Факторы развития и психолого-педагогические условия развития способностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы развития и психолого-педагогические условия развития способностей.



Изучение закономерностей развития ребенка дошкольного возраста позволяет выделить факторы, обусловливающие течение и результаты данного процесса. В научной литературе выделяют три фактора, влияющих на становление личности: наследственность, среда и воспитание, которые, в свою очередь, можно объединить в две группы: внешние и внутренние или социальные и биологические.

В качестве биологического фактора выступает наследственность, под которой понимают передачу от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носителями наследственности являются гены, которые и обеспечивают наследственную программу развития человека.

Человек появляется на свет как биологическое существо. Личностью он становится, пройдя длительный и сложный путь развития. На развитие ребенка помимо заложенных способностей влияют средовое окружение и целенаправленное педагогическое воздействие.

Среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. В педагогической литературе понятие «среда» рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле «среда» — природные условия, государственный строй, система общественных отношений, материальные условия жизни; в узком смысле — непосредственное предметное окружение ребенка.

В последнее время в дошкольной педагогике все чаще употребляется понятие «развивающая среда» — совокупность педагогических, психологических, социально-культурных и эстетических условий построения педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Большое влияние на развитие ребенка и формирования его личности оказывает воспитание, которое всегда носит целенаправленный и организованный характер. Эффективность воспитания зависит от готовности ребенка к педагогическому воздействию. Активность ребенка является залогом его деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной, учебной, общения.

Способности – индивидуально-психологические свойства человека, являющиеся условиями успешного осуществления какой-либо деятельности и обнаруживающиеся по различиям в динамике овладения необходимыми для такой деятельности знаниями, умениями, навыками.

· О способностях можно судить по быстроте, легкости, прочности усвоения знаний, умений, навыков.

· Способности формируются и проявляются в деятельности.

· Человеческие способности имеют социальную, культурную обусловленность.

· Люди различаются по способностям: а) качественно – в основе одинаковых достижений может лежать сочетание различных способностей; б) количественно – по степени выраженности и развития способностей.

Способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодию. Немного позже они начинают конструировать, пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам в школе и внешкольных образовательных учреждениях.

Одна из основных задач системы воспитания – всестороннее развитие способностей у всех детей. Одностороннее, узкое, однобокое развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой-либо одной области при глубоком равнодушии ко всему остальному, неправильно. Конечно, интерес, связанный со способностями, должен доминировать, но при этом необходимо стремиться к всестороннему, гармоничному развитию личности ребенка, повышению его общей культуры и расширению кругозора. Только такое развитие обеспечивают ребенку подлинный расцвет способностей.

Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе. Помимо общих способностей к учению, каждый ребенок обладает возможностью развития и специальных способностей. «Бесталанных» людей нет. Надо только помочь человеку найти себя, показать ему его возможности. Здесь велика роль учителя. Это он, вдумчивый и чуткий наставник, формирует способности и таланты учеников и умело направляет их развитие.

Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, без принуждения заниматься ею. Живая заинтересованность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формальное, равнодушное и безразличное отношение к ней – необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитее способностей.

Поскольку способности могут принести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, педагогу надо активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезными, глубокими, устойчивыми и действенными.

Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании рассказов и стихотворений и в их последующим разборе в кружке; полезны специальные экскурсии в природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным описанием виденного.

В-третьих, важно организовать ребенка деятельность так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями.

Детей необходимо включать в различные виды деятельности: кружковая работа, моделирование, конструирование; важно развивать склонность к ручному труду, творческим видам деятельности.

Развивая способности детей, надо воспитывать в них настойчивость в преодолении трудностей, без которых самые благоприятные задатки не помогут. Нельзя захваливать детей с определенными способностями, противопоставляя другим детям…

Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, не следует чрезмерно восхищаться. Наоборот, надо внушать способному ребенку, что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладают способностями, и если он превосходит товарищей в одном, то они превосходят его в другом.

 

Литература

1. Безрукова В.С. Педагогика: уч. пос. /В.С. Безрукова.- Ростов н/Д: Феникс, 2013.- 381 с.

2. Гогоберидзе А.Г, Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. – Спб: Питер, 2013, 464 с.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах.: уч. пос. – 2-е изд, перераб., и доп. –М.: Проспект, 2016.- 248 с.

4. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебн. для студ. СП уч. завед. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 16-е изд. стер..- М.: Изд. цент «Академия», 2019 г- 432 с.

5. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: уч. пос. для студ. пед. уч. зав. и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд, перераб. И доп.- М.:Юрайт, 1999.- 523 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.007 с.)