Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Производительность трудовой деятельности управленческих работников и её показатели
Производительность является сложной экономической категорией, определяющей степень эффективности использования труда за конкретный промежуток времени. Как технико-экономический показатель она демонстрирует величину трудозатрат, которая приходится на единицу выполненных работ, операций, произведённых действий, услуг, 1 управленческую процедуру или количество этих работ, операций, действий, процедур, услуг в единицу времени (час, месяц, минуту, год). Чем выше производительность труда, тем ниже себестоимость производимой продукции, выше прибыль и рентабельность, результативность функционирования организации. Основными показателями производительности труда на уровне предприятия являются показатели выработки и трудоёмкости. Выработка — это количество выполненных работ, операций, произведённых действий, управленческих процедур, услуг (в натуральном или денежном выражении), произведенное в единицу рабочего времени одним среднесписочным работником либо только 1 сотрудником без учёта потраченного временного промежутка. Выработка может быть определена в расчете на один отработанный человеко-час (часовая выработка), человеко-день (дневная), на одного работника в год, квартал или месяц (годовая, квартальная, месячная). Годовая производительность труда или годовая выработка является основным плановым и учетным показателем для предприятия[2, c. 135-137]. Трудоёмкость является обратным показателем для выработки, то есть это количество трудозатрат (человеко-часы, человеко-дни) или только времени на единицу выполненных работ и операций, услуг, 1 управленческую процедуру. Трудоёмкость руководителей, специалистов и служащих определяется на производственных предприятиях как произведение трудоёмкости производства и отношения численности управленческого персонала к общему количеству вспомогательных и основных производственных рабочих или в целом как затраты труда сотрудников всех категорий, занятых как в основных, вспомогательных и обслуживающих подразделениях, так и в общезаводских службах компании. Показатель трудоемкости имеет некоторые преимущества перед показателем выработки: 1) он отражает прямую связь между объемом работы и трудозатратами; 2) применение показателя трудоемкости позволяет увязать проблему измерения производительности труда с факторами и резервами ее роста.
Трудоемкость является не только показателем производительности живого труда, но и важным инструментом определения потребной численности работников, расчета средств на оплату труда, оценки влияния факторов и выявления резервов повышения производительности труда. Для определения трудоёмкости и затрат полезного (эффективного) фонда рабочего времени у управленческого персонала можно использовать 2 метода — хронометраж и фотографирование дня работы. Последнее ложится в основу составления баланса рабочего времени. Фотография рабочего времени (ФРВ) – изучение распределения времени конкретного сотрудника путем наблюдения, измерения и документирования всех без исключения затрат времени на выполнение рабочих операций в течение всего рабочего дня. То есть с помощью этой методики исследуют структуру времени работы, опыт лучших сотрудников для поиска более оптимальных способов организации труда, устанавливают нормы (производят нормирование трудовой деятельности) и выявляют причины их невыполнения, оценивают результативность рабочего процесса сотрудников. Хронометраж — также выполняется для исследования затрат времени на повторяющиеся операции или действия, при этом фиксируется и измеряется их продолжительность. Это необходимо для того, чтобы выявить наиболее трудоёмкие операции и свести трудозатраты (затрачиваемое время) к минимуму, оптимизировать их. Хронометраж обычно выполняют с помощью секундомера непосредственно на рабочем месте или путем анализа видеозаписи трудового процесса. Изучаемый трудовой процесс или операция расчленяется на измеримые части или элементы, и каждый элемент хронометрируется отдельно. Фиксажные точки в хронометраже – моменты времени, соответствующие моментам начала и окончания наблюдаемых операций или их элементов. Именно в эти моменты начинаются и заканчиваются замеры времени. Фиксажные точки должны четко определяться по внешним признакам (видимым или слышимым). Группу результатов наблюдений (для определения длительности выполнения конкретной операции или отдельного ее элемента) принято называть хронорядом[3, c. 164-171; 8, c. 66-74; 17, c. 350-352].
Для оценки производительности труда управленческого персонала могут применяться три метода определения выработки: натуральный, стоимостный, нормированного рабочего времени (трудовой). При трудовом методе измеряются трудозатраты в нормо-часах. Преимущество его по сравнению с другими заключается в том, что при расчетах применяются более точный измеритель - трудоемкость каждого вида работ или услуг независимо от степени их готовности. При этом широко используются как фактические, так и нормативные трудовые затраты. Недостаток метода заключается в том, что он может применяться только на предприятиях, на которых хорошо развито нормирование труда. При стоимостном методе показатели производительности труда определяются как показатели отношения объёма продаж в стоимостном выражении (выручки) к затратам рабочего времени или количеству управленческих сотрудников. Стоимостное измерение деятельности обеспечивает показателю производительности более широкие границы применения по сравнению с соответствующими показателями в условно-натуральном выражении. Также сюда можно отнести и объёмы заёмных финансовых ресурсов (инвестиций, кредитов, займов), поскольку процесс привлечения входит в функционал руководителей и менеджеров разных звеньев. При натуральном методе выполненные работы, услуги, управленческие процедуры, решения, операции, действия измеряются в натуральных единицах. Теоретически он наиболее правильно отражает суть производительности труда, так как количество управленческих действий, работ и услуг непосредственно связано с величиной затрат времени на ее изготовление. К этому методу можно подвести количество подготовленных документов, подписанных договоров, введённых в эксплуатацию, согласованных и реализованных проектов, принятых управленческих решений, выполненных работ и предоставленных услуг[4, c. 104-107; 5, c. 534-538]. При оценке производительности труда административно-управленческого персонала следует учитывать следующие факторы: - административно-управленческий персонал, как правило, работает на общий результат, что создает серьезные препятствия для оценки индивидуальной производительности труда; - сложности, возникающие в процессе измерения производительности труда этой категории работников, поскольку при оценке объема выпуска услуг необходимо рассчитывать не просто результаты работы, а результаты в форме разных видов услуг, что требует как можно более полного удовлетворения потребителей каждого конкретного вида услуг; - комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня производительности труда, должен включать меры как по снижению издержек на оказание услуг, так и по улучшению качества и полезности соответствующих видов услуг; в зависимости от выполняемых функций при оценке необходимо использовать разные показатели и критерии[22, c. 430-432; 33, c. 162-170]. Для всех категорий трудовых ресурсов на предприятии можно выделить три разновидности производительности труда, что отражено на рисунке 3. Рисунок 3 — Типы (формы) производительности труда
Фактическая — это результативность по отношению к количеству чего-либо, что было выпущено или оказано организацией. Наличная производительность иллюстрирует, каких показателей можно добиться, если полностью избавиться от существующих издержек и причин простоя, не изменяя при этом оборудование и материалы. На практике перспектива реализации такой производительности крайне мала. Ее используют как некий эталон, к которому стоит стремиться сотрудникам фирмы. С наличной производительностью сравнивают фактическую, чтобы получить ее адекватную оценку. Потенциально возможная производительность похожа на наличную, однако она подразумевает более глобальный подход. Этот показатель иллюстрирует, какое количество чего-либо можно выполнить или осуществить на данном уровне развития в случае, если влияние простоев и задержек будет сведено к нулю[4, c. 107-109]. Производительность трудовой деятельности управленческих сотрудников входит также и в показатели эффективности управления. В настоящее время используется так называемые целевые показатели оценки и система KPI (Key Performance Indicator). Целевые показатели — это ключевые показатели результативности, значение которых указывает на то, достиг ли сотрудник поставленных целей или нет. Особенность целевых показателей для управленческих работников заключается в том, что руководители заняты в процессах управления и не участвуют в основной деятельности в качестве исполнителей. KPI — это показатель достижения успеха в определенной деятельности или в достижении определенных целей, количественно измеримый индикатор фактически достигнутых результатов. KPI являются измерителями результативности, эффективности, производительности и бизнес-процессов. KPI руководителей выступает в качестве основных показателей эффективности управления, которые в свою очередь состоят из целевых показателей. Источниками формирования KPI руководителей высшего, среднего и нижнего звена компаний являются: стратегические цели компании, координаторами которых могут выступать руководители подразделений; проекции управления, каждая из которых представляет особый взгляд на организацию и особую методологию управления. В разрезе проекций ставятся цели и целевые показатели, которые входят в KPI руководителей. Бизнес-процессы являются одной из проекций управления. В данный вид процессов относятся и суммы привлечённых финансовых ресурсов, что можно считать также и производительностью труда руководителей [12, c. 772-776]. Такая экономическая категория как «производительность труда» может быть рассмотрена и как эффективность его использования и определяется отношением экономического результата, системы (выручка, доход, прибыль) и затратами, связанными с привлечением и использованием ресурсов труда (затрат на заработную плату, социальные выплаты, подбор и расстановку кадров, охрану труда и прочие) или оснащённостью рабочих мест основными средствами. Следовательно, в этот показатель входят зарплатоотдача, зарплатоёмкость (связанные как с выручкой, так и с прибылью), фондоотдача, фондовооружённость, рентабельность труда (как произведение фондовооружённости, 100% и рентабельности основных фондов)[13, c. 18-23; 15, c. 9-10; 30, c. 90-94].
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.009 с.) |