Упражнения в умк «spotlight 10», направленные на совершенствование фонетических навыков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения в умк «spotlight 10», направленные на совершенствование фонетических навыков



 

Задача данного параграфа – проанализировать УМК «Spotlight 10» на наличие упражнений, направленных на совершенствование фонетических навыков.

Для начала рассмотрим сущность понятия УМК. Учебно-методический комплекс (УМК) – это совокупность всех учебно-методических документов, представляющих собой проект системного описания учебно-воспитательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике [7]. Он разрабатывается с целью системно-методического обеспечения учебного процесса. УМК является комплексной информационной моделью педагогической системы, задающей её структуру и отображающей ее элементы. В состав УМК входят [30]:

· печатный учебник;

· электронное пособие;

· рабочая тетрадь;

· методическое пособие для учителя;

· дидактические материалы;

· учебная программа по дисциплине (примерная учебная программа);

· методические указания по основным видам учебных занятий;

· график самостоятельной работы;

· комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине.

Цели и задачи УМК [30]:

1. Создать условия для оптимизации процесса обучения;

2. Обеспечить самостоятельную работу обучающихся;

3. Создание фонда оценочных средств основных профессиональных образовательных программ по направлениям подготовки;

4. Улучшить методическое обеспечения образовательного процесса;

5. Обеспечить учебный процесс учебно-методическими, справочными и другими материалами;

6. Создать инструмент планирования и организации работ по совершенствованию учебно-методической базы;

7. Обеспечить оптимальную систему текущего, промежуточного и итогового контроля знаний обучающихся;

8. Получить учебно-методические материалы, необходимые для подготовки электронных учебников, учебно-методических пособий.

В качестве базы для анализа мы выбрали УМК по английскому языку «Spotlight» за 10 класс. Он соответствует требованиям государственного стандарта и включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях. УМК «Spotlight 10» соответствует целям и задачам, сформированным в ФГОС. Данный УМК реализует личностно ориентированный подход, имеет выраженную коммуникативно-когнитивную, деятельностную и социокультурную направленности, формирует толерантное отношение к носителям изучаемого языка. Учебник состоит из 10 модулей, каждый из которых основан на определенной теме, раскрываемой через ряд ситуаций в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся. Структура всех модулей одинакова. Они состоят из разделов и рубрик. В состав УМК «Spotlight 10» входят: учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя и два CD диска с аудио для работы в классе и дома [2].

Критерием анализа данного УМК является наличие упражнений, направленных на формирование и совершенствование фонетических навыков обучающихся. Ниже представлена таблица, в которой описаны результаты нашего анализа.

Таблица 1 – Количество упражнений в УМК «Spotlight 10», направленных на совершенствование фонетических навыков

Модуль в УМК «Spotlight 10» Кол-во произносительных упражнений Кол-во ритмико-интонационных упражнений
1. Strong ties 0 2
2. Living & Spending 0 1
3. Schooldays & Work 0 1
4. Earth Alert! 0 1
5. Holidays 0 2
6. Food & Health 0 1
7. Let’s have fun 0 1
8. Technology 0 1

Упражнения на совершенствование фонетических навыков встречаются в рубрике «Say It Right». Нам удалось найти несколько упражнений, целью которых является совершенствование фонетических навыков:

1. В первом фонетическом упражнении, которое нам удалось найти, обучающимся предлагается прослушать слова/словосочетания и определить характер интонации говорящего. Необходимо дифференцировать интонацию сарказма от интонации гнева. Затем обучающимся необходимо повторить слова/словосочетания за диктором, обращая внимание на интонацию. Данное упражнение направлено на совершенствование ритмико-интонационных навыков. Оно тренирует постановку фразового ударения, а также мелодику и движение тона голоса. В книге для учителя сказано, что в ходе выполнения данного упражнения учитель также контролирует артикуляцию обучающихся [3].

Рисунок 1 – Ритмико-интонационное упражнение из УМК «Spotlight 10»

2. В следующем упражнении обучающимся предлагается выбрать адекватную ответную реакцию на заданный вопрос, далее они прослушивают аудио, чтобы проверить свои ответы, и затем повторяют реплики за диктором, обращая внимание на интонацию. Данное упражнение встречается несколько раз в УМК, однако в некоторых случаях формулировка упражнения не предполагает, что обучающиеся должны повторять фразы за диктором. Упражнение совершенствует навык постановки фразового ударения, мелодику и движение тона голоса, а также расстановку пауз.

Рисунок 2 – Ритмико-интонационное упражнение из УМК «Spotlight 10»

3. В следующем найденном упражнении от обучающихся требуется найти фразовое ударение в диалоговых репликах и затем прочитать их. Это упражнение тренирует ритмико-интонационные навыки постановки фразового ударения.

Рисунок 3 – Ритмико-интонационное упражнение из УМК «Spotlight 10»

4. Последнее упражнение, которое нам удалось найти в данном УМК тренирует постановку словесного ударения в сложных составных существительных. Так как данная фонетическая тема водилась ранее, то она подкрепляется правилом произношения данных слов. Это единственное фонетическое правило в данном учебнике.

Рисунок 4 – Ритмико-интонационное упражнение из УМК «Spotlight 10»

Также важно отметить, что в данном УМК уделяется внимание совершенствованию аудитивных навыков, однако предполагается, что обучающиеся учатся понимать на слух тексты монологического и диалогического характеров самостоятельно. Для этого в состав УМК входит CD диск с аудио текстами, чтобы была возможность прослушать запись столько раз, сколько потребуется, чтобы улучшить навыки интонирования и произношения. В книге для учителя описан алгоритм самостоятельной работы с текстом [2]:

1. Обучающийся слушает запись и следит за строками в тексте или диалоге.

2. Обучающийся слушает запись с паузами после каждого предложения. Ученик повторяет предложение столько раз, сколько необходимо, пытаясь имитировать произношение и интонацию говорящего.

3. Обучающийся снова слушает запись, затем читает вслух.

Таким образом, проанализировав упражнения в УМК «Spotlight» за 10 класс, можно сделать вывод, что большее внимание уделяется совершенствованию ритмико-интонационных навыков, однако это реализуется в достаточно однотипных упражнениях. Фонетические упражнения представлены в подразделе «Say it right». Упражнения, направленные на совершенствование произносительных навыков, отсутствуют. Совершенствованию аудитивных навыков уделяется достаточное внимание в УМК «Spotlight 10», хоть и в основном в форме самостоятельной работы. Однако это лишь один из компонентов фонетического навыка. Для того, чтобы утверждать о качественном, комплексном формировании и совершенствовании фонетических навыков необходимо больше упражнений, направленных на совершенствование произношения и ритмико-интонационной стороны речи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.005 с.)