Основные категории педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные категории педагогики



Вся совокупность терминов, входящих в состав педагогики, обобщенно именуется понятийно-терминологический аппарат. Он состоит из слов, терминов, понятий и категорий. Из житейского опыта воспитания в научную педагогику вошли слова воспитание, обучение, учитель, урок, человек и масса других. Житейские термины-понятия, становясь научными, получили свои педагогические более точные определения. Много терминов педагогике дали богословские науки и религиозная практика. Оттуда пришли такие слова как просвещение, личность, образование, развитие.

Из всего понятийно-терминологического аппарата самыми устойчивыми являются категории как значимые понятия.

Разные авторы учебников относят к базисным категориям педагогики следующие:

1. просвещение, развитие, воспитание и самовоспитание, образование и самообразование, обучение и самообучение, воспитательные отношения (В.С. Безрукова).

2. воспитание, педагогическая деятельность, целостный педагогический процесс, образование и обучение, саморазвитие личности (Б.Т. Лихачев)

Рассмотрим основные категории.

ПРОСВЕЩЕНИЕ. Корнем слова является «свет», что ассоциируется с просветлением, избавлением от тьмы невежества, со способностью адекватно и полно отражать и понимать мир, и своё место в нем. Французский писатель Виктор Гюго (1802-1885) писал: «Невежество – это сумерки, там рыщет зло. Думайте об освещении улиц, пожалуйста, но думайте также, думайте прежде всего, о просвещении умственном». С помощью просвещения человек выходит из тьмы невежества на свет знаний, приближаясь к истине в его отражении.

Просвещение – принятое за истину знание о мироустройстве, распространяемое в обществе посредством специально созданной системы воспитания.

Просвещение также называется деятельностью по распространению знаний и представлений.

Просвещение – категория и явление очень широкое. Оно вмещает в себя представление о природе человека как триединстве физического, душевного и духовного начал.

Если просвещение является началом начал воспитания, то развитие – его венцом, результатом земной жизни человека.

Развитие – процесс самодвижения внутренних сил человека как их последовательное количественное и качественное возрастание, переход потенциальных жизненных возможностей в актуальное.

В процессе развития происходят изменения физических, психических и духовных способностей человека.

Развитие протекает как саморазвитие, самодвижение качеств в поиске и преодолении внешних и внутренних препятствий и противоречий. Из психологии известно, что человеческая жизнь проходит через стадии: детство, отрочество, юность, зрелость, взрослость и старость. В силу того, что этот процесс не только объективен, но и индивидуален, он характеризуется темпом. В определенные возрастные этапы развитие может ускоряться или замедляться.

Просвещение можно представить себе как программу развития, задающую высшую цель и направление. В каком направлении просвещают ум и душу человека, так он и развивается.

Путь человека от просвещения до полного развития долог и труден, заполнен процессами, обеспечивающими, стимулирующими, контролирующими это движение. В педагогике к таким процессам относят: воспитание, образование, обучение.

На индивидуальном уровне происходит расщепление понятия воспитание на само ВОСПИТАНИЕ и САМОВОСПИТАНИЕ. Воспитание здесь понимается как внешний фактор по отношению к человеку. Отсюда и сложилось понимание воспитания как управления, регулирующего развитие человека.

Сам по себе человек просвещенным не станет. Родители и педагоги управляют этим процессом – ставят цели, предлагают программу его развития, создают условия для её реализации. Ребенок как бы принимает эстафету воспитания от взрослых и продолжает воспитание своё как самовоспитание. Родители и педагоги радуются, когда дети становятся способными выполнять без их помощи то, чему они их научили.

Б.С. Лихачев считает, что в педагогике есть одно методологически основополагающее понятие-категория – «воспитание». Воспитание несет в себе осознание долга, ответственности, необходимости накопления опыта воспитательного взаимодействия с детьми. С точки зрения генетики воспитание – необходимая и обязательная часть той социальной среды, благодаря которой осуществляется выживание рода человеческого, его бессмертия и бесконечности. С социально-культурной точки зрения воспитание представляет собой объективный социальный механизм передачи между поколениями жизненно важного опыта.

Воспитание как общественное явление – процесс передачи общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки к общественной жизни и к труду, осуществляемый обществом в целом и во всех сферах общественной жизни и деятельности. (2,14)

Воспитание как педагогическое явление – целенаправленное и планомерное создание условий для освоения человеком культуры, перевода её в личный опыт через организованное длительное взаимодействие с ним и воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития, самостоятельности и формирования свободоспособной личности. (2, 14)

Воспитание в социальном смысле понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. (3,36-37)

Воспитание в педагогическом смысле – это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности. (3,36-37)

Воспитание обеспечивает вхождение, врастание подрастающих поколений в жизнь общества, становление их производительной силой и личностями, активными субъектами исторического процесса.

Механизмом воспитательного взаимодействия взрослых с детьми выступают непосредственное общение, деятельность и порождаемые ими взаимоотношения.

Критериями эффективности воспитания мы считаем соответствие человека требованиям общечеловеческих, правовых и моральных, природных и культурных норм поведения.

Воспитание как педагогическая категория включает в себя понятия: обучение и образование.

Обучение рассматривается Г.М. Коджаспировойкак целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся (воспитателя и воспитанников), в ходе которого осуществляется образование человека. Этот процесс направлен на овладение суммой знаний, умений, навыков, действий, привычек поведения.

Образование – это система общественного воспитания, основанная на идеях просвещения и организованная в целях удовлетворения государственных, общественных и личных потребностей. (1, 50)

Специально создаваемые образовательные учреждения – детский сад, школа, вуз, училище – являются учреждениями передачи культуры.

Характерная черта образования – то, что оно интегрирует в себе воспитание как общественное явление, педагогическую деятельность, самостановление личности и на этих трех китах выстраивает реальный целостный педагогический процесс.

 Представители церкви утверждают, что само слово «образ» наполнено религиозным смыслом, что образ есть иконописное изображение лика Божьего и что, следовательно, образование и есть способ приближения, дорастания человека до Бога.

Образование как идея есть концентрированное выражение и отражение социально-экономических, политических, нравственно-правовых и культурных потребностей общества в образованных и развитых людях, удовлетворяемых специально созданной государственно-общественной системой общеобразовательных и специальных учебных учреждений.

Вообще, образование относительно стабильно только в своих материальных объектах: учебных зданиях, пособиях, орудиях труда, лабораторном и всяком ином оборудовании. В остальном же образование есть явление духовное, неуловимое, неосязаемое на ощупь. Его суть в движении, активном деятельном общении, взаимодействии, обмене, противодействии, обсуждении, противоречии, борьбе и утверждении в сознании и нервной системе идей, мыслей, категорий, понятий, знаний, умений, навыков, стереотипов поведения и деятельности.

Сам факт усвоения знаний будет оказывать определенное влияние и на формирование души детей, на их нравственно-правовые убеждения и действия. Однако жизненный опыт убедительно доказывает, что факт обретения знаний часто не оказывает решающего влияния на нравственность человека. Те или иные знания могут, не только оставаться нейтральными к тому или иному поступку, но, наоборот, способствовать квалифицированному безнравственному или преступному деянию.

Только тогда, когда образование внешне перейдет в самообразование, развитие можно считать правильным.

Педагогическая деятельность является ещё одной категорией педагогики. Чем дальше воспитательное, педагогическое сознание и деятельность отходят от объективных реальных жизненно-воспитательных процессов, не учитывают их требований, тем меньше у него шансов добиться успехов в становлении детской личности, способной адаптироваться к окружающему миру и интегрироваться в социум.

Цели педагогической деятельности можно подразделить на внутренние, индивидуально-личностные и внешние, обеспечивающие ребенку возможность вхождения в общественные отношения. В идеале цель педагогической деятельности, сознательного целенаправленного воздействия на ребенка состоит в том, чтобы постепенно превратить его из существа, управляемого извне внешними воздействиями, в нравственную, самостоящую личность, сознающую свои права и обязанности, самоуправляющуюся изнутри. Внутренняя цель воспитания как педагогической деятельности заключается в том, чтобы развить в ребенке духовно-нравственные начала, привести растущую личность в соответствие и гармонию в отношениях с самим собой, а также с природой и обществом.

Внешняя же цель воспитания как педагогической деятельности заключается в развитии всех сущностных сил индивида, позволяющих ему достаточно легко интегрироваться в общественную жизнь, на основе общего и специального образования, господствующей морали и права. Речь идет о том, чтобы обеспечить детям реального включения в трудовую, социальную, культурную, творческую и иную общественно полезную деятельность.

Педагогу необходимо для успешной педагогической деятельности овладеть общей культурой, научными знаниями, практически необходимыми умениями, навыками взаимодействия человека с человеком, педагогической культурой и методикой.

Насколько успешно организован педагогический процесс можно определить по внутренним и внешним критериям успешности и действенности:

К внутренним относится обладание воспитанником духовно-нравственной свободой и ответственностью, развитым сознанием необходимости нравственного и гражданско-правового поведения. К внешним – гармоничное вхождение в систему общественной жизни, т.е. в семейные отношения, в производственную деятельность, в образовательные учреждения, в общественно-государственные структуры.

Педагогический процесс - это сознательно организованное, целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения.

На рисунке 2 представлена структура педагогического процесса:

 
ЦЕЛЬ

Содержание
      

 


Формы, методы и средства
       

 

      
Результат совместной деятельности: система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью

 

Рис. 2. Структура педагогического процесса

Целостный педагогический процесс (ЦПП) представляет педагогику как науку в её логически стройном системно-структурном виде. В самом общем виде структура целостного педагогического процесса включает в себя следующие логически связанные компоненты: основные категории и законы, цель и воспитательные ценности, воспитательные отношения между педагогом и детьми, содержание воспитания и обучения, учебно-воспитательные учреждения, диагностику и критерии эффективности. 

Критерии эффективности целостного педагогического процесса могут быть выражены в степени воспитанности ребенка, в степени его обученности, в степени его развитости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.021 с.)