Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные категории педагогикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вся совокупность терминов, входящих в состав педагогики, обобщенно именуется понятийно-терминологический аппарат. Он состоит из слов, терминов, понятий и категорий. Из житейского опыта воспитания в научную педагогику вошли слова воспитание, обучение, учитель, урок, человек и масса других. Житейские термины-понятия, становясь научными, получили свои педагогические более точные определения. Много терминов педагогике дали богословские науки и религиозная практика. Оттуда пришли такие слова как просвещение, личность, образование, развитие. Из всего понятийно-терминологического аппарата самыми устойчивыми являются категории как значимые понятия. Разные авторы учебников относят к базисным категориям педагогики следующие: 1. просвещение, развитие, воспитание и самовоспитание, образование и самообразование, обучение и самообучение, воспитательные отношения (В.С. Безрукова). 2. воспитание, педагогическая деятельность, целостный педагогический процесс, образование и обучение, саморазвитие личности (Б.Т. Лихачев) Рассмотрим основные категории. ПРОСВЕЩЕНИЕ. Корнем слова является «свет», что ассоциируется с просветлением, избавлением от тьмы невежества, со способностью адекватно и полно отражать и понимать мир, и своё место в нем. Французский писатель Виктор Гюго (1802-1885) писал: «Невежество – это сумерки, там рыщет зло. Думайте об освещении улиц, пожалуйста, но думайте также, думайте прежде всего, о просвещении умственном». С помощью просвещения человек выходит из тьмы невежества на свет знаний, приближаясь к истине в его отражении. Просвещение – принятое за истину знание о мироустройстве, распространяемое в обществе посредством специально созданной системы воспитания. Просвещение также называется деятельностью по распространению знаний и представлений. Просвещение – категория и явление очень широкое. Оно вмещает в себя представление о природе человека как триединстве физического, душевного и духовного начал. Если просвещение является началом начал воспитания, то развитие – его венцом, результатом земной жизни человека. Развитие – процесс самодвижения внутренних сил человека как их последовательное количественное и качественное возрастание, переход потенциальных жизненных возможностей в актуальное. В процессе развития происходят изменения физических, психических и духовных способностей человека. Развитие протекает как саморазвитие, самодвижение качеств в поиске и преодолении внешних и внутренних препятствий и противоречий. Из психологии известно, что человеческая жизнь проходит через стадии: детство, отрочество, юность, зрелость, взрослость и старость. В силу того, что этот процесс не только объективен, но и индивидуален, он характеризуется темпом. В определенные возрастные этапы развитие может ускоряться или замедляться. Просвещение можно представить себе как программу развития, задающую высшую цель и направление. В каком направлении просвещают ум и душу человека, так он и развивается. Путь человека от просвещения до полного развития долог и труден, заполнен процессами, обеспечивающими, стимулирующими, контролирующими это движение. В педагогике к таким процессам относят: воспитание, образование, обучение. На индивидуальном уровне происходит расщепление понятия воспитание на само ВОСПИТАНИЕ и САМОВОСПИТАНИЕ. Воспитание здесь понимается как внешний фактор по отношению к человеку. Отсюда и сложилось понимание воспитания как управления, регулирующего развитие человека. Сам по себе человек просвещенным не станет. Родители и педагоги управляют этим процессом – ставят цели, предлагают программу его развития, создают условия для её реализации. Ребенок как бы принимает эстафету воспитания от взрослых и продолжает воспитание своё как самовоспитание. Родители и педагоги радуются, когда дети становятся способными выполнять без их помощи то, чему они их научили. Б.С. Лихачев считает, что в педагогике есть одно методологически основополагающее понятие-категория – «воспитание». Воспитание несет в себе осознание долга, ответственности, необходимости накопления опыта воспитательного взаимодействия с детьми. С точки зрения генетики воспитание – необходимая и обязательная часть той социальной среды, благодаря которой осуществляется выживание рода человеческого, его бессмертия и бесконечности. С социально-культурной точки зрения воспитание представляет собой объективный социальный механизм передачи между поколениями жизненно важного опыта. Воспитание как общественное явление – процесс передачи общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки к общественной жизни и к труду, осуществляемый обществом в целом и во всех сферах общественной жизни и деятельности. (2,14) Воспитание как педагогическое явление – целенаправленное и планомерное создание условий для освоения человеком культуры, перевода её в личный опыт через организованное длительное взаимодействие с ним и воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития, самостоятельности и формирования свободоспособной личности. (2, 14) Воспитание в социальном смысле понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. (3,36-37) Воспитание в педагогическом смысле – это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности. (3,36-37) Воспитание обеспечивает вхождение, врастание подрастающих поколений в жизнь общества, становление их производительной силой и личностями, активными субъектами исторического процесса. Механизмом воспитательного взаимодействия взрослых с детьми выступают непосредственное общение, деятельность и порождаемые ими взаимоотношения. Критериями эффективности воспитания мы считаем соответствие человека требованиям общечеловеческих, правовых и моральных, природных и культурных норм поведения. Воспитание как педагогическая категория включает в себя понятия: обучение и образование. Обучение рассматривается Г.М. Коджаспировойкак целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся (воспитателя и воспитанников), в ходе которого осуществляется образование человека. Этот процесс направлен на овладение суммой знаний, умений, навыков, действий, привычек поведения. Образование – это система общественного воспитания, основанная на идеях просвещения и организованная в целях удовлетворения государственных, общественных и личных потребностей. (1, 50) Специально создаваемые образовательные учреждения – детский сад, школа, вуз, училище – являются учреждениями передачи культуры. Характерная черта образования – то, что оно интегрирует в себе воспитание как общественное явление, педагогическую деятельность, самостановление личности и на этих трех китах выстраивает реальный целостный педагогический процесс. Представители церкви утверждают, что само слово «образ» наполнено религиозным смыслом, что образ есть иконописное изображение лика Божьего и что, следовательно, образование и есть способ приближения, дорастания человека до Бога. Образование как идея есть концентрированное выражение и отражение социально-экономических, политических, нравственно-правовых и культурных потребностей общества в образованных и развитых людях, удовлетворяемых специально созданной государственно-общественной системой общеобразовательных и специальных учебных учреждений. Вообще, образование относительно стабильно только в своих материальных объектах: учебных зданиях, пособиях, орудиях труда, лабораторном и всяком ином оборудовании. В остальном же образование есть явление духовное, неуловимое, неосязаемое на ощупь. Его суть в движении, активном деятельном общении, взаимодействии, обмене, противодействии, обсуждении, противоречии, борьбе и утверждении в сознании и нервной системе идей, мыслей, категорий, понятий, знаний, умений, навыков, стереотипов поведения и деятельности. Сам факт усвоения знаний будет оказывать определенное влияние и на формирование души детей, на их нравственно-правовые убеждения и действия. Однако жизненный опыт убедительно доказывает, что факт обретения знаний часто не оказывает решающего влияния на нравственность человека. Те или иные знания могут, не только оставаться нейтральными к тому или иному поступку, но, наоборот, способствовать квалифицированному безнравственному или преступному деянию. Только тогда, когда образование внешне перейдет в самообразование, развитие можно считать правильным. Педагогическая деятельность является ещё одной категорией педагогики. Чем дальше воспитательное, педагогическое сознание и деятельность отходят от объективных реальных жизненно-воспитательных процессов, не учитывают их требований, тем меньше у него шансов добиться успехов в становлении детской личности, способной адаптироваться к окружающему миру и интегрироваться в социум. Цели педагогической деятельности можно подразделить на внутренние, индивидуально-личностные и внешние, обеспечивающие ребенку возможность вхождения в общественные отношения. В идеале цель педагогической деятельности, сознательного целенаправленного воздействия на ребенка состоит в том, чтобы постепенно превратить его из существа, управляемого извне внешними воздействиями, в нравственную, самостоящую личность, сознающую свои права и обязанности, самоуправляющуюся изнутри. Внутренняя цель воспитания как педагогической деятельности заключается в том, чтобы развить в ребенке духовно-нравственные начала, привести растущую личность в соответствие и гармонию в отношениях с самим собой, а также с природой и обществом. Внешняя же цель воспитания как педагогической деятельности заключается в развитии всех сущностных сил индивида, позволяющих ему достаточно легко интегрироваться в общественную жизнь, на основе общего и специального образования, господствующей морали и права. Речь идет о том, чтобы обеспечить детям реального включения в трудовую, социальную, культурную, творческую и иную общественно полезную деятельность. Педагогу необходимо для успешной педагогической деятельности овладеть общей культурой, научными знаниями, практически необходимыми умениями, навыками взаимодействия человека с человеком, педагогической культурой и методикой. Насколько успешно организован педагогический процесс можно определить по внутренним и внешним критериям успешности и действенности: К внутренним относится обладание воспитанником духовно-нравственной свободой и ответственностью, развитым сознанием необходимости нравственного и гражданско-правового поведения. К внешним – гармоничное вхождение в систему общественной жизни, т.е. в семейные отношения, в производственную деятельность, в образовательные учреждения, в общественно-государственные структуры. Педагогический процесс - это сознательно организованное, целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения. На рисунке 2 представлена структура педагогического процесса:
↓
Рис. 2. Структура педагогического процесса Целостный педагогический процесс (ЦПП) представляет педагогику как науку в её логически стройном системно-структурном виде. В самом общем виде структура целостного педагогического процесса включает в себя следующие логически связанные компоненты: основные категории и законы, цель и воспитательные ценности, воспитательные отношения между педагогом и детьми, содержание воспитания и обучения, учебно-воспитательные учреждения, диагностику и критерии эффективности. Критерии эффективности целостного педагогического процесса могут быть выражены в степени воспитанности ребенка, в степени его обученности, в степени его развитости.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.50 (0.007 с.) |