Если вашему ребенку от 12 до 15 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Если вашему ребенку от 12 до 15 лет



Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли

«переходного мостика» между детством и взрослостью.

 

В данный период времени у ребенка появляется чувство взрослости, зачастую, родительский авторитет обесценивается. В семье могут возникать частые конфликты, нередко подросток реагирует протестом на любые попытки взрослых вмешаться в его жизнь. Именно через это столкновение подростки узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении.

 

 

Варианты протекания подросткового кризиса: 1.Классические симптомы практически любого из кризисов детского возраста: строптивость, упрямство,                        негативизм,                        своеволие, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям. Некоторые психологи добавляют сюда также ревность к собственности. Для подростка требование – не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное – «не лезть ему в душу». Остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира – вот та главная собственность, которую оберегает подросток и ревниво защищает от других;

2.Чрезмерное послушание, зависимость от

старших или сильных людей, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения. Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у ребенка не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются       способы                             поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.


Детки и предки

 

Отстаивание своей независимости от родителей чаще всего происходит через несколько этапов

Конфликт между потребностью в родительской опеке и стремлением к самостоятельности. С одной стороны, на этой стадии подросток сопротивляется проявлениям родительской заботы и ласки, с другой – все еще ждет, что о нем позаботятся.

 

Установка на независимость и самостоятельность. Подросток доказывает всем взрослым (в первую очередь родителям и учителям), что он независим. Чаще всего это проявляется через критику взрослых и демонстративное неповиновение попыткам повлиять на себя, отвержение даже дельных и обоснованных советов. Обычно родители жалуются на проблемы во взаимоотношениях с подростками, когда те находятся как раз на этой стадии.

 

Эмоциональная реакция на отдаление от родителей. Это может проявляться как в радости за свою самостоятельность, так и отрицательными переживаниями: виной, стыдом (вообще, эти чувства в своем происхождении очень часто связаны с детско-родительскими отношениями). Довольно часто молодые люди, особенно девушки, считают себя виноватыми за то, что, дескать, недостаточно их любят и почитают.


 

     
  Вот некоторые жизненные позиции, ведущие к тому, что отношения подростков и родителей будут протекать конфликтно, обернутся кризисом: У родителей Нежелание принимать происходящие изменения: «Он же еще совсем ребенок! Так почему мы должны начинать относиться к нему как к взрослому?» Неуместная властность, доминантность: «В семье главный – я! А кому не нравится – может убираться прочь». Абсолютизация своего жизненного опыта, восприятие жизни молодых как чего-то неправильного: «Вот мы «Битлов» и «Высоцкого слушали, а эти – только дрянь какую-то!» У подростков Полное отрицание жизненного опыта старших: «И чему вы можете научить меня, старики несчастные? У молодых теперь совсем другая жизнь!» Нежелание (страх?) думать о собственном будущем, уход от ответственности: «Вы меня родили – вот и решайте все проблемы!» Шантаж, манипуляция: «Вот уйду из дома неизвестно куда, и только вы меня и видели: беспокойтесь тогда вдоволь, ищите меня и страдайте!» У тех и других Отсутствие гибкости, бескомпромиссность: «Будет так, как я хочу, и точка!». Абсолютная уверенность в верности своей точки зрения: «Есть два мнения: одно мое, другое неправильное!»  
     

Как родителям пережить подростковый кризис ребенка

1. Родителям необходимо внимательно относиться к возрастному развитию своего ребенка, чтобы не пропустить первые признаки наступления подросткового возраста. Родители должны отнестись серьезно к индивидуальным темпам развития ребенка. Не считать его маленьким, когда ребенок уже начинает ощущать себя подростком. Но и

«не толкать ребенка в подростковость насильно». Возможно, Вашему сыну (или дочке) нужно на год или два больше времени, чем его сверстникам. Ничего страшного в этом нет.

2. Родители должны с уважением отнестись ко всем заявлениям и позициям подростка, какими бы глупыми и незрелыми они Вам не казались. Обсудите и проанализируйте вместе с сыном (или дочкой) каждый пункт. Добейтесь того, чтобы Вы одинаково понимали, что именно значит, например, такая фраза, как: «Я все могу решать сам!». Что именно за ней стоит? Я могу сам решать, какую куртку мне надеть на прогулку? Или я могу сам решать, ночевать ли мне дома? Разница, согласитесь, существенна.

3. Как можно раньше дайте подростку столько самостоятельности, сколько он может принять. Утомительно и занудно советуйтесь с ним по каждому пустяку. («Как ты думаешь, какие лучше обои купить? Подешевле и похуже, или получше, но подороже?»). Беззастенчиво впутывайте его в свои проблемы и проблемы семьи. («Сегодня мой начальник опять ругался, что клиенты жалуются… А что я могу сделать? Как бы ты на моем месте поступил (а)?»). Пусть подросток поймет, что Вы действительно, не на словах, а на деле, видите в нем равного Вам члена семьи.

 

4. Обязательно сами делайте то, чего вы хотите добиться от своего сына (или дочки). Звоните домой, если где-то задерживаетесь. Рассказывайте не только о том, куда и с кем Вы ходите, но и о содержании Вашего времяпрепровождения. Давайте развернутые и по возможности многоплановые характеристики своим друзьям и знакомым. Это позволит Вам побольше узнать о друзьях вашего сына (или дочки). Чаще приглашайте к себе гостей. Если у вас, родителей, «открытый дом», Вы, скорее всего, будете видеть тех, с кем проводит время ваш ребенок. И вовремя сможете принять меры, если что-то пойдет не так. Рассказывайте о своих чувствах и переживаниях. Возможно, иногда что-то расскажет Вам и Ваш ребенок. Делитесь с подростком своими проблемами. Не стесняйтесь попросить у подростка совета. Вопреки распространенному мнению, иногда подростки очень чувствительны и тактичны в оценке и коррекции именно чужих ситуаций. Кроме того, в этом случае существенно повышается вероятность того, что и со своей проблемой ребенок пойдет именно к Вам.

 

5. Постарайтесь обнаружить и скорректировать те ошибки в воспитании, которые Вы допускали на предыдущих возрастных этапах.


 

Физические изменения

 

     
 


Эмоциональные изменения

Изменения гормонального фона вызывают не только физические, но и эмоциональные изменения у подростков.

Подростковый возраст – это переходный период между детством и взрослой жизнью. Подростки часто смущаются из-за этого: у них, как у взрослых, есть обязанности, и как у детей, – желания.

Подростки бывают излишне эмоциональны (и это тоже связано с гормонами).

Буквально все может сделать их счастливыми, грустными или злыми. Частые    перепады настроения свойственны          как         мальчикам, так               и девочкам.

Физические изменения становятся причиной                      саморефлексии             у подростков.

В подростковом возрасте дети часто осознают  собственную неполноценность или, наоборот, превосходство над остальными.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Помогите подростку позаботиться о себе. Скажите ему, что вполне нормально чувствовать то, что он чувствует.

 

Поощряйте ребенка заниматься физическими                              упражнениями. Физическая активность поддерживает в организме уровень «гормона счастья» серотонина,                          отвечающего                          за положительные чувства.

 

Позволяйте подростку говорить. Слушайте его без осуждения. Не давайте ему советы, если он к ним не готов.


Изменения в поведении

Эмоции, захлестывающие подростка, могут привести его к импульсивному поведению, что, в свою очередь, способно навредить и ему самому, и окружающим. Импульсивное поведение типично для детей в этом возрасте и длится на протяжении всего подросткового периода.

 

Подростковый возраст – это время, когда дети стремятся к самостоятельности. Они ставят под сомнения правила, установленные родителями, и делают то, что сами считают правильным.

 

Стремясь стать более самостоятельными, подростки хотят попробовать что-то новое и рисковать. Это проявляется в беспечном поведении. Иногда давление со стороны сверстников и необходимость соответствовать правилам своих компаний формируют у подростков вредные привычки, которые потом очень трудно изменить.

Подростковая мода часто меняется. Одежда и прическа вашего подростка может вам не понравиться.

 

Самое опасное в подростковом возрасте – то, что подросток может связаться с плохой компанией и развить опасные привычки.

Ложь – одна из самых распространенных поведенческих проблем среди подростков. Подростки лгут, чтобы избежать конфликтов с родителями или из-за страха.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Проблемы с поведением подростков приносят много неудобств родителям. Но помните, что это – временный этап, и он вполне нормален.

Чтобы исправить поведение подростка, важно завоевать его доверие. Поговорите с ним и выслушайте его. Не критикуйте – это может только усугубить ситуацию.

Дайте понять подростку, что вы любите его таким, какой он есть. Мотивируйте его всегда оставаться собой, а не подстраиваться под окружающих.

Помните, что подросток в какой-то мере зависим от своих эмоций, а поэтому нуждается в вашей поддержке. Помогите ему: расскажите, что вы делаете, когда чувствуете грусть, злость, ревность и т.д. Ваши подсказки помогут ему справиться с собственными эмоциональными проблемами.

Если вы видите, что ваш ребенок попал в плохую компанию, вам нужно вмешаться. Однако помните, что подростки чувствительны и могут остро воспринимать критику.


Трудности в обучении

ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ

Первое — не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача — помочь ребенку.

 

Второе — настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком (одному ему не справиться со своими проблемами).

 

Третье — ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.

Четвертое — забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?»

Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.

Пятое — не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии.

Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.

Пятое — не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии.

Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.

 

Шестое — не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи.

Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.


Седьмое — интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему.

При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил… все нервы вымотал…» Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват — ребенок. Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает — больше читать; если плохо считает — больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал — вы с ним и для него. Не смотрите «даже одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню.

Не менее важно решить, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно

более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край… Папы жестче, но спокойнее.

Имейте в виду, что ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников.

Восьмое — работайте только на «положительном подкреплении».

При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните. Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр…

 

Девятое — но очень важное! — детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня.

Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранные, а значит, соблюдать режим им совсем не просто. Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз: лучше поставьте будильник на полчаса раньше. Пожалуй, самое трудное время — вечер, когда пора ложиться спать. Можно предоставить ему в этом некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого).

 

Десятое, и последнее — своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех.


Интернет-зависимость

Появление социальных сетей во многом изменило общение между людьми.

Особенно Интернет влияет на подростков.

Подростки могут часами разговаривать по телефону, переписываться в социальных сетях или просто играть в игры.

 

У подростков, чрезмерно увлекающихся Интернетом, обычно меньше друзей и менее активная социальная жизнь. Они проводят время в уединении перед монитором.

 

Интернет-зависимость также уменьшает физическую активность подростков. Это формирует нездоровый и малоподвижный образ жизни.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Если подросток проводит много времени за компьютером, это еще не значит, что он зависим от Интернета. Но он мог бы с большей пользой для себя воспользоваться временем, которое он проводит за компьютером.

 

Вы можете контролировать ребенка, но он, вероятно, воспримет это враждебно. Помните, что он уже не малыш и имеет право на самостоятельные решения. Подсказывайте детям правильные решения, но никогда не принимайте решений за них.

 

Расскажите сыну о правилах безопасности в сети, научите его безопасному взаимодействию в социальных сетях и форумах (о размещении личной информации)

 

Корректно старайтесь по возможности узнать с кем общается ребенок, состоит ли он в каких-либо группах, делится ли с вами частью информации личного характера

 

Запрет на взаимодействия с гаджетом, не даст положительного результата. Подросток найдёт способ использования гаджетов (просмотр контента совместно с друзьями в школе, игры на гаджетах друзей, в конечном итоге, разблокировка гаджетов родителей и их использование)

 

Предложите ребёнку обучающие программы, которые можно проходить онлайн, используя гаджет. Покажите ему возможности персональных когнитивных онлайн тренировок, повышающих внимание и развивающих интеллект.


 

Если ваше чадо постоянно в социальных сетях, то добавьте его к себе в друзья и подпишитесь на группы, которые ему интересны. Время от времени вы можете даже общаться с ребенком с помощью того средства коммуникации, которое он предпочитает. Подобный «трюк» поможет установить контакт в случае, если разговор между вами и ребенком не клеится.

 

Поговорите с ребенком о своем отношении к его пристрастию по-дружески. Не обвиняйте его. Спокойно скажите почему вы против, что вас беспокоит. Убедитесь в том, что ребенок понимает, что главная причина вашего сопротивления – его безопасность и здоровье. Донесите до ребенка, что каждый в вашей семье высоко значим и любим. Не читайте нотаций. Зная какими играми увлекается ваш ребенок, верните его в реальность. Предложите ему совместную настольную или активную игру с похожим смыслом. Виртуальный мир помогут конструкторы или химические наборы, позволяющие «копировать» его деятельность в популярных играх. Если сын или дочь предпочитает компьютерные игры типа квест, запланируйте совместный выход в квест комнаты в реальности.

 

Предложите ребенку игры в кругу друзей в реальности дома, например в «Мафию»,

«Активити», «Крокодила» «Кто Я?» и другие, которые обязательно понравятся детям, организуйте им чаепитие.

 

Придумайте вместе с ребенком новое хобби, семейный праздник, традицию. Наличие хобби – самый «мощный» инструмент излечения от зависимости, и не только от интернета. Если вы уже знаете интересы ребенка, предложите ему варианты офлайн-активности: будь то занятия спортом, театром или музыкой.

 

Введите в своей семье: «День без интернета». Придумайте способы поощрения за проведения времени без интернета. Чем интереснее и сложнее правила, тем лучше может оказаться эффект.

Будьте ребенку примером, ограничивайте свое время пользования интернетом, когда общаетесь с ним. Исследователи доказали, что дети часто чувствуют себя покинутыми, когда родители отвлекаются от разговоров на телефон или компьютер. Так что возьмите себе за правило не отвлекаться на устройства, когда разговариваете с ребенком. Покажите вашему ребенку, что он значим для вас, искренне интересуйтесь его жизнью


Послушание и ответственность

 

 

 

 
  Уровни ответственности Ребенок выступает в качестве помощника Ребенок нуждается в напоминании                и контроле, хотя он сам знает необходимые для выполнения задания действия Самостоятельность.                                Ребенок сам выполняет работу с удовлетворительным результатом, но и не нуждается                в напоминании Составляющие ответственности Понимание задачи Согласие с поставленной задачей Умение самостоятельно мотивировать поставленные действия  
 

 

 
       

РЕКОМЕНДАЦИИ

Взросление человека означает расширение его прав и обязанностей, и подросток уже достаточно взрослый для того, чтобы взять на себя часть домашних дел. Вместо разовых поручений договориться с подростком о постоянных обязанностях, зонах ответственности ребенка.

Зачастую при обсуждении важных домашних и семейных вопросов мы отправляем ребенка в свою комнату, предпочитая, чтобы в обсуждении участвовали только взрослые, т.к. дети еще ничего не понимают в этом. Необходимо привлекать подростка к обсуждению таких вопросов, высказывать аргументы «за» и «против», рассматривать различные варианты, их положительные и отрицательные стороны.

Расширять возможность свободного выбора своего ребенка. Принимая все решения за него, мы не даем подростку возможности приобретения опыта проверки правильности собственного выбора, свободы сделать что-либо по его усмотрению, ошибиться и самостоятельно убедиться в ошибочности своего решения.

Многие дети, став взрослыми, не умеют рационально распределять денежные средства, т.к. не имели опыта ведения денежных расчетов. Чтобы научить ребенка расходованию денег, предпочтительнее выделять ему определенную сумму на определенный отрезок времени. Какую сумму может выделить родитель своему ребенку, решать ему.

Подарите своему ребенку ежедневник и научите его вести: планировать дела и рационально распределять время, анализировать потраченное время и оценивать потери. Вместе с подростком планируйте дела на неделю, месяц; распределите время на выполнение каких-либо дел; подготовьтесь к поездке в отпуск, составив вместе с ним план и отмечая выполненные пункты. Стимулируйте рациональное использование времени, вознаграждая успех в этом возможностью потратить освободившееся время интересным для него занятием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.059 с.)