the Earth and put together the map of the world we use today. Maps of the world or large areas are often either “political” or “physical”. The political map shows territorial borders. The purpose

Продолжение приложения В

of the physical map is to show features of geography such as mountains, soil type or land use including roads, railroads and buildings”.

Exercise 5.

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Новокузнецкий институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего образования

«Кемеровский государственный университет»

 

Факультет филологии

Кафедра иностранных языков

 

Сачков Евгений Алексеевич

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.127 с.)