Социально-гуманитарном познании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-гуманитарном познании



(название учебной дисциплины)

Учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для специальности:

1-21 80 12 Философия

 

 

2019 г.


Программа разработана на основе: ОСВО 1-21 80 12-2019, типового учебного плана № Д21-2-005/пр-тип. от 21.03.2019, учебного плана № Д21-079/уч. от 11.04.2019.

 

 

Составители:

 (И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)    

А.С. Комаровская, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и методологии науки факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета

 (И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)    

 

 

Рецензенты [1]:

________________________________________________________________;

(И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание рецензента)    

________________________________________________________________

(И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание рецензента)    

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой[2] философии и методологии науки Белорусского государственного университета
(название кафедры - разработчика учебной программы)

(протокол № ___ от ____________);

Научно-методическим Советом БГУ[3]

(протокол № ___ от ____________)

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

   

Содержание проблемного поля современной аналитической философии свидетельствует о высокой степени методологического потенциала данного направления в рамках социально-гуманитарного познания. Наиболее зримо он обнаруживает себя в анализе языка через призму референтных образований социальной реальности. Рассмотрение социальных проблем в парадигмальном поле лингвистической философии приводит к смещению акцента в социально-гуманитарных исследованиях в направлении инструментальной значимости социальных феноменов. Так, особый статус языка и тщательно разработанная методология его исследования позволили представителям аналитической философии выявить специфику дискурса политической, экономической, этической, психологической и иных областей современного социально-гуманитарного познания, отобразив тем самым интегрирующую роль языка в системе современной культуры.

Традиционно проблемы функционирования и развития социальных систем в отечественной философии и социальной теории рассматривались на основе марксистской методологии, либо таких философско-мировоззренческих идей, которые были характерны для восточнославянской цивилизации и свойственных ей ментальных ориентаций. Как правило, им не хватало чёткости, ясности, эксплицитности, конструктивно-прагматической обоснованности и высокого инструментального статуса.

Именно эти особенности весьма характерны для аналитической стратегии философствования и их транскрипция в пространстве наиболее актуальных проблем современного социально-гуманитарного познания может оказаться весьма плодотворной и востребованной в обществах транзитивного типа. Внедрение и использование данных методологических установок в модели дополнительности актуализирует необходимость расширения возможного горизонта алгоритмов решений проблем, стоящих перед современными обществами. Цели современной аналитической философии соотносятся с целями современной системы образования, универсализм данной однонаправленности заключается в построении развитой, гармоничной личности, занимающей активную позицию в социуме.

Основными целями философской, социально-гуманитарной и профессиональной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций. Сформированность социально-личностных компетенций способствует развитию социально-профессиональной компетентности как интегрированного результата образования в вузе.

Общие требования к формированию социально-личностных компетенций студента определяются следующими принципами:

– принцип гуманизации как приоритетный принцип образования, обеспечивающий личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую реализацию выпускника;

– принцип фундаментализации, способствующий ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественнонаучным и гуманитарным знанием;

– принцип компетентностного подхода, определяющий систему требований к организации образовательного процесса, направленных на усиление его практико-ориентированности, повышение роли самостоятельной работы студентов по разрешению задач и ситуаций, моделирующих социально-профессиональные проблемы, и формирование способности действовать в изменяющихся жизненных условиях;

– принцип социально-личностной подготовки, обеспечивающий формирование у студентов социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретённых гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально-творческого опыта с учётом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;

– принцип междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с социальным контекстом будущей профессиональной деятельности магистранта.

Цель учебной дисциплины «Аналитическая парадигма в современном социально-гуманитарном познании» – состоит в приобретении студентами знаний по теории и методологии исследовательских стратегий, реализованных в рамках аналитической философии. Реализация этой цели предполагает решение целого ряда задач:

1. определение статуса проблемы языка в современной философии;

2. экспликация основных методологических стратегий интерпретации феномена языка в аналитической философии;

3. выявление основных концептуально-методолических срезов исследования языка в процессе динамики идей аналитической философии;

4. рассмотрение основных этапов развития аналитической философии;

5. выявление основных направлений анализа языка в рамках актуального проблемного поля аналитической стратегии;

6. анализ содержательной динамики и оценка методологического потенциала современной версии аналитической философии.

Освоение учебной дисциплины «Аналитическая парадигма в современном социально-гуманитарном познании» должно обеспечить формирование следующих социально-личностные компетенций (СЛК):

СЛК-1. Обладать высоким уровнем гражданственской активности и быть патриотом своей страны, ориентированным на общественные интересы, иметь устойчивые и позитивные духовно-нравственные ориентации.

СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию, быть открытым и уважительным в общении, способным к продуктивной социальной деятельности.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям и передаче полученных знаний и опыта практической деятельности другим людям.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения, создавая необходимые условия для повышения качества жизни.

СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике, уметь критически оценивать любую информацию, циркулирующую в обществе, и анализировать ее с точки зрения социальных интересов, вызовов и рисков глобализации.

СЛК-6. Уметь работать в команде для успешного осуществления программ социального развития страны на разных уровнях социальной организации. 

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

знать:

· основные методологические проекции современной аналитической стратегии анализа языка;

· базовые версии логических, лингвистических и логико-лингвистических макетов анализа языка; 

· парадигмальные векторы развития и применения методологического инструментария аналитической философии в рамках современной социально-гуманитарного знания;

· методологический потенциал аналитической философии, выраженный в методологии анализа языка дисциплнарных срезов социально-гуманитарного знания;

· концепции магистральных направлений современной аналитической философии: философии права, метаэтики, философии сознания.

уметь:

· определять особенности методологических проекций аналитической философии;

· эксплицировать основные версии анализа языка;

· выявлять и анализировать парадигмальные срезы аналитической философии;

· выявлять закономерность и содержательную логику развития аналитической стратегии философии;

· классифицировать современное тематическое разнообразие исследовательских версий анализа языка;

· анализировать и интерпретировать оригинальные тексты.

владеть:

· умением анализировать, систематизировать и обобщать материал, отражающий существующие подходы к пониманию феномена языка в аналитической философии;

· навыками философской дискуссии и рассуждения;

· умением сформировать и обосновать собственную пррофессиональную  точку зрения относительно феномена языка.

Структура учебной дисциплины

 

    Представленный курс проводится для студентов магистратуры 1 года обучения. Дисциплина изучается в 1 семестре. Всего на изучение учебной дисциплины «Аналитическая парадигма в современном социально-гуманитарном познании» отведено:

– для очной формы получения высшего образования – 44 часа, в том числе 36 аудиторных часов, из них: лекции – 18 часов, семинарские занятия –  часов 18 часов, количество часов УСР – 2 часа.

Форма текущей аттестации по учебной дисциплине – экзамен. [4]


 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА [5]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.014 с.)