Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законы воспитания как предмет педагогической науки

Поиск

Педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей, интегрирующей, синтезирующей в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития воспитательных общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения.

Предметом педагогики являются объективные законы конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений.

Педагогика как наука направляет свои усилия на разрешение основного противоречия. Его суть состоит в том, что старшее поколение стремиться к созданию максимально эффективной, абсолютно завершенной организации целостного педагогического процесса, к формированию в нем современной, целостной человеческой личности. Но общественная жизнь и воспитание не стоят на месте. На каждом новом этапе развития они предъявляют к растущему человеку и педагогическому процессу все более сложные требования.

Путь разрешения этого противоречия состоит в том, чтобы, сохраняя всё ценное, рассматривать его как движущуюся и меняющуюся в своем существе систему.

Важным условием разрешения основного педагогического противоречия является организация и осуществление постепенного, осознанного ребенком перехода от воспитания к самовоспитанию. Задача педагогической деятельности взрослых состоит в том, чтобы сформировать личность в качестве социально активного субъекта, способного к анализу, оценке событий, выбору нравственного поступка, ответственности, творческой самодеятельности. Выработкой в ребенке непреодолимого стремления к самовоспитанию, самообразованию, самообучению, самосовершенствованию, самоконтролю, самообладанию и т.п. педагогический процесс закладывает в личность надежный духовный «механизм» саморегулирования, неуклонного следования убеждениям и претворения в жизнь идеалов. Обеспечение детям возможности внутреннего самоуправления снимает необходимость в абсолютной педагогической организации детской жизни и систематических внешних воздействий.

В учебнике педагогики Б.С Лихачева перечислены следующие законы воспитания:

1. Основным законом воспитания является закон обязательного присвоения подрастающим поколением социального опыта старших поколений как необходимого условия вхождения в общественную жизнь, осуществление преемственности между поколениями, жизнеобеспечении общества, отдельного индивида и развития сущностных сил каждой личности.

2. С этим законом связан закон обязательного соответствия содержания, форм, методов обучения и воспитания требованиям развития производительных сил общества. Многовековая история убедительно показывает, что связи с потребностями общественного развития старшие поколения всегда включали в содержание образования детей прежде всего те знания, умения и навыки, которые направлены на поддержание жизни, производство материальных благ.

3. Объективным законом воспитания является также обусловленность содержания, форм и методов воспитания, обучения характером производственных отношений и соответствующей им надстройки. Организация и содержание педагогического процесса в обществе определяется интересами господствующих, направляющих политику и идеологию социальных слоев.

4. Объективным законом воспитания является возникновение неизбежных воспитательных последствий в результате взаимодействия детей с миром, в жизненных ситуациях, событиях, конфликтах, процессах. Этот закон нашел свое выражение в требовании педагогики соединять воспитание и обучение с производительным трудом, с жизнью общества.

5. Закон формирования сущности детской личности в результате её активного самопроявления и самоутверждения в деятельности, отношениях, общении. Этот закон нашел своё подтверждение в психологии, установившей ведущую роль деятельности, особенно педагогически организованной, в становлении психических процессов, свойств и качеств детской личности.

6. Еще один объективным закон воспитания - закон гармоничного развития сущностных сил ребенка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер, с учетов возрастных особенностей и возможностей. Требования этого закона лежат в основе реализации идеи всестороннего развития личности.

Вечность и необходимость воспитания как общественного явления проявляется в вечности и необходимости его объективных законов. Их действие осуществляется и будет осуществляться в любых цивилизациях, независимо от степени и глубины их сознания в качестве объективной необходимости отдельными людьми или обществом в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.125.137 (0.009 с.)