Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ступени японского воспитания

Поиск

Когда вы попробуете навести справки о «японской методике воспитания» ребенка, то узнаете, что основной её принцип кроется в словах «до пяти лет ребенок - царь, после пяти лет - раб, после пятнадцати - равный».

Суть этого высказывания заключается в том, что ребенку до пяти лет противопоказаны любые запреты и ограничения, между пятью и пятнадцатью годами ребенка достаточно строго, вплоть до жестких методов, приучают к дисциплине, а после пятнадцати он считается полностью сформировавшейся личностью и полноценным, равноправным, взрослым человеком.

Утверждается, что при таком подходе к воспитанию ребенок, с одной стороны, сможет полностью реализовать свой творческий потенциал, так как в ключевой для его развития период ограничения, накладываемые взрослыми, не препятствуют детскому развитию; с другой же - вырастет человеком ответственным и дисциплинированным, так как десять лет подряд его будут жестко муштровать.

Что же это за «японская методика воспитания»? Действительно ли она ведет свое происхождение из Японии? Какую пользу она принесет ребенку, и стоит ли эта польза того, чтобы пять лет подряд родители приносили свои интересы в жертву капризам своего малыша?

Как ни странно, сами японцы ни о какой «японской методике воспитания» не знают. Их общество исторически сложилось так, что основной принцип «японской методики» - «до пяти лет - царь, до пятнадцати - раб, после пятнадцати - равный» невозможен.

В стране, которую веками раздирали войны, в стране, большая часть которой является сейсмоопасным районом, в стране, где цунами - не страшная сказка, а периодически случающееся стихийное бедствие, бесконтрольный ребенок обречен на смерть. Если добавить к этому, что традиционно японские семьи были многодетными, и матери приходилось следить сразу за несколькими детьми, становится очевидно, что дети в японской культуре не могли расти в условиях вседозволенности.

Сомнения вызывает и утверждение, что ребенок после пятнадцатилетия становится «равным». В стране с жесткими патриархальными традициями панибратство и равенство между подростком и старшим поколением невозможно, недопустимо и возмутительно.

К тому же, никаких жестких переходов от одного стиля воспитания к другому в японской культуре нет. С самого раннего возраста и до полного возмужания и родители, и общество воспитывают в ребенке чувство ответственности и дисциплинированность. Делается это иными, чем в европейских культурах, методами, но ни вседозволенности, ни жестокости в воспитании японцы себе не позволяют.

Так откуда же, если не из Японии, появилась «японская методика воспитания»? Как ни странно, зародилась эта система в... России, в шестидесятых годах двадцатого века. На заре своего существования она называлась «кавказская система воспитания». Считалось, что именно так воспитывают будущих джигитов. Правда, срок окончания «рабства» сокращался с 15 до 12-летнего возраста.

В девяностых годах двадцатого века началось активное взаимопроникновение российской и кавказской культур. И «кавказская система воспитания» неожиданно сменила «гражданство», став «японской методикой», но сохранив свои основные принципы.

Что же... происхождение методики, конечно, оказалось мифом. Но название, как известно, на эффективность не влияет. И не важно, в Японии или в горах Кавказа зародилась система воспитания, если она дает хорошие результаты. А вот дает ли? Действительно, каковы на самом деле результаты воспитания ребенка в позиции «царь-раб-равный»?

Дитя - царь.

Методика утверждает:

Первые пять лет жизни «японская методика» постулирует отказ от каких-либо запретов и ограничений. Ребенок не должен сдерживаться запретами. Базовое доверие к миру и творческие способности должны формироваться без постороннего вмешательства, так, как велит природа, а не так, как навязывают взрослые. Формируется базовое доверие к миру как к дружественному месту, уверенность в себе, безмятежность.

Комментарии психолога.

В первые годы жизни у ребенка формируется так называемая «картина мира», то есть совокупность представлений о мире, составленная ребенком на основе набранного им жизненного опыта. Ребенок должен проделать очень важную работу - систематизировать все свои знания об этом мире, чтобы понять, что из себя этот мир представляет, каковы его особенности и закономерности, чему можно доверять, а чего опасаться. Где находится в этом мире его, ребенка, место, каковы границы того, что ребенок может себе позволить. Формируется отношение к миру, к окружающим людям.

Казалось бы, с этой точки зрения ситуация как раз развивается очень удачно для ребенка: мир - доброжелательное место, где ничего ему не угрожает и где он может все. Но посмотрим с другой точки зрения. У ребенка формируется картина мира. Базовая картина мира, которая будет лежать в основе всех последующих взаимоотношений с миром. И эта, базовая, ключевая картина мира формируется искаженной.

Не заложено представление о рамках дозволенного. Не заложено представление о разрешенном и запретном. Не заложены основы уважения к старшим, представление об авторитете взрослого человека, в том числе - о родительском авторитете. Не заложены навыки взаимодействия с другими людьми как с полноценными и равноценными. Не заложено представление о возможной опасности, угрозе, он не готов к столкновению с агрессией со стороны другого человека. То есть, ребенок, которому в скором времени нужно будет идти в школу, где он окажется погруженным в социум и оторванным от родителей, не имеет адекватного представления о мире, в котором ему придется жить и действовать.

Вместо социально приспособленного, предприимчивого и жизненно активного, творчески одаренного и легко адаптирующегося лидера мы получаем избалованного ребенка, не признающего запретов и не умеющего договариваться со сверстниками.

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ЯПОНИИ

Маленькие японцы своим поведением мало чем отличаются от взрослых соотечественников – она такие же спокойные, приветливые, и наделены отличным самообладанием. Редко когда можно увидеть в этой стране рыдающего горькими слезами малыша – как в людном месте, так и в домашней обстановке. Все это является следствием особого воспитания, модель которого значительно разнится от нашей, украинской. Что такое воспитание детей в Японии, и в чем его суть, каковы методики – именно об этом и пойдет речь в нашей статье.

                 

         КАК ВОСПИТЫВАЮТ ДЕТЕЙ В ЯПОНИИ

Эта страна уникальна тем, что все обучающие процессы там построены на принципе «добрый ребенок». Японский метод воспитания исповедует направление, согласно которому каждый ребенок является желанным для своих родителей, а это значит, что они создают для своего малыша только позитивный настрой.

     

От японских родителей дети никогда не слышат фраз, столь привычных для наших детских площадок: «Ты непослушная девочка, я тебя не люблю» или «Ты очень нехороший мальчик, и будешь наказан за свое плохое поведение». За свои провинности они не получают наказаний, но при этом из японских детей вырастают прекрасно воспитанные, чуткие и толерантные люди. Почему это происходит? Как японцы воспитывают детей – без нервов и лишних эмоций? Причина кроется в уникальной воспитательной системе, основанной на многолетних народных обычаях, прививающихся с глубокого детства.

МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ

Современные методики раннего развития в Японии – это огромный вклад в науку и медицину в виде исследований в сфере психологии, педагогики и старых традиций. В этом плане наиболее известными и распространенными не только в своей стране, но и в Европе, являются разработки японских педагогов:

Методы Макото Шичида – для детей от 6 месяцев до шести лет, основными принципами которой считаются:

· все дети – гении;

· крайне важна крепкое взаимоотношение в семье между взрослыми и подрастающим поколением;

· стимулирование детей к учебе должно проводиться при участии всех пяти органов чувств;

· воспроизведение и последовательность являются ключом к успеху в обучении.

Методы доктора Сузуки, секрет успеха которых состоит в следующем:

· у всех людей есть способности к музыке, которые нужно развивать с раннего возраста;

· настоящее желание наставника оказывать помощь;

· вовлеченность взрослого в учебу наравне с ребенком.

Методы воспитания Масару Ибука с главными принципами:

· искренняя любовь к маленькому человечку;

· возможность по достоинству оценить все желания и стремления ребенка.

Учитывая все это, любой родитель имеет возможность самому формировать «программу обучения», выбирая наиболее удачных для процесса материал.

Любая система воспитания, характерная для Японии, предусматривает периодичность и постоянство, но при этом самое главное в ней — родительская любовь и поддержка.

ДЕТСКИЕ САДЫ В ЯПОНИИ

Специфика воспитательного процесса в японских детских садах существенно отличается от наших. Ключевые особенности состоят в следующем:

· скромная обстановка в учреждении;

· оптимально сбалансированное и специально разработанное меню, где больше всего овощей, фруктов, злаков и молочных продуктов;

· незначительное количество детей в группах - до 8 человек, причем их постоянно переформировывают с целью лучшей социализации малышей;

· периодическая смена воспитателей, чтобы исключить личную привязанность.

       

Главная цель формирования детского характера в этот период – воспитание ключевых качеств. Помимо подготовки к школе, большая часть времени уделяется изучению основ коллективного поведения.

ШКОЛЫ В ЯПОНИИ

Школа для ребенка – чрезвычайно важный момент. Здесь происходит их превращение из Божества в Слугу, а окончание учебного заведения символизирует переход во взрослую жизнь. Дисциплина и традиции – ключевой слоган учащихся в Японии. Также очень важно искреннее желание учиться. Для обучения в хорошей школе с шести лет следует изначально поступить в хороший садик.

Далее следует обучение в средней и старшей школе, после чего открыта дорога в престижное высшее учебное заведение. Начальная школа в Японии – бесплатная, есть также и частные заведения, где уровень преподавания намного лучше. Среднестатистический день обычного японского школьника выглядит приблизительно следующим образом:

· уроки в школе с утра;

· занятия в клубах либо при самом заведении («дзюку»);

· возвращение домой и сон.

Кроме обычных занятий, начальная школе предусматривает уроки каллиграфии и развитие в сфере искусств. В общем дети учат государственный язык – современный и древний, также у них есть занятия по этике, социологии, политологии, экономике, и по разым ремеслам.

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ

Здесь отдельно стоит отметить еще одну характерную черту японского воспитания детей – разделение по гендерному признаку. К воспитанию девочек и мальчиков в семьях разный подход. Ребят не допускают на кухню, также им запрещено участие в хозяйственных делах. В школьном возрасте нагрузка и них намного больше, чем у девочек - у них есть дополнительные занятия в клубах и кружках. Девочки в это время гуляют со своими подружками в развлекательных парках, и болтают о своем, девичьем.

Несомненно, применение традиционных методов воспитания, усиленных современными разработками ученых, дает возможность растить маленьких японцев с чувством «плеча», нужности другим, полезности человечеству. И именно такие способы воспитания не позволяют забывать о народных традициях и быть Человеком в прямом смысле слова. И такое отношение к своим детям у японцев не может не вызывать чувства уважения у нас.

Икудзи — непривычная и очень часто удивительная система воспитания. Так считают многие наши соотечественники. Но тем не менее, она действительно апробирована временем, и показала отличные результаты, с чем нельзя не считаться.

https://smartum.com.ua/ru/about_us/blog/vospitanie-detej/osobennosti-sistemy-

Теория свободного воспитания

В настоящее время наблюдается тенденция, основанная на постоянном самосовершенствовании личности, осознающей, и умело использующей свой творческий потенциал.

Актуальные на современном этапе развития педагогической науки идеи воспитания свободной творческой личности, осознания ценности развития индивидуальных качеств каждого ребёнка выдвигались педагогами и философами на всём протяжении исторического времени.

Свободное воспитание как одна из концепций в педагогике основано на отрицании подавления личности ребёнка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Идеал сторонников свободно воспитания — развитие сил и способностей ребёнка, не основанное на ограничениях.

Необходимо отметить, что идеи свободного воспитания в педагогике являлись особой формой выражения недовольства демократически настроенной части интеллигенции существующим положением в обществе.

На Западе данный феномен изучали такие педагоги, как М. Монтень, М. Монтессори, Ж.Ж. Руссо, в России идеи свободного воспитания развивали Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, К.Н. Вентцель и многие другие.

Наиболее полное развитие теория нашла в деятельности Л.Н. Толстого, он выступал с отрицанием как старой, так и современной ему теории и практики обучения и воспитания. По мнению Толстого, внутренняя организация школы, содержание образования должны определяться только желанием учащихся. Передача знаний не должна осуществляться насильственно: дети запоминают то, что хотят, и настолько, насколько хотят. Собственно воспитание, формирование у детей каких-либо нравственных качеств и убеждений и верований он отвергал как проявление насилия и деспотизма взрослых по отношению к зависящим от них детям. Л.Н. Толстой убедительно поставил вопрос о пересмотре традиционных взглядов на личность ребенка, в особенности его роста и развития. Он считал, что душа ребенка не представляет собой чистой доски, на которой можно написать все, что угодно. Он категорически отвергал наличие у родившегося ребенка каких-либо отрицательных качеств. И цель воспитания, по его мнению, - способствовать наибольшей гармонии нравственных качеств, которые дети носят в себе.

Таким образом, современные ученые, развивая идеи свободного воспитания, подчеркивают потенциал таких воспитательных факторов, как природа, культура, общество. Центром этой триады является свободная личность. Все объективные механизмы воспитания потеряют результативность при отсутствии внутренней работы, напряженных духовных исканий самого человека.

Так, например, многолетнее исследование психолога и педагога Н.М. Магомедова показало, что, если применять принципы свободного воспитания на практике, то воспитание превращается в особый процесс общения педагога с воспитанником как равный с равным [12].

Свобода движений.

В Монтессори среде дети не сидят за партами или на стульях (только если сами этого не пожелают), они все время перемещаются по классу. Выбрав занятие, они располагаются за столом или на коврике на полу. Свободное движение – это потребность, заложенная в ребенке самой природой. Только свободно двигаясь, дети способны постоянно искать и находить для себя интересные и познавательные материалы и занятия. Не ограниченные пространством и временем дети с большим рвением погружаются в выбранную ими деятельность. Кроме того, свобода движений и деятельности располагает к социальным контактам.

 

Свобода повторений.

Ребенок сам решает сколько раз ему требуется повторить то или иное действие или упражнение. Зачастую дети готовы несколько раз в день браться за то дело, которое у них получается хорошо или то, которое, наконец, получилось после долгих усилий. Повторяя, ребенок развивает выдержку и концентрацию внимания, а также чувство уверенности в своих силах.

 

Свобода выражения чувств.

У каждого ребенка есть потребность выражать свои чувства и мысли, чтобы развивать речь. Также у каждого ребенка есть желание быть услышанным. Осознавая, что его чувства имеют значение и, обладая возможностью поделиться своими эмоциями в любой момент, ребенок становится более уверенным в себе, а также проявляет внимание и сочувствие к другим людям.

 

Разновозрастные группы.

В классическом виде сады Монтессори – это группы для детей в возрасте от 3 до 6 лет. Идеальный возраст для поступления ребенка в детский сад Монтессори – 2,5-3 года. В этом возрасте ребенок уже не так привязан к матери, имеет навыки самообслуживания и сможет прожить в Монтессори среде все важные стадии своего развития до 6-7 лет. После чего Монтессори метод предлагает организованные по тем же принципам начальные школы Монтессори, где учатся дети от 6 до 12 лет.

Разновозрастные группы представляют идеальные условия для развития самостоятельности, самосознания и демократического поведения. Здесь старшие дети помогают младшим, берут на себя ответственность, подсказывают, обучают. Малыши наблюдают за деятельностью старших, подражают им. В связи с чем, в разновозрастных группах на порядок меньше поводов для конкуренции и конфликтов. Здесь дети самостоятельно решают свои общие проблемы, чувствуют ответственность за свои поступки, стремятся быть справедливыми.

 

Таким образом, Монтессори педагогика представляет собой не только педагогическую систему, но и определенный философский взгляд на природу детства. И если родители выбирают для своих детей метод воспитания и обучения, основанный на свободе выбора и уважения к личности ребенка, то эти принципы прочно войдут в традиции семьи и останутся с ребенком на протяжении всей его жизни.

https://www.ya-roditel.ru/parents/base/edu

История появления

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей XIX века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!

Поэтому Мария начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержкой развития. Но, убедившись в успехе своей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны.

Основные принципы методики

  • Монтессори — методика раннего развития, но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты. Младшие учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество, хотя иногда и случаются недопонимания.
  • Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната разделена на несколько частей — стандартными считают зоны естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Но ещё добавляют творческую, игровую и спортивную. Ребёнок может заниматься там, где ему нравится, даже целый день. Задача педагога — подстроиться под интересы малыша. Важно дать свободу мышления, действий и чувств. Так дети будут учиться всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками.
  • Взрослый в обучении играет второстепенную роль: он не наставник, а помощник. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
  • Обязательно есть правила, которые помогают упорядочить процессы в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.
  • Направление на развитие мелкой моторики, чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
  • Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен дойти до всего сам.
  • В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.

Воспитание свободой

Свободное воспитание – это идеология, для которой характерна крайняя индивидуализация воспитания, категорическое отрицание авторитарного воспитания и систематического обучения, основанных на подавлении личности ребёнка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Идеал сторонников свободного воспитания — не стесняемое никакими ограничениями развитие всех сил и способностей ребёнка.

Индивидуализация воспитания — это:

  • предоставление ребёнку возможностей индивидуального выбора, принятия решений, самоанализа, понимания собственных качеств;
  • деятельность взрослого и ребёнка по поддержке и развитию индивидуальности, духовного самостроительства личности;
  • деятельность взрослого и ребёнка по поддержке и развитию автоматизации.

Движение за свободное воспитание началось в 18 веке с Ж.-Ж. Руссо, у нас первооткрыватель этого направления — Л.Н. Толстой. Начиная с 20 века и до сегодняшнего дня, большую известность получили так называемые свободные школы, например, школа Александра Нилла в Саммерхилле.

Что же подразумевают под свободным воспитанием его идеологи? Жан-Жак Руссо решительно выступал против изнеженно-женской культуры, где принято ребенка пожалеть, ребенку уступить, за ребенка сделать, создавать ему комфортные условия жизни. Естественное воспитание по Руссо – это прямая встреча ребенка с жесткой и трудной жизнью, с холодом и голодом, с лишениями и смертью. Руссо требователен к воспитанию стойкости ребенка, и приучение ребенка к жесткой реальности жизни вполне сочетается с идеей свободного воспитания. Свободное воспитание по Руссо – это не воспитание без педагогического образца, не воспитание «что вырастет, то вырастет», это целенаправленное формирование личности воспитанника. Руссо не принуждает воспитанника сам: он выстраивает обстоятельства, подстраивает жизненные условия, чтобы это в совокупности устроило нужные воздействия на воспитанника. То есть по сути это некая манипуляторная тактика, закамуфлированная под оболочку непринуждения.

Утверждение Толстого о том, что «воспитание не воспитывает, а только портит», что «лучшая система в деле воспитания – не иметь никакой системы», прозвучавшее в ряде его статей – «Кому у кого учиться писать: нам у крестьянских детей или крестьянским детям у нас?», «Воспитание и образование», «О народном образовании», у многих современников Толстого вызвало протест. Опираясь на идею Ж.-Ж. Руссо об идеальной природе ребенка, Л.Н. Толстой утверждал, что «учителя не имеют права принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов, поэтому в основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися — чему и как они хотят учиться, а основное дело учителя — следовать и развивать ребенка». Однако, поэкспериментировав в Яснополянской школе, Л.Н. Толстой признавал, что воспитательный элемент в его школе действительно существовал: «Я воспитывал своих яснополянских мальчиков смело…». В 1909 г. он ответил прямо: «То разделение, которое я в своих тогдашних педагогических статьях делал между воспитанием и образованием, – искусственно. И воспитание и образование нераздельно». Он указывал на то, что соблюдение условий свободы воспитания и обучения должно основываться на религиозно-нравственном учении. Но, чтобы эта свобода не превратилась в неразбериху и хаос, нужны общие основания, например, религия и нравственность.

Идеи Л.Н. Толстого в дальнейшем прослеживалась и в деятельности К.Н. Вентцеля, М. Монтессори и многих других.

Так, К.Н. Вентцель в своей работе “Освобождение ребенка” (1908) впервые обосновал право ребенка на свободу выбора: ” Каждый ребенок, рожденный на свет, имеет право на воспитание, но она имеет также право и на то, чтобы его не воспитывали и особо не воспитывали чрезмерно” борьбе за свободу и права ребенка К.Н. Вентцель в своих педагогических трудах высказал ряд мыслей и положений, которые можно объединить в три раздела:

1.Права уравнивают возможности детей и взрослых: право ребенка участвовать в создании законодательных актов, регулирующих его жизни; право равенства со взрослыми; право создавать организации, союзы, кружки.

2. Права, гарантирующие свободу и право выбора: право принадлежать самому себе; право уходить от родителей и воспитателей; право выбора учебного заведения; право на свободу вероисповедания и религиозных убеждений; право на сохранение своей самобытности; право свободы мысли; право уклоняться от того обучения и воспитания, которое идет вразрез с индивидуальностью ребенка.

3. Права, обеспечивающие полноценное существование и развитие личности: право иметь надлежащие социальные условия; право на образование; право на жизнь; право на развитие способностей и потенциала; право на защиту от наказаний; право на материальное обеспечение.

Не из этих ли гуманистических идей о правах и свободах ребенка растут ноги у нынешней Ювенальной системы?

В советский период обрела популярность педагогическая система В.А. Сухомлинского — развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребёнке. Вся образовательная система в Павлышской средней школе, руководимой Сухомлинским В.А., была ориентирована на идеи гуманизма, человечности, доброго отношения к детям, создания условий для индивидуально-творческого развития каждой личности, предполагала участие самого ребенка.

Принципы, на которых была основана педагогическая система В. А. Сухомлинского следующие:

  • доверие к детям,
  • учение без принуждения,
  • воспитание без наказаний,
  • сотрудничество детей и взрослых,
  • творческий труд и нравственная свобода,
  • возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни,
  • принятие ответственности за свой выбор.

Сухомлинский В. А. отмечал: «Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний. И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказания невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников — воспитывайте детей без наказаний».

      "Дальтон-план": принципы

             

"Дальтон-план" - это система обучения, основанная на применении индивидуального подхода к ученикам. Методика была разработана Хелен Паркхерст в 1919 году и впервые была представлена ​​в школе для инвалидов, а затем в 1920 году - в старшей школе Дальтона, Массачусетс. Это была реакция некоторых прогрессивных педагогов на недостатки, присущие традиционной системе классификации студентов.

Суть методики

"Дальтон-план" разделяет каждый предмет в учебной программе школы на ежемесячные задания. Ученики вольны планировать свои собственные графики работы, однако они отвечают за завершение одного задания перед тем, как начать другое. Наиболее приемлемая форма обучения - работа в группах. Хотя "Дальтон-план" был популярным какое-то время в Соединенных Штатах, Великобритании, Европе и Западном колониальном мире, он подвергся критике за ярко выраженный индивидуалистичный подход.

Автор методики

Хелен Паркхерст описывала обучение по плану Дальтона таким образом: "Давайте думать о школе как о социальной лаборатории, где сами школьники являются экспериментаторами, а не жертвами замысловатой и строгой системы. Давайте думать об этом как о месте, где преобладают такие социальные условия, как в реальной жизни" (1922). Хелен Паркхерст родилась 8 Марта 1886, в городе Дюран (штат Висконсин, США), умерла 1 июня 1973 в Нью-Милфорде (штат Коннектикут). Она была автором и преподавателем, которая занималась просветительской деятельностью и разработала Дальтон-план, а также основала школу в Дальтоне (штат Нью-Йорк).

Паркхерст окончила колледж в Ривер-Фолс (штат Висконсин) в 1907 году, защитила дипломную работу в Колумбийском университете, а также училась в университетах Рима и Мюнхена, в Италии Паркхерст познакомилась и сотрудничала с другим выдающимся педагогом - Марией Монтессори. Позже она получила степень магистра в области образования в Йельском университете (1943) и стала первым преподавателем-женщиной Йельского университета. Последние три десятилетия своей жизни она читала лекции, помогала институтам внедрять систему Дальтон-план по всему миру, писала книги, принимала участие в радиопередачах и телевизионных шоу для и про молодых людей. Ее книги:

РЕКЛАМА

· "Далтон-план" - система обучения" (1922).

· "Ритмы работы в сфере образования" (1935).

· "Изучение детского мира" (1951).

Идеи Хелен Паркхерст

Когда Хелен была еще школьницей, ей было сложно просто сидеть, слушать, практиковать и повторять все время. Став преподавателем в 1905 году, она хотела действовать по-другому. Она считала, что просто невозможно организовать эффективное обучение в соответствии с установленными методами. Это была школа, в которой получало образование примерно сорок учеников разных возрастов и разного уровня. Паркхерст пришла к простому и гениальному решению: она отложила установленные школой графики и попросила детей, чтобы они выбрали для себя из предлагаемого учебного материала то, что позволило бы им изучать программы самостоятельно.

Ученик и учитель начали сотрудничество, в рамках которого ребенок обязан был сам достигнуть выбранной им цели обучения в течение определенного количества времени. Учитель обещал помочь, если это необходимо. В 1922 году Паркхерст изложила свою теорию образования в книге о плане "Дальтон", в которой она конкретизировала принципы ее метода преподавания:

· свобода;

· ответственность;

· сотрудничество.

Философия Дальтона

Вдохновленная мыслителями рубежа веков, Хелен Паркхерст начала применять новый прогрессивный подход к образованию. Она уловила дух перемен и создала план Дальтона. Это не просто система, это влияние, видение того, как люди учатся, это отношение преподавателя к ученикам. Автор методики считала, что учеников надо слушать, а затем бросать им вызов, чтобы узнать, на что они действительно способны.

Технология "Дальтон-план": принципы

Задачей учителя является обеспечить любому ученику такую структуру, чтобы он мог свободно учиться в рамках задания. Свобода означает быть в состоянии справиться с ответственностью. Отправной точкой является вера в способности всех детей. Сам ученик оценивает то, что ему нужно, чтобы завершить задачу, и в какой промежуток времени. Личный опыт - это на самом деле лучший учитель. Ученикам должна быть предоставлена возможность приобрести искусство учиться.

РЕКЛАМА

Признаками индивидуализированной системы обучения "Дальтон-план" являются следующие:

· Учащиеся справляться со свободным обучением шаг за шагом. Дошкольники начинают с малого, они выбирают задачи, которые могут выполнить самостоятельно. Дети и молодежь развиваются, а задания постепенно становятся больше и сложнее.

· Ответственности учатся в компании своих собратьев. Это своего рода приключение, где отношения, которые строятся в школьной жизни, потом будут применимы в реальной жизни.

"Свобода и ответственность вместе совершить чудо"

Это и есть первые два принципа дальтонской методики. Свобода нужна для того, чтобы сделать свой собственный выбор, найти свой собственный путь. Но свобода не означает, что все возможно и разрешено. Идеальная свобода - это не воля от обязательств и даже больше - это не отсутствие дисциплины. Ребенок, который просто делает то, что он хочет, не свободен, наоборот, он становится рабом дурных привычек, эгоизма и является непригодным для жизни с другими людьми.

Международное признание

На протяжении многих лет "Дальтон" получал широкое международное признание. Школы в Нидерландах, Австралии, Англии, Корее, Тайване, Чехии, Японии и Германии частично или полностью приняли Дальтон-план в качестве образовательной технологии. Эта методика основана на твердой убежденности в том, что всякий раз, когда дети получают ответственность за свое обучение, они инстинктивно ищут лучший способ добиться своей цели, и выполняют задания с особым вниманием и строгостью, что приводит их к успеху.

Основываясь на этом, главными целями плана Дальтона являются:

· адаптация программы каждого ученика к его или ее потребностям, интересам и склонностям;

· воспитание независимости и надежности;

· повышение социальных навыков и чувства ответственности по отношению к другим.

Для достижения этих целей была разработана модель, которая реорганизует образование от ориентации на учителя к направленности на ребенка. Таким образом, важные обязанности по обучению частично переходят от педагога к его ученику.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Дальтон-план

 

Преимущества школы

«Не отнимайте у ребенка детство» — слышали такую фразу? Вальдорфская школа всеми руками «за».

Именно поэтому у школы множество своих особенностей, которые так привлекают родителей и детей:

 

1. Основной упор в первых классах обучения делается на развитие личности ребенка. Дети в этой школе – центр вселенной. Каждый из них имеет свое мнение и право высказать его. Педагог, в свою очередь, пытается максимально поддержать ребенка и воплотить его мысль/идею/желание. Главное, чтобы это не навредило другим.

2. В школе обычно изучается два иностранных языка. Причем обучение начинается с первых классов.

3. В школе уделяется огромное внимание творчеству. Дети не только рисуют и поют (как это принято в обычных школах), но и играют на музыкальных инструментах, познают эвритмию (искусство художественного движения), танцуют, посещают театральные занятия.

4. Отсутствую домашние задания.

5. Праздник – святое. Пасха, Рождество, Новый год, масленица и другие праздничные дни отмечаются с размахом! Подготавливаются сценки, дети учат стихи и песни, мастерят своими руками подарки друг другу. Особое внимание – дню рождению. Вместо привычной раздачи конфет в начале урока – здесь целое торжество. Весь класс подготавливает подарки имениннику, читают ему стихи, дарят открытки.

6. В школе все едины. Отсутствует дух соперничества. Здесь нет места зависти и злому умыслу. Нет лидеров и «изгоев». Благодаря этому класс превращается в один сплоченный коллектив.

Многие родители отмечают, что дети, воспитанные в данной школе – открытые и добродушные люди.

Недостатки школы

Есть несколько нюансов у данной школы, которые мне не совсем понятны. Например, детям не ставят оценки за их знания. Вместо этого на каждо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.144 (0.016 с.)