Человек воспитывающийся – человек, способный воспринимать и осваивать культуру и жить в ней. (1, 13) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек воспитывающийся – человек, способный воспринимать и осваивать культуру и жить в ней. (1, 13)



До середины 20 века думали, что человек воспитывающийся – это человек растущий до своего совершеннолетия, когда он приобретает возможность иметь потомство. Но скорость развития цивилизации создала новые условия, когда ни в школе, ни в вузе, нельзя приобрести знания на всю жизнь. Человек в течении жизни вынужден менять профессию, место работы, жительства и т.п. Он продолжает учиться всю жизнь. Одновременно человек способен быть и воспитывающим и воспитывающемся. Чтобы произошел процесс воспитания, необходимо взаимодействие человека воспитывающего с человеком воспитывающимся. Между людьми учителем и учеником, воспитателем и воспитанником возникают отношения.

Воспитательные отношения – особый вид культурологических отношений, направленные на человека, на передачу ему культуры, его совершенствование.

Воспитательные отношения создаются в семье, детском саду, дворовой компании, школе, на производстве и т.д.

Прерывание воспитательных отношений ведет к прерыванию целенаправленного воспитания, формированию маргинального человека, отчужденного от культуры. Об этом сегодня говорит печальный опыт беспризорников. Специалисты утверждают, что после года жизни вне семьи, вне образовательного учреждения они не становятся способными к взаимодействию с педагогами и восприятию культуры.

Педагогика – наука о воспитательных отношениях, направленных на преобразование его участников – Человека воспитывающегося и Человека воспитывающего. (1, 15)

Педагогика – упорядоченная совокупность знаний, которая раскрывает сущность процессов воспитания, обучения и развития и дает возможность направлять их движение в соответствии с поставленными целями. (2, 9)

Предмет педагогики – воспитание как педагогическое явление; особенности организации педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников, формирования и становления личности воспитанника в педагогическом процессе.

Источниками педагогики являются теоретические разработки и исследования ученых настоящего и прошлого, а также педагогическая практика и опыт.

Педагогика как наука должна охватывать весь человеческий опыт и быть адекватной ему. В соответствии с этим опытом были определены направления воспитания. Посмотрите на рисунок 1.

Структура человеческого опыта создания культуры

Опыт физического выживания  и здоровьесбережения Опыт духовно- нравственной деятельности Опыт умственной деятельности Опыт трудовой деятельности Опыт эстетической деятельности
Физическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Умственное воспитание Трудовое воспитание Эстетическое воспитание

Основные направления воспитания

Рис. 1. Построение воспитания как культурообразующего опыта (1, 17)

В практике жизнедеятельности человека каждое из направлений осуществлялось с учетом возраста людей, их способностей, конкретных условий жизни и деятельности. Это также зависело от того, где именно это воспитание производилось - в семье, детском саду, школе или на производстве. Так с годами стали возникать отраслевое деление педагогического знания, в качестве отраслевой на сегодня сформировались: семейная, дошкольная, школьная, педагогика начального и среднего профессионального образования, вузовская, производственная, военная, музейная и другие направления педагогики.

Особняком стоят социальная, народная и специальная педагогика. Они сформировались не по сферам востребованности, а по проблемам. Проблемой защиты детей и оказания социальной помощи нуждающимся занялась социальная педагогика. Проблемой национальных особенностей воспитания –этнопедагогка, или, как мы её называем, народная педагогика. Проблемой развития людей с ограниченными возможностями по состоянию физического и психического здоровья – специальная педагогика.

Общепринято относить педагогику к группе общественных наук, существующих параллельно с естественными и техническими. Особенность педагогики состоит в том, что она имеет дело с целостным человеком и потому вынуждена обращаться к данным разных наук, его изучающих. Это обстоятельство определяет особое место педагогики в научной картине мира и делает её наукой одновременно и гуманитарной, и естественной, и технологичной. Педагогика творчески осваивает идеи других наук, использует их методы и результаты исследований, совместно решает общие проблемы. Связь педагогики с системе знаний о человеке представлена в таблице 1.

Связь педагогики с другими науками Система педагогических наук

Педагогика связана с:

- философией,

- информатикой,

- психологией,

- анатомией,

- гигиеной,

- антропологией,

- медициной,

- генетикой,

- экологией личности,

- экологией среды,

- социологией,

- физиологией и др.

Общая педагогика: основы педагогики, дидактика, теория воспитания, управление образовательными системами
Возрастная педагогика: дошкольная педагогика, педагогика начальной школы, педагогика средней школы, педагогика высшей школы
Специальная педагогика: логопедия, сурдопедагогика, и др.
Музейная, инженерная, военная, спортивная, музыкальная, производственная, пенитенциарная педагогика и др.
Межпредметные педагогические системы: социальная педагогика, этнопедагогика, философия воспитания и образования, история педагогической мысли и образования, сравнительная педагогика, социология образования.
Новые направления: гуманистическая педагогика, педагогика ненасилия, антропогогика, педагогика культуры, лечебная педагогика, и др.

 

Приоритетами современной педагогики являются мир, человек, экология, сотрудничество. Общемировые тенденция, которые учитывает современная педагогика:

1. Усиление демократических и гуманистических тенденций.

2. Творческое содружество педагогов мира.

3. Изучение и обобщение исторического и современного опыта развития системы образования и педагогики в мире.

Демократизация предполагает:

- соблюдение Декларации и Конвенции о правах ребенка в процессе педагогического взаимодействия;

- право воспитанника на свободный выбор;

- право воспитанника на ошибку;

- право воспитанника на свою точку зрения;

- паритетные отношения в педагогическом взаимодействии.

Гуманизации способствуют:

- педагогическая любовь к детям, уважение, заинтересованность в их судьбе;

- терпимость (толерантность) педагога, выдержка, уравновешенность;

- оптимистическая вера в возможности и способности воспитанника;

- сотрудничество, мастерство общения, взаимодействие;

- приоритет положительного стимулирования и опора на успех.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.008 с.)