Учение софистов. Философия Сократа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение софистов. Философия Сократа.



    В философии происходит антропологический поворот: от исследования природы философы обратились к изучению человека и общества.
    Софисты обратили внимание на человека, на его способность быть духовным существом, познающим существом. Это привело их к выводу, что весь мир находится в человеке. Протагор: «Человек есть мера всех вещей.
Софисты пошли по пути безбрежного субъективизма. Это вызвало к жизни Сократа как противника софистов.
    Софистами назывались платные преподаватели красноречия и других наук, необходимых для активного участия в гражданской жизни полиса.
    Софисты отрицали наличие у вещей какой-то скрытой сущности, любое знание проистекает из восприятия единичных предметов.
    Относительного каждого предмета можно выставить два противоположных мнения. Истинным будет считаться то мнение, которое лучше обосновано.
    Следовательно, истина не абсолютна, а относительна, она зависит от человека, от его знаний и убеждений
Представители: Протагор, Горгий, Проник и др. Они владели искусством убеждать людей на народном собрании и в суде
Сократ (469-399 г.г. до н.э.) Сократ стал философом, который не написал ни строчки. Он не преподавал (в форме монолога), а беседовал с учениками (в форме диалога).
Изучал не природу, а сознание(нет смысла изучать природу, созданную Богами, непостижимых уму)
    Сократ прославился как один из родоначальников диалектики – нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и наведения его к истине посредством вопросов и ответов. В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека.
Сократ выступил главным оппонентом софистов;
    Методы Сократа
1) Сократ учил добродетели только в устных беседах. При этом он использовал особые приемы ведения диалога, которые имели воспитательный характер
- Ирония — скрытая насмешка над самоуверенностью тех, кто мнит себя очень умным
- Майевтика — Сократ помогал собеседнику самому прийти к правильной точке зрения («разродиться истиной»), используя наводящие вопросы и критикуя его убеждения
2) Сомнение в истинности прежних суждений ведет к самопознанию. Главная цель каждого человека - познать самого себя
    Этический рационализм Сократа
Добродетель - абсолютное благо, составляющее цель человеческой жизни. Она состоит в знании добра и действиях сообразно этому знанию
3 добродетели: умеренность - знание как обуздывать страсти; храбрость-знание как преодолевать опасность; справедливость-знание как соблюдать законы;
    Нет разницы между мудростью и нравственностью
    Люди, причиняющие зло другим, - заблуждаются и сами страдают от этого. Причиной безнравственного поведения является невежество.

Философия Платона.

    Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии.
    Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений "Апология Сократа", "Государство", "Законы".
    Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:
• окружающий мир ("мир вещей") материальные вещи-временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
• чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
• любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);
У человека идея - душа. Душа-колесница с всадником и 2 лошадьми. Возница-разумное начало в человеке, 1 белый конь-благородное в человеке,2 чёрный конь - страсти и желания. Человек, находясь в идеальном мире, рождается в мире материальном, идеи остаются в его душе как воспоминания.
3 блага: красота, истина, добро-дают возможность создания прекрасных вещей, законов и идей.
    Все мы можем выйти из пещеры к свету идей (созерцать истину и мыслить), но мы мыслим в другом направлении.
• поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи";
• "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение — "докса");
• "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности, которой могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы.
    Платон выделяет семь типов государства: идеальное "государство будущего", которого пока не существует, и шесть типов ныне существующих государств.
Среди шести существующих типов Платоном указываются:

ü монархия — справедливая власть одного человека;

ü тирания — несправедливая власть одного человека;

ü аристократия — справедливая власть меньшинства;

ü олигархия — несправедливая власть меньшинства;

ü демократия — справедливая власть большинства;

ü тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

 

Видел наиболее справедливые формы - аристократия и монархия.
Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:

Ø все население государства (полиса) делится на три сословия — философы, воины, работники;

Ø работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

Ø воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости — участвуют в военных действиях;

Ø философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

Ø философы и воины не должны иметь частной собственности;

Ø не существует брака, все жены и дети общие;

Ø допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.006 с.)