Государство-прообраз коммунизма (утопия) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство-прообраз коммунизма (утопия)



Философия Аристотеля.

Аристотель – ученик Платона.
Идеи неотделимы от вещей, имеют своё бытие в них. Идея – форма, дающая материи смысл, никакого мира идей нет (как говорил Платон), в начале жизни душа, подобна чистой дощечке для письма, затем она заполняется опытом.
    Метафизика Аристотеля-критика Платоновского учения об обособленности мира идей то Мира вещей. Идея-форма материи, которую она приобретает при помощи движения. Материя содержит возможность существования предмета, а форма даёт возможности осуществление.
4 причины существования вселенной:

· форма(сущность бытия) что это есть?

· Материя-из чего?

· Цель-ради чего?

· Перводвижетель – откуда начинается движение?

 

Бог безличен, все живые существа имеют душу.
3 вида души:

§ Растительная (поддержание жизни тела)

§ Животная (страсти, эмоции)

§ Разумная (имеет возможность обращаться к понятиям, умозаключениям)

 

Как любая форма не существует без материи, так и душа без тела. Однако третий вид души бессмертен.
Цель государства – счастье его челнов. Аристотель против общности женщин и имущества. Граждан следует освобождать от труда, переложив это на рабов.
В трактате «политика» обзор форм государственного управления: монархия, аристократия, демократия. Главное, чтобы они не портились. Наилучшее сочетание аристократии и демократии, где власть принадлежит не темным низам, а разумному среднему сословию.

11. Философские школы эпохи эллинизма. Эпикуреизм, скептицизм, стоицизм.

Эллинизм - III в. до н.э. по III в. н.э. В это время происходит упадок демократии; власть сосредотачивается в руках монархов и бюрократов; греческая культура и философия распространяется по миру благодаря завоеваниям Александра Македонского.
Космополитизм - мировоззренческая идея, ставящая интересы всего человечества в целом выше интереса отдельной нации или государства;
• Индивидуализм - мировоззрение, которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности;
    Эллинистическая мысль утрачивает творческий характер: начинается эпоха комментирования и истолкования идей классических философов;
    Философия утрачивает связь с науками и больше с религией и мистикой;
Киники (кинизм). Основатель школы - Антисфен Афинский развивал учение Сократа о благе. Диоген Синопский (философия бедных)
Для достижения блага человеку следует жить просто и естественно, подобно собаке;
Ограничение своих потребностей в благах, вещах;
Боги дали все необходимое, но люди утратили меру в потребностях;
отказ от семьи;
Философия для киника - это образ жизни и готовность ко всякому повороту судьбы.

Эпикурейцы (эпикуреизм) Эпикур
Смыслом жизни человека эпикурейцы считали наслаждение, достигаемое через счастливую и спокойную жизнь;
Для счастья не нужны внешние условия;
не бойся богов;
не беспокойся о смерти(пока человек жив-смерти нет, когда умер-некому ее воспринять)
Живи одним днём, забирай все, как будто следующего не будет;
Не существует ни Богов,ни судьбы, каждый может достичь счастья, если действовать разумно.

Стоики (стоицизм). Основатель - Зенон Китийский.
Стойкость к невзгодам судьбы;
Порядок вещей изменить нельзя, он от нас не зависит;
На все происходящее нужно смотреть как на неизбежное;
Страсти разрушают человека;
Следует ограничить свои желания, довольствоваться тем, что имеешь;
Главные качества стоика:

§ Практическая мудрость - в любой ситуации нужно полагаться на логику и здравый смысл

§ Умеренность - следует ограничивать свои желания и довольствоваться тем, что имеешь

§ Справедливость - к другим людям нужно относиться терпимо, но противостоять насилию в любой форме.

§ Смелость - при любых обстоятельствах нужно сохранять достоинство и собственную позицию

Скептики (скептицизм)(сомнение). Основатель - Пиррон из Элиды. Представители: Тимон, Секст Эмпирик
Скептик воздерживается от суждений:
• В мире все относительно, вещи и люди непостоянны, иначе говоря, они непознаваемы
• Отношение к человеку и миру должно состоять в полном воздержании от каких-либо суждений о чем-либо.
•  Из такого отношения следует атараксия - невозмутимость, хладнокровие и спокойствие
Скептик скептичен и по отношению к себе тоже

12. Христианская философия средневековья. Патристика. Учение Августина Блаженного.

    Христианская философия средневековья имеет двойственное содержание, что обуславливается тогдашним всевластием религии и церкви. С одной стороны, значительную часть философии средневековья составляет теология (богословие), пытавшееся на основе сверхъестественного знания, содержащегося в Библии, других священных текстах, обосновать христианские догматы о существовании Бога, бессмертии души. Это период патристики. С другой стороны, христианская философия опиралась и на возможности разума, разрабатывала традиционнее для научной философии проблемы. Это этап схоластики.
Патристика – совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей(святых отцов церкви)– Филон Александрийский, Юстин, Титиан, Теофил, Климент Александрийский, Ориген Александрийский, Тертуллиан, имевших гл. целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. На этапе патристики происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе учения Иисуса Христа и философской системы Платона.

Основные идеи патристики:

Ø теоцентризм (первопричина-Бог);

Ø троичность, т.е. учение о единстве Бога в трех лицах – Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой;

Ø учение о сочетании во Христе божественной и человеческой природ;

Ø креационизм (мир сотворен Богом из ничего); персонализм – человек создан по образу и подобию Бога);

Ø цель жизни человека-спасение души; познание истины достигается постижение смысла Священного Писания.


В патристике выделяется 3 этапа:

· апологетика (2-3 вв.), сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения;

· классическая патристика (4-5 вв.), систематизировавшая христианское учение;

· заключительный период (6-8 вв.), стабилизировавший догматику.

Августин Блаженный – патристик: «о троице», «о граде Божьем»
Бог сотворил мир из ничего, из небытия;
Бог сотворил время, сам Бог вне времени-вечен;
Для человека существенен только настоящее, которое распадается на прошлое-память, настоящее-созерцание, будущее-Надежда;
Существование вещи-идея в Божественном разуме;
Связь души и тела, душа выше тела, она вечна, только душа познает Бога;
Жизнь на земле-мгновение, подготовка человека к вечной жизни в граде Божьем;
Воля не способна что-то изменить, на все воля Бога;
Время и пространство существенно только в мире, начало творения мира-начало времени.

13. Христианская философия средневековья. Схоластика. Номинализм и реализм.

    Христианская философия средневековья имеет двойственное содержание, что обуславливается тогдашним всевластием религии и церкви. С одной стороны, значительную часть философии средневековья составляет теология (богословие), пытавшееся на основе сверхъестественного знания, содержащегося в Библии, других священных текстах, обосновать христианские догматы о существовании Бога, бессмертии души. Это период патристики. С другой стороны, христианская философия опиралась и на возможности разума, разрабатывала традиционнее для научной философии проблемы. Это этап схоластики. К началу второго тысячелетия патристика исчерпала свои возможности и уступает место схоластике.
    Схоластика - «школьная философия», которая разрабатывалась прежде всего преподавателями христианских церковных университетов (схоластами), и суть которой заключается в подборе аргументов для доказательства уже не только библейских догм, но и положений сформулированных схоластами.
Схоласты (Ансельм Контерберийский, Роджер Бэкон, Уильям Оккам, Пьер Абеляр и др.) продолжали развивать проблемы, которые разрабатывали патристики. Это проблемы доказательства бытия Бога, отношения разума и религии, религии и науки, спасения души и т.п. Схоластическая философия начинает постигать христианское учение на рациональной основе научной философии.
Спор между реалистами и номиналистами – спор об универсалиях.
    Реализм – направление, сторонники которого считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие (универсалии). Общие понятия по отношению к отдельным вещам является первичными. Представители: Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский.
    Номинализм – направление, сторонники которого считали реально существующими сами конкретные вещи, в то время как общее понятие (универсалии) -имена вещей. Учение вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального. Представители: Пьер Абеляр, Росцелин.

14. Христианская философия средневековья. Фома Аквинский.

    Основная заслуга Фомы Аквинского состоит в том, что он «адаптировал» учение Аристотеля к средневековому способу мышления: каждая реально существующая вещь – это единство формы и материи. Материя сама по себе безлична, объекты существуют лишь благодаря форме. Форма – причина возникновения всего. Индивидуальность вещей и явлений появляется в результате соединения начального принципа формы и постоянно колеблющейся, неустойчивой материи.

    Фома Аквинский полагал, что существует 3 вида познания Бога: через разум, через откровение и через интуицию по вещам, которые были ранее познаны через откровения. Он рассматривал мир как иерархическую систему, основой и смыслом которой является Бог. Все знания также составляют иерархически организованную систему, в которой высшей точкой является богословие, как учение, наиболее близко стоящее к божественному разуму.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.007 с.)