Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени:Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые существуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время - к «чистой» длительности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов. 2. Реляционная концепция рассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей и без этих вещей сами по себе не существующие. Сторонники реляционного (от лат. relatio - отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Реляционная концепция времени исходила из первичности движения, изменения конкретных объектов, относительно которых, в зависимости от характера изменений, формируются временные отношения. Время выступает как выражение упорядоченности, последовательности происходящих изменений. В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой: • время - форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития; • пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой. Пространство и время как формы бытия материи имеют как общие для них свойства, так и характерные для каждой из этих форм. К их всеобщим свойствам относятся: ·объективность и независимость от сознания человека, ·их неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей, ·количественная и качественная бесконечность, ·вечность. Пространство характеризует протяженность материи, ее структурность, взаимодействие элементов в материальных системах. Оно является непременным условием существования любого материального объекта. Пространство реального бытия трехмерно, однородно и изотропно. Однородность пространства связана с отсутствием в нем «выделенных» каким-либо образом точек. Изотропность пространства означает равноправность в нем любого из возможных направлений. Время характеризует материальное бытие как вечное и неуничтожимое в своей совокупности. Время одномерно (от настоящего к будущему), ассиметрично и необратимо. Проявление времени и пространства различно в различных формах движения, поэтому в последнее время выделяют биологическое, психологическое, социальное и другие пространства и время. Так, например, психологическое время связано с его психическими состояниями, установками и т.п. Время в той или иной ситуации может «замедляться» или, наоборот, «ускоряться», оно «летит» или «тянется». Это субъективное чувство времени. Биологическое время связано с биоритмами живых организмов, со сменой дня и ночи, со временем года и циклами солнечной активности. Считается также, что существует множество биологических пространств (например, ареалы распространения тех или иных организмов или их популяций). Социальное время, связанное с развитием человечества, с историей, тоже может ускорять и замедлять свой бег. Особенно это ускорение характерно для ХХ века в связи с научно-технической прогрессом. НТР буквально спрессовало социальное пространство и неимоверно ускорило бег времени, придав взрывной характер развитию общественно-экономических процессов. Планета стала маленькой и тесной для человечества как единого целого, а время перемещения из одного ее конца в другой теперь измеряется часами, что было просто немыслимо еще в прошлом столетии. 31. Принцип детерминизма. Разновидности детерминизма. Понятия причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности. Детерминизм – это философский термин, согласно которому явления природы, общества и сознания связаны друг с другом естественной причинной связью и обуславливают друг друга. Детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений не имеющих непосредственно причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда входят пространственные и временные корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимодействия частей в системах взаимодетерминации частей и целого, связь состояний в движении и развитии и др. Причина и следствие. Когда одно явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление, то первое выступает как причина, второе – как следствие. Причинность есть связь, всегда вызывающая к жизни нечто новое, превращающее возможность в действительность. Взаимодействие причины и следствия именуется принципом обратной связи, который действует во всех самоорганизующихся системах, где происходит восприятие, хранение, переработка и использование информации. Причины бывают внешними и внутренними. Внутренняя причина действует в рамках данной системы, а внешняя причина характеризует взаимодействие одной причины с другой. Объективные причины осуществляются помимо воли и сознания людей. Субъективные причины заключены в целенаправленных действиях людей, в их решимости, организованности, опыте, знании. Непосредственные причины – это те кот.прямо вызывают и определяют данное действие. Опосредованные – которые вызывают и определяют данное действие через ряд промежуточных звеньев. Необходимость и случайность. Случайность-это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть, может произойти так, но может и иначе. В окружающем мире совершаются и необходимые и случайные события. Необходимость-это такое развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из внутренних, существенных свойств, взаимоотношений этих явлений. Необходимость бывает внутренней и внешней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Она может быть характерной для множества объектов или единичного объекта. Случайность находится в многообразных связях с необходимостью, в силу которых в форме случайности проявляется необходимость, и граница между случайностью и необходимостью никогда не бывает закрыта. Однако главное направление развития определяет именно необходимость. Возможность и действительность. Под действительностью понимают творческий итог действия всех реальных сил мира: это природа и всемирная история, человек и его разум, материальная и духовная культура, это единство сущности и явления, внутреннего и внешнего, необходимого и случайного, единичного и общего. Действительность – это то, что уже возникло, осуществилось, что живет и действует. Возможность – это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, стать действительностью при определенных условиях. Во времени возможность предшествует действительности. Но действительность, будучи результатом предшествующего развития, является в то же время исходным пунктом дальнейшего развития. Возможность возникает в данной действительности и реализуется в новой действительности.
32. Проблема сознания в истории философии. Субстанциальное и несубстанциальное понимание сознания. Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении объективной действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном саморегулировании поведения человека. Сознание есть субъективный образ объективного мира. С. – единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира, своего отношения к миру и собственного бытия. Сознание делает человека способным выделять себя из окружающего мира и противопоставлять себя ему как субъекта объекту. Непосредственной основой сознания является трудовая деятельность. Оно возникает в процессе труда, развивается и обогащается под воздействием социокультурной реальности. Определяющую роль играет практика. Средневековая философия, придерживаясь субстанциального подхода, рассматривает С. как присутствующую в человеке частичку над мирового божеств. разума, который существует до природы и творит ее из ничего. Философия христианства обращает при этом внимание на противоречивость душевной жизни человека. Наряду с С. в структуре души открывается слой, лежащий за пределами знания и не подвластный знанию. Признается спонтанная активность души, проявятся как в опыте самопознания, так и в актах своеволия, следования страстям. Субстанциального подхода придерживается, и философия Нового времени, которая формирует представление о С. как замкнутом в себе внутреннем мире. С. предстает как самосознание. Для Декарта С. – субстанция особого рода. Лейбниц признает психически деятельными субстанциями монады – неделимые первоэлементы бытия. Он вводит в философию понятие апперцепции, которое означает акт перехода бессознательных психических восприятий в отчетливо осознаваемые представления. Наряду с субстанциальным подходом в философии Нового времени (Ламетри, Кабанис, Гольбах и др.) формируется также функциональный (несубстанциальный) подход к объяснению С. Оно в соотношение с достижениями физиологии и медицины начинает рассматриваться в качестве особой функции мозга, благодаря которой человек способен приобретать знания о природе и самом себе. Немецкой классической философией были раскрыты сложная, многоуровневая природа С., значимость общения и формирования высших психических потребностей в формировании самосознания, воли, ценностей как феноменов индивидуального С. Была выявлена органическая взаимосвязь индивидуальной и надындивидуальной форм С. (Кант, Гегель). Диалектический материализм не признает его субстанциональности и рассматривает С. как свойство высокоорганизованной материи, функцию мозга, как отражение объективного мира, необходимый компонент предметно-практической деятельности человека. Предпосылками становления сознания в марксизме выступают: эволюция свойства отражения, присущего материи, развитие зачаточного интеллекта животных; переход особой ветви гоминид от орудийной деятельности к предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда; развитие в процессе становления труда потребности в знаковой коммуникации и передачи из поколения в поколение приобретенного опыта. Современная западная феноменология рассматривает сознание, направленное на предмет, как специфический вид бытия и в то же время как нечто неотделимое от предметного мира. Совершается вычленение некоторого до рефлексивного уровня сознание и описание последнего в его сущностной «чистоте» (от теоретических догм), феноменальной явственности, направленности на познание процесса смолообразования, а не познания реальных фактов (Гуссерль, Сартр). Фиксирование жизни сознание осуществляется также через пласт бессознательного и через языковые структуры (психоанализ, структурализм, герменевтика). 33. Структура психики и сознания. Понятия сознательного и бессознательного. Основные функции сознания. Согласно концепции Фрейда, психика индивида имеет трехслойную структуру. Первый слой (Фрейд называет его «Оно») представляет собой бессознательное психическое начало. Оно – это глубинный источник психической энергии, «кипящий котел» несознаваемых влечений. В нем властвуют Эрос (инстинкт жизни, стремление к удовольствиям, к сексуальному наслаждению) и Танатос (инстинкт смерти, склонность к агрессии, разрушению и самоистязанию). Свойственная Оно безрассудная тяга к наслаждению погубила бы человека, если б над Оно не надстроился второй слой психики – сознательное, разумное Я. Я учитывает требования социальной реальности и управляет Оно, как всадник лошадью. Однако Оно то и дело выходит из подчинения, и исходящие из него импульсы заставляют человека делать то, что его сознательное Я не может допустить. Под влиянием родителей и воспитателей, внушающих индивиду с детства нормы поведения, принятого в обществе, у него формируется третий слой – сверх–Я (давящая и влияющая на личность внешняя реальность, «внешняя цензура»: законы, мораль, культурные традиции). Как Оно, так и сверх–Я функционирует, не подчиняясь контролю сознания. Если Я нарушает требования сверх–Я, то испытывает чувство вины, угрызения совести. Таким образом, «несчастное человеческое Я» испытывает мощное давление с трех сторон: бессознательного – «Оно»; внешнего мира; норм, запретов – «Сверх–Я»; и чаще всего подавляется чем-нибудь из них. Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направляют психикой человека, являются: удовольствия и вытеснение – психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные).Вытесненные в бессознательное, не прошедшие «цензуру» желания и мысли подвергаются сублимации – преобразованию в другие «разрешенные» типы социальной деятельности и культурного творчества. Благодаря трудам Фрейда и его последователей была понята важная роль бессознательного в человеческой жизни. Ныне известно, что в бессознательной психике, в подсознании человека хранится, обрабатывается и используется для регуляции поведения значительно большее количество информации, чем в сознании. Человек, по Фрейду, – это прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами. Юнг выделил помимо «личностного бессознательного» как отражения в психике индив. опыта еще и более глубокий слой – «коллективное бессознательное», которое является отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляют общечеловеческие первообразы – архетипы (например, образ народного героя, богатыря и т. д.). В современной литературе выделяются различные виды бессознательных психических явлений: 1) бессознательные импульсы, побуждения, желания, в которых субъект не отдает себе отчета; 2) хранящаяся в памяти информация, которая может включать в себя «забытые» и «полузабытые» знания и умения, а также сведения, о существовании которых у себя в мозгу человек даже не подозревает; 3) бессознательные установки, определяющие ожидания, которые возникают у человека в той или иной ситуации, и заранее настраивающие его на соответствующее действие; 4) «автоматизированные» навыки и способы действий, которые человек первоначально выработал под контролем сознания, а затем в результате тренировки научился применять бессознательно; 5) субсенсорные восприятия – не доходящие до уровня сознания или лишь смутно осознаваемые чувственные данные; 6) подсознательное мышление – идущие бессознательно процессы переработки информации, дающие результаты, которые кажутся появившимися в сознании неизвестно как и откуда. Бессознательное – все психические явления и процессы, протекающие вне сферы разума, неосознаваемые и неподвластные контролю воли. СОЗНАТЕЛЬНОЕ - в учении Фрейда одна из трех систем человеческой психики (бессознательное — предсознательное - сознательное), то есть то, что осознается субъектом в каждый данный момент времени. По Фрейду, сознательное - это способность воспринимать раздражения, приходящих к нам из внешнего мира и чувства удовольствия и неудовольствия, которые формируются внутри нашего психического аппарата. 34. Сознание и общение. Роль языка в мышлении. Человек из всех живых существ одарен речью». У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, о чем животные хотят сообщить друг другу, не требует речи. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Речь — это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями и т.п., который осуществляется с помощью языка, т.е. определенной системы средств общения. Язык — это система содержательных, значимых форм: всякое слово светится лучами смыслов. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка. Храня в себе духовные ценности общества, будучи материальной формой конденсации и хранения идеальных моментов человеческого сознания, язык выполняет роль механизма социальной наследственности. Обмен мыслями, переживаниями при помощи языка складывается из двух теснейшим образом связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим и восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим. (Необходимо иметь в виду и индивидуальные особенности общающихся с помощью слова: читающие одно и то же вычитывают разное.) Человек может выражать свои мысли самыми разнообразными средствами. Мысли и чувства, например, музыканта, выражаются в музыкальных звуках, художника — в рисунках и красках, скульптора — в формах, конструктора — в чертежах, математика — в формулах, геометрических фигурах и т.п. Мысли и чувства выражаются в действиях, поступках человека, в том, что и как он делает. Какими бы иными средствами ни выражались мысли, они в конечном счете так или иначе переводятся на словесный язык — универсальное средство среди используемых человеком знаковых систем, выполняющее роль всеобщего интерпретатора. Это особое положение языка среди всех коммуникативных систем вызвано его связью с мышлением, производящим содержание всех сообщений, переданных посредством любой знаковой системы. Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к таковому) выражение мысль получает именно в языке. Ясная по своему содержанию и стройная по форме мысль выражается в доходчивой и последовательной речи. «Кто ясно думает, тот ясно и говорит», — гласит народная мудрость. По словам Вольтера, прекрасная мысль теряет свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит скуку. Именно с помощью языка, письменной речи мысли людей передаются на огромные расстояния, по всему земному шару, переходят от одного поколения к другому. Что значит воспринять и понять высказанную мысль? Сама по себе она нематериальна. Мысль невозможно воспринять органами чувств: ее нельзя ни увидеть, ни услышать, ни осязать, ни попробовать на вкус. Выражение «люди обмениваются мыслями посредством речи» не следует понимать буквально. Слушающий ощущает и воспринимает слова в их связи, а осознает то, что ими выражается, — мысли. И это осознание зависит от уровня культуры слушающего, читающего. «...Одно и то же нравоучительное изречение в устах юноши, понимающего его совершенно правильно, не имеет [для него] той значимости и широты, которые оно имеет для духа умудренного житейским опытом зрелого мужа; для последнего этот опыт раскрывает всю силу заключенного в таком изречении содержания». Взаимное понимание наступает лишь в том случае, если в мозгу слушающего возникают (в силу закрепленного при обучении языку за определенным словом соответствующего образа — значения) представления и мысли, которые высказывает говорящий. В науке этот принцип общения носит название принципа намекания, согласно которому мысль не передается в речи, а лишь индуцируется (как бы возбуждается) в сознании слушателя, приводя к неполному воспроизведению информации. Отсюда теории, в которых принципиально отвергается возможность полного взаимного понимания общающихся. 35. Уровни и формы общественного сознания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.126.124 (0.016 с.) |