Аналитическая парадигма в современном 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аналитическая парадигма в современном



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе и образовательным инновациям ________________ О.И. Чуприс

(подпись)                      (И.О.Фамилия)

«___» ____________ 201__ г.

 

Регистрационный № УД-_____ /уч.

 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В СОВРЕМЕННОМ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ

(название учебной дисциплины)

Учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для специальности:

1-21 80 12 Философия

 

 

2019 г.


Программа разработана на основе: ОСВО 1-21 80 12-2019, типового учебного плана № Д21-2-005/пр-тип. от 21.03.2019, учебного плана № Д21-079/уч. от 11.04.2019.

 

 

Составители:

 (И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)    

А.С. Комаровская, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и методологии науки факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета

 (И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)    

 

 

Рецензенты [1]:

________________________________________________________________;

(И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание рецензента)    

________________________________________________________________

(И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание рецензента)    

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой[2] философии и методологии науки Белорусского государственного университета
(название кафедры - разработчика учебной программы)

(протокол № ___ от ____________);

Научно-методическим Советом БГУ[3]

(протокол № ___ от ____________)

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

   

Содержание проблемного поля современной аналитической философии свидетельствует о высокой степени методологического потенциала данного направления в рамках социально-гуманитарного познания. Наиболее зримо он обнаруживает себя в анализе языка через призму референтных образований социальной реальности. Рассмотрение социальных проблем в парадигмальном поле лингвистической философии приводит к смещению акцента в социально-гуманитарных исследованиях в направлении инструментальной значимости социальных феноменов. Так, особый статус языка и тщательно разработанная методология его исследования позволили представителям аналитической философии выявить специфику дискурса политической, экономической, этической, психологической и иных областей современного социально-гуманитарного познания, отобразив тем самым интегрирующую роль языка в системе современной культуры.

Традиционно проблемы функционирования и развития социальных систем в отечественной философии и социальной теории рассматривались на основе марксистской методологии, либо таких философско-мировоззренческих идей, которые были характерны для восточнославянской цивилизации и свойственных ей ментальных ориентаций. Как правило, им не хватало чёткости, ясности, эксплицитности, конструктивно-прагматической обоснованности и высокого инструментального статуса.

Именно эти особенности весьма характерны для аналитической стратегии философствования и их транскрипция в пространстве наиболее актуальных проблем современного социально-гуманитарного познания может оказаться весьма плодотворной и востребованной в обществах транзитивного типа. Внедрение и использование данных методологических установок в модели дополнительности актуализирует необходимость расширения возможного горизонта алгоритмов решений проблем, стоящих перед современными обществами. Цели современной аналитической философии соотносятся с целями современной системы образования, универсализм данной однонаправленности заключается в построении развитой, гармоничной личности, занимающей активную позицию в социуме.

Основными целями философской, социально-гуманитарной и профессиональной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций. Сформированность социально-личностных компетенций способствует развитию социально-профессиональной компетентности как интегрированного результата образования в вузе.

Общие требования к формированию социально-личностных компетенций студента определяются следующими принципами:

– принцип гуманизации как приоритетный принцип образования, обеспечивающий личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую реализацию выпускника;

– принцип фундаментализации, способствующий ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественнонаучным и гуманитарным знанием;

– принцип компетентностного подхода, определяющий систему требований к организации образовательного процесса, направленных на усиление его практико-ориентированности, повышение роли самостоятельной работы студентов по разрешению задач и ситуаций, моделирующих социально-профессиональные проблемы, и формирование способности действовать в изменяющихся жизненных условиях;

– принцип социально-личностной подготовки, обеспечивающий формирование у студентов социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретённых гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально-творческого опыта с учётом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;

– принцип междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с социальным контекстом будущей профессиональной деятельности магистранта.

Цель учебной дисциплины «Аналитическая парадигма в современном социально-гуманитарном познании» – состоит в приобретении студентами знаний по теории и методологии исследовательских стратегий, реализованных в рамках аналитической философии. Реализация этой цели предполагает решение целого ряда задач:

1. определение статуса проблемы языка в современной философии;

2. экспликация основных методологических стратегий интерпретации феномена языка в аналитической философии;

3. выявление основных концептуально-методолических срезов исследования языка в процессе динамики идей аналитической философии;

4. рассмотрение основных этапов развития аналитической философии;

5. выявление основных направлений анализа языка в рамках актуального проблемного поля аналитической стратегии;

6. анализ содержательной динамики и оценка методологического потенциала современной версии аналитической философии.

Освоение учебной дисциплины «Аналитическая парадигма в современном социально-гуманитарном познании» должно обеспечить формирование следующих социально-личностные компетенций (СЛК):

СЛК-1. Обладать высоким уровнем гражданственской активности и быть патриотом своей страны, ориентированным на общественные интересы, иметь устойчивые и позитивные духовно-нравственные ориентации.

СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию, быть открытым и уважительным в общении, способным к продуктивной социальной деятельности.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям и передаче полученных знаний и опыта практической деятельности другим людям.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения, создавая необходимые условия для повышения качества жизни.

СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике, уметь критически оценивать любую информацию, циркулирующую в обществе, и анализировать ее с точки зрения социальных интересов, вызовов и рисков глобализации.

СЛК-6. Уметь работать в команде для успешного осуществления программ социального развития страны на разных уровнях социальной организации. 

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

знать:

· основные методологические проекции современной аналитической стратегии анализа языка;

· базовые версии логических, лингвистических и логико-лингвистических макетов анализа языка; 

· парадигмальные векторы развития и применения методологического инструментария аналитической философии в рамках современной социально-гуманитарного знания;

· методологический потенциал аналитической философии, выраженный в методологии анализа языка дисциплнарных срезов социально-гуманитарного знания;

· концепции магистральных направлений современной аналитической философии: философии права, метаэтики, философии сознания.

уметь:

· определять особенности методологических проекций аналитической философии;

· эксплицировать основные версии анализа языка;

· выявлять и анализировать парадигмальные срезы аналитической философии;

· выявлять закономерность и содержательную логику развития аналитической стратегии философии;

· классифицировать современное тематическое разнообразие исследовательских версий анализа языка;

· анализировать и интерпретировать оригинальные тексты.

владеть:

· умением анализировать, систематизировать и обобщать материал, отражающий существующие подходы к пониманию феномена языка в аналитической философии;

· навыками философской дискуссии и рассуждения;

· умением сформировать и обосновать собственную пррофессиональную  точку зрения относительно феномена языка.

Структура учебной дисциплины

 

    Представленный курс проводится для студентов магистратуры 1 года обучения. Дисциплина изучается в 1 семестре. Всего на изучение учебной дисциплины «Аналитическая парадигма в современном социально-гуманитарном познании» отведено:

– для очной формы получения высшего образования – 44 часа, в том числе 36 аудиторных часов, из них: лекции – 18 часов, семинарские занятия –  часов 18 часов, количество часов УСР – 2 часа.

Форма текущей аттестации по учебной дисциплине – экзамен. [4]


 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА [5]

Вариант 1.

1. Объясните понятие «семейного сходства».

2. Придумайте пример какой-либо языковой игры.

3. Прокомментируйте следующее высказывание Л. Витгенштейна «Существует общее заболевание мышления, которое всегда ищет (и находит) то, что можно было бы назвать ментальным состоянием, из которого, как из резервуара, якобы проистекают все наши действия.

 

Вариант 2.

1. В каких значениях может быть использована категория «языковая игра» в доктрине позднего Л. Витгенштейна.

2. Приведите пример лингвистического явления, которое нельзя охарактеризовать как языковую игру.

3. Прокомментируйте следующее утверждение Л. Витгенштейна «Решение философских проблем можно сравнить со сказочными дарами в заколдованном замке они кажутся драгоценными, однако, когда их выносят наружу, при свете дня, они оказываются обыкновенным железом (или чем-то подобным)».

 

Вариант 3.

1. Какова задача философии согласно представлениям «позднего» Л.Витгенщтейна.

2. Проинтерпретируйте утверждение того, что значение есть употребление.

3. Прокомментируйте следующее высказывание Л. Витгенштейна «Следование правилу аналогично подчинению приказу».

 

Вариант 4.

1. Какова, согласно Л. Витгенштейну, природа метафизических утверждений и проблем.

2. Приведите пример лингвистического явления, которое нельзя охарактеризовать как языковую игру. Чем надо дополнить пример, чтобы он стал игрой?

3. Прокомментируйте следующее утверждение Л. Витгенштейна «Когда мы философствуем, мы становимся дикарями, первобытными людьми, которые слышат выражения цивилизованных людей, неправильно их понимают и потом извлекают из них очень странные заключения».

Занятие 2: Дебаты по вопросу: Возможен ли искусственный интеллект?

на основании материала лекции «Теоретическая реконструкция идеи «искусственного интеллекта» в контексте современной аналитической философии сознания как вариант междисциплинарного исследования».

 

 

Примерная тематика семинарских занятий

 

Практико-ориентированный)

При организации образовательного процесса предлагается использовать ряд подходов и методов:

а) эвристический подход, который предполагает:

· творческую самореализацию обучающихся в процессе создания образовательных продуктов;

· индивидуализацию обучения через возможность самостоятельно ставить цели, осуществлять рефлексию собственной образовательной деятельности.

б) метод проектного обучения, который предполагает:

· способ организации учебной деятельности магистрантов, развивающий актуальные для учебной и профессиональной деятельности навыки планирования, самоорганизации, сотрудничества и предполагающий создание собственного продукта;

· приобретение навыков для решения исследовательских, творческих, социальных, предпринимательских и коммуникационных задач.

в) метод учебной дискуссии, которыйпредполагает участие магистрантов в целенаправленном обмене мнениями, идеями для предъявления и согласования существующих позиций по определенной проблеме. Использование метода обеспечивает появление нового уровня понимания изучаемой темы, применение знаний (теорий, концепций) при решении проблем, определение способов их решения.

г) методы и приемы развития критического мышления, которые представляют собой систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма; понимании информации как отправного, а не конечного пункта критического мышления.

д)  метод группового обучения, который представляет собойформу организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, предполагающую функционирование разных типов малых групп, работающих как над общими, так и специфическими учебными заданиями.

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся, кроме подготовки к экзамену, подготовка к зачету

В овладении знаниями учебной дисциплины важным этапом является самостоятельная работа студентов. Рекомендуется бюджет времени для самостоятельной работы в среднем 2-2,5 часа на 2-х часовое аудиторное занятие.

Основными направлениями самостоятельной работы студента являются:

· первоначально подробное ознакомление с программой учебной дисциплины;

· ознакомление со списком рекомендуемой литературы по дисциплине в целом и ее разделам, наличие ее в библиотеке и других доступных источниках, изучение необходимой литературы по теме, подбор дополнительной литературы;

· изучение и расширение лекционного материала преподавателя за счет специальной литературы, индивидуальных консультаций;

· подготовка к семинарским занятиям по специально разработанным планам с изучением основной и дополнительной литературы;

· подготовка к выполнению диагностических форм контроля (опросы, рефераты, доклады, дискуссии);

· подготовка к экзамену.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ»

 

1. Аналитическая философия: основные характеристики.

2. Проблема истоков аналитической философии.

3. Историческая динамика парадигмальных ориентаций аналитической философии.

4. Аналитическая философия как особый стиль философского мышления.

5. Логицизм Г. Фреге.

6. Общая теория значения Г. Фреге.

7. Г. Фреге и Б. Рассел: установка на анти-психологизм в логике.

8. Логический атомизм Б. Рассела.

9. Концепт “идеального” языка.

10.  Философия как логический анализ языка.

11.  Философия и наука.

12.  Теория дескрипций Б. Рассела.

13.  Л. Витгенштейн – выдающийся мыслитель XX века.

14.  Лингвистический поворот. “Логико-философский трактат”: общая характеристика.

15.  Задача “Логико-философского трактата”. Концепция логического атомизма.

16.  Философия через призму “Логико-философского трактата”.

17.  Соотношение понятий “язык” и “мир” (“картинная” теория).

18.  Логическое единство человеческого знания и форм его выражения.

19.   Г. Фреге, Б. Рассел и Л. Витгенштейн: общее и различное.

20. “Философские исследования” Л. Витгенштейна: новое представление о языке.

21.  Философские проблемы и их решение.

22.  Идея “языковой игры” – вариации понимания в философии Л. Витгенштейна.

23.  Философский анализ: характеристика. Философия как деятельность.

24. “Поздний” Л. Витгенштейн и лингвистическая философия.

25.  Теория речевых актов Дж. Остина.

26.  Дж. Серль: понятие “подразумевания”.

27.  Иллокутивный акт и иллокутивная цель в концепции Дж. Серля.

28.  Методологический потенциал аналитической философии в современном социально-гуманитарном познании.

29.  Аналитическая философия права: место в системе современного философского знания.

30.  Истоки аналитической философии права.

31.  Правовой неопозитивизм (Г. Харт, Дж. Раз).

32.  Правовой натурализм (Дж. Ролз, Р. Нозик).

33.  Концепция справедливости как честности Дж. Ролза.

34.  Дж. Ролз: аналитический механизм – “покров неведения”.

35.  Р. Нозик: критика теории Дж. Ролза.

36.  “Ночной сторож” Р. Нозика. Функции государства.

37.  Конституционализм Р. Дворкина.

38.  Роль Р. Дворкина в решении вопроса интерпретации права.

39.  Традиция метаэтики и “лингвоэтическая” революция.

40.  Дж. Мур и позиция “здравого смысла”.

41.  Интуитивизм Х. Причарда и У. Росса: основные идеи.

42.  Эмотивизм А. Айера: особенности ценностнонагруженного языкового употребления.

43.  Прескрептивизм Р. Хэара: общепризнанность моральных законов.

44.  Прикладная этика как “case-based study”: общая характеристика.

45.  Прикладная этика и философский анализ языка этики. Статус современного этического знания.

46.  Область искусственного интеллекта как актуальное междисциплинарное исследование.

47.  Аналитическая философия сознания и программа искусственного интеллекта: точки соприкосновения.

48.  Аналитическая философия сознания: общая характеристика.

49.  Историческая динамики развития аналитической философии сознания.

50.  Позиция логического бихевиоризма Г. Райла: природа сознания.

51.  Теория тождества в решении психофизической проблемы.

52.  Основные идеи А. Тьюринг: их влияние на становление исследовательских программ искусственного интеллекта.

53. Теории функционализма: причины возникновения и общая установка.

54.  Сложность реализации программы искусственного интеллекта: естественнонаучный и социально-гуманитарный срез.

55.  Аргумент Х. Дрейфуса против искусственного интеллекта.

56.   Оценка интеллектуальных возможностей искусственного интеллекта: “Китайская комната” Дж. Серля.

57.  Д. Деннет: теоретическое обоснование программы “искусственного интеллекта” в рамках когнитивистского подхода.

58. Дж. Серль: условия решения проблемы сознания. Квалия.

 


 

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

на _____/_____ учебный год

 

№ п/п Дополнения и изменения Основание
     

 

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

_____________________________ (протокол № ____ от ________ 201_ г.)

                   (название кафедры)

 

Заведующий кафедрой

_____________________ _______________ __________________

(ученая степень, ученое звание) (подпись)         (И.О.Фамилия)

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

_____________________ _______________ __________________

(ученая степень, ученое звание)    (подпись)         (И.О.Фамилия)

 


[1] Рецензенты указываются, как правило, только в учебных программах УВО для дисциплин государственного компонента, по которым отсутствуют типовые учебные программы. В этих случаях должно быть не менее двух рецензий, одна из которых внешняя, вторая – внешняя или внутренняя.

[2] Если разработчиками учебной программы являются несколько кафедр, то указывается выпускающая кафедра.

[3] Учебные программы обучения по факультативным дисциплинам могут быть рекомендованы к утверждению Советом факультета или учебно-методической комиссией факультета, или общеуниверситетской кафедрой.

[4] См. Рабочие учебные планы специальности.

 

[5] В разделе учебной программы УВО «Содержание учебного материала» приводятся названия разделов учебной дисциплины — при их наличии, тем и их содержание (рассматриваемые в рамках темы вопросы) с учетом результатов развития науки, техники, культуры и производства.

 

[6] Разработчик учебной программы УВО может дополнить предлагаемую форму учебно-методической карты другой значимой информацией (методические пособия, средства обучения (оборудование, учебно-наглядные пособия и др.), литература, тематика учебных занятий и др.).

Для дневной, вечерней и заочной формы получения образования составляется одна учебная программа. Но для отражения особенностей изучения дисциплины составляются две учебно-методических карты. Учебно-методическая карта учебной дисциплины для заочной формы получения высшего образования отражает аудиторную работу обучающегося в период сессии.

[7] Примерные формулировки в графу протокола «Решение принятое кафедрой»

Предложения об изменениях в содержании учебной программы составителем учтены, протокол № __ от _______201__

Утвердить внесенные изменения в содержание учебной программы, протокол № __ от _______201__

Согласиться с поступившими предложениями по внесению изменений в содержание учебной программы, протокол № __ от _______201__

Изменений в содержании учебной программы не требуется, протокол № __ от _______201__

Предложений по изменению содержание учебной программы нет, протокол № __ от _______201__

Изменений не требуется, протокол № __ от _______201__

Иные формулировки, исходя из протокола кафедры по итогам обсуждения содержания учебной программы

 

[8] При указании номера протокола согласования и даты необходимо проверить, чтобы они совпадали с датой и номером протокола, указанными на оборотной странице титульного листа при рекомендации программы

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе и образовательным инновациям ________________ О.И. Чуприс

(подпись)                      (И.О.Фамилия)

«___» ____________ 201__ г.

 

Регистрационный № УД-_____ /уч.

 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В СОВРЕМЕННОМ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.125 с.)