Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, сущность фонетических навыков
Задача данного параграфа – рассмотреть сущность понятия «фонетический навык». Очевидно, что понятие «фонетический навык» тесно связанно с наукой фонетикой. В различных толковых и терминологических словарях под фонетикой понимается «раздел языкознания, изучающий звуковой состав языка» [29], «раздел лингвистики, изучающий звуковой строй языка» [11], «акустические и физиологические (артикуляционные) свойства данного языка» и «раздел языкознания, изучающий способы образования звуков речи и их акустические свойства, т.е. физиологию и акустику звуков речи» [25]. Мы посчитали, что толковых словарей недостаточно, чтобы раскрыть суть данного понятия, поэтому мы обратимся к трудам лингвистов. Р. К. Миньяр-Белоручев считает, что фонетика – это раздел языкознания, изучающий акустические свойства и способы образования звуков речи независимо от смыслоразличительных функций, в отличие от фонологии, которая изучает функциональные свойства звуков и звукосочетаний [18]. Важно отметить, что Р. К. Миньяр-Белоручев дифференцирует понятия «фонетика» и «фонология». В дальнейшем ходе исследования нам также будет важно их различать. Я. Н. Скрипник и Т. М. Смоленская рассматривают фонетику, как «наука о звуковой стороне языка изучающая способы образования звуков речи, их отличительные признаки, их изменение в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения людей» [28]. Мы будем опираться на определение, данное авторами Я. Н Скрипник и Т. М. Смоленской, так как оно наиболее точно передаёт сущность данного понятия, его объекты и предметы изучения. Как и «фонетика», понятие «фонетический навык» вызывает у ученых и методистов споры. Существуют разные толкования данного понятия. С. Ф. Шатилов считает, что фонетический навык - это навык фонетически правильного оформления речи «по чувству», то есть на основе произносительных речевых автоматизмов [35]. Данное определение включает в понятие «фонетический навык» только произносительный аспект. С другой стороны, Н. Б. Вольская определяет фонетический навык, как «способность свободно и быстро различать и узнавать на слух фонетические явления иностранного языка в чужой речи и правильно и автоматично произносить звуки иностранного языка отдельно в потоке речи» [8]. В данном толковании фонетический навык рассматривается не только как правильное произношение звуков, но и способность дифференцировать звуки в речи.
В словаре Э. Г. Азимова термин «фонетический навык» трактуется следующим образом: «Фонетический навык - это способность правильно воспринимать звуковой образец, ассоциировать его со значением и адекватно воспроизводить» [1]. В данном определении автор также отмечает два аспекта фонетического навыка: произношение и слух. Однако Э. Г. Азимов включает в фонетический навык смыслоразличительную функцию. Очевидно, он рассматривает фонетику и фонологию в комплексе, а не отделяет их друг от друга, как, например, Р. К. Миньяр-Белоручев. Н. А. Любимова рассматривает фонетические навыки, как «автоматизированные слуховые и речемоторные операции, обеспечивающие как восприятие, так и реализацию единиц разных уровней фонологического компонента данного языка в соответствии с его системой и нормой» [14]. По мнению Г. В. Роговой фонетический навык – это «автоматизированный произносительный навык, то есть навык произношения иностранных звуков и их сочетаний, выделения этих звуков в потоке звучащей речи, постановки ударений, правильного интонационного оформления синтаксических конструкций иностранного языка» [24]. Н. Л. Федотова определяет фонетические навыки как «автоматизированные операции адекватного опознавания воспринимаемых на слух речевых сигналов и воспроизведение словесного комплекса артикуляторных движений, характерных для звуков данного языка» [34]. Таким образом, определение Г. В. Роговой, на наш взгляд, наиболее точно передает значение фонетического навыка, так как оно отражает все компоненты, входящие в данное понятие. В методической литературе существует утверждение о том, что фонетические навыки имеют двухкомпонентную структуру. Первый компонент «состоит из слуховых навыков, которые дают возможность дифференцировать элементы звучащей речи и соотносить их с определенными значениями» [32]. Вторым компонентом являются «произносительные навыки, благодаря которым осуществляется внешнее оформление» [32]. Психологи также утверждают, что безусловно правильно обучающиеся слышат только те иностранные звуки, которые они сами умеют воспроизводить [16]. Поэтому фонетические навыки являются важным компонентом как умения говорения, так и аудирования. Кроме того, согласно определению Г. В, Роговой, в речи необходимо не только правильно артикулировать звуки, но и корректно расставлять ударения, паузы и интонации.
Таким образом, фонетические навыки можно разбить на две большие группы: слухопроизносительные и ритмико-интонационные навыки. Слухопроизносительные навыки, в свою очередь, делятся на аудитивные, то есть слуховые, и собственно произносительные [27]. Слухопроизносительные навыки - это навыки фонемно правильного произнесения всех звуков в потоке речи, понимание всех звуков при аудировании речи других. Аудитивные, или слуховые, навыки предполагают действия и операции по узнаванию и различению отдельных фонем, слов, смысловых синтагм, предложений [27]. Произносительный навык характеризуется следующими качествами [19]: · непроизвольность (спонтанность); · автоматизированность; · целостность в выполнении фонетических речевых действий; · единство формы и значения; · ситуативность; · коммуникативная обусловленность его функционирования. Под ритмико-интонационными навыками подразумеваются навыки интонационно и ритмически правильного оформления речи и, соответственно, понимания речи других. Ритмико-интонационные навыки – это также знание логических и экспрессивных моделей ударения и интонем. Отсутствие ритмико-интонационных навыков зачастую наиболее ярко отличает обучающихся от носителей языка. Практика показывает, что легче научиться правильно произносить звуки, чем правильно интонировать. Говоря о фонетическом навыке, следует также упомянуть понятие «речевой навык», так как могут возникнуть сложности в их дифференциации. Р. К. Миньяр-Белоручев понимает под речевым навыком «способность автоматизировано осуществлять операции с языковым материалом для осуществления речевой деятельности» [19]. Языковым материалом, в данном контексте, являются фонемы. Таким образом, фонетические навыки сами по себе не являются речевыми, так как произносить можно не только осмысленные слова, фразы и предложения, но и просто звуки независимо от того, необходимы они для речи или нет. Однако, нет речевого навыка, который бы не включал произносительных навыков. А это значит, что формирование любых речевых навыков начинается с формирования фонетических навыков. Таким образом, анализ толкований термина «фонетический навык» показал, что многие авторы употребляют данное понятие и понятие «слухопроизносительный навык» как синонимы. Однако, принимая во внимание современную точку зрения, фонетический навык включает в себя следующие компоненты: 1) слухопроизносительные навыки; · аудитивные (слуховые); · произносительные; 2) ритмико-интонационные навыки. Таким образом, в качестве рабочего мы принимаем определение Г. В. Роговой, что фонетический навык – это автоматизированный произносительный навык, то есть навык произношения иностранных звуков и их сочетаний, выделения этих звуков в потоке звучащей речи, постановки ударений, правильного интонационного оформления синтаксических конструкций иностранного языка. Фонетические навыки можно разбить на две большие группы: слухопроизносительные и ритмико-интонационные навыки. Слухопроизносительные навыки, в свою очередь, делятся на аудитивные, то есть слуховые, и собственно произносительные.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 1041; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.008 с.) |